Публикации "Нет предела совершенству". Применение свирелей Смеловой на уроках музыки и внеурочной деятельности.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нет предела совершенству". Применение свирелей Смеловой на уроках музыки и внеурочной деятельности.
Автор: Галина Галия Кадировна

Учитель музыки Галина Галия Кадировна,МБОУ «Гимназия№1» город Нижневартовск,Ханты-Мансийский автономный округ ЮграНЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУОднажды, больше 10 лет назад, на одном из собраний городского методического объединения учителей музыки мне и коллегам из школ представили детскую свирель Смеловой и методику игры на ней. Тут же появилось желание самостоятельно научиться играть на инструменте, придумать полезные и интересные занятия для юных музыкантов, а в дальнейшем и выступления со свирелью. В стенах МБОУ «Гимназия№2» первыми свирелистами стали дошколята – дети 4-6 лет. В команде с педагогами Беловой Э.И., Зотовой О.С. успешно проводили занятия с применением этого легкого во всех смыслах духового инструмента, увидели, как помогает малышам свирель. Это вдохновляло, и результаты не заставили себя долго ждать!С 2019 года к обучению игре на свирелях на уроках и во внеурочной деятельности подключились ученики 2-4 классов. Со временем эти дети выделились своей организованностью, музыкальностью, гордостью за интересные номера в школьных концертах, превращающих класс в музыкальный коллектив. Когда придумывали номера с с учениками, действительно, испытывали радость от совместного творчества! Совершенствовали, усложняли исполнение мелодий движениями, например, шагами, поворотами, перестроениями. Поначалу казалось, что играть на свирели и исполнять элементарные движения непросто, но желание стать яркими и артистичными было у всех. Репетировали вне уроков, благодаря помощи родителей учеников появлялись костюмы или их элементы. Приятно осознавать, что современные дети могут относительно терпеливо репетировать, добиваться результата. Юным музыкантом, участникам ансамбля, особо «стойким», в финале учебного года на занятии-рефлексии с удовольствием дарили небольшие памятные сувениры. Так учащиеся дополнительно приобретали уверенность в собственных силах и таланте. В тот же год, по настоятельной рекомендации и благословению Артемовой Надежды Игнатьевны, учителя музыки города Мегион, наши коллективы начальных классов впервые успешно участвовали в конкурсе исполнителей, были отмечены дипломами Лауреатов. Весной 2022 года я принимала участие в научно-практическом мероприятии круглый стол для преподавателей и студентов музыкального отделения БУ «Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа». В своем выступлении с коллегой Зотовой О.С. акцентировали внимание на том, что применение на уроках и во внеурочных занятиях свирелей успешно помогает нам и учащимся самореализоваться в рамках образовательного стандарта. Аудитория услышала о том, что этот уникальный инструмент в данное время имеет своих педагогов-вдохновителей в лице профессора Марины Львовны Космовской. Группы ее единомышленников из Курского государственного университета и последователей по всей России осуществляют заинтересованную поддержку в освоении методики преподавания, а наличие прекрасных пособий, музыкального материала делают работу музыкальных руководителей творческой. Будущие учителя музыки и их наставники увидели мастер класс с «живым» звучанием знакомых мелодий на свирелях. Организаторы мероприятия под впечатлением увиденного и услышанного в тот же день приобрели комплекты для участников мужского ансамбля из числа преподавателей колледжа, придумали интересный музыкальный сюрприз для концерта к Международному женскому дню в своем учебном заведении. Так неожиданно наш опыт работы получил практическое применение!В настоящее время работаю учителем музыки в МБОУ «Гимназия№1», где второй учебный год обучаю игре на свирелях учащихся 6,7 классов. Увлечены одновременно и одаренные, и нормотипичные, и гиперактивные дети в классных коллективах, объединенные единым порывом и ответственностью. Отрадно, что гимназисты стараются, ждут эту особую деятельность на уроке, стремятся выступать на сцене школы, а с помощью команды родителей и педагогов участвуют и в городских мероприятиях, различных конкурсах.Благодаря положительному влиянию, которое свирель оказывает на здоровье и развитие учащихся, в моих планах, как учителя музыки, продолжение применения инструмента в своей деятельности. В этом учебном году решено знакомить со свирелями учащихся 2х и 5х классов.Невозможно передать атмосферу актового зала, когда в абсолютной тишине, в исполнении 50 свирелистов переливается народный наигрыш, возвышенно звучит классическая музыка или неожиданно приятно, вдруг по-новому пленяет мелодия всеми известной песни! Нет предела совершенству! Да здравствует совершенство в исполнительстве!Пусть процветает наш любимый Всероссийский творческий конкурс-фестиваль «Свирель – инструмент мира, здоровья и радости»! Будем организовывать оркестры, ансамбли и солистов растить. Ну и, конечно, разучивать новый материал, участвовать с коллективами в традиционных гимназических мероприятиях, благотворительных и общественных акциях, конкурсах-фестивалях исполнительского искусства города и страны.