Публикации
Электронный образовательный ресурс «Изучаем имя существительное» как средство формирования морфологических понятий и умений у младших школьников на уроках русского языка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Электронный образовательный ресурс «Изучаем имя существительное» как средство формирования морфологических понятий и умений у младших школьников на уроках русского языка
Автор: Ломаченко Ольга Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Электронный образовательный ресурс «Изучаем имя существительное» как средство формирования морфологических понятий и умений у младших школьников на уроках русского языка
Автор: Ломаченко Ольга Юрьевна
Министерство образования Иркутской областиГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ«АНГАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТЭлектронный образовательный ресурс «Изучаем имя существительное» как средство формирования морфологических понятий и умений у младших школьников на уроках русского языкаАнгарск, 2023СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОсвоение младшим школьником морфологии имеет большое значение, т.к. только морфологически правильно оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить средством общения. Знания о частях речи оказывают существенное влияние на грамотность человека, особенно письменную. Например, правила правописания основываются на способности определения принадлежности слова к той или иной части речи. Становится понятным, что весь объем программы по изучению морфологии должен быть освоен учениками [1].Является неоспоримыми фактом, что младшие школьники пропускают занятия по болезни, в силу семейных обстоятельств, не справляются с усвоением школьной программы, а современные родители выставляют запрос школе по разработке индивидуальных траекторий обучения [6]. Для их построения учителю необходима отдельная подготовка и отбор специального инструментария, что требует от учителя дополнительных усилий и временных затрат. Одним из путей решения данной проблемы является использование современных технологий, в том числе и ИКТ технологии, которая подразумевает работу с гаджетами и выполнение интерактивных заданий – такая деятельность близка, понятна, интересна ученикам, способствует созданию привычной среды для младшего школьника. ИКТ технологии обладают большим мотивирующим потенциалом: школьникам нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь [4].Электронные образовательные ресурсы, разработанные на такой платформе, как Google Сайты, являются инструментами, которые можно использовать в ходе урока для самостоятельной и индивидуальной работы. Кроме того, электронный ресурс обладает широкими возможностями по организации больших массивов данных, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве [18]. Это и обусловило актуальность темы нашего исследования: «Электронный образовательный ресурс «Изучаем имя существительное» как средство формирования морфологических понятий и умений у младших школьников на уроках русского языка».Нами были определены координаты исследования:Объект исследования: процесс формирования морфологических понятий и умений на уроках русского языка в начальной школе.Предмет исследования: электронный образовательный ресурс, способствующий формированию морфологических понятий и умений на уроках русского языка в начальной школе.Цель исследования: разработка электронного образовательного ресурса для формирования морфологических понятий и умений у младших школьников на уроках русского языка. Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования морфологических понятий и умений у младших школьников. Описать особенности электронного образовательного ресурса как средства формирования морфологических понятий и умений у младших школьников на уроках русского языка. Определить структуру электронного образовательного ресурса и провести отбор содержания для формирования морфологических понятий и умений на уроках русского языка в начальной школе. Оформить и частично апробировать электронный образовательный ресурс «Изучаем имя существительное». Методологическую основу нашего исследования составили:труды учёных-лингвистов Богоявленского Н. В., Антоновой Е. С., Рамзаевой Т. Г., Львова М. Р, посвящённые проблеме изучения морфологии в начальной школе; работы Белоглазовой Е. В. и Тимошкиной Н. В. по вопросам использования электронных образовательных средств в процессе обучения младших школьников. В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы: анализ педагогической и методической литературы; составление и обработка методических материалов; проектирование отдельных заданий и электронного образовательного ресурса. Значение изучения морфологии в том, что она формирует у школьников сознательное отношение к своей речи и речи окружающих. Знания по морфологии служат фундаментом для формирования правописных умений и навыков, подготавливают учащихся к изучению школьного курса синтаксиса, открывают возможности для использования уроков грамматики в целях развития речи учащихся и усвоения ряда правил словоупотребления [7]. Знания по морфологии позволяют ученикам произвольно контролировать речь, т. е. обеспечивают сознательное отношение к своей речи и речи окружающих. Таким образом, общеобразовательное, развивающее значение морфологии оказывается непосредственно связанным с ее практическим значением [20].