Публикации
краеведческий проект
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: краеведческий проект
Автор: Федорищева Валентина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: краеведческий проект
Автор: Федорищева Валентина Николаевна
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРОЕКТ
ТЕМА: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
ФЕДОРИЩЕВА ВАЛЕНТИНА
НИКОЛАЕВНА
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
9 КЛАССА
МОУ НИКОЛАЕВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
ПЕТРОПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Уровень реализации проекта
Валентина Николаевна Федорищева по образованию учитель географии, 15 лет является классным руководителем.
Основным направлением своей работы считает патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание патриотов своей родины, уважение к культуре других народов, воспитание деловых и здоровых людей.
С этой целью с 2004 – 2009 гг ею был разработан туристско-этнографический проект Память сильнее времени, над реализацией которого она работает пятый год.
Валентиной Николаевной создан штаб ОРЛЁНОК, который включает в себя 5 разных мини-клубов и центров, обеспечивающих всю работу по проекту.
Объем работы на каждый год планируется в соответствии с возрастными особенностями ребят. За время работы по данному проекту наблюдаются положительные результаты в деятельности классного коллектива.
Уменьшилось количество детей занятых в подготовительной группе здоровья, класс стал более сплоченным и организованным, развито чувство коллективизма и взаимопонимания.
Ребята многое узнали об истории своего села, района, края через посещение музеев, осуществляя поездки – экскурсии по родному краю.
На протяжении последних пяти лет классный коллектив, возглавляемый Валентиной Николаевной Федорищевой, является победителем смотра конкурса классных коллективов школы.
В ходе реализации работы по проекту Валентиной Николаевной и учащимися школы, членами краеведческого штаба ОРЛЁНОК создан школьный музей.
Предполагается дальнейшее развитие данного проекта в будущем, поскольку объектов для этнографического изучения в крае и туристических маршрутов достаточно.
Оглавление
Аннотация ………………………………………………………….4.
Эпиграф……………………………………………………………..7
Актуальность темы…………………………………………………7
Цели………………………………………………………………….7
Задачи………………………………………………………………..7.
Механизм реализации проекта……………………………………..8
Содержательная часть……………………………………………....9
Прогнозируемый результат………………………………………..12.
Заключение………………………………………………………….13.
Библиография……………………………………………………….14
Сведения об авторе проекта………………………………………..15.
Визуальный ряд……………………………………………………..16.
Аннотация
Работа по теме инновационная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы общеобразовательного учреждения ведётся не первый год, достигнуты определённые результаты, накоплен опыт, на этой основе и создан туристско-этнографический проект Память сильнее времени.
Эпиграфом к работе взяты слова Виктора Гюго:
Величие народа не измеряется его численностью,
как величие человека не измеряется его ростом;
единственной мерой его умственное развитие
и его нравственный уровень.
Актуальность этой темы очевидна. В образовании и воспитании школьников, в развитии представлений о целостной картине мира упущено целое звено – система знаний о человеческом здоровье, месте человека в мире природы и взаимодействие его с окружающей средой.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Без знания основ фольклора, истории родного края, района, села невозможно воспитать любовь к своей родине и уважение к культуре других народов.
Объединив эти направления, я предлагаю попытаться решить эту проблему, заполнить пробелы в воспитании и образовании школьников.
Цели проекта:
1.Активизировать духовную, культурно-историческую преемственность поколений, формировать активную жизненную позицию, проявление чувства благородства и сострадания.
2. Воспитывать нравственность школьников на традициях русской культуры, и культуры народов Алтайского края.
3. Обеспечить физическое и психологическое благополучие школьников.
Задачи:
1. Туристической направленности
- Оздоровление детей путём пеших походов.
- Развитие туристских навыков в походных условиях.
- Изучение способов выживания в условиях непогоды.
- Развитие быстроты принятия решений, физической ловкости и силы.
- Изучение экологических проблем края.
- Создание микроклиматов, а также сплочение всего детского коллектива путём совместного решения бытовых и исследовательских задач и преодоления возникающих препятствий.
2. Этнографической направленности
- Возрождение народных игр Алтайского края.
- Изучение истории края.
- Изучение одежды, жилья, основных занятий жителей окрестных сёл.
Механизм реализации проекта.
Срок реализации проекта рассчитан на 5 лет (с 5 по 9 классы).
Объём работы на каждый год планируется сообразно возрастным особенностям ребят, их физическому и умственному развитию.
