Публикации
Изучение адыгейского языка в доу
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Изучение адыгейского языка в доу
Автор: Такахо Бэлла мухамедовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Изучение адыгейского языка в доу
Автор: Такахо Бэлла мухамедовна
«Обычаи и традиции адыгского народа». Тема: «Обычаи и традиции адыгского народа»Цели и задачи урока :1. Познакомить детей с традициями, культурой, обычаями адыгейского и русского народа.2. Прививать детям уважение к обычаям другого народа.3. Воспитывать дружеские отношения, любовь к родному краю.- образовательные:научить оформлять проектные работы, познакомить учащихся с бытом и культурой адыгов; уметь находить взаимосвязь между современной жизнью Адыгеи и историческими корнями;- воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре адыгов.- развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с книгами.Форма урока: проектная деятельность. Защита проектных работ. Предварительная работа: класс разделен на несколько групп, каждой из которых дана тема для самостоятельного исследования, по итогам которого готовится проектная работ. Первая группа изучает «Адыгскую народную педагогику»; вторая группа изучает традиции, связанные с рождением ребенка; третья - значения адыгских женских и мужских имен; четвертая – обрядовые песни адыгов; пятая - подыскивает пословицы и поговорки о воспитании. Ход Учитель. В давние времена человек познавал себя через природу. А природу наделил человеческими свойствами. Он дал особую магическую силу огню и солнцу, земле и временам года, разнообразным явлениям и процессам, стихиям и животным. Вода, земля, лес были заселены, по мнению древнего человека, добрыми и злыми духами. Все божества либо помогали, либо вредили человеку. Поэтому их нужно было задабривать магическими действиями и обрядами, сопровождавшиеся определенными словами и песнопениями. В обрядах воплотилось не только мировоззрение людей, но и народная психология и этика. Эстетический вкус и практическая мудрость. Отголоски древних верований дошли и до наших времен. Например, с рождением ребенка у всех народов связано множество обычаев и традиций. Сегодня мы с вами познакомимся с адыгейскими обычаями, связанными с рождением ребенка. И даже попробуем воспроизвести некоторые из них. Первая группа занималась изучением книги «Адыгская Черкесская педагогика». Ребята подготовили сообщения о зарождении семьи и традициях брака.Сообщение учеников:«Адыгская Черкесская народная педагогика» Адыги, как и другие народы, считали, что основная цель семьи, - рождение и воспитание детей. Эта мысль внушалась молодым людям, вступающим в брак, с помощью различных средств народной педагогики, в том числе традиционных благопожеланий, песен, которые произносились и исполнялись на свадьбах. В одном заздравном тосте в честь невесты есть такое пожелание: «Чтобы была многодетной, как курица». Идея о том, что дети – важная ценность семьи, отразилась в памятниках педагогики и других народов. Например, в русской пословице «Сталось двоечка (т.е. семейная пара), так будет троечка». Или такое пожелание новобрачным: «Сколько в лесу пеньков, столько вам и сынков. Сколько в лесу кочек, столько вам и дочек». Учитель: Вторая группа занималась изучением традиций, связанных с рождением ребенка. Девочки творчески подошли к подготовке сообщения: они подготовили театральную постановку. Заходят две ученицы. На руках у одной из них кукла (новорожденный ребенок). Одна ученица убирает с лица «ребенка» накидку и говорит: Первая ученицаОй, ой, ой, какой он широкоротый. Тьфу, тьфу – очень некрасивый.Вторая ученицаЖизненную душу-душу крепкую, большую, жизнь долгую пусть Бог тебе даст.Учитель. Ребята. По адыгскому обычаю нужно завязать кусочек белой материи, потому что мы первый раз посмотрели на ребенка.Завязывает, произнося слова:Пока борода и усы, волосы и брови, как эта ткань не станут белыми, пусть живёт! А теперь давайте дадим имя малышу. Раньше у адыгов ребенка называли именем бабушки или дедушки. Мальчиков часто называли именами нартских богатырей.Как мы назовем новорожденного? Третья группа ребят занималась изучением значений адыгейских имен? Какие будут предложения?Ученик. Хорошее имя Гучипс, оно означает «Крепкая, как железо, душа»Ученица. А я предлагаю назвать его Сосрыко. Это имя нартского богатыря.Ученик. Я думаю, малышу подойдет имя Шумах. Оно означает «счастливый всадник».Учитель. Вы предложили достойные имена. Но пусть сама судьба распорядится выбором. (Выкладывает перевернутые таблички с именами. Ученицы выбирают одну из них)Нашего малыша назовем Гучипсом.Имя малышу дали. А теперь проведем обряд первого купания. Обряд первого купания. Ученица наливает в таз холодную воду. Насыпает золу. Бросает золотое кольцо и поясняет:«Чтобы закалить ребенка, его купают в холодной воде, в которую добавляют золу. Золотые украшения, по поверью, символизируют долгую обеспеченную жизнь.Ученица купает ребенка и приговаривает: Ручки, растите Ножки, ходите, тело носите! Язык, говори, свою голову корми!Учитель.Наш Гучипс будет расти среди гор и лесов. Он вырастет сильным, крепким, счастливым. Адыги говорили : «Лозу сгибай, пока молодая, а ребенка воспитывай - пока маленький». У адыгов много пословиц и поговорок о воспитании ребенка. Давайте вспомним их. Я предоставляю слово ребятам, которые искали пословицы и поговорки о воспитании. На доске написаны 10 пословиц на разные темы, ребята выбирают те, которые о воспитании, поясняют их и записывают в свои проектные работы. Учитель. Ребята, через две недели Гучипса впервые будут укладывать в колыбель, давайте познакомимся с этим обрядом. О нем нам расскажут ребята, которые занимались изучением обряда укладывания в колыбель.