Публикации
Пословицы не даром молвятся
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пословицы не даром молвятся
Автор: Романова Елена Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пословицы не даром молвятся
Автор: Романова Елена Александровна
Цель:
Обобщение и расширение знаний детей о дружбе на основе пословиц и поговорок.
Задачи:
Развивающие:
формировать социально – коммуникативные качества: способность понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие, сопереживание, доброжелательность, сотрудничество, терпимость);
продолжать развивать умение воспринимать образное содержание пословиц;
формировать выразительность, интонационную точность речи;
развивать мыслительную активность и творческое воображение;
способствовать выразительности движений, умению участвовать в совместной игре.
Образовательные:
закреплять знания детьми пословиц о дружбе и друзьях;
обогащать лексику воспитанников словами, обозначающими нравственные категории (дружба, понимание, честность, справедливость);
формировать умение вести короткие диалоги в ситуации игрового общения;
учить узнавать и называть пословицы с помощью мнемодорожек.
Воспитательные:
закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;
воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них;
предоставить каждому ребенку возможность выразить свою индивидуальность , ощутить ценность своей личности;
создавать условия для эмоционального раскрепощения.
Речевые:
расширение словаря: познакомить с пословицей Нашла коса на камень;
закрепление: словообразование от слова дружба - друзья, дружные, дружим, дружно;
активизация: названия нравственно – этических качеств личности – доброта, забота, смелость, отвага, дружба, умение договариваться.
Интеграция образовательных областей:
Социализация - формирование представлений о дружеских взаимоотношениях между сверстниками;
Коммуникация - развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
Художественное творчество - наличие продуктов деятельности – Нарисуй веселое настроение;
Познание - расширение кругозора;
Чтение художественной литературы - использование литературных текстов;
Музыка - включение в мероприятие музыкальных фрагментов для повышения эмоциональности переживаний детей;
Физическая культура - двигательная активность детей в течение занятия.
Материалы и оборудование:
Выставка книг, дидактических игр по пословицам и поговоркам
Мягкий куб
Карта острова Дружбы (мостик через реку; картинка - мальчик и девочка играют в машинки; иллюстрации (последовательность) к пальчиковой гимнастике про козликов; сундучок – клад)
Смайлики – схематичное изображение лица (без улыбки), фломастеры
Мнемодорожки к пословицам
Две машинки
Иллюстрации к пословице Нашла коса на камень (изображения косы из волос и косы, которой косят траву)
Детские рисунки к пословицам (мультимедиа)
Свеча, вода
Игра Собери пословицу и сладости в подарок в сундучке.
Аудиозапись песен о дружбе Улыбка, Дружба крепкая
Предварительная работа:
Проведение этических бесед Вежливые слова, Дружба начинается с улыбки, За что я люблю своего друга, Кого можно назвать настоящим другом, Об уступчивости;
Чтение художественной литературы: В. Осеева До первого дождя, Три товарища, Хорошее, Волшебное слово; Э.Успенский Что мы делали в саду; В. Сутеев Палочка-выручалочка, Под грибом; В. Катаев Цветик - семицветик;
Ситуативные беседы на тему о дружбе;
Слушанье песен Улыбка, Дружба крепкая;
Разучивание пословиц о дружбе, обсуждение пословиц о доброте и дружбе, придумывание историй к ним;
Игры на выражение и распознание эмоций, а также на сплочение коллектива: Настроение, Паровозик, Скажи хорошее о своем друге, Угадай, кто это?;
Разработка и рисование мнемодорожек к пословицам;
Выставка детских рисунков Пословица не мимо молвится;
Выставка иллюстраций к пословицам и поговоркам художников Владимира Амосовича Табурина и Елизаветы Меркурьевны Бём.
Ход занятия:
- Перед занятием дети слушают песенки о дружбе Улыбка, Дружба крепкая.
- Посмотрите на гостей. Как вы думаете, что надо сделать? (поздороваться). Как можно поздороваться? (здравствуйте, доброе утро, мы приветствуем Вас…)
- Ваши родители часто приходят к нам в гости и сегодня с нами будет О. Н.- мама Егора.
- Вы дружно поздоровались, так могут поздороваться только дружные ребята. У нас сегодня будет важный разговор, разговор о дружбе, и помогут нам пословицы.