Подготовительный период:
- обсуждение и утверждение плана работы
- определение контингента участников
- создание штаба по осуществлению руководства данным проектом
- подбор кадров
Основной период:
- организация экскурсии в краеведческий музей им. Бианки, г. Бийск
- организация экскурсии По казачьим тропам, (Колывано - Кузнецкая оборонительная линия, Демидовские рудники)
- организация экскурсии на Колыванский камнерезный завод
- организация экскурсии в музей горного дела г. Змеиногорска
- организация экскурсии в музей с. Петропавловское
- пешие походы (1 и 3 дневные) по реке Ануй, озеро Дикалинское, п. Красные Орлы, п. Шелегино и др.
3. Заключительный период:
- оформление материалов этнографических экспедиций
- проведение тематических вечеров и народных праздников
- оформление видео и фотоматериалов
- проведение дней народной культуры
- создание музея
Структурные объединения проекта.
Штаб ОРЛЁНОК, который включает в себя 5 разных клубов и центров, обеспечивающих всю работу по проекту.
Содержательная часть:
Состоит из 6 разделов.
1 раздел: Педагогический университет.
- доклад автора проекта Федорищевой В.Н. на тему: Воспитание учащихся на традициях русской культуры – один из аспектов нравственного совершенствования
2 раздел: Приобщение детей к нравственной культуре через воспитательные мероприятия.
Например: Оформление народного календаря с памятными датами, рецептами, приметами – ответственный - оформительский центр.
Праздник Русские игры и игрушки – ответственный клуб Народные игры.
3 раздел: Этнографическое изучение края.
Создание отряда для участия в этнографических экспедициях по сёлам.-
ответственный Этнографический центр
Каждый участник получает анкету по сбору информационного материала.
(в анкету включены пункты: одежда, пища, свадебные обряды).
4 раздел: Формирование туристско-этнографических навыков.
Формирование туристско-этнографического отряда – ответственный Клуб туристов.
Здесь же обозначены все виды деятельности отряда и туристические задачи.
5 раздел: Возрождение игр Алтайского края.
Создание отрядов – собирателей игр.
Оформление Личной книжки юного этнографа.
6 раздел: Дни народной культуры.
(итог работы по проекту)
- игра Звёздный час , посвященная народному творчеству: Кладезь народной мудрости - ответственный клуб Народные игры.
- выставка фотографий, рисунков, материалов экспедиций и рисунков - ответственный Оформительский центр.
- конференция Мой край.
- в течение недели:
- оформление клубного листа в народном стиле
- открытие школьного музея
Прогнозируемые результаты.
Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшения их физического и духовного состояния.
Предполагается также не только осуществление, но и развитие данного проекта в будущем, поскольку объектов для этнографического изучения в крае и туристических маршрутов достаточно.
Заключение.
Поскольку работа, которая легла в основу проекта ведётся не первый год, достигнуты определённые результаты.
Традициями стали встречи с ветеранами войны, тружениками тыла.
Не первый год проводятся уроки памяти, конкурсы патриотической песни.
Ребята осуществляют уход за памятником воинам - николаевцам погибшим в годы ВОВ. Запланировано открытие исторического памятника Казачий камень на территории села.
Традицией также стало проведение народных праздников (по православному календарю), Под Рождественской звездой, Гостья наша – дорогая Масленица.
Особо можно отметить Татьянин день - проводимый как день знаний, Литературный огонёк - вечер поэзии с участием местных поэтов, День птиц и др.
Побывали ребята в музее Петропавловского района – с. Петропавловское, музее горного дела – г. Змеиногорск. На Колыванском камнерезном заводе, в музее леса – с Колывань, в Колыванском музее камнерезного дела, в музее им. Бианки – г. Бийск.
Проект рассчитан на участие всех желающих ребят и из других классов, так как в основе всей воспитательной работы лежит коммунарская методика, предполагается коллективное творчество.
Величие народа не измеряется его численностью,
как величие человека не измеряется его ростом,
единственной мерой служит его умственное развитие
и его нравственный уровень.
В.Гюго
Туристско-этнографический проект
ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ
Актуальность темы:
. В образовании и воспитании школьников, в развитии представлений о целостной картине мира упущено целое звено – система знаний о человеческом здоровье, месте человека в мире природы и взаимодействие его с окружающей средой.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Без знания основ фольклора, истории родного края, района, села невозможно воспитать любовь к своей родине и уважение к культуре других народов.
Объединив эти направления, я предлагаю попытаться решить эту проблему, заполнить пробелы в воспитании и образовании школьников.
Цели проекта:
1.Активизировать духовную, культурно-историческую преемственность поколений, формировать активную жизненную позицию, проявление чувства благородства и сострадания.
2. Воспитывать нравственность школьников на традициях русской культуры, и культуры народов Алтайского края.
