Публикации ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Ярославская Анна Владимировна

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВЯрославская Анна Владимировна, воспитатель 1квалификационной категорииГБОУ СОШ с.Черноречье «Детский сад « Ручеек»Самарская обл. Волжский район с.ЧерноречьеE-mail:Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудромутерпению взрослого доступны такие вершины – как детская книга..Удивительное искусство – детская книжка!А. Токмаков.Эпоха 21 век - это расцвет цифровых технологий.  С раннего возраста детей привлекают: яркая картинка, громкий звук, красочная анимация. В наше время большее количество детей могут потреблять информацию только визуально. Зачастую это негативно отражается на формировании внутреннего мира ребёнка, на его эмоциональном развитии.А ведь в 20 веке наша страна считалась – самой читающей страной в мире. Дошкольный возраст — самая яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребёнка: с миром людей, предметным миром и миром природы. Дошкольное детство — время первоначального становления личности и то, какова будет эта личность, в немалой степени зависит и от педагогов. Зачастую у взрослых встает вопрос «Что читать детям?». Именно в наши дни актуален вопрос, что читать и как читать детям. К сожалению, современным родителям проще дать в руки ребенку – современный гаджет, не желе прочитать с ним увлекающую своим сюжетом книгу, которая несет занимательную, интересную информацию.С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант его надо открыть, вырастить и воспитать. В чем же заключается талант читателя? Умением эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, переживает их. Только приученный к книге ребенок-дошкольник обладает бесценным даром легко входить в содержание услышанного или прочитанного, «проживать его». У таких детей развито воображение. Дети рисует в воображении любые сюжеты, чувствуют себя участниками событий. Способность радоваться и сострадать у детей очень высок, но не все дети умеют это делать.. Задача взрослого – открыть ребенку то наслаждение, которое несет в себе книга.Одним из средств развития эмоционального отзывчивости детей является художественная литература.Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры не только взрослого, но и детей дошкольного возраста. Благодаря своим особым, свойственным ей содержательным возможностям, этот вид искусства привносит в жизнь детей своё особое индивидуальное видение окружающего мира и отношение в нем к самому себе. «За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать». М.Ненашев. Прежде чем воспитывать читателя в ребенке, взрослый сам должен проявлять интерес к книге, так как пример – он заразителен. Художественная литература напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости у детей и воспитывает такие качества как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать другим.Несмотря на изменения, которые происходят в системе дошкольного образования, основное значение отводится все-таки развитию познавательной области. не забывая об эмоциональном развитии подрастающего поколения. Именно эмоциональное развитие является одной из основ полноценной и гармоничной личности. Характерной чертой восприятия литературы у детей дошкольного возраста является понимание художественного произведения. как личного опыта ребенка. Особую роль в осознании текста играют иллюстрации, так как в младшем дошкольном возрасте дети воспринимают все посредством иллюстраций.При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находится главный персонаж. Ребенка интересует его внешность, поступки главного героя. Зачастую дети примеряют поведение главного героя на себя . И в ходе последующей беседы часто произносят: « А я так не делаю.».. А вот представить состоятельно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре, то есть в иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что, прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его переживаний, мотивов поведения. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких стихотворений, как цикл «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. Народные сказки, песенки, потешки дают детям образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.Основные методы ознакомления с художественной литературой1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.2. Рассказ сказки, рассказа воспитателем. Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование.3. Анализ прочитанного: это выделение главных героев и их характеристика, какой герой (положительный, отрицательный и т.д). 4.Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.5.Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.Навязывание той книги, которая интересна только взрослому, именно навязывание, могут вызвать у него отторжение книги и привести к воспитанию эстетически глухого поколения. Не следует также гнаться за количеством прочитанных книг. Важно не это. Важно качество постижения содержания, смысла читаемого, умение оперировать знаниями, полученными из книги, приобретение положительных эмоций, желание продолжить чтение и переживание прочитанного. Именно это, а не количество прочитанных книг ведет к накоплению нравственного и читательского опыта как ребенка, так и взрослого, читающего вместе с ним. Если взрослый увлечен книгой ,то своим примером он может увлечь ребенка. Научить его любить книгу и получать от прочитанного интерес, удовольствие. Вот тогда мы можем сказать , что наши будущие дети будут уметь чувствовать, откликаться и сопереживать другим. Так книга учит не только победы добра над злом, но и умению сопереживать другим и быть милосердным. Поэтому, обращаясь к взрослым, хочется попросить их заняться тем, о чем мечтал Корней Чуковский: «…заняться детьми – читать им, рассказывать, развивать их, звать их к достойной человеческой жизни…»Литература
  • Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003 г.
  • Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Изд. 3-е, испр. И доп. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999 (Библиотека программы «Детство»).
  • Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб.пособие. М.: Академия, 2003. 176 с.
  • . Миронова. Н. А. «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности…». Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 3. – С. 53 -60
  • Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: практическая методика: учеб.пособие. М.: Академия, 2001.
  • Ушков, М. Ю. Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста / М. Ю. Ушков. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7).