Публикации Консультация для родителей детей раннего возраста "Пойте детям перед сном"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей детей раннего возраста "Пойте детям перед сном"
Автор: Есенкова Ирина Александровна - Работягова Юлия Сергеевна

Консультация для родителей детей раннего возраста
Пойте детям перед сном
"Баю-баюшки-баю, баю милую свою, баю славную свою..."
Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Колыбельная песня - это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа - матери.
Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке образы, заложенные в словах песни, проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание.
С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений.
Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир осваивать сам. Особое значение в песнях уделено колыбели - первому собственному месту ребенка в этом мире.
Висит колыбель на высоком крюку. Крюк золотой, ремни бархатные, Колечки витые, крюки золотые.
В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его Я в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной. Кроме осознания собственного Я колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Сначала это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищенность дома опасностям внешнего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она (граница) обозначается понятием край:
Баю, баюшки-баю, не ложися на краю. Придет серенький волчок, он ухватит за бочок, И потащит во лесок, и положит под кусток.
Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше, которые уже имели самостоятельный опыт познания реальных краев, опыт собственных падений и переступания через край, познавшие обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо.
Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.Это уже не магическая грань, к которой нельзя приближаться, а граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы выйти в мир взрослой жизни. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать, и растить собственных детей.
Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.Но самое важное в колыбельной песне – это её мелодичность, напевность, ласка и тепло в передаче материнской нежности, любви, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо - ему помогут, его не бросят.
На этом глубинном чувстве защищенности, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребенка, который войдет в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!
А как важна привычка постоянного общения с матерью!Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий.
А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.
Колыбельная песня Аполлон Майков
Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я к тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трёх ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
Где изволил пропадать?
Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?
Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!
Котя-котя, коток.
Котя-котя, коток,
Котя - серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Шубку кунью я куплю
И сапожки закажу.
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать!
Спи, моя радость усни, слова С. Свириденко, музыка В.А. Моцарта
Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду.
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
В доме всё стихло давно,
В погребе, в кухне темно.
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Сладко мой птенчик живёт.
Нет ни тревог, ни хлопот.
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь весёлых затей.
Всё-то добыть поспешишь,
лишь бы не плакал малыш.
Вот бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни.
2