Публикации
Дополнительная образовательная программа «Разговор о правильном питании»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная образовательная программа «Разговор о правильном питании»
Автор: Голубева Ирина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная образовательная программа «Разговор о правильном питании»
Автор: Голубева Ирина Александровна
Дополнительная образовательная программа «Разговор о правильном питании» (возраст детей 4-7лет) Срок реализации программы 3 года Автор: Голубева И.А старший воспитательг. Тавда СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка……………………………………….....………..…3 Актуальность……………………………………………………... 4 Новизна………………………………………………………….…4 Цель и задачи программы………………………………………...5 Сроки реализации программы……………………………….….. 5 Результаты образовательной деятельности………………….… .5 Формы подведения итогов реализации программы………….…5 2.Содержание программы………………………………….………………..…62.1 Интеграция образовательных областей……………………….…62.2 Методическое обеспечение……………………………………….62.3Дидактический материал и техническое оснащение…………….83. Тематическое планирование……………………………………..………….9 3.1 Тематический план средняя группа…………………………..….9 3.2 Тематический план старшая группа…………………………….10 3.3 Тематический план подготовительная группа…………………114.Комплексно-тематическое планирование…………………………….…...12 4.1 Комплексно-тематический план средняя группа………………12 4.2 Комплексно-тематический план старшая группа………………14 4.3 Комплексно-тематический план подготовительная группа…..165. Педагогическая диагностика……………………………………………….19 5.1 Уровни освоения программы……………………………………..19 5.2 Сводная таблица диагностики уровня освоения программы…....206. Список литературы…………………………………………………...……..21 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 40% детей имеют хронические заболевания.Данные научных исследований показывают, что здоровье детей зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни. Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.В связи с этим особую роль приобретает дошкольное обучение, где закладывается основа отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего ДОУ.В работе с дошкольниками мы реализуем программу «Детство» (Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой СПб. «Детство-пресс» 2011г.). В программе, на наш взгляд, уделено недостаточно внимания изучению правильного питания и ЗОЖ, так как в формировании ЗОЖ наиболее эффективна комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезной пище и необходимых питательных веществах.Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ. Поэтому и мы в свою очередь составили дополнительную образовательную программу «Разговор о правильном питании» на основе программы «Разговор о правильном питании», авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. Москва: ОЛМА Медиа Групп 2009г. Программа разработана в институте возрастной физиологии Российской академии образования при поддержке ООО «Нестле Россия» и допущена министерством образования Российской Федерации. Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.Разрабатывая программу, мы стремилась к тому, чтобы выстроенная нами система, гармонично вписывалась в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась детям.1.1 АКТУАЛЬНОСТЬЗдоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Наши наблюдения показывают, что с самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. За последние годы наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду. Дошкольникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, у нас как у педагогов имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья. А сохранение здоровья человека находится в прямой зависимости от питания.Это доказывает актуальность и значимость обучения дошкольников основам правильного питания как одной из составляющих ЗОЖ.НОВИЗНА Стоит отметить, что при изучении программы самым результативным способом усвоения знаний является применение технологии «обучения в сотрудничестве». При данном виде обучении особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, которого можно достигнуть только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии. Задача каждого ребенка состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.Для данной программы подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для детей, методические пособия и плакаты для педагогов, информационные буклеты для родителей. Каждая тема состоит из теоретической части и практической. Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но и начинают использовать полученные знания на практике.В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.Таким образом, отличительной особенностью данной программы от уже существующих является не просто теоретические занятия, а погружение детей в социальную практику формирования культуры здорового питания.1.3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности. Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:Формирование у детей готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; формирование у дошкольников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; освоение детьми практических навыков рационального питания; формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека; информирование дошкольников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности; развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы. 1.4 СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИПрограмма «Разговор о правильном питании» рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня, по 20,25,30 минут в зависимости от возраста детей. Общий объём учебного времени составляет 22 часа. Работа ведется в интеграции с квалифицированными специалистами ДОУ.1.5 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ходе реализации программы «Разговор о правильном питании» дети будут знать о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, правилах гигиены, научатся сервировать стол и соблюдать правила этикета. Приобретут знания о традициях и кулинарных обычаях народов мира.Дошкольники приобретут умение принимать самостоятельные решения, научатся составлять индивидуальное меню и применять полученные знания в своей дальнейшей жизни. 