Публикации Программа "Фантазируй и моделируй"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Фантазируй и моделируй"
Автор: Корзова Ольга Анатольевна


Муниципальное бюджетноее учреждение
дополнительного образования
муниципального образования Город Архангельск
"Соломбальский Дом детского творчества"
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол № 1
25 марта 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора
МБУ ДО СДДТ
_______________ Т.В. Мымрина
Приказ № 92 от
27 марта 2020 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Фантазируй и моделируй
Технической направленности
Возраст учащихся: 6-8 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Корзова Ольга Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Архангельск
Год разработки 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта
3
2. Комплекс основных характеристик образования
5
2.1
Пояснительная записка
5
2.2
Учебный план
7
2.3
Учебно-тематический план
8
2.4
Содержание программы
11
2.5
Планируемые результаты и формы их проверки
19
3. Комплекс организационно-педагогических условий
20
3.1
Календарный учебный график
20
3.2
Формы аттестации и оценка образовательных результатов
23
3.3
Оценочные материалы
27
3.4
Методическое обеспечение программы
30
3.5
Условия реализации программы
37
3.6
Список информационных источников
38
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1
Наименование программы (услуги)
Образовательная программа
(Реализация дополнительных общеразвивающих программ (ББ52))
2
Полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется данная программа (услуга)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения Фантазируй и моделируй
3
Год разработки
2020
4
Вид деятельности по программе
Оригами, LEGO-конструирование
5
Направленность дополнительного образования
техническая
6
Аннотация (краткое описание содержания и иная информация, необходимая для заказчиков и получателей образовательных услуг)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Фантазируй и моделируй имеет техническую направленность и состоит из 2 модулей: Оригами и LEGO-конструирование
7
Указание на уровень сложности содержания программы (стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутый (углублённый))
Ознакомительный уровень
7
Место реализации программы (фактический адрес оказания услуги; при реализации программы в сетевой форме в разных местах указываются все адреса)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Город Архангельск Соломбальский Дом детского творчества
9
Возрастная категория учащихся (адресат программы)
6-8 лет
10
Указание на необходимость медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта (для программ физкультурно-спортивной направленности)
Медицинского заключения не требуется
11
Указание на адаптированность программы для учащихся с ОВЗ (включая указание на вид ограничений)
Без адаптации
12
Нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения)
72 часа
13
Режим занятий, продолжительность каждого занятия
1 раз в неделю по 2 академических часа
14
Сведения о педагогических работниках, реализующих программу (Фамилия имя отчество, квалификационная категория, образование, регалии)
Корзова Ольга Анатольевна, без категории, педагогическое образование
15
Форма обучения по программе (очная, заочная, очно-заочная)
очная
16
Объем программы общий и отдельно по формам обучения (очная/заочная), по использованию дистанционных технологий (с использованием/ без использования), по использованию сетевой формы (с использованием/ без использования), формам организации образовательной деятельности (групповая/ индивидуальная)
Объём - 72 академических часа;
Очная форма – 72 академических часа.
Без использования дистанционных технологий.
Без использования сетевой формы
Групповая форма организации деятельности -72 академических часа
17
Минимальное - максимальное число детей, учащихся в одной группе
Минимальное – 10 чел.
Максимальное – 15 человек
2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения Фантазируй и моделируй (далее – программа) имеет техническую направленность.
Важность технического образования состоит в том, что в процессе конструирования у детей интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений.
Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Возможность использования программы в других образовательных системах. Данная программа может быть использована как программа внеурочной деятельности в образовательных организациях, как дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в лагерях с дневным пребыванием детей, стационарных загородных лагерях.
Цель - развитие творческих и технических способностей детей посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов.
Задачи.
Образовательные:
- обучить основам конструирования и моделирования;
- обучить отдельным приемам, технике и технологии изготовления поделок из бумаги в технике оригами;
- научить моделировать объекты из конструктора LEGO по образцу, по схеме и собственному замыслу;
Развивающие:
- формирование учебной мотивации и мотивации к творческому поиску;
- развитие элементарного технического мышления, изобретательности, образного и пространственного мышления;
- развитие воли, терпения и самоконтроля.
Воспитательные:
- воспитание дисциплинированности, ответственности, самоорганизации;
- воспитание трудолюбия, уважения к труду;
- формирование чувства коллективизма и взаимопомощи.
