Публикации Направления и методы индивидуальной профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Направления и методы индивидуальной профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
Автор: Костин Сергей Геннадьевич

Направления и методы индивидуальной профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетнихВыполнил: воспитатель кадетского классаГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат»Костин Сергей ГеннадьевичЕдва появившись на свет, ребёнок нуждается в человеке, который будет не просто за ним ухаживать, а будет учить его. То есть педагогическое сопровождение со стороны взрослых необходимо с самого рождения. Нравственное, умственное, профессиональное, физическое развитие очень часто зависит именно от того, какой взрослый, какое педагогическое сопровождение встречается ребёнку на его пути. Бывает, что такое сопровождение отсутствует у ребёнка, или очень скупо и ограниченно, а бывает ненадлежащее воспитание, неисполнение родительских обязанностей. В любом случае, все эти факторы могут повлечь за собой огромную проблему современности - детскую безнадзорность, трансформируясь в дальнейшем в асоциальное и правонарушающее поведение.Привлечение к процессу воспитания гражданина эффективно лишь в случае, когда привлекаются все системы общественных и государственных институтов, таких как семья, образовательные организации, правоохранительная система и другие учреждения, которые могут оказывать влияние на формирование правосознания и социальное поведение личности. Только при полном взаимодействии всех систем, можно достичь целей в общем деле профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данную сферу правоотношений регулирует также Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации». Однако не только эти два закона регулируют проблемы безнадзорности и правонарушений, как я уже отмечал, без взаимодействия всех систем невозможно решение проблемы. Потому, профилактическая функция содержится и Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральном законе от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и целом комплексе федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, регулирующего вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений форм несовершеннолетних.Я считаю, что школа занимает одно из главенствующих мест в этой области, хочется отметить, что проблема безнадзорности и правонарушений в последние годы встала наиболее остро. В настоящее время требуется глубокое исследование причин правонарушающего поведения несовершеннолетних, проблем правового регулирования общественных отношений в сфере семьи, организации воспитания, образования и досуга детей, охраны их здоровья, социального обеспечения, поддержания общественной безопасности и иных общественных отношений, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних. Современная школа не только оказывает педагогическую помощь своим учащимся, но также и социально-педагогическую помощь. Педагог не только призван выявить детей с отклонениями в развитии и поведении, но и должен оказывать помощь в коррекции проблем таких детей, с привлечением специалистов школы и соответствующих органов. О направлениях и методах индивидуальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе, а конкретно, в кадетской школе, хочется рассказать подробнее.Школа всегда встречала в своих стенах детей очень разных: из благополучных семей и из не благополучных, из полных и не полных семей, спокойных и озорных и т.д. Всегда учитель старался найти подход к каждому ученику, узнать проблемы каждого ребёнка. Современные дети подвержены большему стрессу, чем раньше. Это связано с тем, что многие родители работают на вахте, дети проживают с одним из родителей или с бабушкой, или отправляются в школы-интернаты. Работая в кадетской школе не первый год, я ясно вижу тенденцию увеличения детей из таких семей, а также из неполных семей. В моём классе 25 человек, и из них 50% дети из полных семей, остальные воспитываются только мамой или папой. При этом и в полных семьях, и в неполных есть родители, которые работают в другом городе и дети, по сути находятся под присмотром бабушек, дедушек или старших братьев, или сестёр. То есть, то самое педагогическое сопровождение ребёнка со стороны семьи нарушено и выполняется не полностью. Кроме того, современные дети, да и взрослые, живут в век информационной перенасыщенности. Огромный пласт информации наваливается на нас ежедневно. И даже взрослый человек, не всегда может отличить правду от лжи. Что уж говорить о детях. Гонясь за модными веяниями, подростки часто копируют поведение звёзд интернета или просто тех, кто им кажется действительно крут и популярен. И довольно часто, такое поведение является асоциальным. Поэтому, школе и педагогу очень важно быть в курсе современных увлечений учащихся, чтобы вовремя направить в нужную сторону или пресечь нежелательные действия, ведущие к правонарушениям. Конечно же, одно из направлений по профилактике безнадзорности и профилактики правонарушений – это работа с родителями. Кадетская школа в этом смысле создаёт некоторые трудности, в связи с тем, что многие родители зачастую находятся не просто в другом населённом пункте, а порою даже в другом регионе. Потому часто общение с родителями происходит только по телефону. Но стоит отметить, что у родителей, у которых педагогическое воздействие на ребёнка велико, обычно нет проблем с приездом в школу по первому сигналу. И наоборот, родители, чьи дети входят в группу риска, чаще всего не посещают школу, даже находясь в этом же городе.