По исследованию Львова М. Р., морфологическое понятие – это результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям, морфемам, фонемам и т.п. [12]. Методист Рамзаева Т. Г. отмечает, что морфологические умения – умения понимания и использования грамматических форм слов [14]. Формирование умений происходит на основе усвоения теоретического материала при адекватном применении методов и приемов обучения, при использовании разработанной системы упражнений, обеспечивающих целенаправленный процесс формирования морфологических понятий и умений.Изучение морфологических тем в начальной школе строится в соответствии с концентрическим принципом. На пропедевтическом этапе первоклассники учатся различать слова-предметы, слова-признаки предметов, слова-действия предметов. У школьников развивается внимание к общеграмматическому значению слов, формируется умение классифицировать слова по группам с учетом их смысла. Основным показателем становится вопрос и грамматическое значение (слово-предмет, отвечает на вопрос кто? или что?) [16].Во втором классе представление учащихся о лексико-грамматических разрядах слов расширяется, вводятся термины (например, слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и называют предметы — это имена существительные и т.д.). Младшие школьники учатся различать части речи по смысловым признакам (предмет, признак предмета, действие предмета) и по вопросам. Также происходит знакомство и с некоторыми формальными (грамматическими) признаками частей речи (без введения терминов) [8].В третьем классе учащиеся знакомятся с категориями рода, числа и падежа имен существительных, с категориями рода и числа имен прилагательных, числа и времени глагола [9].В четвертом классе учащиеся узнают об особенностях каждого падежа имен существительных, типах склонения имен существительных (1, 2, 3 склонение), склонении имен прилагательных, неопределенной форме глагола. Углубляется представление о категории времени глагола. При знакомстве с понятием «спряжение» ученики получают знания о категории лица, типах спряжения глагола. Происходит формирование общего представления о местоимении, числительном и наречии [16]. Таким образом, в начальных классах имеет место следующий порядок изучения частей речи: сначала осуществляется общее ознакомление младших школьников с самостоятельными частями речи, после чего происходит изучение каждой лексико-грамматической группы. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи, способствует четкому выделению основных признаков формируемых грамматических понятий. В качестве ведущего положения, определяющего последовательность изучения частей речи, выступает положение о целесообразности взаимосвязанного изучения сходных языковых явлений [14]. Данное положение может быть проиллюстрировано следующим примером.Так, по результатам изучения темы: «Имя существительное» у младших школьников должны быть сформированы следующие морфологические умения: определять часть речи, опираясь на общее грамматическое значение и вопрос; опознавать части речи, разграничивать их; определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; определять нарицательны и собственные имена существительные; определять род и число у имён существительных [16]. На основе названных умений позднее формируется умение определять род, число и падеж имен прилагательных.Работа над морфологическими понятиями продолжается при изучении других тем. Закреплению знаний и формированию учебно-языковых умений служат дополнительные задания к упражнениям учебников. Если они регулярно выполняются, то знания учащихся поддерживаются на нужном уровне [11].В своих статьях методисты отмечают, что раздел морфологии школьного курса русского языка является одним из самых сложных для усвоения учащимися начальных классов. Их исследования свидетельствуют о том, что около 30% выпускников начальной школы допускают ошибки в распознавании морфологических признаков изученных частей речи; примерно 35% учащихся смешивают собственно грамматические и неграмматические свойства слов, подменяют одни признаки другими, не используют все известные формальные признаки слова при определении его принадлежности к той или иной части речи; большинство школьников не могут применить свои знания в нестандартной ситуации [17]. Изучение морфологических понятий не вызывает необходимого интереса у младших школьников, на уроках грамматики отмечается низкий уровень познавательной активности, формализация процесса усвоения знаний: учащиеся заучивают лингвистические понятия и правила, зачастую не осознавая сущности отражаемых ими явлений [13].Основными причинами неудовлетворительных результатов изучения морфологии являются: специфика морфологических понятий (они отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начальных классах), большой объем для изучения, предусмотренный программой начальной школы [5]. Для преодоления названных затруднений, устранения возможных образовательных дефицитов необходимо использование разнообразных приемов и форм работы обучающихся.Упражнения на уроках морфологии служат целям усвоения теоретического материала и выработки различных умений и навыков. Разнообразные упражнения, выполняемые при изучении морфологии, можно разделить на упражнения по анализу языкового материала, по изменению готового текста и по конструированию. Кроме того, на уроках морфологии, изучающей грамматические формы слова, систематически проводится тренировка учащихся в изменении и образовании слов [2].