3. Обеспечить физическое и психологическое благополучие школьников.
Задачи:
1. Туристической направленности
- Оздоровление детей путём пеших походов.
- Развитие туристских навыков в походных условиях.
- Изучение способов выживания в условиях непогоды.
- Развитие быстроты принятия решений, физической ловкости и силы.
- Изучение экологических проблем края.
- Создание микроклиматов, а также сплочение всего детского коллектива путём совместного решения бытовых и исследовательских задач и преодоления возникающих препятствий.
2. Этнографической направленности
- Возрождение народных игр Алтайского края.
- Изучение истории края.
- Изучение одежды, жилья, основных занятий жителей окрестных сёл.
Механизм реализации проекта.
Срок реализации проекта рассчитан на 5 лет (с 5 по 9 классы).
Объём работы на каждый год планируется сообразно возрастным особенностям ребят, их физическому и умственному развитию.
Подготовительный период:
- обсуждение и утверждение плана работы
- определение контингента участников
- создание штаба по осуществлению руководства данным проектом
- подбор кадров
Основной период:
- организация экскурсии в краеведческий музей им. Бианки, г. Бийск
- организация экскурсии По казачьим тропам, (Колывано - Кузнецкая оборонительная линия, Демидовские рудники)
- организация экскурсии на Колыванский камнерезный завод
- организация экскурсии в музей горного дела г. Змеиногорска
- организация экскурсии в музей с. Петропавловское
- пешие походы (1 и 3 дневные) по реке Ануй, озеро Дикалинское, п. Красные Орлы, п. Шелегино и др.
3. Заключительный период:
- оформление материалов этнографических экспедиций
- проведение тематических вечеров и народных праздников
- оформление видео и фотоматериалов
- проведение дней народной культуры
- создание музея
Структурные объединения
ШТАБ ОРЛЁНОК
Оформительский центр
Клуб Народные игры
Этнографический центр
Клуб туристов
Зелёный патруль
Содержательная часть
№ п/п
мероприятие
ответственные
Раздел 1.Педагогический университет
1.
Доклад Воспитание учащихся на традициях русской культуры - один из аспектов нравственного совершенствования
Федорищева В. Н.
Раздел 2. Приобщение детей к нравственной культуре через воспитательные мероприятия.
На основе традиционной культуры:
1.
Оформление народного календаря с памятными датами, рецептами, приметами.
Оформительский центр
2.
Тематические недели: Масленичная, Святочная, Пасхальная.
Клуб Всезнайка
3.
Праздник старинных инструментов; балалайка, гитара, гармонь.
Клуб Всезнайка
4.
Беседа о милосердии.
Клуб Всезнайка
5.
Создание школьного музея.
Этнографический
центр
6
Конкурс стихов и спектаклей Его Величество - Слово
Клуб Всезнайка
7
Классный час Высокая душа России
Клуб Всезнайка
8
Классный час Берегите Землю
Экологический центр
9.
Праздник Русские игры и игрушки
Клуб Народные игры
На основе классической культуры.
1
Праздник Мир музыки
Клуб Всезнайка
2
Беседа Русская живопись
Клуб Всезнайка
3.
Конкурс фотографии Я вижу мир
Центр фото и видео материалов
Раздел 3. Этнографическое изучение края.
1
Создание отрядов для участия в этнографических экспедициях по сёлам.
Этнографический центр
2.
Создание этнографического уголка.
Оформительский центр
3.
Анкета по сбору информационного материала:
Этнографический центр
- общие сведения о селении
- краткая географическая, экономическая и социальная характеристики
- история селения по рассказам местных жителей
- типы жилых домов и их интерьер
Одежда:
- составные части девичьего, женского, детского, мужского костюмов;
- обувь, головные уборы;
- костюмы невесты, жениха;
- местное название предметов одежды;
- манеры ношения той или иной одежды;
- материал, использовавшийся для изготовления одежды,
украшений;
- орнаментация предметов одежды, головных уборов,
обуви, цветовая гамма и мотивы орнамента;
Пища:
- время принятия пищи;
- примерное меню, последовательность подачи блюд;
- правила поведения за столом;
- столовая утварь;
- приготовление пищи;
- обрядовая пища;
Свадебные обряды:
- знакомство;
- посиделки как место встречи молодежи, кто их организовывал, кому разрешалось ходить;
- возможность свободного выбора;
- состав участников свадьбы;
- роль родителей;
- описание свадебных обрядов;
Раздел 4. формирование туристско-этнографических навыков:
1.
Формирование туристско-этнографического отряда.
Клуб туристов
2.
