Публикации Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение учащихся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение учащихся
Автор: Ольга Васильевна Доронина

Управление образования администрации города Кунгура
Научное общество учащихся
XII городской конкурс исследовательских и творческих работ
Учащихся Первые шаги
Секция ОБЖ
Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение учащихся
Сычёва Анастасия
МАОУ СОШ №18
6 класс
Доронина Ольга Васильевна
МАОУ СОШ №18
педагог-организатор ОБЖ
Кунгур 2012
Содержание.
I Введение.……………………………………………………………3 стр.
II Основная часть.
1. Компьютерные игры, их влияние на поведение ребёнка………...4-11 стр.
1.1. Виды компьютерных игр……………………………………………4стр.
1.2.Причины возникновения агрессивности……………………....…4-8стр.
1.3Этапы, которые проходит ребёнок, попадая в зависимость от
компьютерных игр……………………………………………………... 7стр.
1.4Последствия неограниченного пребывания за
компьютером………………………………………………...………7-9 стр.
1.5 Что делать, чтобы ребёнок не стал агрессивным, играя на
компьютере?.......................................................................................9-10стр.
2.Сравнительная характеристика эффективности практической реализации психологических тренингов и правил работы за компьютером для снижения агрессивности у учащихся……………………………………………...………….…10-16 стр.
2.1Влияние компьютерных игр на психику учащихся………….11-17 стр.
Ш Заключение…………………………………………………….....18 стр.
IV Библиографический список……………………………………...19 стр.
V Приложение……………………………………………………....20-31стр.
Беда человечества не в том, что люди употребляют плохие вещи, а в том, что злоупотребляют хорошими.
А. Линкольн, президент США.
Введение.
Не подарить ли моему чаду компьютер?!- думает в своё время каждый родитель.- А что? Учиться лучше будет, узнает много интересного. И ребёнок, конечно, в восторге от этой идеи, только, как правило, думает о компьютере в первую очередь как о замечательной игрушке. И очень редко кто из родителей представляет, что компьютер, а точнее, компьютерные игры могут превратиться для ребёнка в опасность. Практически никто не обращается к наркологу с такой проблемой, как компьютерная агрессивность, поскольку компьютерные игры не запрещены.
Возможно, данная проблема не примет глобального характера, но когда речь идёт о конкретной личности конкретного ребёнка, любое психическое расстройство нежелательно. Реальная картина случаев агрессивного поведения детей при игре в компьютерные игры показывает, что такую личность с такой же частотой можно встретить во внешне благополучной семье, где родители выполняют свои обязанности, так и так называемых неблагополучных семьях. Здесь не целесообразно рассматривать фактор социального благополучия, так как сам фактор наличия компьютера в семье говорит о нормальных финансовых возможностях семьи. Дело скорей в стиле семейного воспитания и родительского поведения в семье, которые определяют возможный комплекс проблем у ребёнка, в частности, склонность к агрессивности. В нашей семье 5 человек: мама - 39 лет, папа – 38 лет, Лера-14 лет, я -12 лет и Кирилл – 4 года. В 2008 году мы приобрели компьютер и работа над темой: Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение учащихся для меня стала интересна в плане наблюдения за своими сестрой и братом, а так же одноклассниками. Ребятам мы предложили побыть участниками нашего небольшого эксперимента: протестировать их; провести с ними психологические тренинги.
1. Компьютерные игры, их влияние на поведение ребёнка.
1.1. Виды компьютерных игр.
Все компьютерные игры можно подразделить на 4 вида:
Гонки
Бродилки
Стрелялки
Логические
На основе анализа опроса по проблеме влияния компьютерных игр на агрессивное поведение учащихся, нами было выявлено, что мальчики 2-х и 9-х классов предпочитают играть в гонки, стрелялки, бродилки -98% респондентов, девочки же предпочитают логические, модельные (типа одень куклу) – 86%, остальные отдали предпочтение бродилкам.
Причины возникновения агрессивности.
Агрессия- это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
1. Самая первая и самая главная – это отсутствие воспитания навыков самоконтроля у ребёнка. Взрослым он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет и не способен себя контролировать, ограничивать, тормозить, они делают, не думая; не умеют определять перспективу, результат своего действия, просчитывать ситуацию.
Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребёнка.
Ребёнок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнить её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.
Ребёнка не приучали к самостоятельности, за него, всё решалось и он не приучен советоваться, а значит слушать и, самое главное, слышать советы и рекомендации. Такая глухота начинается в подростковом возрасте, когда взрослые вдруг оказываются в полной беспомощности, так как видят перед собой совсем другого ребёнка (непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей).
Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.
Поскольку покупка дорогостоящей игрушки – компьютера – связанна часто с нежеланием родителей полноценно, выполнять свои родительские обязанности, то ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.
Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственным взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребенок попросту уходит в виртуальный мир, мир с нарисованными друзьями и врагами, чтобы не участвовать в странном и страшном мире взрослых.
Многочисленная переписка способствует застреванию и возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, переписка не передаёт эмоций и чувств.
Задумывались ли вы, родители, какая у вашего ребёнка способность преодолевать жизненные трудности? Умеет ли он справиться с простой жизненной задачей? Как устанавливает контакты для общения? Как вы обучаете его решать жизненные задачи? Вместе с ним? Или он воспитывается на готовых рецептах?
Сегодня много говорят о счастье. Призывно звучат рекламные слоганы. Подростки точно знают: они хотят быть счастливыми. Но жизнь предлагает разное: и моменты радости и время испытаний. Человек создан для счастья, бесспорно. Только если человек не находит удовольствия в обычной жизни, он может придумать свой мир. И желательно, чтобы тогда на достижение счастья тратилось как можно меньше душевных сил. Здесь как нельзя более подходят, например, веселящие препараты. Полный уход из реального мира и никакого душевного труда! И вот для людей, ставящих наслаждение превыше всего, объявился ещё один укромный уголок, где можно спрятаться от лишних проблем и хлопот – компьютерные игры.
Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая, в результате, подчиняться и слушаться тоже не умеет.
Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, согласованные действия.
Ребёнку в семье не комфортно, так как его пространство – комната – устроена не по его вкусу, не выражают его личностных установок и мироощущения. Дом для него – это гостиница, он всегда был здесь гостем, а не хозяином.
Мама – сильная женщина, знающая, властная, капризная, осуждающая папу, считающая себя лучше его, больше зарабатывающая, профессионально более успешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребёнка.
Не уверенный в себе ребёнок, с низкой самооценкой, не устремленный, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе.
Замкнутый, малообщительный ребёнок, попавший в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками в силу каких – то обязательств.
Развод родителей в трудный возрастной период.
Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за застрявшими товарищами.
Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.
1.3. Этапы агрессивности, которые проходит ребёнок, играя в компьютерные игры.
Сначала ребёнок понимает, что получает огромное удовольствие без серьёзных душевных затрат (которые нужны, например, при просмотре серьёзного фильма). Потом ребёнок вместо того, чтобы ходить в школу, идёт в компьютерный салон, где проводит и день, и ночь. Это приводит к болезни, переутомлению, снижению успеваемости.
На втором этапе ребёнок избегает любой деятельности и любого общения, кроме компьютера.
Затем наступает полная деградация. Этот этап проходит не так явно, как при алкоголизме и наркомании, так как обычно начинают принимать активные меры администрация школы, родители и другие более или менее заинтересованные лица. Но успешность помощи в данном случае аналогична лечению любого запущенного хронического заболевания.
1.4. Последствия неограниченного пребывания за компьютером.
Общение с компьютером, вместо живого общения, в процессе которого применяются различные роли, вырабатывается модель поведения, учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение, так как машина безропотно выполняет команды человека. Личность ребёнка при этом не развивается. Создаётся иллюзия общения.
Человек в Интернете, например, просматривает электронные энциклопедии. Именно просматривает, а не изучает, так формуется поверхностное отношение к познавательной информации. Деятельность, не требующая усилий для осмысления, продумывания, вникания, так как вдумчивое чтение здесь места не имеет.
Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в компьютерные игры, сайты, Интернет, ребёнок не учится никаким другим способам решения проблем – так формуется эмоциональная зависимость от компьютера и инфантильный стиль отношения к проблемам.
Сидение за компьютером сажает зрение. Глаза страдают от нечёткой картинки, плохого света, от бликов, от необходимости долго смотреть в оду точку. Глазные мышцы устают, теряют эластичность и со временем отказываются работать с прежним успехом. Если ребёнок в возрасте 14-15 лет ежедневно проводит у компьютера около двух часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантированна. Изначально человеческий глаз привык воспринимать преломленный свет: читая с листа, мы видим отражённые буквы. Однако работая за монитором, мы смотрим на сам источник света, а не на его отражение. К тому же изображение на дисплее дрожащее и мелькающее, что создаёт дополнительную нагрузку органам зрения. Долгое нахождение у экрана сильно напрягает глаза, так как они расслабляются только, когда мы смотрим вдаль.
Из – за неудобного стула и стола работающий на компьютере со временем может заработать сколиоз. От долгого сидения в области таза нарушается кровообращение, что может привести ещё и к геморрою, ожирению.
При длительной работе за компьютером может развиться шейный остеохондроз, так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник.
Нагрузка приходится также на ноги: сидячая работа ведёт к застою крови в органах малого таза. Поэтому гимнастику нужно делать стоя, включив обязательно упражнения для ног – ходьбу на месте, приседания, встряхивания ногами.
Подростки, склонные к увлечению компьютерными играми, как правило, имеют повышенный риск стать алкоголиками или наркоманами. При попытках преодолеть игровую зависимость они относительно легко приходят к замене её на другие формы. И наоборот, зачастую быстрой и лёгкой реабилитацией юного токсикомана становится перенос его жизни в салон компьютерных игр.
1.5. Что делать, чтобы ребёнок не стал агрессивным, играя на компьютере?
Познакомить его с временными нормами.
Контролировать разнообразную занятность ребёнка.
Приобщать его к домашним обязанностям.
Культивировать семейное чтение.
Ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
Контролировать круг общения ребёнка. Приглашать друзей ребёнка в дом.
Знать место, где ребёнок проводит прогулочное время.
Учить ребёнка правилам общения, расширять кругозор ребёнка.
Научить ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
Осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
Играйте с ребёнком в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
Не разрешать ребёнку выходить в Интернет бесконтрольно. Установить запрет на вхождение определенной информации.
Говорите с ребёнком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение ко злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка.
Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение – личный рецепт для профилактики зависимости у вашего ребёнка.
2. Сравнительная характеристика эффективности практической реализации психологических тренингов и правил работы за компьютером для снижения агрессивности у учащихся.
2.1.Влияние компьютерных игр на психику учащихся.
Эмоциональное окоченение, клиповое сознание, зомбирование, духовный вирус, виртуальное сознание, уничтожение личностного сознания, манипулятивное сознание, компьютерные психотехнологии как орудия массового поражения, компьютерная игровая цивилизация, визуальная эпоха, вместо гомо сапиенс - гомо виртуалис, новый антропологический тип с низким уровнем интеллекта и нравственности – всё это понятия, сопровождающие эпоху компьютеризации и телевоздействия в современной в действительности.
В настоящее время почти во всех странах мира существует проблема воздействия Экрана (теле,- видео,- компьютерного) на психическое развитие и личность ребёнка.
