Публикации Мастер-класс для воспитателей всех возрастных групп на тему: "Игры для мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс для воспитателей всех возрастных групп на тему: "Игры для мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"
Автор: Рыбина Елена Викторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»___________________________________________________________Мастер- классДля воспитателей всех возрастных групп на тему:«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». Подготовила и провела: учитель-логопед Рыбина Е.В. г. Мытищи 2023г.Мастер - класс с использованием нестандартного оборудования.Данный мастер - класс будет полезен педагогам, родителям, детям возрастной категории от 2 до 7 лет, особенно актуален для детей логопедических групп.Форма проведения: мастер – класс.Цель мастер класса: изучение участниками мастер - класса вопроса использования вспомогательных средств, способствующих развитию мелкой моторики для становления речи дошкольников и на этапе автоматизации звуков у детей.Задачи: - познакомить участников мастер – класса с использованием нестандартного оборудования, способствующего развитию мелкой моторики, активизации мозговой деятельности детей, памяти, мышления, внимания используемого учителем – логопедом в своей работе.- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике приёмов, способствующих развитию мелкой моторики рук.- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам успешнее и результативнее овладеть речью и правильным звукопроизношением.Оборудование:1.Массажные силиконовые мячики, ( мячики Су-джок).2. Платочки.3.Коврики.4. Бигуди.5.Прищепки.6.Эспандеры.8.Решётки.9.Зубные щётки.10.Бусы.Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.Содержание:1. Приветствие. Введение в тему.2.Рекомендации по проведению игр с использованием нетрадиционного оборудования. 3.Совместное выполнение игр с педагогами.4. Выводы.Используемые методы:1.Наглядный. 2.Практический. Введение«Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцев». А. В. СухомлинскийДля развития речи ребёнка «критическим» периодом являются первые три года жизни (младший дошкольный возраст) : к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи ребёнка не было уделено внимание, то в дальнейшем потребуется масса усилий, наверстать упущенное. М. М. Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми у кого развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у кого имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.Ниже представленные игры, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координацию движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.Основной целью игр с использованием нестандартного оборудования является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.Прежде, чем показать ребёнку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала лучше проиграть её сюжет самому. Перед игрой следует обсудить её содержание, обработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечён сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой. Если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего момента.Играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено. Работу проводить необходимо регулярно, систематически. Необходимо поощрять малыша в его успехах. Пальчиковые игры с нестандартным оборудование обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять – в течении дня к ним можно обращаться несколько раз, но играть понемногу.Необходимо соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомление ребёнка. Длительность игр с двухлетними малышами – 5- 10 минут, занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут, 5-6 лет – 25 минут. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности, настроение. Сложность предлагаемых ребёнку игр должна возрастать постепенно.В возрасте от 2-х до 6-ти лет ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с предметами звучание голоса, громкость произносимого текста должны быть особенно выразительными. Ребёнок воспринимает текст лучше, когда взрослый читает его наизусть. Стихи следует произносить, то понижая, то повышая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Детям раннего возраста трудно проговаривать весь текст сразу. Поэтому для начала им достаточно выполнять движения вместе со взрослым.Играя с детьми в игры необходимо обращать внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.Не забывать о том, что малыш воспринимает наши действия зеркально: произнося команду «влево», мы должны делать» вправо» и наоборот. По ходу занятия обязательно комментируем, помогаем, подсказываем и оцениваем действия ребёнка для закрепления у него правильных двигательных действий. Следить, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения.Итак, из многолетнего опыта великих учёных и педагогов и своей педагогической практики, хочется отметить, что при систематическом, регулярном использовании нестандартного оборудования происходит формирование двигательных навыков пальцев и кистей рук, концентрация внимания, полноценное формирование речи.А так же решается ряд задач:Коррекционно-образовательные 1.Формирование познавательной активности и творческого воображения детей. 2.Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук. Коррекционно – развивающие задачи. 1.Развитие артикуляционной и мелкой моторики. 2.Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения. 3.Развитие тактильной чувствительности рук. 4.Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. 5.Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности. 6.Упражнение в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук. 7.Совершенствование двигательной памяти. 8.Развитие речемыслительной деятельности. 9.Развитие мимической мускулатуры. 10.Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи. Коррекционно-воспитательные задачи. 1.Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника. 2.Создание у детей эмоционально – приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом. 3.Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца. 4.Формирование дружеских взаимоотношений. 5.Воспитание внимания к обращённой речи. 6.Формирование положительной мотивации на занятии. 7.Развитие чувства уверенности в себе. 8.Воспитание самоконтроля за речью. 9.Формирование радоваться, достигая цели. 10.Формирование коммуникативных навыков.- Здравствуйте, уважаемые коллеги!- Скажите громко и хором, друзья,- Помочь откажетесь мне? (нет или да)- Деток Вы любите? Да или нет?- Пришли Вы на мастер- класс,- Сил уже нет.- Вам лекции хочется слушать здесь? (нет).- Я Вас понимаю…- Как быть господа?- Проблемы детей решать нужно нам? (да).- Дайте мне тогда ответ- Помочь откажетесь мне? (нет)- Последнее спрошу у Вас я:Активными все будете? (нет или да)Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер – класс.Игры с массажными мячиками Весёлые прыжкиДевочки и мальчики Дети берут мячики в любую руку и «прыгают»Прыгают, ка мячики. им по ладони другой руки, затем меняют руки.Никогда не плачут, Вместе с нами скачут. Бежит ёжик по дорожке.Бежит ёжик по дорожке, Дети катают мячик в руках, делая движения У него кривые ножки, вперёд-назад, вправо-влево, между ладонями.Весь иголками оброс,-Жалко ёжика до слёз УрокНажимаем на звонок, Дети кладут мячик на правую ладонь.Начинается урок: Каждым пальцем левой руки поочерёдно Дзинь!(5раз) нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.Игры с платочками Месим тестоМы тесто месили, Дети берут платочек за два уголкаМы тесто месили. и пальцами обеих рук собирают платочек Нас тщательно всё в обе ладони.Промесить попросили! Но сколько не месимИ сколько не мнёмКомочки опять и опять достаём! ПомощникиДружно помогаем маме, Дети берут платочек в обе руки и Мы бельё полощем сами. Имитируют стирку белья.Раз, два, три, четыре, пять,Потрудились мы опять. ПряткиДети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.Пальчики играли в прятки, Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.Ловко спрятались в кроватке,Вот так, вот так,Ловко спрятались в кроватке. Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладониИгры с ковриками МногоножкиДети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.По извилистой дорожке Указательные и средние пальцы обеих рукПробежали многоножки! ( «многоножки») «бегут» по коврику вРаз, два, три, четыре, пять,Многоножек не догнать! Котик Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.У котика на лапках, Сжимают и разжимают пальцы обеих рук,Есть острые царапки, царапают коврикЦап, царап, Цап, царап! ЛыжиДети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.Мы едем на лыжах, Дети ставят обе руки ребром на коврик иМы мчимся с горы, передвигают их вперёд – назад.Мы любим забавы,Холодной зимы.Игры с крупными бигудиЗагудел паровозикЗагудел паровоз Дети катают бигуди между ладонямиИ вагончики повёз: вперёд-назад, руки держат перед собой.«Чу-чу-чу-чу!Далеко я укачу!»ИголкиУ сосны, у пихты, ёлки Дети катают бигуди между ладонямиОчень колкие иголки. Вперёд-назад, руки держат перед Но ещё сильней, чем ельник, собой.Нас уколет можжевельник.Пароход плывёт по речкеПароход плывёт по речке, Дети катают бигуди между ладонямиИз трубы дымят колечки. вперёд-назад, руки держат перед ТУ-ту-ту-у-у-у-у собой.Игры с прищепкамиГусь крикливыйГусь крикливый, Бельевой прищепкой дети прищепляютС длинны носом, ногтевые фаланги пальцев правой, затемШея словно знак вопроса. левой руки, на каждый ударный слогГусь идёт гулять в луга от большого пальца к мизинцу.И гогочет: «Га-га-га!»ЖукЖук летит, Бельевой прищепкой дети прищепляютЖуж-ж-ж-ж-жит, ногтевые фаланги пальцев правой, затем Жуж-ж-ж-ж-жит левой руки на каждый ударный слог - И усами шевелит! от большого пальца к мизинцу. КрапиваПосмотрите: притаилась Бельевой прищепкой дети прищепляютИ пушистой притворилась! ногтевые фаланги пальцев правой, аМы тебя, крапива, знаем, затем левой руки на каждый ударный Никогда срывать не станем! слог - от большого пальца к мизинцу. Игры с эспандеромСилачДети берут эспандер в виде резинового кольца в руки.Я сожму своё кольцо, Дети сжимают и разжимаютБуду сильным молодцом. эспандер на каждый ударный слогБуду младших защищать, сначала в правой, а затем в левой руке.Буду слабым помогать!Пополам его согну, И восьмёркой заверну!Месим тестоДети берут эспандер в руки. Тесто мнём, мнём, мнём, Дети сжимают и разжимают в рукахТесто жмём, жмём, жмём, эспандер на каждый ударный слогВыпекать пирог поставим. сначала в правой, а затем в левой руке.Раз, два, три, четыре, пять – Не пора ли вынимать?ДружбаДети берут эспандер в руки.Я в друзьях души не чаю, Дети сжимают и разжимают в руках Я друзей своих встречаю. эспандер на каждый ударный слогКаждый руку мне пожмёт, сначала в правой, а затем в левой руке.Каждый мне привет пошлёт!Игры с бусамиБусыДома я одна скучала, Дети перебирают бусы в руках, считают в Бусы мамины достала. в прямом и в обратном порядке.Бусы я перебираю,Свои пальцы разминаю.Весёлый счётПальчиками мы перебираем Дети перебирают бусы в руках, считают вИ бусинки считаем: в прямом и обратном порядке.Один, два, три, четыре, пять,Получился бусин ряд.Бусы для МарусиКупила бабуся, Дети перебирают бусы в руках, считают вБусы Марусе. прямом и обратном порядке.Очень Марусе,Нравились бусы.Игры с зубными щёткамиМассажДети берут в руки зубную щётку. Растирают щёткой подушечки Я возьму зубную щётку, пальцев правой, а затем левой руки, Чтоб погладить пальчики. начиная с большого пальца иСтаньте ловкими скорей, заканчивая мизинцем.Пальчики - удальчики.Зубная щёткаДети берут в руки зубную щётку. Плывёт зубная щётка, Растирают щёткой подушечки Как по морю лодка, пальцев правой, а затем левой руки,Как по речке пароход, начиная с большого пальца и По пальчикам она идёт! и заканчивая мизинцем. Подарки Деда МорозаДети берут зубную щётку в руки и растирают подушечки пальцев правой и левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.Дед Мороз принёс подарки! Буквари,Альбомы,Марки,Кукол,Мишек,И машины,ПопугаяИ пингвина,Шоколадок пол мешка И пушистого щенка.