Публикации Роль заданий межпредметной интеграции на формирование метапредметных результатов.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль заданий межпредметной интеграции на формирование метапредметных результатов.
Автор: Белова Елена Николаевна


Автор статьи: Белова Елена Николаевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Черногорска. Контактный телефон: 89617430088.
РОЛЬ ЗАДАНИЙ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
" ROLE OF TASKS OF INTERSUBJECT INTEGRATION FOR FORMATION OF METASUBJECT RESULTS "
Аннотация:
Автор статьи показывает, как процесс интеграции наук в школьном обучении реализуется через межпредметные связи. В данной работе описывается использование межпредметных связей на примере урока географии в 6 классе, говорится об их важности при усвоении нового материала, что они помогают учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов. Автор приводит примеры разного рода заданий, которые повышают интерес к различным предметам. В статье делается акцент на то, как интеграция предметов при изучении географии позволяет учащимся использовать знания в их практической деятельности.
Annotation:
The author of the article shows how the process of integrating sciences in school education is realized through intersubject communications. In this paper, we describe the use of intersubject connections on the example of the lesson of geography in the 6th grade, it is said about their importance in mastering the new material, that they help students with the knowledge and skills that they acquired in studying certain subjects and used in studying other subjects. The author gives examples of various tasks that increase interest in various subjects. The article focuses on how the integration of subjects in the study of geography allows students to use knowledge in their practical activities.
Ключевые слова: межпредметные связи, интеграция, экологические проблемы, природные ресурсы.
Key words: intersubject communications, integration, environmental problems, natural resources.
Всё, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи.
Я.А. Коменский
О межпредметных связях говорится много. Каждому учителю ясно, что надо в своем предмете искать точки соприкосновения с материалом других предметов,
но межпредметные связи заключаются не только в этом. Наиболее глубокие связи лежат не столько в содержании фактического материала, сколько в характере
умственного труда.
Интеграция в обучении дает возможность развития метапредметных компетенций учащихся, предполагает развитие и углубление межпредметных связей. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Предметная интеграция способствует формированию целостной и объективной картины мира, развивает общую культуру учащихся и интеллектуальное мышление.
Показателем умственного развития ученика является способность переносить знания из одного предмета в другой. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезе нового, обобщенного знания.
Принцип межпредметных связей представляет собой конкретизацию принципа систематичности обучения, важного не только для более успешного и прочного усвоения знаний, но и формирования у учащихся особого типа мышления - системного.
География предстает перед учащимися как целостная наука, тесно связанная с другими естественными, техническими и гуманитарными областями знаний. Интеграция географии с другими науками представлена в таблице.
Таблица 1. Предметная интеграция географии.
Межпредметные связи
Метапредметные компетенции
география-история
расширяют пространственные представления о мире, странах и их развитии, изучается история географических открытий и исследований различных территорий планеты, закрепляет умения пользоваться статистическим, картографическим и табличным материалом.
география-математика
формируют понятия - масштаб, температура воздуха, градусная сеть, протяженность территории, коэффициент увлажнения. Связь с математикой позволяет узнать истинные размеры, расстояния, величины объектов, развивает умения учащихся сопоставлять, сравнивать, находить сходства и различия, делать выводы, обобщать.
география-литература
осуществляется при использовании географических описаний объектов и явлений, позволяет формировать познавательный интерес к предмету, на конкретных примерах знакомить учащихся с развитием отдельных географических понятий, представлений.
география - физика
рассматривает процессы и явления, происходящие в природе – испарение и конденсация, различные виды энергии, гроза, гром, объясняет закономерности природы, развивает географическое мышление, связанное с умением определять причинно-следственные связи.
география - химия
Минералы, горные породы, сырье для различных отраслей хозяйства, производства различных веществ позволяет понять связь географии с химией.
география - биология
изучение биосферы, изучение особенностей жизнедеятельности организмов позволяет учащимся объяснять закономерности размещения растений и животных на планете, их значение в жизни человека.
география - экология
позволяет видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и окружающей обстановкой.
География – основы безопасности жизнедеятельности
Стихийные природные явления, связанные с различными земными оболочками (литосфера – землетрясения, извержения вулканов, обвалы, оползни; гидросфера – наводнение, сели, ливневые дожди; атмосфера – ураганы, суховеи, засухи, град, гололед и т.д.) Опираясь на знания ОБЖ, учащиеся определяют алгоритм действий человека при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.
Географические знания, наряду со знанием других предметов, вносят большой вклад в формирование научного мировоззрения учащихся. Интеграция географии с другими предметами имеет практическую направленность, позволяет учащимся применять полученные знания, умения и навыки в реальной жизни.
Рассмотрим межпредметные связи географии и математики на примере урока по теме Хакасия и проценты (6 класс).
Изучение темы начинается с постановки проблемы: Россия – самая большая страна мира, а какую часть территории России занимает Республика Хакасия? Учащиеся затрудняются ответить, высказывают предположительные ответы. Следующий этап работы – словарная работа. Учащиеся дают определение следующим терминам - проценты, десятичная дробь, площадь, протяженность, квадратные километры, Россия, Республика Хакасия, население, численность, города, населенный пункт, поселок городского типа, село. Потом мозговой штурм - нужно прочитать показанные на слайде проценты, перевести проценты в десятичную дробь, найти проценты от числа. Далее выступления учащихся по группам, которые они подготовили дома на тему Хакасия в цифрах: 1 группа – географическое положение Хакасии, 2 группа – население республики, 3 группа – населенные пункты Хакасии, 4 группа – воды Хакасии. Заслушав выступления, учащиеся выполняют практические задания: 1. Площадь России 17.099.000 кв. км. Площадь Республики Хакасия составляет 0,36% площади России. Чему равна площадь Республики Хакасия? 2. Численность населения России 146880432 человек, сколько процентов составляет население Хакасии, если его численность 537513 человек? и т.д. На этапе закрепления учащиеся решают тест Хакасия в цифрах.
Интеграция географии с другими науками обладает большими возможностями для привлечения внимания учащихся к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Она широко использует аналогии, ассоциации все то, что возбуждает активное мышление, интерес к новому.
Таким образом, интеграция – это процесс и результат достижения целостности образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействие между разными образовательными программами. В результате этой работы у учащихся развивается мыслительная деятельность, расширяется кругозор, пополняется словарный запас. Ребята учатся анализировать, сопоставлять, находить причинно-следственные связи, объяснять закономерности происходящих в природе явлений. Это положительно сказывается на усвоении учебного материала по многим предметам, а также способствует успешной сдаче итоговой аттестации и дальнейшего профессионального самоопределения учащихся.
Используемая литература:
Хуторской А.В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения [Текст] / А.В.Хуторской // Школьные технологии.–2012.–No4.–С. 36–47.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. Москва. Просвещение 2011.
Безрукова В. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации / Сб.науч.тр. СИПИ, 2011.