На консультацию к психологу приходят родители детей, имеющих проблемы психоэмоционального и физического развития. И как часто в откровенных разговорах впечатляет факт, что причиной нервно – психических расстройств у ребёнка, задержки его психоэмоционального развития стал бесконтрольное просиживание возле компьютера детей.
В печати много сообщается об огромном разрушающем воздействии ТВ на детей и подростков. Детские психиатры и психологи считают, что основными болезнями детей в XXI веке будут болезни от ТВ и компьютеров. Но какой же вред приносит детям компьютер? Вред от него мы видим троякий: облучение, приводящее к развитию нервно–соматических нарушений; астононевротические и соматические нарушения, связанные с длительным сидением около компьютера, общей обездвиженностью; информационное воздействие, проявляющееся, главным образом, в психоэмоциональной сфере.
Дети проводят много часов подряд у компьютера. Эти дети, как правило, мало читают или почти ничего не читают, их интересы сужаются до компьютерной игры. Постоянное облучение, исходящее от монитора, приводит к резкой ассенизации (истощению) нервной системы. В результате память у таких детей слабеет, они начинают хуже учиться, становятся вялыми, безынициативными. Часто нарушается сон: дети плохо засыпают, нередко снятся кошмарные сны (как результат переживания событий, которых они насмотрелись во время игры). Утром они с трудом встают, чувствуют себя не отдохнувшими.
В школе эти дети бывают обычно вялыми, плохо концентрируют внимание на учебном процессе, хуже соображают при решении задач.
Развиваются раздражительность, повышенная возбудимость, впечатлительность, поэтому они часто ссорятся с одноклассниками, становятся неуживчивыми в классе, обидчивыми. Школьная успеваемость у них снижается.
Как результат длительного сидения и малоподвижного образа жизни может расстраиваться работа кишечника, ухудшается его перистальтика и развиваются запоры. Могут развиваться застойные явления в органах малого таза, что способствует развитию или усилению онанизма, что, в свою очередь, ещё более астенизирует нервную систему. У детей появляются астеноневротические состояния, частые головные боли. В результате интеллектуальное развитие таких детей замедляется, а черты характера ухудшаются.
Страшным является и то, что ухудшаются взаимоотношения этих детей с родителями. Они становятся малопослушными, на требования или просьбы родителей оторваться от компьютера реагируют скандалом, слезами. Здесь важно отметить, что дети настолько вживаются в мир игр, что стремятся жить по их заповедям. Компьютер вольно или невольно кодирует поведение ребёнка и подростка, заставляя его жить по законам того мира, который они впитывают в себя с его экранов. Кодирование при этом не обязательно может быть прямым, а опосредованным: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Безусловно, это приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушья, жестокости.
Дети сидят у монитора компьютера и воюют с пошлыми персонажами, которых надо убивать или от которых надо спасаться. Таким образом, влияние компьютера на развитие и здоровье детей вредно и оказывает влияние, как на физическое, так и на психическое здоровье и на духовное их развитие.
Возраст тех, кто чаще всего попадает в фатальную зависимость от электронного чуда, 11-17 лет. Специалисты подтверждают – это болезнь, причём чем-то родственная, наркомании. Даже симптомы схожи: красные воспалённые глаза, речь отрывистая, замедленная, насыщена специальным жаргоном, повышенная возбудимость.
На основе анализа исследований по проблеме агрессивного поведения учащихся при играх на компьютере нами было выделено четыре основных показателя, характеризующих агрессивность: мотивационный, теоретико-ориентационный, психологический и практический.
Психологический показатель включает в себя непроизвольную память, объем кратковременной памяти, работоспособность, переключаемость внимания, уровень реактивной и личностной тревожности, склонность к риску, психическая активация, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность. Экспериментальная работа по формированию психологической устойчивости (снятие агрессивности) у учащихся при играх на компьютере проводилась нами в 2011 учебном году на базе МАОУ СОШ №18 с учащимися 2 и 9 классов, которые были объединены в две группы – экспериментальную (110 человек) и контрольную (86 человек).
На рефлексивно-оценочном этапе определялся достигнутый уровень сформированности психологической устойчивости (умение снятии агрессию) учащихся при играх на компьютере, проводилась оценка результативности проведенной экспериментальной работы.
В качестве практического инструментария была разработана диагностическая карта сформированности психологической устойчивости (подверженность агрессивности) учащихся при играх на компьютере. Каждый из показателей оценивался по трехбалльной шкале, после чего выводился средний балл из суммарной оценки, который являлся показателем психологической устойчивости (подверженность агрессивности, умение выйти из этого состояния) при играх на компьютере. Определены следующие уровни психологической устойчивости(подверженность агрессивности, умение выйти из этого состояния):
от 2,4 до 3,0 балла – высокий;
от 1,7 до 2,3 балла – средний;
от 1,0 до 1,6 балла – низкий.
Для мониторинга развития психологической устойчивости учащихся при играх на компьютере для экспериментальной и контрольной групп применялся начальный, промежуточный и итоговый контроль, в рамках которого осуществлялась комплексная диагностика сформированности отдельных компонентов психологической устойчивости при играх на компьютере. Обобщённая динамика уровней сформированности психологической устойчивости у учащихся при играх на компьютере в процессе начального, промежуточного и итогового контроля представлена в таблице 1.
Как видно, из сравнительных результатов, у обучающихся экспериментальной группы динамично повышался уровень психологической устойчивости при играх на компьютере.
Таблица 1. Динамика уровней сформированности психологической устойчивости (подверженности агрессии) при играх на компьютере у обучающихся в процессе начального, промежуточного и итогового контроля (в %)
Группы
Уровни сформированности
Высокий
Средний
Низкий
Контроль
Начальный
Промежуточный
Итоговый
Начальный
Промежуточный
Итоговый
Начальный
Промежуточный
Итоговый
Экспер.