Конкурс на лучший девиз, эмблему.
Оформительский центр
3.
Виды деятельности:
- изучение дореволюционного прошлого края, района, села;
- народное творчество;
- развитие промышленности;
- экологические проблемы;
- экскурсии на природу;
- викторины Знаешь ли ты свой край
4.
Туристические путешествия:
Туристический клуб
- теоретическая и практическая подготовка;
- разработка походов (однодневного, многодневного)
- проверка снаряжения;
- распределение обязанностей среди участников похода;
- оформление материала похода, выпуск фотогазеты;
Раздел 5. Возрождение игр народов Алтайского края:
1
Создание отрядов- собирателей игр;
2
Оформление личной книжки собирателя Личная книжка юного этнографа
- фамилия, имя;
- место сбора;
- народность;
- план записи игры.
3
Классификация игр по их роли в развитии человека:
- игры физического развития;
- познавательные игры;
- художественные игры;
- предметно-трудовые игры;
- игры отношений;
- игры самоопределения и самоутверждения личности;
4
Ведение общего этнографического дневника.
Раздел 6. Дни народной культуры (итог работы по проекту)
1
Игра Звёздный час, посвященная народному творчеству: Кладезь народной мудрости
Клуб Народные игры
2
Выставка фотографий, рисунков, материалов экспедиций и экскурсий.
Оформительский центр
3
Фольклорный праздник (по народным играм) Свои забавы
Клуб Этнограф
4
Конференция Мой край
(по итогам турпоходов и экспедиций)
Клуб Всезнайка
5.
Что? Где? Когда? Моя малая Родина
Клуб Всезнайка
6.
В течение недели:
- конкурс на лучшее оформление отрядного листа в
народном стиле;
народном стиле;
- конкурс на лучшую газету;
- викторина.
- открытие школьного краеведческого музея
Прогнозируемые результаты.
Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшения их физического и духовного состояния.
Предполагается также не только осуществление, но и развитие данного проекта в будущем, поскольку объектов для этнографического изучения в крае и туристических маршрутов достаточно.
Заключение.
Поскольку работа, которая легла в основу проекта ведётся не первый год, достигнуты определённые результаты.
Традициями стали встречи с ветеранами войны, тружениками тыла.
Не первый год проводятся уроки памяти, конкурсы патриотической песни.
Ребята осуществляют уход за памятником воинам - николаевцам погибшим в годы ВОВ. Запланировано открытие исторического памятника Казачий камень на территории села.
Традицией также стало проведение народных праздников (по православному календарю), Под Рождественской звездой, Гостья наша – дорогая Масленица.
Особо можно отметить Татьянин день - проводимый как день знаний, Литературный огонёк - вечер поэзии с участием местных поэтов, День птиц и др.
Побывали ребята в музее Петропавловского района (с. Петропавловское), музее горного дела (г. Змеиногорск), на Колыванском камнерезном заводе, в музее леса (с Колывань), в Колыванском музее камнерезного дела, в музее им. Бианки
(г. Бийск).
Проект рассчитан на участие всех желающих ребят и из других классов, так как в основе всей воспитательной работы лежит коммунарская методика, предполагается коллективное творчество.
Библиография
Воспитание школьников журнал №6 за 1999г. стр. 56-59.
Зайцева И.А., Догатова Н.А. Классные часы 7-8 класс.(Викторины, беседы, конкурсы, игры.) Изд. Учитель Волгоград 2006. стр.73-88.
Криволап Н.С. Свободное время школьника. ИООО Красико-Принт. Минск 2005. стр.23-57.
Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Изд. Учитель Волгоград 2006. стр.19-22.
Е.В.Усатова, Н.И.Ерёменко и др. Гражданско-патриотическое воспитание. Изд. Учитель Волгоград 2006. стр. 15-16.
Сведения об авторе проекта.
Федорищева Валентина Николаевна -
учитель географии, классный руководитель 9 класса в МОУ Николаевская средняя общеобразовательная школа.
Образование высшее.
Закончила Горно-Алтайский государственный педагогический институт,
Естественно-географический факультет, по специальности география.
В МОУ Николаевская средняя общеобразовательная школа работаю с 1990 года. Стаж работы 19 лет. Классное руководство веду 15 лет.
Курсы повышения квалификации проходила в Бийском филиале АКИПКРО: В 2001 году по теме Актуальные проблемы биологического и географического образования в современной школе. В объеме 96 ч.
В 2006 году по теме Актуальные проблемы теории и практики естественнонаучного образования в условиях модернизации. В объёме 96 ч.