1.6 ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫпроведение диагностики; участие детей в творческих конкурсах рисунков и поделок ; проведение открытых мероприятий для родителей, педагогов, гостей детского сада (мастер-классы, семинары-практикумы, творческие презентации и др.) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание образовательной деятельности программы «Разговор о правильном питании» нацелено на приобщение детей к ценностям здорового образа жизни – одному из важнейших факторов сохранения здоровья.Полученные ребенком знания и представления о правильном питании, позволят ему найти способы укрепления и сохранения здоровья, а приобретенные навыки помогут осознанно выбрать значимые для него компоненты здорового образа жизни. 2.1 ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙРечевое развитие. Во время занятий происходит активное развитие диалогической речи. Формируется новая форма речи - монолог. Развивается связная речь. У детей продолжает развиваться: лексика, звуковая сторона и грамматический строй речи. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. Дети приобщаются к словесному искусству, развивая художественное восприятие.Познавательное развитие. С детьми проводятся: наблюдения, рассматривание природных объектов. Данные виды деятельности предполагают развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; представлений о ценностях нашего народа; о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.Социально-коммуникативное развитие. Во время занятий дети учатся общаться и помогать друг другу. Проявляют самостоятельность в решении различных задач, которые возникают в повседневной жизни.Физическое развитие. Во время занятий применяются здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы).Художественно-эстетическое развитие: Во время проведения занятий у детей формируется интерес к эстетической стороне окружающей действительности; происходит удовлетворение потребности детей в самовыражении; развивается продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликации).2.2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Занятия с детьми проводятся в группе. Предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Групповое пространство разделено на зоны. Это вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности, проведения НОД. Для размещения демонстрационного материала имеются магнитная доска, малый и большой мольберты. Для каждого ребёнка оборудовано рабочее место. Каждый ребенок имеет рабочую тетрадь на печатной основе, которую предоставили нам ООО «Нестле Россия». Все необходимые для работы материалы находятся в доступном для детей месте. Так же нам для работы были предложены демострационные плакаты, информационные буклеты для родителей и методическое пособие для педагогов. 2.3 ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕКартотека дидактических игр по «Правильному питанию»; Плакаты; Карточки-алгоритмы опытов и экспериментов; Игрушки; Микроскоп; Лупы; Контейнеры с видами круп; Мерная посуда; Глобус; Демонстрационный материал и альбомы: «Еда без вреда»; « Овощи и фрукты полезные продукты»; «Щи да каша пища наша», «Традиции русского гостеприимства» и т. д по всем темам;Муляжи фруктов и овощей книги с иллюстрациями: Мэри Пэт Фергюс «Рецепты для маленьких кулинаров. Готовим для мамы, папы и друзей»; К.С. Ладодо, Л.В. Дружинина «Энциклопедия детского питания от рождения до школы»; А.М. Русская кухня. - М.: Эксмо,2012;Верзилин.Н По следам Робинзона Л. 1974;Кондова С.Н. Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990;Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1990;Лом И.М. Правила хорошего тона.- С.,Ариэль, 1993; Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000картотека фото, видео материалов по теме «Правильное питание» магнитофон; ноутбук ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНЕ 3.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (средняя группа) 3.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (старшая группа) 3.3 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (подготовительная группа) 4. КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4.1 КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (средняя группа)4.2 КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (старшая группа)4.3 КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (подготовительная группа)5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКАДиагностика освоения программы «Разговор о правильном питании» проводится два раза в год: вводная (сентябрь-октябрь), итоговая (апрель-май). Для диагностики наблюдения за уровнями развития дошкольников частично используются критерии, разработанные в программе В.И.Логиновой «Детство». 5.1УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ5.2 ОСНОВНАЯ ТАБЛИЦА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ УСВОНИЯ ПРОГРАММЫ(Фамилия, имя ребёнка, номер группы) 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Программы «Разговор о правильном питании», авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. Москва: ОЛМА Медиа Групп 2009г. Программа разработана в институте возрастной физиологии Российской академии образования при поддержке ООО «Нестле Россия» и допущена министерством образования Российской Федерации. 2. Аникина В.П, “Русские пословицы и поговорки” Москва “Художественная литература” 1988 3. Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое товарищество», 2004 4. Герасимова А.С., О.С. Жукова, В.П. Кузнецова “Энциклопедия развития и обучения дошкольников”, Издательство Дом “Нева”, 2004 5. Исмайлова Э Р.“Полезные привычки” обучение в стихах”, “Издательство Белорусский Дом печати” 2011г. 6. Макарова Л. И. Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты. // ПедСовет: Газета. 2007. №4 7. Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. -М.: ВАКО, 2004 8. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: linka- press, 1993 9.Алямовская В.Г., Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Культура поведения за столом. Методические рекомендации по организации питания детей.- М.: издательство «Ижица», 2004.-58 с. (Серия: дошкольное воспитание) 10.«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..- СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 11.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»/ Л.В.Гаврючина.- М. «Сфера», 2007.