Публикации
ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор: Елена Алексеевна Симонова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор: Елена Алексеевна Симонова
«КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ» Cимонова Елена Алексеевна ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК», г. УльяновскОдним из важнейших условий эффективности самостоятельной работы студентов является ее контроль. Понимание студентом сути реализуемой системы контроля самостоятельной работы на всем протяжении обучения в вузе дисциплинирует, предохраняет от бесцельной траты времени, вносит организованность и упорядоченность в учебную деятельность, подготовку к итоговому контролю, а в целом обеспечивает субъектную позицию студента в процессе всего периода обучения. Контроль – это процесс проверки и сопоставления фактических результатов обучения с запланированными и установление их соответствия нормам, стандартам. Контроль включает выявление результатов, их измерение и оценивание, что предполагает создание системы, включающей цели, задачи, предметы контроля и его содержание, формы, виды, методы и т. д. Общей целью контроля самостоятельной работы студентов является получение обратной связи о том, как происходит учебная деятельность студентов, предупреждение возможных ошибок и упущений, своевременное выявление отклонений для недопущения дальнейшего снижения качества самостоятельной работы студентов и качества работы педагогов в организации образовательного процесса, а также изучение и оценка уже свершившихся отклонений и принятие решений по их устранению. Эффективность контроля в свою очередь обеспечивает реализация следующих принципов: 1. Стратегическая направленность контроля означает установление приоритетности и сосредоточенность контролирующей деятельности на главном, прежде всего на выявлении степени решения задач, соответствующих дисциплине, практике, научно-исследовательской работе студентов и т. д. 2. Определенность контроля (целевая, предметная, персональная, нормативная и временная) означает точное определение целей и задач контроля, его предмета, состава контролирующей и контролируемой групп, критериев и норм оценки, определение сроков контроля. 3. Системность контроля означает, что контроль самостоятельной работы студентов – только часть системы контроля образовательного процесса, что все виды контроля учебной деятельности студентов дополняют друг друга и дают в совокупности объективную информацию об уровне подготовки студентов и состоянии дел в образовательном учреждении. 4. Демократичность и толерантность означают, что при осуществлении контроля самостоятельной работы студентов предполагается смещение центра тяжести с авторитарности и единоначалия на демократизацию и децентрализацию. Данный принцип предполагает делегирование прав, полномочий и ответственности в осуществлении контроля самим студентам, расширение доверительности контроля. Это реализуется за счет использования коллективных форм контрольной деятельности (в том числе «преподаватель – студент», «студент – студент») и таких ее форм, как самоконтроль и взаимоконтроль. Следует также подчеркнуть, что этот принцип предусматривает открытость, гласность контроля, его ориентированность на конструктивное решение имеющихся проблем. Важным требованием, предъявляемым к проверяющему преподавателю или студенту в связи с этим, становится проявление толерантности к индивидуальным особенностям проверяемого. 5. Оптимальность и объективность означают, что при реализации контроля следует избирать содержание, формы и методы, которые адекватны целям проверки и позволяют получать объективную информацию о состоянии контролируемого объекта. 6. Созидательность осуществляемой проверки означает, что основное предназначение контроля заключается в том, чтобы способствовать получению положительных результатов обучения, повышению качества самостоятельной работы студентов, улучшению деятельности всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности. Важнейшим аспектом проверки является методическая помощь студентам в осознании сильных и слабых сторон их учебной деятельности, устранении имеющихся недостатков, определении путей и способов совершенствования. Именно методическая составляющая контроля делает его педагогически целесообразным и корректным. [1] Эффективность контроля обеспечивает соблюдение следующих требований к его проведению: 1) целенаправленность, планомерность и систематичность – контроль должен осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения; 2) объективность – контроль основан на критериях и нормах оценки, отражает уровень усвоения учебного материала и освоения умений и навыков; 3) полнота охвата контролем всех разделов, задач, значимых компонентов учебного процесса; 4) разнообразие форм, методов проведения обеспечивает выполнение всех функций контроля, повышение интереса обучающихся к его проведению и результатам; 5) индивидуальный характер – необходимо фиксировать результаты индивидуального процесса, уровень знаний конкретного студента, учитывать индивидуальные качества (застенчивость, медлительность, физические недостатки и т. д.); 6) экономичность по временным затратам (при проведении и проверке); 7) гласность означает фиксацию хода и результатов контроля и своевременное информирование о результатах, процедуре, критериях оценки; 8) обоснованность, мотивированность проведения контроля требованиями нормативов (соотносится с ответами других студентов, с самооценкой, с мнением группы). Студент должен иметь