Публикации Мастер-класс "Визуализация на уроках русского языка. Инфографика"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс "Визуализация на уроках русского языка. Инфографика"
Автор: Казакова Алина Васильевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №65» муниципального образования города Чебоксары- столицы Чувашской Республики Мастер-классВизуализация на уроках русского языка. Инфографика Выполнила: учитель русского языка и литературы Казакова А.В.г. Чебоксары - 2023Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность.Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.Группа 1Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.Группа 2Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.Группа 3Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.В чтении, как и в других аспектах, существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. (в презентации схема).В методических целях можно и нужно использовать сплошные и несплошные тексты. К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:- описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);- повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);- рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения). К несплошным текстам относятся:- графики;- диаграммы;- схемы (кластеры);- таблицы;- географические карты и карты местности;- план помещения, местности, сооружения;- входные билеты;- расписание движения транспорта;- карты сайтов.Анализируя современные учебники, можно сделать вывод, что в них, по-прежнему, представлены преимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники умели вычитывать и обобщать информацию из «несплошных» текстов.Альберто Каиро, специалист в сфере визуализации, считает, что основная цель инфографики — совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми и понятными образами, передача данных в компактном сообщении, которое выглядит интереснее и легче усваивается, чем сплошной текст.Инфографика как современный инструмент визуальной коммуникации на уроках русского языка и литературы может выполнять ряд функций: она может способствовать быстрому усвоению и запоминанию информации, акцентируя внимание на главном; повышать эффективность усвоения знаний; быть инструментом развития навыков проектной, исследовательской и творческой деятельности, а также навыков критического мышления и др.