Отличительная особенность программы в том, что она состоит из двух модулей: 1 модуль Оригами, 2 модуль LEGO-конструирование, что позволяет развивать навыки начального технического моделирования в двух разных направлениях.
Также сочетание теоретического и практического курса в обоих модулях обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что, несомненно, будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию ребят.
Еще одной отличительной особенностью является то, что техника оригами не требует больших материальных вложений, что позволяет, используя минимальные финансовые затраты научить детей навыкам начального технического обучения.
Адресат программы, характеристика учащихся. По программе могут обучаться дети в одновозрастных и разновозрастных группах в возрасте от 6 до 8 лет без специальной подготовки. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний.
Выбор возраста для обучения по программе Фантазируй и моделируй обусловлен тем, что дети 6-8 лет уже способны анализировать, систематизировать и группировать объекты по признакам, устанавливают простые причинно-следственные связи. Также у них начинают формироваться приемы произвольного и логического запоминания. И что наиболее важно, на смену наглядно-действенно-образному мышлению приходит логическое мышление.
Сроки и этапы реализации программы – 1 год обучения
1 модуль – 16 недель, 32 академических часа
2 модуль – 20 недель, 40 академических часов
Объём программы: 72 академических часа
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-беседа, практическое занятие, занятие-игра, виртуальная экскурсия, занятие-фантазия, защита проекта, игра по станциям, видео-занятие.
Режим занятий:
1 раз в неделю по 2 академических часа. 1 академический час – 45 мин.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5 знать и уметь
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.2, 2.3, 3.2, 3.3
Нормативно-правовое обоснование программы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции).
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение от 4.09.2014 № 1726 – p).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО Московский государственный педагогический университет, ФГАУ Федеральный институт развития образования, АНО дополнительного профессионального образования Открытое образование от 18.11.2015.
СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660).
Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
Устав МБУ ДО СДДТ
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО СДДТ.
Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
Название раздела
Всего часов
1
1 модуль Оригами
32
2
2 модуль LEGO-конструирование
40
Итого часов по программе (объём программы)
72
2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы
Количество часов
Формы
аттестации\
контроля
Всего
Теория
Практика
1 модуль Оригами
1 раздел Искусство оригами
1
Вводное занятие. История оригами
2
1
1
Анкетирование
2
Условные обозначения в оригами
2
2
Тестирование
3
Базовые формы в оригами
4
2
2
Практическая работа
2 раздел Простое оригами
4
Оригами животные
2
1
1
Практическая работа/выставка
5
Оригами растения
2
1
1
Практическая работа/выставка
6
Оригами транспорт
2
1
1
Практическая работа/выставка
7
Оригами игрушки
2
1
1
Практическая работа/выставка
3 раздел Модульное оригами
8
Модульное оригами. Разновидности модуля
2
1
1
Практическая работа
9
Простые фигуры из модуля
2
2
Практическая работа/выставка
10
Сложные фигуры из модуля
4
1
3
Практическая работа/выставка
11
Проект Зоопарк
6
1
5
Практическая работа/выставка/защита проекта
12
Итоговое занятие
2
2
Промежуточная аттестация по итогам изучения 1 модуля в форме игры по станциям От простого к сложному
Итого
32
12
20
2 модуль LEGO-конструирование
1 раздел Что такое LEGO?
1
Вводное занятие. История LEGO.
2
2
Викторина
2
Форма и размер деталей. Варианты скреплений. Виды крепежей.
2
1
1
Практическая работа
3
Игровая деятельность с LEGO
2
2
Практическая работа
2 раздел Плоскостное конструирование
4
LEGO-симметрия
2
1
1
Практическая работа/выставка
5
LEGO-мозаика
2
1
1
Практическая работа/выставка
3 раздел Животный и растительный мир
6
Домашние и дикие животные
2
1
1
Практическая работа/выставка
7
Растения
2
1
1
Практическая работа/выставка
8
Подводный мир
2
1
1
Практическая работа/выставка
4 раздел Человек
9
Человек и его профессии
2
1
1
Практическая работа/выставка
10
Спорт
2
1
1
Практическая работа/выставка
5 раздел Архитектура
11
Дом с приусадебным участком
2
2
Практическая работа/выставка
12
Современное многоэтажное здание
2
1
1
Практическая работа/выставка
13
Мост
2
1
1
Практическая работа/выставка
6 раздел Транспорт и техника
14
Городской транспорт
2
1
1
Практическая работа/выставка
15
Специальный транспорт
2
1
1
Практическая работа/выставка
16
Воздушный транспорт
2
1
1
Практическая работа/выставка
17
Водный транспорт
2
1
1
Практическая работа/выставка
7 раздел Проектная деятельность
18
Работа над индивидуальным проектом
4
1
3
Конкурс
19
Итоговое занятие
2
2
Промежуточная аттестация по итогам изучения 2 модуля в форме игры Путешествие в LEGOLAND
Итого
40
17
23
Итого по программе
72
29
43
2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 модуль Оригами
1 раздел Искусство оригами
Вводное занятие. История оригами
Цель
Познакомить детей с историей техники оригами.