В 2008 году – краткосрочное обучение по программе дополнительного образования Оператор электронно-вычислительных машин. В объеме 72 часа. На базе БиТЭК.
ПРОЕКТ
ТЕМА: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
ФЕДОРИЩЕВА ВАЛЕНТИНА
НИКОЛАЕВНА
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
9 КЛАССА
МОУ НИКОЛАЕВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
ПЕТРОПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Уровень реализации проекта
Валентина Николаевна Федорищева по образованию учитель географии, 15 лет является классным руководителем.
Основным направлением своей работы считает патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание патриотов своей родины, уважение к культуре других народов, воспитание деловых и здоровых людей.
С этой целью с 2004 – 2009 гг ею был разработан туристско-этнографический проект Память сильнее времени, над реализацией которого она работает пятый год.
Валентиной Николаевной создан штаб ОРЛЁНОК, который включает в себя 5 разных мини-клубов и центров, обеспечивающих всю работу по проекту.
Объем работы на каждый год планируется в соответствии с возрастными особенностями ребят. За время работы по данному проекту наблюдаются положительные результаты в деятельности классного коллектива.
Уменьшилось количество детей занятых в подготовительной группе здоровья, класс стал более сплоченным и организованным, развито чувство коллективизма и взаимопонимания.
Ребята многое узнали об истории своего села, района, края через посещение музеев, осуществляя поездки – экскурсии по родному краю.
На протяжении последних пяти лет классный коллектив, возглавляемый Валентиной Николаевной Федорищевой, является победителем смотра конкурса классных коллективов школы.
В ходе реализации работы по проекту Валентиной Николаевной и учащимися школы, членами краеведческого штаба ОРЛЁНОК создан школьный музей.
Предполагается дальнейшее развитие данного проекта в будущем, поскольку объектов для этнографического изучения в крае и туристических маршрутов достаточно.
Оглавление
Аннотация ………………………………………………………….4.
Эпиграф……………………………………………………………..7
Актуальность темы…………………………………………………7
Цели………………………………………………………………….7
Задачи………………………………………………………………..7.
Механизм реализации проекта……………………………………..8
Содержательная часть……………………………………………....9
Прогнозируемый результат………………………………………..12.
Заключение………………………………………………………….13.
Библиография……………………………………………………….14
Сведения об авторе проекта………………………………………..15.
Визуальный ряд……………………………………………………..16.
Аннотация
Работа по теме инновационная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы общеобразовательного учреждения ведётся не первый год, достигнуты определённые результаты, накоплен опыт, на этой основе и создан туристско-этнографический проект Память сильнее времени.
Эпиграфом к работе взяты слова Виктора Гюго:
Величие народа не измеряется его численностью,
как величие человека не измеряется его ростом;
единственной мерой его умственное развитие
и его нравственный уровень.
Актуальность этой темы очевидна. В образовании и воспитании школьников, в развитии представлений о целостной картине мира упущено целое звено – система знаний о человеческом здоровье, месте человека в мире природы и взаимодействие его с окружающей средой.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Без знания основ фольклора, истории родного края, района, села невозможно воспитать любовь к своей родине и уважение к культуре других народов.
Объединив эти направления, я предлагаю попытаться решить эту проблему, заполнить пробелы в воспитании и образовании школьников.
Цели проекта:
1.Активизировать духовную, культурно-историческую преемственность поколений, формировать активную жизненную позицию, проявление чувства благородства и сострадания.
2. Воспитывать нравственность школьников на традициях русской культуры, и культуры народов Алтайского края.
3. Обеспечить физическое и психологическое благополучие школьников.
Задачи:
1. Туристической направленности
- Оздоровление детей путём пеших походов.
- Развитие туристских навыков в походных условиях.
- Изучение способов выживания в условиях непогоды.
- Развитие быстроты принятия решений, физической ловкости и силы.
- Изучение экологических проблем края.
- Создание микроклиматов, а также сплочение всего детского коллектива путём совместного решения бытовых и исследовательских задач и преодоления возникающих препятствий.
2. Этнографической направленности
- Возрождение народных игр Алтайского края.
- Изучение истории края.
- Изучение одежды, жилья, основных занятий жителей окрестных сёл.
Механизм реализации проекта.
Срок реализации проекта рассчитан на 5 лет (с 5 по 9 классы).
Объём работы на каждый год планируется сообразно возрастным особенностям ребят, их физическому и умственному развитию.