Их не очень много, поэтому сделать работу разнообразной, насыщенной и продуктивной помогает отбор приёмов. Учителю необходимо подобрать те, которые будут продуктивными при изучении морфологической темы «Имя существительное» как под руководством учителя, так и в самостоятельной деятельности. Одним из них является использование электронного образовательного ресурса. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. ЭОР объединяет весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий [4]. Основная цель использования ЭОР на уроках – вывести образовательный процесс на новый уровень, который так нужен современным школьникам. Во-первых, электронные средства обучения представляют любую информацию наглядно и дают ученикам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях [3]. Во-вторых, они обладают большим мотивирующим потенциалом. Кроме того, электронный ресурс способен предоставить ученику возможность получить информацию из одного источника, освоить материал большого раздела грамматики при взаимодействии с учителем или работая самостоятельно. [4]. ЭОР позволяют решать задачи по приведению учебного процесса к стандартам ФГОС, а именно: Предоставить максимум информации по изучаемой теме, представленной в самых различных видах – текст, картинка, звук, видео, мультимедиа, интерактивная игра и т.д. Дать ученику возможность самостоятельно постигать, изучать новые темы, подбирать и анализировать информацию. Организовать работу в парах и группах. Индивидуально подходить к каждому ученику, подбирая задания для каждого и помогая выстраивать индивидуальные образовательные траектории [1]. Ресурс «Изучаем имя существительное» составлен нами так, что его удобно использовать учителям, родителям и младшим школьникам. Его оформление соответствует следующим требованиям:Спокойный, лаконичный дизайн. Он не содержит слишком ярких цветов, разнообразных шрифтов, что способствует быстрому нахождению интересующих учебных материалов. Используется 24 шрифт для обычного текста и 36 для заголовков, Arial, интервал полуторный, выравнивание по ширине, что соответствует требованиям к оформлению электронных образовательных ресурсов для младших школьников. Логичное меню и доступная навигация. Структура ресурса интуитивно понятна. Младшим школьникам даётся инструкция по его использованию. Он может найти нужную ему вкладку в 2-3 клика. Адаптивная мобильная версия ресурса. Она позволяет корректно отображать содержание ресурса на мобильных устройствах. Младший школьник может посетить ресурс не только с компьютера, но и мобильного устройства. У него есть право выбора, возможно, ему будет так удобнее получать всю необходимую информацию [10]. Разработанный нами ресурс предназначен для формирования представлений об имени существительном как части речи и формирования умения распознавать грамматические признаки имён существительных. Он содержит материал, предназначенный для:овладения младшими школьниками морфологическими понятиями такими, как «имя существительное», «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные», «собственные и нарицательные имена существительные», «однозначные и многозначные имена существительные»; формирования у младших школьников умения распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, одушевлённое или неодушевлённое, нарицательное или собственное; объединять имена существительные в тематические группы. Ресурс разработан на платформе Google Сайты и имеет следующие вкладки: «Главная страница». На данной странице даётся аннотация о значимости разработки ресурса, общая инструкция по ознакомлению младшего школьника со структурой и осуществлением переходов по ресурсу. Эта вкладка содержит подстраницу: «Учителю». В ней предложена инструкция по использованию ресурса.«2 класс». В разработанном нами электронном образовательном ресурсе предлагаются задания по всем темам раздела «Имя существительное» учебника «Русский язык» УМК «Школа России» для 2 класса:Что обозначает имя существительное? Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. Единственное и множественное число имён существительных [8]. «3 класс». В данной вкладке представлены учебные материалы по темам раздела «Имя существительное» учебника «Русский язык» УМК «Школа России» для 3 класса.Что такое имя существительное? Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Род имён существительных [9]. Для создания мотивации к изучению данной темы были введены персонажи (3 богатыря) и продуманы сюжетные линии. Богатыри сопровождают младших школьников при выполнении заданий ресурса. А сюжетные линии обеспечивают сохранение мотивации от начала до конца работы над темой.Учебные материалы подобраны в соответствии с темой урока и возрастными особенностями обучающимися, одинаково систематизированы: например, сначала младшим школьникам предлагаются видео- и аудиоматериалы для того, чтобы познакомиться с теоретическими сведениями или повторить их, затем тренировочные задания на формирование морфологических умений по теме, задания для контроля и самоконтроля, а также рефлексии. По такому же принципу построено изучение всех тем.