Теоретическая часть
Игра-знакомство с детьми. Правила техники безопасности. История искусства оригами. Традиционные и современные техники оригами.
Практическая часть
Приемы складывания бумаги. Деление квадрата на части.
Методы и формы
Словесный, наглядный, самостоятельная работа;
Фронтальная, индивидуальная;
Условные обозначения в оригами
Цель
Познакомить детей с основными условными обозначениями техники оригами.
Теоретическая часть
Азбука Оригами: приемы и знаки, изучение условных обозначений и схем. Рассказ о работе с технологической картой и схемами. Тест.
Методы и формы
Словесный, наглядный;
Фронтальная, индивидуальная;
Базовые формы в оригами
Цель
Познакомить детей с базовыми формами техники оригами.
Теоретическая часть
Знакомство с основными базовыми формами оригами: треугольник, книга, дверь, блин. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая часть
Приемы складывания бумаги. Складывание базовых форм оригами: треугольник, книга, дверь, блин. Изготовление оригами согласно базовым формам
Методы и формы
Словесный, наглядный, практический;
Фронтальная, индивидуальная;
2 раздел Простое оригами
Оригами животные
Цель
Научить детей изготавливать животных в технике оригами.
Теоретическая часть
Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая часть
Изготовление оригами: зайчик, лягушка.
Методы и формы
Словесный, наглядный, инструктивно-продуктивный;
Фронтальная, индивидуальная;
Оригами растения
Цель
Научить детей изготавливать растения в технике оригами.
Теоретическая часть
Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая часть
Изготовление оригами: тюльпан, роза.
Методы и формы
Словесный, наглядный, инструктивно-продуктивный;
Фронтальная, индивидуальная;
Оригами транспорт
Цель
Научить детей изготавливать различные виды транспорта в технике оригами.
Теоретическая часть
Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая часть
Изготовление оригами: самолет, лодка.
Методы и формы
Словесный, наглядный, инструктивно-продуктивный;
Фронтальная, индивидуальная;
Оригами игрушки
Цель
Научить детей изготавливать различные виды игрушек в технике оригами.
Теоретическая часть
Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая часть
Изготовление оригами: кошелек, говорящая мордочка.
Методы и формы
Словесный, наглядный, инструктивно-продуктивный;
Фронтальная, индивидуальная;
3 раздел Модульное оригами
Модульное оригами. Разновидности модуля
Цель
Научить детей изготавливать различные виды игрушек в технике оригами.
Теоретическая часть
Знакомство с модулями оригами.
Практическая часть
Изготовление модуля.
Методы и формы
Словесный, наглядный, самостоятельная работа;
Фронтальная, индивидуальная;
Простые фигуры из модулей
Цель
Научить детей изготавливать изделия в технике модульного оригами (до 20 модулей)
Теоретическая часть
Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая часть
Изготовление модульного оригами: звезда.
Методы и формы
Словесный, наглядный, инструктивно-продуктивный;
Фронтальная, индивидуальная;
Сложные фигуры из модулей
Цель
Научить детей изготавливать изделия в технике модульного оригами (больше 20 модулей)
Теоретическая часть
Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая часть
Изготовление модульного оригами: зайчик.
Методы и формы
Словесный, наглядный, инструктивно-продуктивный;
Фронтальная, парная;
Проект Зоопарк
Цель
Развитие у детей фантазии, ответственности и умения работать в команде.
Теоретическая часть
Кто есть в зоопарке? Презентация Зоопарки мира.
Практическая часть
Мозговой штурм Каким будет зоопарк в городе оригами. Разработка эскиза зоопарка. Распределение объектов проектирования (животных) среди учащихся. Изготовление оригами. Сбор всех выполненных объектов в один проект.
Методы и формы
Словесный, наглядный, проектный;
Фронтальная, парная, групповая;
Итоговое занятие.
