Публикации КОПИЛКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОЕКТ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОПИЛКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОЕКТ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Автор: Бубнова Наталья Александровна

КОПИЛКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРОЕКТ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Бубнова Наталья Александровна
воспитатель I категории
ГБОУ СОШ с. Черноречье СП Детский сад Ручеёк
E-mail: nata.bubnova.2020@mail.ru
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое моё, твоё, наше, обмен, деньги, цена и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги.На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Цель и задачи проекта:
• расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
• укрепление семейных связей;
• получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Вид проекта: информационно-познавательный
Срок реализации проекта: 2020-2021 год
Участники проекта: дети дошкольного возраста 5-7 лет (подготовительная группа, воспитатели группы, родители (законные представители)
Этапы проекта
1 этап - подготовительный
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту Деньги-помощники.
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2. этап – Основной
Реализация проектных мероприятий:
1. НОД Что мы знаем о деньгах.
2.Просмотр мультфильмов: С. Михалков Как старик корову продавал, Барбоскины и реклама, Бизнес крокодила Гены, Простоквашино. Клад.
3. Беседа с родителями В чем нам деньги помогают.
4. Экскурсия в продуктовый магазин.
3. этап - Заключительный
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры Магазин
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
• педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже
загадочным, но с каждым новым этапом взрослый мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Тематический план
Октябрь.
1. Беседа с детьми Что такое потребности? (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Игра Груша-яблоко.
2. Демонстрация детям слайд-презентации История денег
3. Беседа с детьми Потребности семьи (Разнообразие потребностей членов семьи). Игра Размен (приложение).
4. Что мне нужно? (Личные жизненные потребности и желания ребёнка). Практика Таблица расходов (приложение).
Ноябрь.
Беседа Что такое труд? (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда). Практика Мини-банк (приложение).
2. Чтение сказки Петушок и два мышонка (раскрыть понятия: труд и лень)
3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде. Игра Кто как работает (приложение).
4. Путешествие в Страну профессий.
Декабрь.
1. Беседа Зачем всему надо учиться?. Практика Самостоятельная покупка (приложение).
2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему)
3. Рассуждения детей на тему Кем я хочу стать и почему?.
4. Беседа Профессии моих родителей.
Январь.
1. Игра Кто кем работает (приложение). (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
2. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина товар полезность товара) С/Р игра Кафе
3. Игровая ситуация Где можно взять товар? С/Р игра Магазин игрушек (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)
4. Ярмарка (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)
Февраль.
1. Беседа с детьми Что такое деньги? (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)
2. Беседа Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет Словесная игра На что бы я потратил деньги?
3. Д/И Семейные расходы (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)
4. Деловая игра Финансовая азбука
Март.
1. Игровое занятие Путешествие в сказочную страну Финансов
(приложение).
2. Занятия с элементами игры По страницам сказки Цветик-семицветик (приложение).
3. Игровое занятие Магазин Детский мир (приложение).
4. Игровое занятие В гостях у сказок (приложение).
Апрель
1. Игровое занятие Деньги всякие нужны
2. Чтение Романов А. Чудеса в кошельке,
3. Чуковский К. И. Муха-Цокотуха
4. Решение проблемной ситуации Хочу и надо (приложение).
5. Познавательный маршрут Банкомат (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)
Май
1. Рассказ воспитателя о цене товара.
2. Просмотр мультфильма Как мужик корову продавал
3. Продуктивная деятельность Изготовление поделок для ярмарки (по выбору детей)
4. Дискуссия с детьми Хорошо-плохо на тему О рекламе товара.
5. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.
6. Просмотр мультфильма Барбоскины и реклама Игровая ситуация Рекламная компания (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью продажи)
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Списокиспользованной литературы:
1. Мухина В. М., Рустамова А. Ю., УруджевВ. В. Патриотическое воспитание средствами народной культуры в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования – 2016 - №3//
2. Потаповская О.М. О методологических подходах к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста// Педагогика. – 2013 – №6. – с. 72-82
3. Ковтун Т. Ю. Особенности проведения досугов для детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2014 – №7. – С. 513-514.