Рассмотрим типы заданий, используемых в электронном образовательном ресурсе: «Изучаем имя существительное». На этапе актуализации используются такие типы заданий, как «Классификация», «Викторина с выбором правильного ответа», «Слова из букв» на онлайн-сервисе: «Learning Apps» и «Перемещение слов», «Набор вопросов» в конструкторе «Удоба», которые используются для актуализации имеющихся знаний об имени существительном у младших школьников, необходимых для изучения темы. Затем создаётся затруднение, которое фиксируют младшие школьники – создание проблемной ситуации. Создать её – значит помочь младшим школьникам самим сформулировать либо тему, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на морфологическую тему [1]. Так, при изучении темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» после выполнения классификационного задания на тапе актуализации знаний (деления имён существительных на 2 группы: имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?) перед младшими школьниками возникает проблема: как называются имена существительные по данному постоянному грамматическому признаку. С целью преодоления данного затруднения учащимся предлагается работа с видео, в котором существуют засечки – вопросы, на которые должен ответить ученик, или задания, которые ему необходимо выполнить. При этом у обучающего есть выбор: просмотреть видеоурок полностью, потом выполнить предложенные задания или выполнять в ходе просмотра. Это зависит от индивидуальных особенностей учащегося, например, от того, сколько ему нужно времени, чтобы осмыслить информацию [15].Работа с видеоматериалом способствует введению морфологического понятия, становится первой ступенью для овладения морфологическим умением определять часть речи и ее грамматические признаки, обеспечивает целостное восприятие предлагаемого материла, создаёт условия для развития таких мыслительных операций, как анализ, классификация, сравнение, обобщение. После работы с видео младшие школьники могут ознакомиться с формулировкой правила или определения, взятыми из учебников русского языка УМК: «Школа России» для 2 и 3 класса.Для создания интерактивных видео во 2 классе используется платформа: «Learning Apps», а в 3 классе – платформа: «Joyteka». Это обусловлено тем, что Joyteka даёт возможность включать открытые вопросы для младших школьников, требующие развёрнутого ответа. Соответственно и уровень их сложности увеличивается по сравнению со 2 классом. Предлагаемые упражнения и задания направлены на нахождение изучаемого понятия, определение его грамматических признаков и применение полученных навыков в знакомых и новых для него условиях. При том использованы разные типы заданий: «Классификация», «Простой порядок», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполнить пропуски», пазл «Угадай-ка», «Угадывание слов», «Скачки», «Таблица соответствий», «Заполните таблицу», «Ввод текста». Например, одно из заданий для 2 класса – пазл «Угадай-ка». Он использован как ещё один вариант задания на классификацию. Можно задать различные группы имён существительных по определённому грамматическому признаку, к каждой из которых будет относиться свои имена существительные. Все имена существительные случайным образом размещаются на кусочках пазла. Задача учащихся — правильно распределить имена существительные по группам. Каждый верный ответ открывает фрагмент картинки.Чтобы определить, какое имя существительное: собственное или нарицательное, в 3 классе использован такой тип заданий, как «Заполните таблицу». Даны 2 столбца: собственные имена существительные и нарицательные имена существительные, задача младших школьников ввести имя существительное в ячейку. А во втором классе при изучении темы: «Собственные и нарицательные имена существительные» применяется задание типа: «Найди соответствие», в котором младшим школьникам не нужно вводить текст, а просто перетаскивать имена существительные в нужные строки и столбцы.Также на платформе: «Joyteka» разработаны образовательные квесты, в которых, кроме открытых вопросов можно использовать такие типы заданий, как одиночный выбор, множественный выбор. Значительное количество квест-комнат помогает разнообразить деятельность младших школьников. Они отличаются друг от друга не только количеством заданий, но и сложностью поиска предметов, а подробная инструкция способствует качественному выполнению заданий. Количество заданий платформы варьируется возможностями платформы, а объём заданий – возрастом и уровнем подготовки обучающихся. Данная форма удобна на этапе закрепления темы [19].Платформы: «Google forms» и «Yandex forms» используются для обратной связи при выполнении письменных заданий младшими школьниками. А на уроках русского языка она обязательно предусмотрена [16]. Выполняя их, младшие школьники учатся обозначать часть речи на письме и указывать изученные грамматические признаки. При изучении морфологических тем в 3 классе используется сервис проверки знаний «Тесты». Он предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность и самоконтроль при изучении тем раздела «Имя существительное». В результате выполнения теста учитель может определить не только «проблемную зону» младшего школьника, но и установить причину итоговой неудачи и построить необходимую индивидуальную коррекционную работу без проверки тетрадей. Можно отметить, что для 2 и 3 класса даны задания разных типов, отличающихся объёмом и привлеченным лингвистическим материалом.