- Подойдите к выставке. Здесь собраны пословицы, которые мы часто произносим, картинки к ним… и игры к пословицам.
- Послушайте стихотворение:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
- Чему учат нас пословицы? (учат дружить, трудиться, любить Родину, говорить правду, быть добрыми, храбрыми, честными;
- А высмеивают они жадность, лень, трусость, ложь, зло, вражду, глупость)
- Как вы думаете, что такое пословица? (Я думаю, пословица - короткая мудрая мысль, которая учит, что такое хорошо и что такое плохо).
Итог:
Для всякого случая есть своя пословица – краткое мудрое изречение, которое чему – то учит и каждая пословица что – то сравнивает, например, добро со …злом.
- Рассказать об этом нам поможет игра Скажи наоборот.
Я буду бросать вам кубик и говорить слово, а вы назовете слово - наоборот и вернете мне кубик.
Например, есть пословицы: о труде и… лени,
О правде и…лжи,
О войне и…мире,
О радости и…горе,
Об уме и … глупости,
О смелости и … трусости,
О здоровье и …болезни,
О дружбе и … вражде.
Дети, проходите, садитесь на стульчики.
- Я часто вам говорю, что нужно быть дружными, дорожить дружбой.
Что значит дружить? (это значит быть добрым, помогать друг другу, не ссориться, делиться игрушками, выручать из беды, уметь договариваться, стараться сделать хорошее для друга).
- А это и есть дружба!
- Какой может быть дружба? (крепкой, настоящей, верной, долгой и даже долговечной).
Итог:
-Дружба – какое хорошее и доброе слово! В нашей группе живет дружба, и вы много знаете о ней.
Давайте расскажем о дружбе.
- Настя, расскажи нам, что ты знаешь о дружбе?
Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для нас таящее,И любая беда не беда.Если рядом друзья настоящие!
- Я открою вам секрет, сейчас мы отправимся на остров Дружбы искать клад. Для этого нужно пройти испытания.
- Вы готовы к трудностям?
- Что нужно взять с собой в путешествие? (дружбу, друзей, смелость, отвагу, доброту, умение договариваться…)
- Это карта острова Дружбы.
Испытание первое. (На карте мостик через реку).
- Перед нами мостик, но не простой, а волшебный. Чтобы пройти по нему, вы должны вспомнить вторую часть пословиц, которые я назову.
Друг познается… в беде.
Дружным людям …никто не страшен.
Кто дружбу водит, тот… счастье находит.
Не имей сто рублей, а …имей сто друзей.
- О чем эти пословицы? (о дружбе, о том, что друг приходит на помощь в беде).
Итог:
- Скажите, трудно ли вам было подбирать половинки пословиц? (ответы детей).
- Легко оказалось тем, кто знал пословицы, а трудности испытали те, кто забыл, но вы помогали друг другу.
- Хочется сказать про нас – Один за всех, все за одного - потому что мы - дружные ребята.
- К воспитателю обращается мама Егора С. – О. Н.: Е. А. наши дети немного устали, давайте поиграем. Игра называется Если есть хороший друг:
Настроение упало,
Дело валится из рук:
Но ещё не всё пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоём,
С облегчением вздохнём -
Настроение поднимем
И от пыли отряхнём.
- Воспитатель: Как можно показать, что у вас хорошее настроение? (улыбка, уголки губ приподняты, глаза раскрыты…).
- Я вам предлагаю подойти к столам и нарисовать хорошее настроение (радостное, задорное, веселое, игривое, замечательное…)
Итог:
- У вас все отлично получилось, потому что Хороший друг всегда приходит вовремя и в беде поможет, и настроение поднимет.
Дети садятся на стульчики. Нас ждет второе испытание.
Испытание второе: (на карте мальчик и девочка играют в машинки).
- Сейчас дети покажут вам сценку о том, как играли Маша и Петя.
Однажды Маша и Петя захотели поиграть в лабиринты. Взяли они машины и сказали: Поехали! Вскоре встретились на узкой дорожке Машина и Петина машины. А ну-ка, дай я проеду! - потребовал Петя. Ещё чего! Это ты уходи с дороги! - ответила Маша. Ах, так! - разозлился Петя, схватил Машину игрушку и сбросил с дороги. Ну и не буду играть с тобой!- сказала Маша, надула губы и отвернулась. Так и не получилась у ребят игра Лабиринт.