информацию о системе контроля самостоятельной работы, которая представлена в различных документах: учебный план; учебно-методические комплексы по дис-циплинам (УМКД); программы практик и т. д. Управление самостоятельной работой студентов осуществляется через следующие формы контроля (основание для данной классификации – место в учебном процессе): следящий, текущий, итоговый. Следящий контроль осуществляется в ходе аудиторных занятий в процессе выслушивания устных ответов студентов, собеседования, диспутов, дискуссий и т. д. Преподаватель может также фронтально просмотреть наличие письменных работ, конспектов, проверить выполнение студентами упражнений, задач и т. д. Критериями оценки при осуществлении следящего контроля являются: уровень освоения учебного материала; умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач; самостоятельность, обоснованность и четкость изложения ответа и т. д. Следящий контроль позволяет преподавателю установить ритмичность выполнения студентом заданий, ответственное отношение к учебе. Для более качественной оценки возможно использование самооценки, взаимооценки студентов по разработанным картам, вопросникам, реферированию и аннотированию студентами заданий, выполненных при под- готовке к занятию и на самом занятии[2] Текущий контроль осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных студентами во внеаудиторное время. Это, как правило, работы индивидуального характера – индивидуальные домашние задания (ИДЗ): рефераты, мини-исследования, методические разработки, самоотчеты и т. д. Критерии и нормы оценки разрабатываются преподавателем в соответствии со спецификой данного вида работы. Преподаватель обеспечивает своевременное получение студентами данной информации, а также методических указаний по выполнению заданий. Данные виды работ преподаватель собирает и проверяет, выставляя соответствующую оценку. Своевременные выполнение и сдача ИДЗ могут быть определены преподавателем дисциплины как допуск к промежуточному или итоговому контролю. Содержание ИДЗ может быть включено в итоговый контроль, а оценки могут влиять на итоговую оценку (прежде всего если используется балльно-рейтинговый контроль). Промежуточный контроль по дисциплине осуществляется при проведении контрольных работ, тестирования (в ходе учебных занятий). Преподаватель выставляет оценки за данные виды работы в соответствии с разработанными им критериями и нормами. Наличие положительной оценки за контрольную работу или тест может определяться как допуск к итоговому контролю или являться одной из слагаемых общей оценки, получаемой на итоговом контроле (прежде всего если используется балльно-рейтинговый контроль). Промежуточный контроль по научно- исследовательской работе студентов может быть реализован как участие в конкурсе, выступление на конференции. Итоговый контроль осуществляется через различные формы. Поскольку построение учебного процесса осуществляется в соответствии с учебным планом, то и основные формы итогового контроля определены в данном документе. Студенту следует знать не только, какие формы итогового контроля ему предстоит пройти, но и реализуемые в них способы оценивания: 1) по каждой учебной дисциплине – это зачет («зачтено», «не зачтено») или экзамен («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»); обязательные контрольные работы («зачтено», «не зачтено»); 2) по каждой практике – представление отчета («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»); 3) по научно-исследовательской работе в семестре – представление отчета по выполнению плана научно-исследовательской работы («зачтено», «не зачтено»); 4) итоговая государственная аттестация – государственные экзамены («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»); выполнение выпускной квалификационной работы – защита («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Каждый преподаватель для итогового контроля разрабатывает по своей дисциплине теоретические вопросы и практические задания (задачи), которые студенты обычно выполняют в ходе самостоятельной аудиторной или внеаудиторной работы. В связи с этим студентам следует еще в начале освоения дисциплины иметь список вопросов и заданий итогового контроля, чтобы определить ритм и интенсивность своего труда по подготовке к нему. Вполне логично обратить особое внимание на их подготовку. Важно соотнести все вопросы и задания итогового контроля с тематикой аудиторных занятий и представленной преподавателем «Программой самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины». Это поможет студенту осознать значимость заданий, предлагаемых для самостоятельного выполнения. Опытные преподаватели также рекомендуют студентам обратить внимание на субъективную оценку сложности того или иного вопроса или задания и уяснить, изучаются они в процессе аудиторных или внеаудиторных занятий. Это поможет принять правильное решение о необходимости присутствия и активной работы на соответствующих занятиях (или консультациях по самостоятельной работе студентов). Традиционная форма проведения экзамена предполагает индивидуальные ответы студента на один-два вопроса и выполнение одного практического задания (в соответствии с выбранным экзаменационным билетом). Вместе с тем преподаватель может использовать письменные формы итогового контроля, предполагающие представление или публичную защиту портфолио по дисциплине, выполненных студентами итоговых творческих работ, проектов или других продуктов творческой деятельности. Итоговый контроль осуществляется в период зачетной