Публикации Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ
Автор: Баканова Ирина Сергеевна


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
2.1. Прочитайте текст.
1) Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. 2) Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. 3) Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. 4) Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25-30 местах. 5) Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
Предложение 1 простое нераспространённые.
В предложении 2 составное именное сказуемое.
Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.
Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.
2.2. Прочитайте текст.
1) Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. 2) Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. 3) Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. 4) Но в первую очередь – небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте… 5) Радикально изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
Предложение 1 содержит сравнительный оборот.
Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.
Предложение 3 осложнено однородными членами.
Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу.
Предложение 5 сложноподчинённое.
2.3. Прочитайте текст.
1) Своё столь необычное название божья коровка получила благодаря ярко-красному окрасу, вызвавшему симпатию людей. 2) Так, например, в Словении и Чехии её назвали солнышком (Slunechko), в Германии и Швейцарии она известна как жучок девы Марии, в странах латинской Америки её называют коровкой святого Антония. 3) Что же касается происхождения название божья коровка, то есть две версии на этот счёт. 4) Согласно первой, коровкой её назвали за способность выделять ядовитое молочко, которое отпугивает потенциальных хищников, приставку божья наша коровка получила за свой кроткий и мирный нрав. 5) По другой версии, божьими эти насекомые стали благодаря способности уничтожать тлю, чем способствовали сохранению урожая.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Первая часть предложения 2 является односоставным неопределённо-личным предложением.
Предложение 3 простое.
Одна из грамматических основ предложения 4 – назвали.
Грамматическая основа одной из частей предложения 5 – насекомые стали.
2.4. Прочитайте текст.
1) В феврале 1837 года за написание стихотворения Смерть поэта М. Ю. Лермонтов был арестован и заключён под стражу. 2) Находясь в петербургской тюрьме, обугленными спичками на серой обёртке от еды поэт пишет стихотворение Когда волнуется желтеющая нива. 3) Стихотворение относится к философской лирике: яркие пейзажные зарисовки в первой, второй и третьей строфах являются основой для философских размышлений лирического героя и приближают читателя к пониманию особенностей его мировосприятия. 4) Ведущая тема стихотворения – человек и природа: по мысли лирического героя, только созерцание красоты природы дарует человеку душевную гармонию, которой он не может обрести в обществе, ощущение счастья и единения с божественным началом. 5) Эти размышления проникнуты светлым чувством спокойствия и умиротворения, но в то же время читателя не оставляет ощущение трагизма существования лирического героя в обществе, где он испытывает постоянную душевную тревогу.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
М. Ю. Лермонтов был арестован (предложение 1)
пишет стихотворение (предложение 2)
зарисовки являются (и) приближают (предложение 3)
он не может обрести (предложение 4)
ощущение не оставляет (предложение 5).
2.5. Прочитайте текст.
1) Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. 2) В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. 3) Как же современная школа относится к данной проблемой? 4) Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь –коммуникация. 5) Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
Предложение 1 сложноподчинённое.
Предложение 2 сложное.
Предложение 3 односоставное безличное.
В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят.
Предложение 5 осложнено однородными членами.
2.6. Прочитайте текст.
1) Иногда то, что кажется людям невозможным, на самом деле осуществимо. 2) Как-то раз молодой математик Джордж Данциг опоздал на лекцию по статистике и, увидев на доске записанные профессором условия двух теорем, переписал их себе в тетрадь, приняв их за домашнее задание. 3) На следующем занятии Данциг подошёл к профессору и сказал, что сумел доказать обе теоремы, а затем попросил преподавателя проверить правильность решений. 4) Профессор был потрясён: условия этих теорем были приведены им на прошлой лекции в качестве примера задач, которые ещё никому не удавалось решить. 5) А Данциг, доказав теоремы, совершил своё первое научное открытие.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
В каждой из частей сложного предложения 1 сказуемое составное именное.
Предложение 2 является сложносочинённым.
В предложении 3 три грамматические основы.
Последняя часть сложного предложения 4 представляет собой односоставное безличное предложение.
Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
2.7. Прочитайте текст.