В нашей школе при участии заместителя директора по воспитательной работы, психолога и социального педагога разработаны меры поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в «группе риска». Такие семьи выявляются обычно уже при поступлении, при первой беседе с ребёнком и родителями. Также используются следующие методы работы с родителями:- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейногонеблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (втом числе «родительский всеобуч»);- проведение социально-педагогической диагностики с обучающимися и ихродителями (осуществляется специалистами школы), целью которой является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье;- проведение совместных классных часов и родительских собраний (ребёнок-родитель);- тематические и индивидуальные беседы и тестирования (с привлечением психолога и соц.педагога), с целью выявления возможных проблем в семье и привлечение специалистов других областей (медиков, соц.работников, правоохранительные органы и др.) в случае возникновения проблем, для оказания компетентной помощи.Следующее направление индивидуальной профилактики и безнадзорности и правонарушений – это осуществление постоянного контроля за учащимися, входящими в «группу риска». Очень важно вовремя заметить изменения в поведении или успеваемости, которые могут свидетельствовать о проблемах. Постоянный мониторинг посещаемости, исключение пропусков без уважительной причины, контроль за успеваемостью – одни из важнейших методов выявления таких детей. Кадетская школа, в данном случае, одно из немногих мест, где этот контроль немного облегчен, в связи с тем, что дети проживают в казарме, и в течении времени проживания, воспитатель – это практически тот человек, который выполняет функции родителя. С другой стороны, всегда есть риск, что в случае отсутствия ребёнка, невозможно связаться с родителем или законным представителем. В таком случае проводится рейд, совместно с социальным педагогом, с целью посещения семьи несовершеннолетнего. Если ребёнок находится в другом регионе, то привлекаем органы опеки и социальной защиты того региона. Следующее направление профилактики безнадзорности – это развитие дополнительного образования в школе. Ни для кого ни секрет, что чем больше ребёнок чем-то увлечён, тем меньше шансов, что он попадёт на улицу, в плохую компанию. Специфика кадетской школы такова, что наши воспитанники заняты с раннего утра. В нашей школе общевойсковой профиль, поэтому кроме учебных занятий, учащиеся ежедневно занимаются строевой подготовкой, а также проводятся занятия по военным дисциплинам. Кроме того, кадеты посещают спортивные секции. В школе есть свой хор и ансамбль барабанщиков. Строгий распорядок и постоянный контроль воспитателей не даёт возможности оставаться без надзора и времени на совершение правонарушений. Можно ещё много говорить о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Тема эта объёмная и непростая. Среди направлений и методов работы в школе хочу отметить также такие как:- постановка на внутришкольный профилактический учёт детей, имеющих отклонения в развитии и поведении,- разработка индивидуальных планов коррекции таких несовершеннолетних,- привлечение специалистов для консультаций и оказания адресной помощи,- работа «общественного» воспитателя с семьёй, находящейся в сложной жизненной ситуации,- организация в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности, - организация участия школьников в реализации социально значимыхпроектов, конкурсов, акций городского, областного уровня, направленныхна формирование гражданско-правового сознания обучающихся;- организация деятельности детских общественных объединений правовойнаправленности;- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры,спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведениясовместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних;- использование информационных материалов, сборников, публикаций,электронных журналов, плакатов, художественной литературы дляорганизации выставок, проведения классных часов, внеклассныхмероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактикебезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;- создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты,размещение специальных информационных стендов, посвященныхформированию законопослушного поведения, толерантного сознания,вопросам личной безопасности обучающихся.Рассмотрев направления и методы профилактической работы школы, можно отметить несколько основных форм, которые можно объединить в отельные группы. Итак, подводя итоги, можно сказать, что основные формы педагогической профилактики безнадзорности и правонарушений – это социально-педагогическая диагностика, информационно-просветительская и социально-профилактическая работа с учащимися и их родителями или законными представителями. Только в комплексе, эти методы работают результативно. Из одной формы, вытекает другая и наоборот. И педагог здесь – главное звено, который формирует у ребенка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях, становление жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних, помогает преодолевать ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствует формирован6ию адекватного поведения. Закончить мне хочется словами английского поэта и прозаика Ричарда Олдингтона: «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу...». Я думаю, что именно это – главное направление профилактики правонарушений и безнадзорности. Педагог не может всему научить, но указать правильную дорогу – наша цель.