Публикации Дополнительная образовательная программа «Разговор о правильном питании»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная образовательная программа «Разговор о правильном питании»
Автор: Голубева Ирина Александровна

Дополнительная образовательная программа «Разговор о правильном питании» (возраст детей 4-7лет) Срок реализации программы 3 года Автор: Голубева И.А старший воспитательг. Тавда СОДЕРЖАНИЕ
  • Пояснительная записка……………………………………….....……..…3
  • Актуальность……………………………………………………... 4
  • Новизна………………………………………………………….…4
  • Цель и задачи программы………………………………………...5
  • Сроки реализации программы……………………………….….. 5
  • Результаты образовательной деятельности………………….… .5
  • Формы подведения итогов реализации программы………….…5
  • 2.Содержание программы………………………………….………………..…62.1 Интеграция образовательных областей……………………….…62.2 Методическое обеспечение……………………………………….62.3Дидактический материал и техническое оснащение…………….83. Тематическое планирование……………………………………..……….9 3.1 Тематический план средняя группа…………………………..….9 3.2 Тематический план старшая группа…………………………….10 3.3 Тематический план подготовительная группа…………………114.Комплексно-тематическое планирование…………………………….…...12 4.1 Комплексно-тематический план средняя группа………………12 4.2 Комплексно-тематический план старшая группа………………14 4.3 Комплексно-тематический план подготовительная группа..165. Педагогическая диагностика……………………………………………….19 5.1 Уровни освоения программы……………………………………..19 5.2 Сводная таблица диагностики уровня освоения программы…....206. Список литературы…………………………………………………...……..21
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 40% детей имеют хронические заболевания.Данные научных  исследований показывают, что здоровье детей зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни. Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.В связи с этим особую роль приобретает дошкольное обучение, где закладывается основа отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего ДОУ.В работе с дошкольниками мы реализуем программу «Детство» (Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой СПб. «Детство-пресс» 2011г.).  В программе, на наш взгляд, уделено недостаточно внимания изучению правильного питания и ЗОЖ, так как в формировании ЗОЖ наиболее эффективна комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезной пище и необходимых питательных веществах.Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ. Поэтому и мы в свою очередь составили дополнительную образовательную программу «Разговор о правильном питании» на основе программы «Разговор о правильном питании», авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. Москва: ОЛМА Медиа Групп 2009г. Программа разработана в институте возрастной физиологии Российской академии образования при поддержке ООО «Нестле Россия» и допущена министерством образования Российской Федерации. Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.Разрабатывая программу, мы стремилась к тому, чтобы выстроенная нами система, гармонично вписывалась в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась детям.1.1 АКТУАЛЬНОСТЬЗдоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Наши наблюдения показывают, что с самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. За последние годы наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду. Дошкольникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, у нас как у педагогов имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья. А сохранение здоровья человека находится в прямой зависимости от питания.Это доказывает актуальность и значимость обучения дошкольников основам правильного питания как одной из составляющих ЗОЖ.
  • НОВИЗНА
  • Стоит отметить, что при изучении программы самым результативным способом усвоения знаний является применение технологии «обучения в сотрудничестве». При данном виде обучении особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, которого можно достигнуть только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии. Задача каждого ребенка состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.Для данной программы подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для детей, методические пособия и плакаты для педагогов, информационные буклеты для родителей. Каждая тема состоит из теоретической части и практической. Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но и начинают использовать полученные знания на практике.В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.Таким образом, отличительной особенностью данной программы от уже существующих является не просто теоретические занятия, а погружение детей в социальную практику формирования культуры здорового питания.1.3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности. Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
  • Формирование у детей готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  • формирование у дошкольников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  • освоение детьми практических навыков рационального питания;
  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
  • информирование дошкольников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  • развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
  • 1.4 СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИПрограмма «Разговор о правильном питании» рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня, по 20,25,30 минут в зависимости от возраста детей. Общий объём учебного времени составляет 22 часа. Работа ведется в интеграции с квалифицированными специалистами ДОУ.1.5 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ходе реализации программы «Разговор о правильном питании» дети будут знать о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, правилах гигиены, научатся сервировать стол и соблюдать правила этикета. Приобретут знания о традициях и кулинарных обычаях народов мира.Дошкольники приобретут умение принимать самостоятельные решения, научатся составлять индивидуальное меню и применять полученные знания в своей дальнейшей жизни. 1.6 ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  • проведение диагностики;
  • участие детей в творческих конкурсах рисунков и поделок ;
  • проведение открытых мероприятий для родителей, педагогов, гостей детского сада (мастер-классы, семинары-практикумы, творческие презентации и др.)