(Обряд первого укладывания ребенка в колыбель. Необходимое оборудование: кроватка, матрас, подушечки, игрушка-котенок, яйцо. Ученицы по мере рассказа выполняют действия, о которых говорят: ставят кроватку, укладывают матрас, подушечки, завязки, кладут яйцо, кота и т.д)Ученица. Колыбель для ребенка изготавливали из боярышника, потому что это легкий и лечебный кустарник. Матрац наполняли шелухой из проса. Она очень мягкая и принимала форму, удобную для малыша. В подушечку клали лечебные травы, аромат которых успокаивал ребенка. Еще в колыбели было много маленьких плоских подушечек и завязок.Ученица. Прежде чем положить в колыбель нашего Гучипса, положим в нее яйцо, чтобы его жизнь была долгой и светлой. Затем в колыбель укладывали кота. Считалось, что он оставляет там свой сладкий сон. В ножки и по бокам клали плоские подушечки, к голове – косынку. Ребенка привязывали завязками, укрывали теплым одеялом.Учитель. С первых дней жизни для ребенка любой национальности самым близким человеком становится мама. В адыгской литературе много стихотворений об этих теплых взаимоотношениях. Несколько человек занимались поиском именно таких стихотворений. (Ученики читают стихотворения.)Учитель. Ребята, если бы наш Гучипс появился на свет несколько сотен лет назад, то его воспитанием занялся бы аталык. Об аталыках и традициях аталычества нам расскажут исследователи из пятой группы. Сообщение учеников : Обычай аталычества был широко распространен на Кавказе, преимущественно у привилегированных сословий. Сразу после рождения мальчик отдавался воспитателю-аталыку, а девочка кормилице. Аталык и кормилица получали все права кровного родства. Аталычество – обычай воспитания детей в чужой семье, распространенный почти у всех народов Северного Кавказа. Он был более распространен среди высших сословий, иногда среди зажиточных крестьян - отдать ребенка на воспитание, так же как и принять чужого ребенка на воспитание в семью было довольно-таки затратным делом. По социальной лестнице семья аталыка (воспитателя) стояла ниже семьи, ребенок из которой отдавался на воспитание. Черкесский историк Хан-Гирей писал - «князья издавна для увеличения своей силы искали все возможные средства, чтобы привязать к себе дворян, а эти для всегдашней защиты и вспомоществования себе во всех случаях желали более сблизиться с князьями. Для такого обоюдного сближения нашли вернейшим средством воспитание детей, которое, связывая два семейства родством, приносило обоюдные выгоды». Хотя аталык всегда получал от семьи своего воспитанника щедрые подарки, обычай отдавать детей на воспитание связан не с материальными мотивами – главное, что он расширял круг некровных родственников. Молочное родство у адыгов , считается не менее важным, чем кровное. На Кавказе, если ребенка передавали «сверху вниз», то он был привилегированным членом семьи – ему уделяли даже больше внимания, чем собственным детям, за него несли повышенную ответственность, в нем видели будущего покровителя всей семьи. В кавказском аталычестве новые отношения приравнивались к кровному родству, причем отец ребенка, занимая более высокое положение, чем аталык, автоматически становился покровителем всей семьи аталыка.Учитель. С несколькими обычаями вы уже познакомились. Но нам предстоит познакомиться еще с некоторыми. Вы все, наверное, знаете, что когда в адыгской семье рождается ребенок, то родители обязательно сажают фруктовое дерево как символ жизни и долголетия. Ребенок растет и делает первый шаг. В честь этого события устраивается торжественный обряд «Праздник первого шага». Подробнее о нем расскажут ребята, занимавшиеся изучением этого обряда.Ученица. На праздник «Первого шага» приглашали гостей, родственников. Ребенка одевают в яркую рубашку или платье, считается, что яркие краски отвлекают «дурной глаз». Гости, которые пришли на праздник больше смотрят на красоту наряда, чем на красоту ребенка. Вся обстановка вокруг подчеркивает важность этого события. Совершение этого обряда как бы оберегало ребенка от падений и ушибов.Ученица. (рассказывает и показывает, использую куклу) Сначала ребенка ставили на плоский камень или железную пластину при этом приговаривали: «Пусть твердо, как камень стоит на ногах» затем брали ножницы и имитировали перерезание невидимых пут, которые до сих пор связывали ноги малыша, и проводили его по дорожке со словами:Давай, топ,топ…Дитя мое, топ,топ…Направо, топ,топ…Налево, топ,топ…Вверх, вниз, топ,топ…Дитя мое, топ,топ…Учитель Праздник «Первого шага» не просто развлечение, хотя в нем имеется развлекательный момент. Главное в нем – символический выбор будущей профессии. На стол выкладывались разные предметы, символизирующие разные профессии. Например, ножницы – парикмахер, катушка ниток – портной, гармонь – музыкант и т.д.Учитель. На сегодняшнем уроке мы говорили об адыгских обычаях, связанных с рождением и воспитанием ребенка.Давайте вспомним, что нового вы узнали.Далее беседа по вопросам.Какого цвета флаг вывешивали на крыльце дома, где родился мальчик? А девочка? Через какое время проводили обряд укладывания ребенка в колыбель? Кто давал имя ребенку? Для чего в воду для купания бросали золу и украшения? Что такое мышиное платье? Учитель. Молодцы, ребята, вы провели огромную предварительную работу, и сегодня мы проследили год жизни ребенка в адыгейской семье.