недели и экзаменационной сессии. По нормативу на подготовку к экзамену отводится тридцать шесть часов внеаудиторной самостоятельной работы. Вместе с тем студентам следует понимать, что подготовка к нему происходит постепенно в процессе выполнения специально разработанных преподавателем заданий. Чтобы понять, что случайных заданий не бывает, студент должен изучить список вопросов и заданий к итоговому контролю. В период экзаменационной сессии самостоятельная работа приобретает важнейшее значение. Для подготовки к сессии и успешной сдачи зачета или экзамена необходимо повторить весь учебный курс. Студентам следует обратить внимание на те вопросы, которые были слабо изучены или не поняты в ходе учебного процесса, а также на темы, предложенные для самостоятельного изучения. Представляется важным присутствие на консультации перед экзаменом. Можно порекомендовать студентам заранее задать преподавателю те вопросы, освещение которых для них важно. Характеризуя формы контроля, используемые преподавателем, следует отметить возможность их классификации по особенностям коммуникации (по форме организации взаимодействия субъектов): фронтальная, индивидуальная, групповая. Так, если при проведении зачета по дисциплине студенты выступают индивидуально, защищая свое портфолио, то контроль является итоговым по месту в учебном процессе. Но при этом по форме организации взаимодействия субъектов это фронтальный контроль, так как студент общается и с преподавателем, и с другими студентами, которые не только присутствуют на защите, но задают вопросы, высказывают свое мнение по поводу и содержанию портфолио и по поводу самого выступления. Следует обратить внимание студентов на то, что преподаватель дисциплины, руководитель практики или научный руководитель (руководитель научно-исследовательской работы студентов) определяет форму выполнения и представления для контроля всех учебно-исследовательских заданий, а именно: письменную, устную, смешанную, с использованием технических средств и информационных систем. Выделим общие критерии оценки письменных работ: объем и структура работы; логика изложения материала; использование соответствующей терминологии; наличие ссылок на источники информации; степень раскрытия проблемы (темы); выполнение необходимых расчетов, представление результатов в таблицах, рисунках; формулировка выводов по итогам работы; соблюдение стилистики вида документа. При оценке устного выступления по результатам самостоятельной работы общими критериями являются: уровень освоения учебного материала; умение использовать теоретические знания для решения практических задач; обоснованность и четкость изложения ответа. Преподаватели учитывают общие критерии при разработке критериев и норм оценки по каждому заданию. В связи с формами выполнения и представления для контроля учебно-исследовательских заданий могут быть выделены соответствующие виды контроля: письменный, устный или в смешанных формах, а также контроль с помощью технических средств и информационных систем. Основанием для данной классификации видов контроля стала форма представления результатов самостоятельной работы студентов. Для понимания студентами разнообразия контрольных процедур, участниками которых они являются, следует хотя бы кратко представить характеристику понятия «метод контроля» и рассмотреть специфику некоторых методов. Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой выявляются качество усвоения учебного материала и овладения студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками. Преподаватель выбирает метод контроля в соответствии с содержанием, формой, видом контроля и т. д. Основные методы контроля: – устный опрос, собеседование (фронтальный, индивидуальный, комбинированный, групповой), – письменная проверка, – смешанная проверка, – практическая проверка, – стандартизированный контроль (тестирование) и т. д. Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. Он обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя, так как при непосредственном контакте создаются условия для его неформального общения со студентом. Письменный опрос позволяет объективно оценить ответы студентов, сэкономить время преподавателя в процессе аудиторных занятий, сохранить объективный характер отметки, так как преподаватель не учитывает индивидуальные особенности студентов. Контроль результатов образования с использованием информационных технологий и систем обеспечивает: быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении студентами контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий; возможность детально и персонифицированно представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения; формирование и накопление интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы; привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсами и средствами; возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы. В то же время контроль с применением технических средств уступает письменному и устному контролю в отслеживании индивидуальных способностей студента Оптимально спланированная самостоятельная работа студента, правильно организованный контроль за ее исполнением, залог успешной профессиональной траектории студента.Литература1. Дыбина Ольга Витальевна Щетинина Валентина Владимировна Контроль самостоятельной работы студентов в вузе теория и практика общественного развития (2015, № 4)1232.Дыбина О.В., Щетинина В.В. Построение системы организации самостоятельной работы бакалавров в вузе // Научное мнение. 2013. № 3. С. 129