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  • Содержание образовательной деятельности программы «Разговор о правильном питании» нацелено на приобщение детей к ценностям здорового образа жизни – одному из важнейших факторов сохранения здоровья.Полученные ребенком знания и представления о правильном питании, позволят ему найти способы укрепления и сохранения здоровья, а приобретенные навыки помогут осознанно выбрать значимые для него компоненты здорового образа жизни. 2.1 ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙРечевое развитие. Во время занятий происходит активное развитие диалогической речи. Формируется новая форма речи - монолог. Развивается связная речь. У детей продолжает развиваться: лексика, звуковая сторона и грамматический строй речи. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. Дети приобщаются к словесному искусству, развивая художественное восприятие.Познавательное развитие. С детьми проводятся: наблюдения, рассматривание природных объектов. Данные виды деятельности предполагают развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; представлений о ценностях нашего народа; о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.Социально-коммуникативное развитие. Во время занятий дети учатся общаться и помогать друг другу. Проявляют самостоятельность в решении различных задач, которые возникают в повседневной жизни.Физическое развитие. Во время занятий применяются здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы).Художественно-эстетическое развитие: Во время проведения занятий у детей формируется интерес к эстетической стороне окружающей действительности; происходит удовлетворение потребности детей в самовыражении; развивается продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликации).2.2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Занятия с детьми проводятся в группе. Предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Групповое пространство разделено на зоны. Это вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности, проведения НОД. Для размещения демонстрационного материала имеются магнитная доска, малый и большой мольберты. Для каждого ребёнка оборудовано рабочее место. Каждый ребенок имеет рабочую тетрадь на печатной основе, которую предоставили нам ООО «Нестле Россия». Все необходимые для работы материалы находятся в доступном для детей месте. Так же нам для работы были предложены демострационные плакаты, информационные буклеты для родителей и методическое пособие для педагогов. 2.3 ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
  • Картотека дидактических игр по «Правильному питанию»;
  • Плакаты;
  • Карточки-алгоритмы опытов и экспериментов;
  • Игрушки;
  • Микроскоп;
  • Лупы;
  • Контейнеры с видами круп;
  • Мерная посуда;
  • Глобус;
  • Демонстрационный материал и альбомы: «Еда без вреда»;
  • « Овощи и фрукты полезные продукты»; «Щи да каша пища наша», «Традиции русского гостеприимства» и т. д по всем темам;
  • Муляжи фруктов и овощей
  • книги с иллюстрациями:
  • Мэри Пэт Фергюс «Рецепты для маленьких кулинаров. Готовим для мамы, папы и друзей»; К.С. Ладодо, Л.В. Дружинина  «Энциклопедия детского питания от рождения до школы»; А.М. Русская кухня. - М.: Эксмо,2012;Верзилин.Н По следам Робинзона Л. 1974;Кондова С.Н. Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990;Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1990;Лом И.М. Правила хорошего тона.- С.,Ариэль, 1993; Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000
  • картотека фото, видео материалов по теме «Правильное питание»
  • магнитофон;
  • ноутбук
  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНЕ 3.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (средняя группа)
  • 3.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (старшая группа) 3.3 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (подготовительная группа) 4. КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4.1 КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (средняя группа)4.2 КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (старшая группа)4.3 КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (подготовительная группа)5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКАДиагностика освоения программы «Разговор о правильном питании» проводится два раза в год: вводная (сентябрь-октябрь), итоговая (апрель-май). Для диагностики наблюдения за уровнями развития дошкольников частично используются критерии, разработанные в программе В.И.Логиновой «Детство». 5.1УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ5.2 ОСНОВНАЯ ТАБЛИЦА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ УСВОНИЯ ПРОГРАММЫ(Фамилия, имя ребёнка, номер группы) 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Программы «Разговор о правильном питании», авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. Москва: ОЛМА Медиа Групп 2009г. Программа разработана в институте возрастной физиологии Российской академии образования при поддержке ООО «Нестле Россия» и допущена министерством образования Российской Федерации. 2. Аникина В.П, “Русские пословицы и поговорки” Москва “Художественная литература” 1988 3. Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое  товарищество», 2004 4. Герасимова А.С., О.С. Жукова, В.П. Кузнецова “Энциклопедия развития и обучения дошкольников”, Издательство Дом “Нева”, 2004 5. Исмайлова Э Р.“Полезные привычки” обучение в стихах”, “Издательство Белорусский Дом печати” 2011г. 6. Макарова Л. И. Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты. // ПедСовет: Газета. 2007. №4 7. Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. -М.: ВАКО, 2004 8. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: linka- press, 1993 9.Алямовская В.Г.,  Белая К.Ю.,  Зимонина  В.Н.  Культура поведения за столом. Методические рекомендации по организации питания детей.- М.: издательство «Ижица», 2004.-58 с. (Серия: дошкольное воспитание) 10.«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..- СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 11.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»/ Л.В.Гаврючина.- М. «Сфера»,    2007.