30,2
38,0
54,7
56,2
53,7
45,3
13,6
8,3
-
Контр.
30,9
40,5
21,7
58,4
49,7
40,2
10,7
9,8
38,1
Сравнительные результаты
-0,7
+0,7
-2,5
+2,5
+33
-33
-2,2
+2,2
+4
-4
+5,1
-5,1
+2,9
-2,9
-1,5
+1,5
-38,1
+38,1
Сравнение в группе
+7.8
+9,6
+24,5
-9,2
-2,5
-8,7
-10,9
-18,2
-5,3
-0,9
-13,6
+27,4
Таблица 2.
Результаты тестового контроля выбора игр учащимися.
Виды игр
Группы
Экспериментальная
Контрольная
девочки
мальчики
Девочки
мальчики
2
9
2
9
2
9
2
9
Гонки
0
0
30
25
2
0
15
23
Бродилки
7
0
16
18
4
16
3
14
Стрелялки
2
0
30
25
0
0
19
23
Логические
30
25
0
0
20
12
4
0
Полученные данные позволяют судить о разнообразии выбора игр учащимися 2 и 9 классов.
Показатели эмоциональной устойчивости учащихся, их способность к самоконтролю отражены на рис. 3.
На данном этапе эксперимента мы брали коррекционный коэффициент, т.е. велось тестовое оценивание учащихся. Мы не учитывали индивидуальных особенностей (пол, темперамент, мониторинг воспитанности (этика), который ведут классные руководители), чтобы не углубляться в эту тему. За основу взяты показатели тестирования.
Результаты по определению уровня самоконтроля показывают, что учащиеся экспериментальной группы имеют более высокие показатели в сравнении с учащимися контрольной группы, что свидетельствует о динамике развития психологического компонента.
Для выявления умений у учащихся выводить алгоритмы действий при безопасной работе с компьютером, каждый учащийся получал индивидуальную карточку, в которой ему предлагалось решить задания различного типа (работа по легендам). Результаты тематических заданий по решению практико-ориентированных задач представлены на рис. 4.
В результате созданных педагогических условий, применения методов ситуационно-имитационного моделирования, а также наличия опыта у учащихся экспериментальной группы, показатели по решению конкретных ситуаций несколько выше.
Рис. 3. Показатели эмоциональной устойчивости учащихся, их способность к самоконтролю (в %)
Рис. 4. Результаты тематических заданий по решению практико-ориентированных задач ( %)
Вывод: в ходе эксперимента было показано, что знания и умение безопасной работы с компьютером позволяют снижать агрессивность при играх на компьютере, контролировать свои эмоции и поведение. Экспериментально проверена эффективность знаний и умений, оценена их практичность на основе разработанных критериев.
Таким образом, анализ полученных данных показывает, что результаты по всем методикам в экспериментальной группе значительно превышают результаты контрольной группы, что подтверждает эффективность практического применения нами тестов и тренингов, и тем самым снижает у учащихся степень напряжённости и агрессивности при играх на компьютере.
Заключение.
Компьютер формирует жестокость мышления, меняет характер мотивации многих реальных поступков, подменяет эмоциональное восприятие мира рациональным, сугубо логическим подходом к реальности. Вряд ли сегодня возможно реально представить, к каким глобальным изменениям психики может привести этот процесс. Как минимум человечество попадёт в полную компьютерную зависимость.
Протестировав учащихся, (тесты см. в приложении) мы сделали вывод: ребята прекрасно знают правила работы с компьютером, частично знают о психогигиене при работе на компьютере, но практически эти знания применяют редко. Достаточно самостоятельны в своих поступках, не впадают в крайности, способны противостоять внешнему давлению, но редко принимают решения сами. Сторонники традиционных ценностей, для них главное в жизни – это любовь, дружба, взаимовыручка и взаимная поддержка. Экспериментальные наблюдения на протяжении 4 месяцев за братом и сестрой, дали следующие результаты:
- время ограничения до 1 часа – раздражительны. Недовольны тем, что не доиграли, но в течение 20-30 минут успокаиваются;
- время от 1 до 3 часов подряд - глаза краснеют, начинаются головные боли, раздражительны;
- время суток – день: всё вышеизложенное, но в более мягкой форме;
- время суток – вечер: в более агрессивной форме;
- игры - стрелялки: агрессия к членам семьи, к друзьям;
- игры – гонки: бурное обсуждение, споры друг с другом;
- логические игры: взаимный поиск выхода из той или иной ситуации;
- работа над рефератами: быстрая утомляемость, раздражительность.
Вместе мы сделали вывод: рецензия на игры нужна, время ограничения необходимо, время работы периодически прерывать для гимнастики.
Вывод: ребята с успехом могут противостоять компьютерной агрессии, если будут применять правила безопасного пользования компьютером.
Библиографический список.
Абраменко В.В. – Игры и игрушки детей: пагуба или забава? – М.: Даниловский благовестник, 2001г.- с.36,42,50,54,60,68,98,102,105
Битямова М. – Сочетание переменных Школьный психолог, №12/2004г.
Васильев П. – Виртуальный опиум для народа Комсомольская правда, 23.10.2001г.
Ильин Н.И. – Пока беда не вошла в дом Христианский собеседник, 2000г.-с.13,19,32,35
Крылов А. – Человек или компьютер: война на уничтожение Труд, 20.03.1999г.
Липовец И. – Компьютер бывает кусачий Собеседник, №19, 2002г.
Не пугайте Интернетом Комсомольская правда 18.07.2002г.
Стригунов Е. – Наших детей Косит компьютерная наркомания Комсомольская правда, 3.04.1999г.