Подготовительный период:
- обсуждение и утверждение плана работы
- определение контингента участников
- создание штаба по осуществлению руководства данным проектом
- подбор кадров
Основной период:
- организация экскурсии в краеведческий музей им. Бианки, г. Бийск
- организация экскурсии По казачьим тропам, (Колывано - Кузнецкая оборонительная линия, Демидовские рудники)
- организация экскурсии на Колыванский камнерезный завод
- организация экскурсии в музей горного дела г. Змеиногорска
- организация экскурсии в музей с. Петропавловское
- пешие походы (1 и 3 дневные) по реке Ануй, озеро Дикалинское, п. Красные Орлы, п. Шелегино и др.
3. Заключительный период:
- оформление материалов этнографических экспедиций
- проведение тематических вечеров и народных праздников
- оформление видео и фотоматериалов
- проведение дней народной культуры
- создание музея
Структурные объединения проекта.
Штаб ОРЛЁНОК, который включает в себя 5 разных клубов и центров, обеспечивающих всю работу по проекту.
Содержательная часть:
Состоит из 6 разделов.
1 раздел: Педагогический университет.
- доклад автора проекта Федорищевой В.Н. на тему: Воспитание учащихся на традициях русской культуры – один из аспектов нравственного совершенствования
2 раздел: Приобщение детей к нравственной культуре через воспитательные мероприятия.
Например: Оформление народного календаря с памятными датами, рецептами, приметами – ответственный - оформительский центр.
Праздник Русские игры и игрушки – ответственный клуб Народные игры.
3 раздел: Этнографическое изучение края.
Создание отряда для участия в этнографических экспедициях по сёлам.-
ответственный Этнографический центр
Каждый участник получает анкету по сбору информационного материала.
(в анкету включены пункты: одежда, пища, свадебные обряды).
4 раздел: Формирование туристско-этнографических навыков.
Формирование туристско-этнографического отряда – ответственный Клуб туристов.
Здесь же обозначены все виды деятельности отряда и туристические задачи.
5 раздел: Возрождение игр Алтайского края.
Создание отрядов – собирателей игр.
Оформление Личной книжки юного этнографа.
6 раздел: Дни народной культуры.
(итог работы по проекту)
- игра Звёздный час , посвященная народному творчеству: Кладезь народной мудрости - ответственный клуб Народные игры.
- выставка фотографий, рисунков, материалов экспедиций и рисунков - ответственный Оформительский центр.
- конференция Мой край.
- в течение недели:
- оформление клубного листа в народном стиле
- открытие школьного музея
Прогнозируемые результаты.
Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшения их физического и духовного состояния.
Предполагается также не только осуществление, но и развитие данного проекта в будущем, поскольку объектов для этнографического изучения в крае и туристических маршрутов достаточно.
Заключение.
Поскольку работа, которая легла в основу проекта ведётся не первый год, достигнуты определённые результаты.
Традициями стали встречи с ветеранами войны, тружениками тыла.
Не первый год проводятся уроки памяти, конкурсы патриотической песни.
Ребята осуществляют уход за памятником воинам - николаевцам погибшим в годы ВОВ. Запланировано открытие исторического памятника Казачий камень на территории села.
Традицией также стало проведение народных праздников (по православному календарю), Под Рождественской звездой, Гостья наша – дорогая Масленица.
Особо можно отметить Татьянин день - проводимый как день знаний, Литературный огонёк - вечер поэзии с участием местных поэтов, День птиц и др.
Побывали ребята в музее Петропавловского района – с. Петропавловское, музее горного дела – г. Змеиногорск. На Колыванском камнерезном заводе, в музее леса – с Колывань, в Колыванском музее камнерезного дела, в музее им. Бианки – г. Бийск.
Проект рассчитан на участие всех желающих ребят и из других классов, так как в основе всей воспитательной работы лежит коммунарская методика, предполагается коллективное творчество.
Величие народа не измеряется его численностью,
как величие человека не измеряется его ростом,
единственной мерой служит его умственное развитие
и его нравственный уровень.
В.Гюго
Туристско-этнографический проект
ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ
Актуальность темы:
. В образовании и воспитании школьников, в развитии представлений о целостной картине мира упущено целое звено – система знаний о человеческом здоровье, месте человека в мире природы и взаимодействие его с окружающей средой.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Без знания основ фольклора, истории родного края, района, села невозможно воспитать любовь к своей родине и уважение к культуре других народов.
Объединив эти направления, я предлагаю попытаться решить эту проблему, заполнить пробелы в воспитании и образовании школьников.
Цели проекта:
1.Активизировать духовную, культурно-историческую преемственность поколений, формировать активную жизненную позицию, проявление чувства благородства и сострадания.
2. Воспитывать нравственность школьников на традициях русской культуры, и культуры народов Алтайского края.
3. Обеспечить физическое и психологическое благополучие школьников.