1) Известно, что двух одинаковых по форме снежинок не бывает. 2) Но немногие знают о том, что их форма зависит от температуры, при которой они возникают. 3) Если столбик термометра колеблется между отметками минус один и минус три градуса по Цельсию, то вода кристаллизуется в виде пластинок или звёздочек. 4) При температуре около минус пяти градусов начинают формироваться иголки и полые столбики. 5) Если же становится ещё холоднее, то опять начинают формироваться звёздочки и пластинки.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
Предложение 1 осложнено вводным словом.
Предложение 2 является сложноподчинённым предложением.
Каждая из частей сложного предложения 3 осложнена однородными членами.
В предложении 4 сказуемое составное глагольное.
Первая часть предложения 5 представляет собой односоставное неопределённо-личное предложение.
2.8. Прочитайте текст.
1) Нам необходимо понять, что демократический строй далеко не везде и не всегда уместен. 2) Он должен иметь свои необходимые основы и предпосылки: если нет их налицо, то ничего, кроме длительного разложения и гибели, демократия не даёт. 3) Народ должен осознавать политическую свободу, ценить её, нуждаясь в неё, умея ею пользоваться и за неё бороться. 4) Всё это вместе должно быть обозначено как искусство свободы. 5) Нет его – и демократия обречена.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
Вторая часть предложения 1 осложнена однородными сказуемыми.
В предложении 2 две грамматические основы.
Предложение 3 осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.
Грамматическая основа предложения 4 – это должно быть.
Сказуемое во второй части предложения 5 составное именное.
2.9. Прочитайте текст.
1) Книжный термин инициал происходит от латинского слова initialis, которое в переводе означает начальный. 2) Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. 3) В русской традиции инициал чаще всего называют буквицей. 4) Буквица, привлекающая внимание читателя к началу текста, может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной. 5) Графически буквица может показаться похожей на птичье гнездо в кроне дерева весенней порой – даже издалека можно различить его в сплетении ветвей.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
Предложение 1 сложноподчинённое.
Первая часть предложения 2 является односоставной безличной.
Сказуемое в предложении 3 составное глагольное.
Предложение 4 осложнено обособленным согласованным определением и однородными сказуемыми.
Грамматическая основа в первой части предложения 5 – буквица может.
2.10. Прочитайте текст.
1) Большинство людей думает, что волны как бы скользят по поверхности моря, движутся по ней. 2) Но это неверно: волны в волнующемся море колеблются лишь вверх и вниз. 3) Если вы начнёте наблюдать за тем, как неспокойное море движет щепку, лодку или вообще какой-нибудь плавающий предмет, то обратите внимание на то, что быстро бегущие волны вовсе не увлекают с собой этот предмет, а только мерно качают его. 4) Море волнуется совершенно так же, как Волнуются колосья на поле, лишь отклоняясь вперёд и назад, чтобы затем снова встать прямо. 5) Способность морских волн передвигаться с огромной быстротой объясняют именно перемещением формы движения, анне самых водных масс.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
Предложение 1 сложноподчинённое.
В предложения 2 одна грамматическая основа.
Грамматическая основа в первой части предложения 3 – вы начнёте.
Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Предложение 5 является односоставным безличным.
2.11. Прочитайте текст.
1) Ёрш – это малоподвижная придонная рыба, которая обитает в водоёмах России. 2) По своему виду речные обитатели напоминают окуня, но главным отличием являются сросшиеся спинные плавники, другой окрас и колючие иголки, как у рыбы-иглы, обитающей в Чёрном море. 3) Морской ёрш имеет разнообразный окрас, который зависит от глубины водоёма: в более глубоких водах ёрш может иметь чёрный оттенок, в мелководных реках или озёрах его цвет сменяется на мутно-зелёный. 4) При вытаскивании из воды речная рыба ёрш растопыривает плавники, выставляет шипы и направляет хвост к голове. 5) Из-за этого его называют колючим, так как плавники остры, после укола об них раны не заживают долгое время.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
Одна из грамматических основ предложения 1 – которая обитает.
Вторая часть предложения 2 осложнена сравнительным оборотом.
Предложение 3 сложное, имеет четыре грамматические основы.
Предложение 4 сложносочинённое.
Одна из грамматических основ предложения 5 – его называют.
2.12. Прочитайте текст.