Приложения.
Приложение№1.
Анкета Книга или Интернет
Цель анкетирования – выяснить, какое место компьютер и Интернет занимает в жизни детей и как влияет на читательское и личностное развитие.
Мне приходится иметь дело с компьютером
Редко
Часто
Я практически не вылезаю из компьютера
2. Я так понимаю, Интернет –______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение№2.
Тест Оценка личностной устойчивости к внешнему давлению.
Цель: оценить собственное поведение с точки зрения устойчивости к внешнему давлению.
Инструкция: перед вами несколько видов ситуаций, в которых вы можете оказаться. Выберите тот вариант поведения, который наиболее соответствует вам.
Вы первый раз идёте в гости к своему знакомому, при этом лишь в общих чертах представляете дорогу. Как вы поступаете:
а) сразу обращаетесь к окружающим;
б) вначале пытаетесь отыскать дорогу сами и лишь, затем обращаетесь за просьбой к окружающим;
2. Вспомните ситуацию, когда у вас пропала вещь, и вы никак не могли её найти. Как вы обычно поступаете:
а) начинаете заглядывать во все уголки квартиры, переставлять все предметы в надежде найти пропажу;
б) не паникуете и пытаетесь спокойно припомнить, где и когда последний раз видели пропажу.
3. Вам представилась возможность посетить экзотическую страну. Вы предпочитаете:
а) воспользоваться групповым туром;
б) воспользуетесь индивидуальным туром.
4. В ситуации, когда у вас возникли очень серьёзные проблемы, вы обычно поступаете следующим жизненным правилом:
а) что на роду написано, того не избежать;
б) кто не рискует, тот не побеждает;
5. Вы идёте со знакомым по улице. Прямо на вас летит на большой скорости автомобиль, ваш товарищ бросается влево.
а) побежите вправо.
б) побежите влево.
6. Вы опоздали на очень серьёзную для вас встречу, когда позвонил ваш знакомый. У него что–то случилось, и он очень рассчитывает на вашу помощь.
а) выслушаете его и попробуете вместе придумать выход из положения;
б) объясните, что вы опаздываете, и договорились о том, когда вы сможете обсудить проблему;
7. Вещь, о которой вы так долго мечтали и которая вам, увы, не по карману, вам предложили в долг вы…
а) соглашаетесь;
б) отказываетесь;
8. Вы примеряете костюм, который вам очень идёт. Однако его покрой и расцветка отличаются оттого, что принято носить в этом сезоне.
а) с трудом решаетесь на покупку или совсем отказываетесь;
б) купите без особых сомнений.
0-3. Может быть, хватит? Хватит выполнять роль зеркала, которое лишь послушно отражает окружающее и окружающих. Вы не пластилин, из которого каждый момент лепить всё, что ему заблагорассудится. Пора перестать плыть по волне волн и вспомнить о том единственном и неповторимом, который может и должен самостоятельно строить свою личную жизнь, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за себя и свои покупки; личностная устойчивость к внешнему давлению – низкая.
4-6. Вы достаточно самостоятельны в своих поступках. При этом можете легко реагировать на изменяющуюся ситуацию. Вы знаете, когда стоит настоять на своём, а когда и подчиниться судьбе. Главное – не впадайте в крайность. Вы способны ситуативно противостоять внешнему давлению, укрепите свои позиции в этом вопросе, чаще принимайте самостоятельные решения, следуйте им, учитесь анализировать происходящее и адекватно оценивайте навязываемую информацию.
7-8. Вы – крепкий орешек. Несмотря ни на что, вы уверенно идёте к намеченной цели. Остановить вас практически невозможно. Но…. Подумайте, не отнимет ли у вас роль мистера или миссис Нет любовь и дружбу близких? Безусловно, положительной является ваша крепкая устойчивость к внешнему давлению.
Приложение № 3.
Анкета Компьютер в твоей жизни.
Есть ли у тебя дома компьютер?
Сколько времени проводишь за компьютером?
Какие компьютерные игры предпочитаешь?
Сколько времени можно проводить за компьютером в твоём возрасте?
Какая польза человеку от компьютера?
Какой вред?
Компьютер – твоё хобби или ты используешь его только для работы?
Твой профессиональный выбор как-то связан с компьютером?
Приложение № 4.
Тест Знаю ли я правила психогигиены взаимодействия с компьютером?.
Какой экран у компьютера считается наиболее безопасным?
а) с защитой
б) без защиты
2. Как правильно разместить относительно глаз экран компьютера?
а) до 50см
б) до 70см
3. Утомляются ли глаза во время работы на компьютере?
а) да
б) нет
4. Как снять напряжение глаз?
а) сделать гимнастику
б) посмотреть телевизор
в) почитать книгу
г) посмотреть картинки с видами природы
д) посмотреть на зелёное цветовое поле
5. Как снять напряжение с мышц тела?
а) гимнастические упражнения
б) полежать на диване
в) сидя за компьютером сменить положение тела
6. Сколько часов в день можно работать за компьютером в твоём возрасте?
а) час
б) 30 минут
в) 2 часа
7. Можно ли детям до 5 лет играть на компьютере?
а) да
б) нет
8. К чему может привести продолжительное сидение за компьютером?
а) можно заболеть
б) испортится настроение
в) к утомлению организма
9. Как влияет длительная работа за компьютером на нервную систему человека, его утомляемость?
а) способствует утомляемости
б) вредит
в) вредит в случае длительной работы
10. Как часто необходимо делать влажную уборку в помещении, в котором находится компьютер?
а) ежедневно
б) раз в два дня
в) раз в неделю
Приложение №5
Фитотерапевтический способ снятия напряжения.