Предусмотрена и интеллектуальная рефлексия. Вариантом её проведения является запись аудиосообщения, в котором ученики могут поделиться новыми знаниями об изучаемой части речи и умениями, которыми они смогли овладеть. Данный этап разработан на доске: «Padlet». Удобство её использования в том, что обсуждать публикации можно в режиме реального времени: ученик разместил свой пост на доску, а учитель это сразу увидел, смог оценить и прокомментировать. Таким образом, все упражнения способствуют поэтапному формированию морфологических понятий и умений, разнообразны, различаются (в зависимости от класса) объемом и лингвистическим содержанием. Стоит отметить, что типы заданий в рамках одной темы не повторяются. Учитель может обратиться к ресурсу в ходе проведения урока русского языка по изучению той или иной морфологической темы (может использовать определённое задание в соответствии с этапом изучения темы или формой организации работы обучающихся: индивидуальной, парной, групповой, а также для осуществления самопроверки и взаимопроверки). Если младший школьник отсутствовал на уроке по тем или иным причинам, то он может самостоятельно или под контролем родителей изучить тему и приобрести умения в определении и использовании грамматических признаков имён существительных. Исходя из всего перечисленного можно сделать вывод, что использование электронного образовательного ресурса: «Изучаем имя существительное» позволит выстроить индивидуальные траектории обучения младших школьников, систематизировать их знания в интересной для учащихся форме. А также электронные образовательные ресурсы являются инструментами, которые можно использовать в ходе урока для самостоятельной и индивидуальной работы.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬПрактическая часть дипломного проекта представлена электронным образовательным ресурсом: «Изучаем имя существительное», разработанным на платформе Google Сайты. В него включены все необходимые учебные материалы для формирования морфологических понятий и умений у младших школьников на уроках русского языка во 2 и 3 классах при изучении раздела «Имя существительное». Данный электронный образовательный ресурс будет полезен для учителей начальных классов, родителей, младших школьников и студентов педагогического колледжа. Ссылка для доступа: .СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 (зарегистрирован 05.07.2021). – Доступ из справ.-правовой системы «Официальный интернет-портал правовой информации». – 2022. – URL: (дата обращения: 09.02.2023).2. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебное пособие / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - Москва : Академия, 2022. - 464 с. 3. Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Г. Асмолов, А. Л. Семёнов. - Москва : НексПринт, 2019. - 95 с.4. Белоглазова, Е. В. Использование электронного образовательного ресурса в процессе обучения младших школьников : учебное пособие / Е. В. Белоглазова. - 2019. - 124 с. 5. Богоявленский, Д.Н. К характеристике процессов абстрагирования и обобщения при усвоении грамматики / Д. Н. Богоявленский // Вопросы психологии. – 2019. –№ 4. – С. 20-23. 6. Бондаренко, С.М. Почему детям трудно учиться? / С. М. Бондаренко // Педагогика и психология. – 2020. –№ 9 – С. 63-65. 7. Зиновьева, Т. И. Морфология в начальной школе / Т. И. Зиновьев, Ж. В. Афанасьева // Вестник. – 2021. –№ 1. – С. 140 –142. 8. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс. Часть 2. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - Москва : Просвещение, 2017. - 159 с.9. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Часть 2. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - Москва : Просвещение, 2017. - 159 с.10. Колесникова, И. В. Правила создания учебных мультимедийных презентаций: методические рекомендации / И. В. Колесникова. - Москва : Юрайт ; Екатеринбург : Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит. ун-та, 2018. - 23 с. 11. Кононыкин, Н. П. Методика преподавания русского языка в начальной школе : учебное пособие / Н. П. Кононыкин, Н. А. Щербакова. - Москва : Юрайт, 2018. - 341 с. 12. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - Москва : Академия, 2018. - 461 с.13. Петленко, Л.В. Изучение морфологии в начальной школе с учетом принципов преемственности и перспективности / Л. В. Петленко // Педагогика и психология. – 2018. –№ 12. – С. 56-60. 14. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Львов. - Москва : Юрайт, 2019. - 431 с. 15. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык: методическое пособие / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - Москва : Высш. шк., 2019. - 381 с. 16. Русский язык. 1–4 классы. Рабочая программа / [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. - 10-е изд. пераб. - Москва : Дрофа, 2019. - 82 с. 17. Рындина, Ю. В. К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках русского языка / Ю. В. Рындина, Д. А. Мартышова // Молодой ученый. – 2019. –№ 8. – С. 1166– 168. 18. Тимошкина, Н. В. Современные модели усвоения знаний с применением средств компьютерных технологий / Н. В. Тимошкина // Современный урок, новые подходы к организации. Международные дистанционные методические чтения / Центр дистанционных интеллектуальных проектов «INet». - Чебоксары : РКП, 2020. - С. 77-79.19. Хабибуллина, Ф. Г. Новые образовательные средства на уроках в начальной школе / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина // Молодой ученый. – 2022. –№ 20. С. 204–208. 20. Хаустова, В. Н. Организация усвоения младшими школьниками грамматических понятий при изучении частей речи / В. Н. Хаустова, Е. Г. Губарева, Н. Н. Мальцева // Молодой учёный. – 2019. –№ 3. – С. 40-43.