- Как вы думаете, почему у Маши и Пети не получилась игра? (ответы).
- Как бы вы поступили на их месте? (уступили дорогу, мальчики пропустили девочку вперёд, использовали считалку…)
- Давайте посоветуем ребятам, что надо делать, чтобы научиться играть дружно:
уметь выслушать друг друга,
уметь договариваться в игре,
уступать друг другу,
- У меня есть схемы пословиц, назовите пословицы и определите, какая из них не подходит к этой истории:
Без труда не вынешь рыбку из пруда - (без старания никакого дела не сделаешь) - лишняя.
Дружба от недружбы близко живет
Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь.
- О чем эти пословицы? (о дружбе и друзьях, о том. Как нужно относиться к друзьям).
- А как нужно относиться к друзьям? (не ссориться, делиться игрушками и секретами, уметь слушать друг друга, не перебивать, не врать друг другу…)
Итог:
- Правильно, нельзя обижать друзей. Артем, расскажи нам, как ты относишься к друзьям?
Нашёл ты друга - береги,
Ценнее клада не найти.
И помни, дружба, как стекло-
Разбив, сложить так нелегко.
Ну а нам пора дальше, нас ждет встреча с козликами, а и на испытание вы отправитесь с О. Н.
Испытание третье: (на доске два козлика бодаются)
Давайте расскажем, что произошло с двумя упрямыми козликами, встаньте возле своих стульев (пальчиковая гимнастика).
Вот мостик горбатый,
Вот козлик рогатый.На мостике встретил он Серого брата.Упрямцу с упрямцемОпасно встречаться,И козлик с козликом
Стали бодаться.Бодались, бодались,Сражались, сражались,И в речке глубокойВдвоем оказались.
- Воспитатель: Встречаются же такие упрямцы, которые не уступают друг другу.
- А если сошлись двое упрямых, вспоминается пословица - Нашла коса на камень.
Это новая для вас пословица. (иллюстрации и мнемодорожка).
- Что же это за коса такая?
- Как это, коса шла, шла, шла и на камень нашла? Как же это так?
- Тогда, наверное, она шла и на камень наступила?
- А может обошла и дальше пошла?
- Как вы понимаете эту пословицу, о ком так говорят? (об упрямых людях, которые ссорятся).
- Что нужно делать, если вы поссорились? (помириться). Мы с вами знаем мирилки, выходите мириться (все дети мирятся).
Раз поссорился - мирись,
Больше с другом не дерись!
Дай мне руку, дай мне пять -
Будем вместе мы опять!
Испытание четвертое и последнее: (мультимедиа – рисунки детей)
- Назовите пословицы к картинкам, которые вы нарисовали вместе с родителями (дети называют пословицы).
Итог:
- Мы с вами уже много сказали о дружбе и друзьях.
- Егор, расскажи нам о своей дружбе:
Какую дружбу заведёшь,
Такую жизнь и проведёшь.
Ищи хороших ты друзей,
Тебя чтоб были подобрей.
- Дети, мы преодолели все испытания и наше путешествие подходит к концу.
- Что вам больше всего понравилось?
- Какую новую пословицу вы узнали?
Нашла коса на камень
- Что помогло нам в путешествии? (дружба).
Звучит спокойная музыка.
- Давайте встанем в круг, и улыбнемся друг другу. Мне очень приятно, что мы умеем дружить. (О. Н. вносит зажженную свечу, ставит в центр круга).
- Посмотрите на огонь. Представьте, что это огонь ваших сердец. Протяните руку к огню и возьмите частицу его тепла, она поможет сохранить настоящую дружбу.
- Затем дети берутся за руки и, покачивая ими, произносят слова:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботится, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
- Я чувствую, что дружба стала такой большой – пребольшой, так как каждый из вас добавил к ней частичку своей дружбы. Пусть же она вас никогда не покидает.
- Дети, вы такие молодцы! Сегодня у вас все получилось!
- А вот и клад! (настольная игра Собери пословицу и сладкий приз).