Задачи:
1. Туристической направленности
- Оздоровление детей путём пеших походов.
- Развитие туристских навыков в походных условиях.
- Изучение способов выживания в условиях непогоды.
- Развитие быстроты принятия решений, физической ловкости и силы.
- Изучение экологических проблем края.
- Создание микроклиматов, а также сплочение всего детского коллектива путём совместного решения бытовых и исследовательских задач и преодоления возникающих препятствий.
2. Этнографической направленности
- Возрождение народных игр Алтайского края.
- Изучение истории края.
- Изучение одежды, жилья, основных занятий жителей окрестных сёл.
Механизм реализации проекта.
Срок реализации проекта рассчитан на 5 лет (с 5 по 9 классы).
Объём работы на каждый год планируется сообразно возрастным особенностям ребят, их физическому и умственному развитию.
Подготовительный период:
- обсуждение и утверждение плана работы
- определение контингента участников
- создание штаба по осуществлению руководства данным проектом
- подбор кадров
Основной период:
- организация экскурсии в краеведческий музей им. Бианки, г. Бийск
- организация экскурсии По казачьим тропам, (Колывано - Кузнецкая оборонительная линия, Демидовские рудники)
- организация экскурсии на Колыванский камнерезный завод
- организация экскурсии в музей горного дела г. Змеиногорска
- организация экскурсии в музей с. Петропавловское
- пешие походы (1 и 3 дневные) по реке Ануй, озеро Дикалинское, п. Красные Орлы, п. Шелегино и др.
3. Заключительный период:
- оформление материалов этнографических экспедиций
- проведение тематических вечеров и народных праздников
- оформление видео и фотоматериалов
- проведение дней народной культуры
- создание музея
Структурные объединения
ШТАБ ОРЛЁНОК
Оформительский центр
Клуб Народные игры
Этнографический центр
Клуб туристов
Зелёный патруль
Содержательная часть
№ п/п
мероприятие
ответственные
Раздел 1.Педагогический университет
1.
Доклад Воспитание учащихся на традициях русской культуры - один из аспектов нравственного совершенствования
Федорищева В. Н.
Раздел 2. Приобщение детей к нравственной культуре через воспитательные мероприятия.
На основе традиционной культуры:
1.
Оформление народного календаря с памятными датами, рецептами, приметами.
Оформительский центр
2.
Тематические недели: Масленичная, Святочная, Пасхальная.
Клуб Всезнайка
3.
Праздник старинных инструментов; балалайка, гитара, гармонь.
Клуб Всезнайка
4.
Беседа о милосердии.
Клуб Всезнайка
5.
Создание школьного музея.
Этнографический
центр
6
Конкурс стихов и спектаклей Его Величество - Слово
Клуб Всезнайка
7
Классный час Высокая душа России
Клуб Всезнайка
8
Классный час Берегите Землю
Экологический центр
9.
Праздник Русские игры и игрушки
Клуб Народные игры
На основе классической культуры.
1
Праздник Мир музыки
Клуб Всезнайка
2
Беседа Русская живопись
Клуб Всезнайка
3.
Конкурс фотографии Я вижу мир
Центр фото и видео материалов
Раздел 3. Этнографическое изучение края.
1
Создание отрядов для участия в этнографических экспедициях по сёлам.
Этнографический центр
2.
Создание этнографического уголка.
Оформительский центр
3.
Анкета по сбору информационного материала:
Этнографический центр
- общие сведения о селении
- краткая географическая, экономическая и социальная характеристики
- история селения по рассказам местных жителей
- типы жилых домов и их интерьер
Одежда:
- составные части девичьего, женского, детского, мужского костюмов;
- обувь, головные уборы;
- костюмы невесты, жениха;
- местное название предметов одежды;
- манеры ношения той или иной одежды;
- материал, использовавшийся для изготовления одежды,
украшений;
- орнаментация предметов одежды, головных уборов,
обуви, цветовая гамма и мотивы орнамента;
Пища:
- время принятия пищи;
- примерное меню, последовательность подачи блюд;
- правила поведения за столом;
- столовая утварь;
- приготовление пищи;
- обрядовая пища;
Свадебные обряды:
- знакомство;
- посиделки как место встречи молодежи, кто их организовывал, кому разрешалось ходить;
- возможность свободного выбора;
- состав участников свадьбы;
- роль родителей;
- описание свадебных обрядов;
Раздел 4. формирование туристско-этнографических навыков:
1.
Формирование туристско-этнографического отряда.
Клуб туристов
2.
Конкурс на лучший девиз, эмблему.
Оформительский центр
3.