Цель
Закрепление знаний, полученных при изучении модуля Оригами
Практическая часть
Игра по станциям От простого к сложному
Методы и формы
Словесный, наглядный, игровой;
Фронтальная, групповая;
2 модуль LEGO-конструирование
1 раздел Что такое LEGO?
Вводное занятие. История LEGO
Цель
Познакомить детей с историей конструктора LEGO.
Теоретическая часть
Происхождение конструктора LEGO. Изобретатель конструктора. Виды конструкторов. Техника безопасности при работе с конструктором.
Методы и формы
Словесный, наглядный;
Фронтальная;
Форма и размер деталей. Варианты скреплений. Виды крепежей.
Цель
Познакомить детей с основными понятиями LEGO-конструирования.
Теоретическая часть
Форма и размер деталей. Варианты скреплений. Виды крепежей.
Практическая часть
Крепление деталей между собой.
Методы и формы
Словесный, наглядный, самостоятельная работа;
Фронтальная, индивидуальная;
Игровая деятельность с LEGO
Цель
Дать возможность детям попробовать поработать с конструктором, построить модель по собственному замыслу; определить уровень умения.
Практическая часть
Изготовление моделей из LEGO.
Методы и формы
Словесный, наглядный, практический;
Фронтальная, индивидуальная;
2 раздел Плоскостное конструирование
LEGO-симметрия
Цель
Познакомить детей с одним из основных понятий конструирования - симметрией.
Теоретическая часть
Понятие LEGO-симметрия.
Практическая часть
Изготовление модели в технике LEGO-симметрия.
Методы и формы
Словесный, наглядный, практический;
Фронтальная, индивидуальная;
LEGO-мозаика.
Цель
Научить детей делать изображение на плоскости с помощью LEGO -кирпичей.
Теоретическая часть
Понятие LEGO-мозаика.
Практическая часть
Изготовление модели в технике LEGO-мозаика.
Методы и формы
Словесный, наглядный, практический;
Фронтальная, индивидуальная;
3 раздел Животный и растительный мир
Домашние и дикие животные
Цель
Научить детей конструировать модели животных из LEGO.
Теоретическая часть
Виды животных. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая часть
Конструирование моделей: кошка, собака, слон, жираф.
Методы и формы
Словесный, наглядный, инструктивно-продуктивный;
Фронтальная, индивидуальная;
Растения
Цель
Научить детей конструировать модели растений из LEGO.
Теоретическая часть
Виды растений. Образцы готовых изделий.
Практическая часть
Конструирование моделей по собственному замыслу: цветок, дерево.
Методы и формы
Словесный, наглядный, практический;
Фронтальная, индивидуальная;
Подводный мир
Цель
Научить детей конструировать модели обитателей подводного мира из LEGO.
Теоретическая часть
Обитатели подводного мира. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая часть
Конструирование моделей: рыба, осьминог, водоросли.
Методы и формы
Словесный, наглядный, инструктивно-продуктивный;
Фронтальная, индивидуальная;
4 раздел Человек
Человек и его профессии
Цель
Научить детей конструировать модель человека из LEGO.
Теоретическая часть
Профессии человека. Образцы готовых изделий.
Практическая часть
Конструирование моделей по собственному замыслу: врач, учитель, строитель.
Методы и формы
Словесный, наглядный, практический;
Фронтальная, индивидуальная;
Спорт
Цель
Научить детей конструировать модель человека из LEGO.
Теоретическая часть
Виды спорта. Образцы готовых изделий.
Практическая часть
Конструирование моделей LEGO-спортсменов по собственному замыслу.
Методы и формы
Словесный, наглядный, практический;
Фронтальная, индивидуальная;
5 раздел Архитектура
Дом с приусадебным участком
Цель
Научить детей ориентироваться в схеме, на которой изображен план участка и уметь располагать постройки с учетом этого плана.
Практическая часть
Постройка дома с участком с использованием схемы размещения построек.
Методы и формы
Словесный, наглядный, инструктивно-продуктивный;
Фронтальная, парная;
Современное многоэтажное здание
Цель
Научить строить дома по собственному замыслу с учетом всех правил постройки зданий.
Теоретическая часть
Виды современных многоэтажных зданий. Распределение видов зданий по группам.
Практическая часть
Постройка современных многоэтажных зданий.
Методы и формы
Словесный, наглядный, практический;
Фронтальная, групповая;
Мост
Цель
Научить строить мост с учетом его особенностей.
