Публикации Пути влияния экологического воспитания на успешную адаптацию к новым условиям младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пути влияния экологического воспитания на успешную адаптацию к новым условиям младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Автор: Печникова Ольга Александровна

Пути влияния экологического воспитания на успешную адаптацию к новым условиям младших школьников с интеллектуальными нарушениями.Формирование экологического сознания, экологических знаний и убеждений - одна из важнейших задач современной школы. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Необходимо дать ребенку не только знания об окружающем мире, но и научить его понимать законы природы, определяющие жизнь человека, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования. Актуальна данная проблема, как в общеобразовательных школах, так и в коррекционных образовательных учреждениях. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья нарушение познавательной деятельности, неумение четко осознать причинно-следственные связи затрудняют правильное восприятие, обобщение и анализ явлений в природе, для них характерен дефицит любознательности и потребности в новых впечатлениях, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, малый запас представлений, незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие речи. Поэтому основным содержанием экологического образования и воспитания обучающихся коррекционных школ является формирование осознано-правильного отношения к природным явлениям. Начинать экологическое воспитание следует с раннего возраста. Знакомство с окружающей средой должно включать наблюдения, на основе которых и разовьется интерес к живой и неживой природе: в доступной форме следует показать детям с интеллектуальными нарушениями, что все в природе находится в определенной связи, зависимости. Воспитание экологической культуры у обучающихся коррекционных школ осуществляется через различные аспекты их жизнедеятельности: в режимных моментах, трудовой деятельности, мероприятиях системы дополнительного образования, и, конечно, коррекционно-воспитательном процессе. При организации коррекционно-воспитательного процесса используются такие формы и методы учебной деятельности, как наблюдение, проведение простейших опытов, организация экскурсий, уроки-путешествия, ролевые игры, викторины, заочные экскурсии, просмотр видеофильмов и т.п. Все они направлены на активизацию познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и помогают создавать условия для моделирования сложившихся природных связей, правил поведения детей в природе. Реализация данных мероприятий способствует формированию экологических знаний и культуры, нравственной позиции младших школьников с ОВЗ в отношении природной среды. Учитывая особенности воспитанников с интеллектуальным недоразвитием, информационный материал дается в упрощенной форме, избирательно. Для лучшего усвоения обучающимися с ОВЗ младшего звена экологических представлений на воспитательных занятиях используется метод вариативного повторения (постоянного возвращения к темам), разнообразная наглядность, чередование разных видов деятельности, индивидуальная работа с учётом структуры дефекта воспитанников. Доминирование игровых форм, использование сюжетно-ролевых, подвижных, самостоятельных игр экологического и природоведческого содержания стимулируют не только познавательную и общую активность детей с ОВЗ, но корригируют высшие психические функции воспитанников (мышление, память, воображение, речь). Например, игры-превращения «Угадай, какой ты зверь?», «Покажи животное», «С какого дерева листочки» и пр. направлены на возникновение у воспитанников эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Экологические игры помогают увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы в целом (игры «Кто, где живёт», «Птицы, рыбы, звери», «Летает - не летает» и пр.). Нельзя привить эмоциональное отношение к природе только по книгам и рисункам. Младшим школьникам с нарушением интеллекта необходимо ощутить запах травы, услышать пение птиц и в этом активно помогают ежедневные прогулки на свежем воздухе в березовой роще на пришкольной территории. Каждая прогулка включает в себя тематические беседы взрослого, чтение стихов, отгадывание загадок, игровые задания, где дети учатся сосредотачивать внимание на предметах окружающего мира и явлениях природы, анализировать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи во время наблюдения за сезонными изменениями природы, птицами, насекомыми, растениями. На осенних прогулках и экскурсиях, собирая разноцветные листья, шишки, семена деревьев, засушивая цветы, тем самым, приобщая детей с ОВЗ к работе с природным материалом, поделки из которого дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту. Перед собой мы ставим важную задачу: научить детей чувствовать специфику природного материала, увидеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это развивает мелкую моторику, способствует коррекции воображения, эстетических чувств, творческих способностей. Только при полноценном использовании наблюдений, бесед, опытов, разнообразных экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, при включении посильной трудовой деятельности в повседневную жизнь, можно сформировать экологическую культуру у детей с нарушением интеллекта, что позитивно отразится на коррекции недостатков их психофизического развития. Формирование экологического сознания, экологической культуры - это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием различных факторов. Ведущую роль в экологическом воспитании играет формирование у обучающихся с ОВЗ младших классов познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых умений, знаний, чувств, а от них - к интересу на более высокой ступени.Особое место в формировании у младших школьников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Интерес к природе, проявляется:- в стремлении познать природу (живую и неживую);- в чтении (слушании) книг о природе;- в деятельности по защите природы;- в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;- в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок). В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение педагогов и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности. В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе). Взаимодействие с живыми существами способствует формированию у детей доброжелательности, интереса, эмоциональной отзывчивости, желанию общаться, помогать, заботиться. Поддержание педагогами ценного детского опыта, создание условий для его расширения и обогащения, несомненно, является главным направлением стратегии развития гуманного отношения младших школьников с ОВЗ к природе.В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в глубокой разработке проблемы экологического воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:- развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;- эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;- формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.Итак, экологическое воспитание школьников с ОВЗ необходимо для их гармоничного развития и является необходимой формой воспитательной работы.