Если вы перенапряглись во время работы за компьютером и ощущаете нервное перенапряжение, характеризующееся следующими общими симптомами:
- головные боли
- раздражительность
- плохой сон
- быстрая смена настроения
- понижение трудоспособности,
Следует помочь себе с помощью фитотерапевтических рецептов, т. е. трав:
-ядро грецкого ореха-500г., сок алое-100г., мёд-300г., хорошо смешать и принимать по ч. л. 3 раза в день за полчаса до еды;
-настоять яблочную кожуру (варить 3-6 мин). Пить после 16.00 в любых количествах;
-5г. Сушёных цветков боярышника в эмалированной посуде залить стаканом кипятка. Греть на водяной бане 15 мин под крышкой. Остудить, процедить и отжать. Принимать по полстакана за 30 мин до еды 2 раза в день;
-взять по 3 части листьев мяты и травы пустырника, по 2 части корня валерианы и шишек хмеля. Всё смешать. 2ст. л. Смеси залить 2 стаканами кипятка, настоять 30мин, остудить и процедить. Принимать по 1/3 настоя 3 раза в день;
-натереть на ночь виски лавандовым маслом (при бессоннице).
Приложение№6
Аутотренинг как способ снятия психоэмоционального напряжения.
Выбрать удобное для вас положение. В положении должно быть тихо, ничто и никто не должен отвлекать вас. Желательно выбирать одно и то же время, заниматься 20-30 минут. Нельзя спешить. С помощью словесных формул необходимо достигнуть полного расслабления. Произнеся про себя или вслух словесную формулу самовнушения, сделайте паузу, проследите, выполнена ли команда.
Примерные формулы для начальных упражнений:
- моё внимание на собственном лице.;
- мышцы лица приятно расслабленны, разглаживаются;
- гладким становится лоб;
- легко и свободно опущены веки;
- расслабляются мышцы вокруг глаз;
- расслабляются щёки, мышцы вокруг рта; моё лицо спокойно, как у спящего человека.
- учусь управлять собой;
- собран, спокоен, сосредоточен;
- учусь концентрировать внимание на себе;
- руки лежат свободно;
- моё внимание скользит по телу. Оно остановилось на руках;
- руки лежат свободно;
- моя правая рука расслабляется;
- она становится мягкой, будто ватной;
- расслабляются руки правой руки;
- пальцы расслабляются;
- кисть руки расслабляется;
- рука вялая, расслабленная;
- рука, как верёвка, лежащая на земле, вялая, расслабленная;
- хорошо ощущаю это;
- концентрирую внимание на левой руке;
- мио руки отдыхают, мои руки расслабленны;
- расслабляются мышцы шеи, спины;
- внимание устремляется к ногам;
Пальцы ног…, стопы…,икры…;
- мышцы бёдер расслабляются;
- я отдыхаю;
- всё моё тело расслаблено. Мне хорошо, приятно.
Второе упражнение. Вырабатываем состояние психического покоя, моё тело отдыхает, пусть отдохнёт и мозг.
Ярко представляем себе: я лежу в траве…, лёгкий ветерок чуть покачивает кроны деревьев. Надо мной голубое небо… белые облака. Прохладный ветерок овевает лицо. Всё моё тело расслаблено, неподвижно… Любуюсь природой… Сливаюсь с природой…Покой, отдых… Будто лёгкое мягкое одеяло, окутал меня покой… Я отдыхаю… Я всё глубже погружаюсь в покой и отдых. Предо мной голубое небо… зелень. Я отдыхаю. Мне хорошо, приятно, покой и отдых.
Третье упражнение. Вырабатываем состояние тяжести в правой руке:
- моя рука наливается тяжестью…
- рука тяжелеет…
- все мышцы руки расслабленны, тяжёлые…
- усиливаю ощущение, представляю, что в правой руке тяжёлый портфель с книгами…
- моя правая рук будто наливается свинцом…
- рука тяжелеет… тяжесть, тяжесть…
- я вырабатываю состояние тяжести в правой руке…
- моя рука тяжёлая.
Четвёртое упражнение. Вырабатываем ощущение тепла в правой руке. Рисую перед собой картину: кисть руки погружается в тёплую воду. Она согревает пальцы. Мои пальцы теплеют…
- тепло, приятное тепло в пальцах правой руки…
- мои пальцы тёплые..
Я вырабатываю ощущение тепла в пальцах правой руки…
Я отдыхаю. Учусь вырабатывать необходимые ощущения. У меня всё получается. С каждым днём занятий я всё мягче и быстрее вхожу в состояние расслабления. С удовольствием тренирую свой организм.
Входим в состояние расслабления:
- моё дыхание углубляется…
Глубокий вдох и резкий выдох.
- дышу глубоко…
- с каждым вдохом наполняюсь энергией и бодростью;
- активными и упругими становятся мышцы лица;
- появляется желание двигаться!
- активность, энергия, бодрость!
Я сжатая пружина, готовая распрямится!
- пружина распрямляется!
Встаньте энергично, пройдитесь по комнате, сделай несколько упражнений.
Приложение№7
Правила техники безопасности при работе за компьютером.
Глазам работающего за компьютером помогут очки с перфорацией – это своего рода тренажёр для глаз. Их надо надевать несколько раз в день на 5-7 минут. Отсидев 1-1,5 часа перед компьютером необходимо сделать гимнастику для глаз.
Необходимо научиться правильно, держать мышь: не зажимая ее, не сдавливая её руками, так как это может вызвать запястный синдром. Полезна раздельная клавиатура и широкий стол, позволяющий рукам располагаться на нём, а не свешиваться, вызывая усталость и напряжение мышцах.
Необходимость в частой влажной уборке – не капризы через чур аккуратной домохозяйке, а острая необходимость, обусловленная спецификой компьютерного монитора – способностью собирать на себя пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.
Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучений.
Работающий за компьютером должен знать, что необъяснимо пока огромное желание часто перекусывать во время работы за компьютером, а поскольку удобнее всего обходиться бутербродами, то компьютероманы подвергаются серьёзной опасности ожирения.
Монитор должен находиться в 60-70см. от глаз и чуть выше уровня зрения.
Ребенку до 7-летнего возраста нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же особо продвинутым родителям очень хочется приобщать ребёнка, то, по крайней мере, разрешайте ребёнку сидеть за компьютером не больше 20 минут в день, с перерывом через день.
Для детей 7-12 лет компьютерная норма – 30 минут в день, но не ежедневно!
12-14-летние могут проводить за компьютером 1 час в день.
От 14 до 17 лет максимальное время работы за компьютером 1,5 часа.
Взрослым за компьютером не желательно работать больше 5 часов.
Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной, когда за компьютером не садится ни на какое количество времени.
Приложение № 8
Психогигиена взаимодействия с компьютером.
1. Упражнение на мышечное расслабление.
1.1. Для улучшения мозгового кровообращения.
1.1.1 Исходное положение (ИП) – сидя на стуле, 1-2 – отвести голову назад, 3-4 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
1.1.2 ИП – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы направо, 2 – исходное положение, 3 – поворот головы налево, 4 – исходное положение. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
1.1.3. ИП – стоя или сидя, руки на поясе, 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 – исходное положение, 3-4 то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
1.2. Для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1.2.1. ИП – сидя или стоя, руки на поясе, 1 – правую руку вперёд, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.
1.2.2. ИП – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе, 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный.
1.2.3. ИП – сидя, руки вверх, 1 – сжать кисти в кулаках, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
1.3. Для снятия утомления с туловища.
1.3.1. ИП – стойка ноги врозь, руки за голову, 1 – резко повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторять 6-8 раз. Темп средний.
1.3.2.ИП - стойка ноги врозь, руки за голову, 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 – то же в другую сторону, 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
1.3.3.ИП – стойка ноги врозь, 1-2 – наклон вперёд, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 – ИП, 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. Упражнения для снятия утомления глаз.
2.1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы, посмотреть вдаль.
2.2.Посмотреть на переносицу и задержать взор. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль.
2.3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд, затем посмотреть вдаль. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз.
2.4.Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх- вправо- вниз- влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль.
2.5. посмотреть на указательный палец, удалённый от глаза на 25-30см, потом перевести взор вдаль.
3.Звукотерапия.
Когда мы кричим, вздыхаем, плачем, смеёмся, произносим спонтанные звуки ой, ага, которые возникают без нашего сознательного влияния, это естественные звуки человеческого тела, производимые внутренними органами. Согласно натурфилософии Древнего Китая, печени присущ крик, сердцу – смех, селезёнке и желудку – пение, лёгким – плач, почкам – стон. Эти звуки создаются органами тела с целью освобождения от напряжения и боли. Звуки, которые создаются голосом тела имеют волновую природу. Используя голос своего тела можно избавиться от напряжения, устранить боль, значительно повысить энергию, установить контроль за эмоциями, улучшить умственные процессы и многое другое.
Ии- колебания в голове
Е- железы, мозг и органы головы
Э- глотка, гортань, щитовидная и паращитовидная железы
А- верхние доли лёгких
О- средняя часть груди
ОУ- нижняя часть лёгких, сердце, печень, желудок
ОО-ИИ- сердце
И- почки
Для укрепления сердца- короткое ММММ О МММ
и более продолжительное ПААААИИИИИИИ
Пение гласных производится легко и спокойно, однако, с полной энергией глубокого дыхания.
Выступление.
Не подарить ли моему чаду компьютер?!- думает в своё время каждый родитель.- А что? Учиться лучше будет, узнает много интересного. И ребёнок, конечно, в восторге от этой идеи, только, как правило, думает о компьютере в первую очередь как о замечательной игрушке. И очень редко кто из родителей представляет, что компьютер, а точнее, компьютерные игры могут стать для ребёнка опасными.
Практически никто не обращается к наркологу с такой проблемой, как компьютерная агрессия. Поскольку компьютерные игры не запрещены.
Возможно, данная проблема не примет глобального характера, но когда речь идёт о конкретной личности конкретного ребёнка, любое психическое расстройство нежелательно.
Реальная картина случаев агрессивного поведения детей при игре в компьютерные игры показывает, что такую личность с такой же частотой можно встретить во внешне благополучной семье, где родители выполняют свои обязанности, так и так называемых неблагополучных семьях. Здесь не целесообразно рассматривать фактор социального благополучия, так как сам фактор наличия компьютера в семье говорит о нормальных финансовых возможностях семьи. Дело скорей в стиле семейного воспитания и родительского поведения в семье, которые определяют возможный комплекс проблем у ребёнка, в частности, склонность к агрессивности.
В нашей семье 5 человек: мама - 39 лет, папа – 38 лет, Лера-14 лет, я -12 лет и Кирилл – 4 года. В 2008 году мы приобрели компьютер и работа над темой: Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение учащихся для меня стала интересна в плане наблюдения за своими сестрой и братом, а так же одноклассниками. Ребятам мы предложили побыть участниками нашего небольшого эксперимента: протестировать их; провести с ними психологические тренинги.
Агрессия- это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Самая первая и самая главная причина агрессивного поведения – это отсутствие воспитания навыков самоконтроля у ребёнка. Взрослым он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет и не способен себя контролировать, ограничивать, тормозить, они делают, не думая; не умеют определять перспективу, результат своего действия, просчитывать ситуацию. Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребёнка.