Теоретическая часть
Типы мостов. Распределение типов мостов по группам.
Практическая часть
Постройка моста в зависимости от его типа.
Методы и формы
Словесный, наглядный, практический;
Фронтальная, групповая;
6 раздел Транспорт и техника
Городской транспорт
Цель
Научить строить модели транспорта по схеме.
Теоретическая часть
Виды городского транспорта и их значение. Правила ПДД.
Практическая часть
Строительство модели городского транспорта по схеме.
Методы и формы
Словесный, наглядный, инструктивно-продуктивный;
Фронтальная, индивидуальная;
Специальный транспорт
Цель
Научить строить модели транспорта по образцу.
Теоретическая часть
Виды техники специального назначения.
Практическая часть
Строительство модели транспорта специального назначения по образцу.
Методы и формы
Словесный, наглядный, самостоятельная работа;
Фронтальная, парная;
Воздушный транспорт
Цель
Научить строить модели транспорта по собственному замыслу.
Теоретическая часть
Виды воздушного транспорта.
Практическая часть
Строительство модели воздушного транспорта по собственному замыслу.
Методы и формы
Словесный, наглядный, самостоятельная работа;
Фронтальная, индивидуальная;
Водный транспорт
Цель
Научить строить модели транспорта по схеме.
Теоретическая часть
Виды морского транспорта. История водного транспорта.
Практическая часть
Строительство модели водного транспорта по схеме.
Методы и формы
Словесный, наглядный, инструктивно-продуктивный;
Фронтальная, индивидуальная;
Работа над индивидуальным проектом
Цель
Развитие способностей самостоятельно использовать полученные знания для решения практических задач.
Теоретическая часть
Опрос детей о идеях для индивидуального проекта.
Практическая часть
Реализация идеи проекта.
Методы и формы
Словесный, наглядный, проектный;
Фронтальная, индивидуальная;
Итоговое занятие
Цель
Развитие способностей самостоятельно использовать полученные знания для решения практических задач.
Практическая часть
Игра Путешествие в LEGOLAND
Методы и формы
Словесный, наглядный, игровой;
Фронтальная, индивидуальная;
2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
В результате освоения программы учащиеся будут
Знать:
- факты из истории искусства оригами;
- приемы работы с бумагой;
- основные обозначения оригами;
- базовые формы оригами;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов;
- различные приёмы работы с конструктором LEGO;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
- читать и зарисовывать схемы изделий оригами;
- создавать изделия оригами, пользуясь схемами;
- анализировать образец;
- решать задачи практического содержания;
- контролировать качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- реализовывать творческий замысел.
Формы проверки планируемых результатов: анкетирование, устный опрос, письменный опрос, тестирование, практическая работа, проектная деятельность, выставка, конкурс.
3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N п/п
Месяц
неделя
Часы
Тема
занятия
Форма
занятия
Форма
контроля/результат
1 модуль Оригами
1
Сентябрь
2 неделя
2
История оригами
Вводное занятие
Анкетирование
2
3 неделя
2
Условные обозначения в оригами
Занятие-путешествие
Тест
3
4 неделя
2
Базовые формы в оригами
Занятие-беседа
Практическая работа
4
Октябрь
5 неделя
2
Базовые формы в оригами
Практическое занятие
Практическая работа/выставка
5
6 неделя
2
Оригами животные
Занятие-игра
Практическая работа/выставка
6
7 неделя
2
Оригами растения
Занятие-исследование
Практическая работа/выставка
7
8 неделя
2
Оригами транспорт
Виртуальная экскурсия
Практическая работа/выставка
8
9 неделя
2
Оригами игрушки
Игра-занятие
Практическая работа/выставка
9
Ноябрь
10 неделя
2
Модульное оригами. Разновидности модуля
Занятие-беседа
Практическая работа
10
11 неделя
2
Простые фигуры из модуля
Занятие-фантазия
Практическая работа/выставка
11
12 неделя
2
Сложные фигуры из модуля
Занятие-игра
Практическая работа
12
13 неделя
2
Сложные фигуры из модуля
Практическое занятие
Выставка
13
Декабрь
14 неделя
2
Проект Зоопарк
Виртуальная экскурсия
Практическая работа
14
15 неделя
2
Проект Зоопарк
Практическое занятие
Практическая работа
15
16 неделя
2
Проект Зоопарк
Защита проекта
Выставка-конкурс
16
17 неделя
2
Игра по станциям От простого к сложному
Игра по станциям
Промежуточная аттестация по итогам изучения 1 модуля
2 модуль LEGO-конструирование
17
Январь
19 неделя
2
Вводное занятие. История LEGO. Правила безопасной работы с конструктором
Вводное занятие
Анкетирование, викторина
18
20 неделя
2
Форма и размер деталей. Варианты скреплений. Виды крепежей.