Виды деятельности:
- изучение дореволюционного прошлого края, района, села;
- народное творчество;
- развитие промышленности;
- экологические проблемы;
- экскурсии на природу;
- викторины Знаешь ли ты свой край
4.
Туристические путешествия:
Туристический клуб
- теоретическая и практическая подготовка;
- разработка походов (однодневного, многодневного)
- проверка снаряжения;
- распределение обязанностей среди участников похода;
- оформление материала похода, выпуск фотогазеты;
Раздел 5. Возрождение игр народов Алтайского края:
1
Создание отрядов- собирателей игр;
2
Оформление личной книжки собирателя Личная книжка юного этнографа
- фамилия, имя;
- место сбора;
- народность;
- план записи игры.
3
Классификация игр по их роли в развитии человека:
- игры физического развития;
- познавательные игры;
- художественные игры;
- предметно-трудовые игры;
- игры отношений;
- игры самоопределения и самоутверждения личности;
4
Ведение общего этнографического дневника.
Раздел 6. Дни народной культуры (итог работы по проекту)
1
Игра Звёздный час, посвященная народному творчеству: Кладезь народной мудрости
Клуб Народные игры
2
Выставка фотографий, рисунков, материалов экспедиций и экскурсий.
Оформительский центр
3
Фольклорный праздник (по народным играм) Свои забавы
Клуб Этнограф
4
Конференция Мой край
(по итогам турпоходов и экспедиций)
Клуб Всезнайка
5.
Что? Где? Когда? Моя малая Родина
Клуб Всезнайка
6.
В течение недели:
- конкурс на лучшее оформление отрядного листа в
народном стиле;
народном стиле;
- конкурс на лучшую газету;
- викторина.
- открытие школьного краеведческого музея
Прогнозируемые результаты.
Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшения их физического и духовного состояния.
Предполагается также не только осуществление, но и развитие данного проекта в будущем, поскольку объектов для этнографического изучения в крае и туристических маршрутов достаточно.
Заключение.
Поскольку работа, которая легла в основу проекта ведётся не первый год, достигнуты определённые результаты.
Традициями стали встречи с ветеранами войны, тружениками тыла.
Не первый год проводятся уроки памяти, конкурсы патриотической песни.
Ребята осуществляют уход за памятником воинам - николаевцам погибшим в годы ВОВ. Запланировано открытие исторического памятника Казачий камень на территории села.
Традицией также стало проведение народных праздников (по православному календарю), Под Рождественской звездой, Гостья наша – дорогая Масленица.
Особо можно отметить Татьянин день - проводимый как день знаний, Литературный огонёк - вечер поэзии с участием местных поэтов, День птиц и др.
Побывали ребята в музее Петропавловского района (с. Петропавловское), музее горного дела (г. Змеиногорск), на Колыванском камнерезном заводе, в музее леса (с Колывань), в Колыванском музее камнерезного дела, в музее им. Бианки
(г. Бийск).
Проект рассчитан на участие всех желающих ребят и из других классов, так как в основе всей воспитательной работы лежит коммунарская методика, предполагается коллективное творчество.
Библиография
Воспитание школьников журнал №6 за 1999г. стр. 56-59.
Зайцева И.А., Догатова Н.А. Классные часы 7-8 класс.(Викторины, беседы, конкурсы, игры.) Изд. Учитель Волгоград 2006. стр.73-88.
Криволап Н.С. Свободное время школьника. ИООО Красико-Принт. Минск 2005. стр.23-57.
Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Изд. Учитель Волгоград 2006. стр.19-22.
Е.В.Усатова, Н.И.Ерёменко и др. Гражданско-патриотическое воспитание. Изд. Учитель Волгоград 2006. стр. 15-16.
Сведения об авторе проекта.
Федорищева Валентина Николаевна -
учитель географии, классный руководитель 9 класса в МОУ Николаевская средняя общеобразовательная школа.
Образование высшее.
Закончила Горно-Алтайский государственный педагогический институт,
Естественно-географический факультет, по специальности география.
В МОУ Николаевская средняя общеобразовательная школа работаю с 1990 года. Стаж работы 19 лет. Классное руководство веду 15 лет.
Курсы повышения квалификации проходила в Бийском филиале АКИПКРО: В 2001 году по теме Актуальные проблемы биологического и географического образования в современной школе. В объеме 96 ч.
В 2006 году по теме Актуальные проблемы теории и практики естественнонаучного образования в условиях модернизации. В объёме 96 ч.
В 2008 году – краткосрочное обучение по программе дополнительного образования Оператор электронно-вычислительных машин. В объеме 72 часа. На базе БиТЭК.