Эмоциональное окоченение, клиповое сознание, зомбирование, духовный вирус, виртуальное сознание, уничтожение личностного сознания, компьютерная игровая цивилизация, вместо гомо сапиенс - гомо виртуалис, новый антропологический тип с низким уровнем интеллекта и нравственности – всё это понятия, сопровождающие эпоху компьютеризации в современной в действительности.
На консультацию к психологу приходят родители детей, имеющих проблемы психоэмоционального и физического развития. И как часто в откровенных разговорах впечатляет факт, что причиной нервно – психических расстройств у ребёнка, задержки его психоэмоционального развития стал бесконтрольное просиживание возле компьютера детей.
Дети проводят много часов подряд у компьютера. Эти дети, как правило, мало читают или почти ничего не читают, их интересы сужаются до компьютерной игры. Постоянное облучение, исходящее от монитора, приводит к резкой ассенизации (истощению) нервной системы. В результате память у таких детей слабеет, они начинают хуже учиться, становятся вялыми, безынициативными. Часто нарушается сон: дети плохо засыпают, нередко снятся кошмарные сны (как результат переживания событий, которых они насмотрелись во время игры). Утром они с трудом встают, чувствуют себя не отдохнувшими.
В школе эти дети бывают обычно вялыми, плохо концентрируют внимание на учебном процессе, хуже соображают при решении задач.
Развиваются раздражительность, повышенная возбудимость, впечатлительность, поэтому они часто ссорятся с одноклассниками, становятся неуживчивыми в классе, обидчивыми. Школьная успеваемость у них снижается.
Страшным является и то, что ухудшаются взаимоотношения этих детей с родителями. Они становятся малопослушными, на требования или просьбы родителей оторваться от компьютера реагируют скандалом, слезами. Здесь важно отметить, что дети настолько вживаются в мир игр, что стремятся жить по их заповедям. Компьютер вольно или невольно кодирует поведение ребёнка и подростка, заставляя его жить по законам того мира, который они впитывают в себя с его экранов. Кодирование при этом не обязательно может быть прямым, а опосредованным: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Безусловно, это приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушья, жестокости.
Экспериментальная работа по формированию психологической устойчивости (снятие агрессивности) у учащихся при играх на компьютере проводилась нами в 2011 учебном году на базе МАОУ СОШ №18 с учащимися 2 и 9 классов, которые были объединены в две группы – экспериментальную (110 человек) и контрольную (86 человек).
В качестве практического инструментария была разработана диагностическая карта подверженности агрессивности учащихся при играх на компьютере. Каждый из показателей оценивался по трехбалльной шкале, после чего выводился средний балл из суммарной оценки, который являлся показателем психологической устойчивости (подверженность агрессивности, умение выйти из этого состояния) при играх на компьютере.
Как видно, из сравнительных результатов, у обучающихся экспериментальной группы динамично повышался уровень психологической устойчивости при играх на компьютере.
Показатели эмоциональной устойчивости учащихся, их способность к самоконтролю. На данном этапе эксперимента мы брали коррекционный коэффициент, т.е. велось тестовое оценивание учащихся. Мы не учитывали индивидуальных особенностей (пол, темперамент, мониторинг воспитанности (этика), который ведут классные руководители), чтобы не углубляться в эту тему. За основу взяты показатели тестирования.
Результаты по определению уровня самоконтроля показывают, что учащиеся экспериментальной группы имеют более высокие показатели в сравнении с учащимися контрольной группы, что свидетельствует о динамике развития психологического компонента.
Для выявления умений у учащихся выводить алгоритмы действий при безопасной работе с компьютером, каждый учащийся получал индивидуальную карточку, в которой ему предлагалось решить задания различного типа (работа по легендам).
В ходе эксперимента было показано, что знания и умение безопасной работы с компьютером позволяют снижать агрессивность при играх на компьютере, контролировать свои эмоции и поведение.
Таким образом, анализ полученных данных показывает, что результаты по всем методикам в экспериментальной группе значительно превышают результаты контрольной группы, что подтверждает эффективность практического применения нами тестов и тренингов, и тем самым снижает у учащихся степень напряжённости и агрессивности при играх на компьютере.
Компьютер формирует жестокость мышления, меняет характер мотивации многих реальных поступков, подменяет эмоциональное восприятие мира рациональным, сугубо логическим подходом к реальности.
Протестировав учащихся, (тесты см. в приложении) мы сделали вывод: ребята знают правила работы с компьютером, частично знают о психогигиене при работе на компьютере, но практически эти знания применяют редко. Достаточно самостоятельны в своих поступках, не впадают в крайности, способны противостоять внешнему давлению, но редко принимают решения сами. Сторонники традиционных ценностей, для них главное в жизни – это любовь, дружба, взаимовыручка и взаимная поддержка. Экспериментальные наблюдения на протяжении 4 месяцев за братом и сестрой, дали следующие результаты:
- время ограничения до 1 часа – раздражительны. Недовольны тем, что не доиграли, но в течение 20-30 минут успокаиваются;
- время от 1 до 3 часов подряд - глаза краснеют, начинаются головные боли, раздражительны;
- время суток – день: всё вышеизложенное, но в более мягкой форме;
- время суток – вечер: в более агрессивной форме;
- игры - стрелялки: агрессия к членам семьи, к друзьям;
- игры – гонки: бурное обсуждение, споры друг с другом;
- логические игры: взаимный поиск выхода из той или иной ситуации;
- работа над рефератами: быстрая утомляемость, раздражительность.
Вместе мы сделали вывод: рецензия на игры нужна, время ограничения необходимо, время работы периодически прерывать для гимнастики.
Вывод: ребята с успехом могут противостоять компьютерной агрессии, если будут применять правила безопасного пользования компьютером.
HYPER13PAGE HYPER15
2