Занятие-путешествие
Практическая работа
19
21 неделя
2
Игровая деятельность с LEGO
Занятие-игра
Практическая работа
20
Февраль
22 неделя
2
LEGO-симметрия
Занятие-беседа
Практическая работа/выставка
21
23 неделя
2
LEGO-мозаика
Занятие-беседа
Практическая работа/выставка
22
24 неделя
2
Домашние и дикие животные
Занятие-игра
Практическая работа/выставка
23
25 неделя
2
Растения
Занятие-исследование
Практическая работа/выставка
24
Март
26 неделя
2
Подводный мир
Занятие-путешествие
Практическая работа/выставка
25
27 неделя
2
Человек и его профессии
Виртуальная экскурсия
Практическая работа/выставка
26
28 неделя
2
Спорт
Видео-занятие
Практическая работа/выставка
27
29 неделя
2
Дом с приусадебным участком
Занятие-беседа
Практическая работа/выставка
28
Апрель
30 неделя
2
Современный многоэтажный дом
Занятие-исследование
Практическая работа/выставка
29
31 неделя
2
Мост. Виды мостов
Занятие-беседа
Практическая работа/выставка
30
32 неделя
2
Городской транспорт
Занятие-беседа
Практическая работа/выставка
31
33 неделя
2
Специальный транспорт
Занятие-игра
Практическая работа/выставка
32
34 неделя
2
Воздушный транспорт
Занятие-беседа
Практическая работа/выставка
33
Май
35 неделя
2
Водный транспорт
Занятие-беседа
Практическая работа/выставка
34
36 неделя
2
Работа над индивидуальным проектом
Практическое занятие
Практическая работа
35
37 неделя
2
Работа над индивидуальным проектом
Защита проекта
Выставка-конкурс
36
38 неделя
2
Игра Путешествие в LEGOLAND
Итоговое занятие
Промежуточная аттестация по итогам изучения 1 модуля
3.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аттестация учащихся, занимающихся по программе Фантазируй и моделируй проводится в учебном году 2 раза: промежуточная по итогам изучения 1 модуля, промежуточная по итогам изучения 2 модуля.
Сроки проведения аттестации: декабрь, май.
Формы проведения аттестации: анкетирование, устный опрос, письменный опрос, викторина, практическая работа, выставка, выставка-конкурс. Так как возраст детей от 6 до 8 лет, то наиболее приемлемыми способами аттестации учащихся являются вышеперечисленные формы. Например, в устном опросе педагог узнает у детей насколько они усвоили пройденную тему, а на выставке работ можно наглядно увидеть усвоение пройденного материала.
Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить:
- насколько каждый из учащихся достиг планируемых результатов программы Фантазируй и моделируй;
- в какой степени учащиеся творческого объединения Фантазируй и моделируй овладели знаниями, умениями и навыками всей программы и каждого модуля в отдельности;
Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год, сводятся в Сводном протоколе промежуточной аттестации.
Система оценивания – безотметочная.
Согласно Положению О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, а так же с целью контроля и оценки достижений учащихся применяется методика определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО СДДТ и адаптированная конкретно к творческому объединению Фантазируй и моделируй. Разработан инструментарий по модулям, а также система текущего контроля и протоколы фиксации результатов.
Показатели и критерии результатов аттестации
Теоретическая подготовка учащегося
- Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) - соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям
- Владение специальной терминологией - осмысленность и правильность использования специальной терминологии.
Практическая подготовка учащегося
- Практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной общеразвивающей программой (по основным разделам учебного плана) - соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям
- Творческие навыки - креативность в выполнении практических заданий
Система текущего контроля
Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по каждой изученной теме.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. и заносится в учебно-тематический план деятельности творческого объединения, графа Форма аттестации (контроля) по каждому разделу, календарный учебный график, графа Формы контроля по каждому занятию.
Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания программного материала.