1) Электронные средства связи – это не только новые возможности, но и новые опасности. 2) Общаясь в чатах, можно легко обмануть другого человека. 3) Люди часто дают неправильную информацию о своём возрасте и внешности и всегда готовы рассказать о вымышленных достижениях в карьере и учёбе. 4) Именно поэтому, вступая в переписку с незнакомым человеком, не стоит верить каждому его слову. 5) Нужно относиться к информации из социальных сетей скептически и понимать, что каждый из нас хочет выглядеть в глазах других лучше, чем он есть, и из-за этого иногда привирает.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
Предложение 1 осложнено однородными сказуемыми.
Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Грамматическая основа предложения 3 – люди дают.
Сказуемое в предложении 4 составное глагольное.
В предложении 5 четыре грамматические основы.
2.13. Прочитайте текст.
(1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, будто неизвестный мастер изваял речной жемчуг такой необычной формы. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни. (5)Ландыш представляется мне символом леса.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1)  Кольца наклонились вниз (предложение 1)
2)  Кажется (предложение 2)
3)  Превратятся в бусинки (предложение 3)
4)  Камни попали (предложение 4)
5)  Ландыш представляется символом (предложение 5)
2.14. Прочитайте текст.
(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1)  Закат пылает, золотит (предложение 1)
2)  Луч солнца касается (предложение 2)
3)  Мыши заглядывают (предложение 3)
4)  Тлеет, кричит (предложение 4)
5)  Озеро (предложение 5)
2.15. Прочитайте текст.
(1)Глобальный экологический кризис, обусловленный вмешательством человека в природные процессы, представляет опасность для жизни на Земле. (2)Чтобы справиться с ним, нам необходимо осознать, что глобальная экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека. (3)Мы нуждаемся в создании эффективного природоохранного законодательства, которое выступит гарантом светлого и зелёного будущего нашей планеты. (4)Ключевым элементом в борьбе с экологическим кризисом является также поиск грамотных и действенных научно-технических решений, так как развитие цивилизации неминуемо способствует загрязнению среды обитания. (5)У жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян.
Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.
1)  Предложение 1 осложнено обособленным согласованным определением.
2)  В предложении 2 четыре грамматические основы.
3)  Предложение 3 сложносочинённое.
4)  Сказуемое в первой части сложного предложения 4 составное именное.
5)  В предложении 5 три грамматические основы.
2.16. Прочитайте текст.
(1)Трудно придумать более сильный эпитет для обозначения точного образа, чем зеркальный. (2) О близнецах или о детях и их родителях говорят, что они словно зеркальное отражение друг друга. (3) В информационных технологиях используются зеркальные серверы, которые беспрерывно копируют друг друга, чтобы информация, которая там хранится, была всегда тождественна. (4) Несмотря на это, отражение отнюдь не является равным образу. (5)Известно, что в зеркале правое становится левым, а сходство отражения и образа сродни не столько точному подобию, сколько сходству противоположностей.
Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.
1)  Предложение 1 осложнено обособленным согласованным определением.
2)  Предложение 2 сложносочинённое.
3)  В предложении 3 четыре грамматические основы.
4)  Сказуемое в предложении 4 составное именное.
5)  В состав предложения 5 входят односоставные предложения: безличное и неопределённо-личное.
2.17. Прочитайте текст.
(1) Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2) Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3) Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4) Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5) Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные метки помогают в поиске нефти.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)  Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
2)  В предложении 2 составное глагольное сказуемое.
3)  Предложение 3 односоставное.
4)  В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.
5)  Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.
2.18. Прочитайте текст.
(1) Искусство читать  — это искусство чувствовать и мыслить. (2) А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3) Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале,  — говорил великий немецкий писатель И. Гёте. (4) Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5) Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1)  Предложение 1 сложное.
2)  Первая часть предложения 2  — односоставное неопределённо-личное предложение.
3)  Предложение 3 содержит прямую речь.
4)  Предложение 4 сложное бессоюзное.
5)  Первая часть предложения 5  — односоставное безличное предложение.
Ответы:
2.1. 235
2.2. 345
2.3. 24
2.4. 45
2.5. 125
2.6. 145
2.7. 234
2.8. 235
2.9. 14
2.10. 14
2.11. 123
2.12. 12
2.13. 245
2.14. 15
2.15. 145
2.16. 34
2.17. 15
2.18. 35
Подготовка к основному государственному экзамену по русскому языку