Вид контроля
Сроки проведения контрольных мероприятий
Формы контроля
Входящий
Перед изучением каждого модуля
Анкетирование
Текущий
На каждом занятии
Практическая работа, выставка, викторина, устный опрос
Итоговый
В конце изучения каждого модуля
Игра по станциям, игра-путешествие
Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год
№ п/п
ФИО
возраст
Теоретические знания
Владение специальной терминологией
Практические умения и навыки
Владение специальным оборудованием и оснащением
Творческие навыки
Результаты аттестации по итогам изучения 1 модуля
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Аттестован
Не аттестован
Повторно аттестован
№ п/п
ФИО
возраст
Теоретические знания
Владение специальной терминологией
Практические умения и навыки
Владение специальным оборудованием и оснащением
Творческие навыки
Результаты аттестации по итогам изучения 2 модуля
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Аттестован
Не аттестован
Повторно аттестован
Переведён на следующий этап обучения
Полностью освоил программу
Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе …
Года обучения
Количество учащихся по годам обучения
Количество учащихся, прошедших промежуточную аттестацию (данные за полугодие и год)
Количество учащихся, имеющих академическую задолженность (не прошедших аттестацию)
(данные за полугодие и год)
Количество учащихся, прошедших промежуточную аттестацию повторно
(данные за полугодие и год)
Количество учащихся, переведённых на следующий год обучения
(данные на конец года)
Количество учащихся, полностью освоивших дополнительную общеразвивающую программу (выпускники)
(данные на конец года)
1 модуль
2 модуль
3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения 1 модуля
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Показатели/
критерии
Разделы учебного плана
Уровни освоения программы.
Низкий
(Н)
0-2 балла
Средний
(С)
3-4 балла
Высокий
(В)
5-6 баллов
Теоретическая подготовка учащегося
1.1 Теоретические знания. соответствие теоретических знаний программным требованиям
1 модуль Оригами
Овладение
менее чем 25% объёма знаний, предусмотренных программой
Овладение объёма
знаний предусмотренных программой
Освоение практически
всего объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период
1.2 Владение специальной терминологией.
осмысленность и правильность использования специальной терминологией.
1 модуль Оригами
Не знает специальных терминов, в речи их не употребляет.
Знает специальные термины, при употреблении сочетает специальную терминологию с бытовой
Специальные термины употребляет осознан-
но и в полном соответствии с их содержанием
Практическая подготовка учащегося
2.1 Практические умения и навыки.
соответствие практических умений и навыков программным требованиям
1 модуль Оригами
Не овладел умениями и навыками, предусмотренными программой
Овладение предусмотренных умений и навыков, выполнение операций с помощью педагога
Овладение практически всеми умениями
и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.
Выполнение практических операций самостоятельно.
2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением/
отсутствие затруднений в использование специального оборудования и оснащения
1 модуль Оригами
Ребёнок неуверенно держит инструменты в руках, работает помощью педагога
Ребёнок уверенно работает инструментами с помощью педагога
Ребенок уверенно работает инструментами,
самостоятельно, почти не испытывает затруднений.
2.3 Творческие навыки/
креативность в выполнении практических заданий.
1 модуль Оригами
Не может выполнить простейшие практические задания педагога.
Самостоятельно выполняет практические задания на основе образца.
Осуществляет достаточный творческий подход в выполнении практических заданий.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения 2 модуля
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Показатели/
критерии
Разделы учебного плана
Уровни освоения программы.
Низкий
(Н)
0-2 балла
Средний
(С)
3-4 балла
Высокий
(В)
5-6 баллов
Теоретическая подготовка учащегося
1.1 Теоретические знания. соответствие теоретических знаний программным требованиям
2 модуль LEGO-конструирование
Овладение
менее чем 25% объёма знаний, предусмотренных программой
Овладение объёма
знаний предусмотренных программой
Освоение практически
всего объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период
1.2 Владение специальной терминологией/
осмысленность и правильность использования специальной терминологией.
2 модуль LEGO-конструирование
Не знает специальных терминов, в речи их не употребляет.
Знает специальные термины, при употреблении сочетает специальную терминологию с бытовой
Специальные термины употребляет осознан-
но и в полном соответствии с их содержанием
Практическая подготовка учащегося
2.1 Практические умения и навыки. соответствие практических умений и навыков программным требованиям
2 модуль LEGO-конструирование
Не овладел умениями и навыками, предусмотренными программой
Овладение предусмотренных умений и навыков, выполнение операций с помощью педагога
Овладение практически всеми умениями
и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.
Выполнение практических операций самостоятельно.
2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением.
отсутствие затруднений в использование специального оборудования и оснащения
2 модуль LEGO-конструирование
Ребёнок неуверенно держит инструменты в руках, работает помощью педагога
Ребёнок уверенно работает инструментами с помощью педагога
Ребенок уверенно работает инструментами,
самостоятельно, почти не испытывает затруднений.
2.3 Творческие навыки.
креативность в выполнении практических заданий.
2 модуль LEGO-конструирование
Не может выполнить простейшие практические задания педагога.
Самостоятельно выполняет практические задания на основе образца.
Осуществляет достаточный творческий подход в выполнении практических заданий.
Оценка образовательных результатов освоения программы Фантазируй и моделируй по модулям Оригами и LEGO-конструирование осуществляется с использованием анкет, тестов, практической и проектной деятельности, выставок, конкурсов.
3.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Дидактическое обеспечение:
1 модуль Оригами: учебные пособия по оригами, образцы готовых изделий, инструкционные карты, схемы складывания, Памятка Базовые формы Оригами, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
2 модуль LEGO-конструирование: учебные пособия по LEGO-конструированию, образцы готовых изделий, технологические карты, памятка Название деталей набора LEGO, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Список методической продукции: учебные пособия для педагогов, методические разработки занятий, памятка Примерная структура занятия, игровые технологии, ИКТ технологии, здоровье сберегающие технологии, терминологический словарь LEGO, терминологический словарь по оригами.
Кирп
Кирпичики
Балки
Оси
Зубчатые колеса
Пластины
Соединительные элементы
Другие детали
3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 2.4.4.3172-14.
Материально-технические условия.
- мебель: столы и стулья, стол для учителя, стеллажи для методической литературы, литературы для обучающихся, готовые детские изделия, магнитная доска;
- техническое оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, колонки;
- инструменты: простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, линейки, фломастеры, наборы LEGO;
- расходный материал: бумага офисная белая, цветная бумага, картон белый, картон цветной, клей ПВА.
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования технической направленности.
Без использования дистанционных технологий, без использования сетевой формы.
Индивидуальные образовательные маршруты предусмотрены для учащихся с ОВЗ.
3.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Для педагога:
Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы / С.Ю.Афонькин, Е.Ю. Афонькина; Издание 3-е. – М. : Аким, 1996,. - 209 с.
Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В., Постников, А.С. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа : .
Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2006. – 368 с.
Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) М. ЛИНКА – ПРЕСС, 2001г.
Кульневич, С.В. Дополнительное образование детей: методическая служба: практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов пед. учебных зав., слушателей ИПК / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2005. – 324 с.
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г.
Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ, обобщение опыта: пособие для педагогов дополнительного образования / Сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.
Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н. Хижнякова, Н.М. Малыгина, - Ставрополь: СКРИПКРО, 2010.
Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога: Информационно-методический сборник, выпуск №5 / Сост. Н.А. Леоненко, Т.В. Завьялова, А.В. Кузнецова. – СПб. : Издательство Ресурсный центр школьного дополнительного образования, 2010. – 62 с.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
Эм. Г. Путешествие в страну Оригами. Пособие для учителей и родителей. - Ростов н/Д.:Легион,2013.
Для учащихся:
Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. Оригами и аппликация. СПб.: ООО Издательство Кристалл, 2004.
Бедфорд А. Большая книга ЛЕГО. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
Гарматин А. Оригами для начинающих. – Ростов-на-Дону: Издательский дом Владис, 2006. – 320 с.
Делаем 50 оригами. Подготовлено группой художников.-Мн.:ООО Попурри,2006.-56с.
Лего-энциклопедия: практическое пособие / авт.-сост.: Губанова Н.В., Пятница И.А., Котова Л.Н. и др. – Донецк: Истоки, 2017. – 98 с.
Мини-энциклопедия. Оригами. Цветы. (Редактор С.Афонькин) – Вильнюс: UAB BESTIARY, 2013.
Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. - М.: Айрис Пресс, 2005. - 191 с.
Для родителей:
Бедфорд А. Большая книга ЛЕГО. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО / Л.Г. Комарова. – М.: Линка-Пресс, 2001.
Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Айрис-пресс, 2005. -192 с.
Эм. Г. Путешествие в страну Оригами. Пособие для учителей и родителей. - Ростов н/Д.:Легион,2013.
Интернет-ресурсы:






https://урок.рф/library/metodicheskie_rekomendatcii_po_razrabotke_sovremen_082338.html
6
ПАМЯТКА
Название деталей набора
LEGO