Публикации Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС НОО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС НОО
Автор: Инна Николаевна Маркелова

Слайд 1.Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС НООУчитель начальных классов МКОУ «Островновская СОШ» Маркелова И.Н.Слайд 2.«Методы, используемые в учебной деятельности, должнывызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира,а учебное заведение стать школой радости. Радостипознания, творчества, общения».В.А.СухомлинскийИнтерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы равноправные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит главной целью развитие личностиучащегося, раскрытие потенциала каждого ребенка, создание благоприятныхусловий для реализации его природных способностей, широкое применениеактивных методов обучения (АМО).Слайд 3.Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. А для младших школьников – это прежде всего игры во всём их многообразии. Именно в игре ребёнку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным и естественным. Игра занимает особое место в системе активного обучения: она является одновременно и методом, и формой организации обучения. Являясь методом обучения, игра формирует активную и творческую учебную деятельность. Как форма обучения игра обеспечивает развитие коммуникативных способностей – необходимое условие активной и творческой деятельности учащихся.Активные методы обучения я постепенно ввожу в свою практику с 1 классана различных уроках и во внеурочной работе. Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика.Слайд 4.При системном использовании активных методов обучения (АМО) роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером. Меняется и роль ученика – из послушного запоминающего ученика он превращается в активного участника образовательного процесса. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности. Включение АМО в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Использование АМО позволяет сделать уроки современными, насыщенными, творческими, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества.Слайд 5.Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.Активные методы обучения подразделяются на:-методы начала урока,-методы выяснения целей, ожиданий, опасений,-методы презентации учебного материала,-методы организации самостоятельной работы,-методы презентации результатов практической работы;-методы подведения итогов.-методы релаксации.Слайд 6. Активные методы начала урока.Цель – настроить детей на продуктивную работу. Динамично и эффективно начать урок, активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить позитивный рабочий настрой, пожелание добра помогают следующие методы:"Здороваемся глазами"- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча -глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.«Улыбнемся друг другу»- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.«Приветствие»Учащиеся поворачиваются и приветствуют друг друга, говоря при этом имена, тех к кому обращаются и слова приветствия.«Самолётик пожеланий»Учитель предлагает всем обучающимся поприветствовать класс, но сделать это необычным способом - написав своё пожелание классу на крыльях бумажного самолётика. Обучающимся раздаются листочки, и учитель показывает, как делается самолётик. Затем все складывают самолётики и на их крыльях записывают свои пожелания классу(можно до начала урока). Затем по команде учителя все (в том числе, учитель) запускают самолётики в полёт и хлопают в ладоши! Когда самолётики приземляются, каждый подымает находящийся рядом самолётик и зачитывает написанное на его крыльях пожелание.«Дерево Дружбы»Это дерево появилось на свет в тот момент, когда один человек улыбнулсядругому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхностипоявились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти росткисрослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы. Дерево росло и развивалось, на нем набухали новые почки, лопались, превращаясь в изумрудные листья. Некоторые листочки желтели и опадали – это означало, что друзья поссорились. Но если на этом месте появлялась новая почка – друзья мирились! Наше дерево дружбы живет, и будет жить вечно. И каждый раз дерево улыбается, если люди дружат. И сегодняшний наш урок пройдет под девизом о дружбе и взаимовыручке: “Один за всех и все за одного”.За активную работу на уроке, за хорошие ответы вы будете получать листочки, а в конце урока посмотрим, сможет ли наше дерево улыбнуться нам и порадоваться нашим знаниям.Эти методы воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность,устанавливают контакт между учениками.Слайд 7.Активные методы выяснение целей, ожиданий и опасенийЦель: Выяснение ожиданий и опасений, постановка целей обучения.Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почемуважно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель(классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели,ожидания и опасения.Метод «Что у меня на сердце»Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.- В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ливаши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.Метод «Разноцветные листы»Подготовка: дерево, схематично нарисованные на доске, на дереве – красные и жёлтые листочки, разноцветные стикеры.Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых листочках написать, чего они ждут на уроке, а на красных листочках – чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждём плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали. Этот метод можно использовать практически на всех уроках.Метод «Поляна снежинок»Этот метод побуждает учащихся к самооценке.- У вас на партах лежат снежинки белые и голубые, (цветочки и тучки). Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку(цветочек). Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку(тучку)Метод «Солнышко и туча»Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи длякаждого ученика.Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследитьнеуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.Заключительная часть метода «Солнышко и туча» (проводится в конце урока)Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.Слайд 8.Активные методы презентации учебного материалаЦель: представление нового материала.Вот здесь- то и требуется проявление творчества учителя. Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее ипрочнее будет усвоена новая тема. Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:Метод « Магазин» (использовался на уроке русского языка)Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных,фруктов, овощей, игрушек.Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученикподходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).На начальной стадии урока при организации групповой и индивидуальнойработы учащихся, можно использовать метод «Корзина идей» для актуализации имеющихся у них знаний и опыта. На доске помещается корзина, в которой условно будет собрано всё то, что ученики вместе знают об изучаемой теме – понятия, термины (формируются познавательные УУД: умение сопоставлять, отбирать информацию, полученную из различных источников).Метод «Ковёр идей». «Ковёр идей» один из методов решения проблемы.Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить навопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветныелисты бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают навопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группазаписывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобыизменить существующую ситуацию.Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: чтосмогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.Метод «Составление кластера»Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиесязнания по той или иной проблеме.Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.Кластер может быть использован также для организации индивидуальной игрупповой работы как в классе, так и дома.Метод «Написание синквейна»В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Данное стихотворение пишется по определённымправилам. Составление синквейна требует умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях. Как же пишется синквейн?Условия его написания таковы:На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и естьтема синквейна.На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к темесинквейна.На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности:интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.Например: ( словарные слова)Сорока. Собака.Длиннохвостая, пёстрая. Любимая, верная.Летает, стрекочет, вертится Ласкается, кусается, сторожит.Болтлив, как сорока. Вот где собака зарыта!Птица. Друг.Такие методы позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.Слайд 9.Активные методы организации самостоятельной работы над темойЦель: закрепление пройденного материала.Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнеепрошел урок. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал.Метод “Творческая мастерская”Этот метод применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира.К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов – главная цель этого урока.Метод «Пометки на полях»Метод позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на листочках к материалу учебника или специально подобранного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте. Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.Метод «На линии огня»Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.Слайд 10.Активные методы подведения итогов занятия.Цель: Подвести итог урока. Выяснить, что дети усвоили хорошо и на чтообратить внимание.«Снежинки-балеринки»Побуждает учеников к оценке результатов своей работы. Посмотрите на ваши парты намело снежинок. Во время вьюги снежинки кружатся, танцуют. Кому сегодня было на уроке интересно, кто считает, что он очень хорошо потрудился станьте волшебниками, превратите снежинок в балеринок и поднимите их.«Ромашка».Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия,записанные на обратной стороне.Упражнение «Комплименты»Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.«Итоговый круг»Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг,задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).«Мудрый совет»Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой/Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итогиурока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.Слайд 11.Активные методы релаксацииЕсли вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силерелаксации! Иногда достаточно 5-7 минут веселой и активной игры для того,чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.«Делай как я».Дети имитируют движения за учеником, который является ведущим.Упражнение «Четыре стихии».Цель – повысить уровень энергии в классе.- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь.Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаетеплавательные движения.Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх,глубоко вдыхаете.Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.Тот, кто ошибется, может исправить ошибку.Упражнение «Пантомима»Даётся задание, дети должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.«Кулачки»Дети (можно сидя) крепко сжимают пальцы в кулачок. Считают до 10. Легкоприподнимают и роняют расслабленную кисть.Руки на коленях,Кулачки сжаты,Крепко, с напряжением,Пальчики прижаты.Кулачки упали.Пальчики разжали.''Шарик''Положить руку на живот. Надуть живот как будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох- выдох. Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. Выдох свободный, ненапряжённый.Вот как шарик надуваем! Надуваем быстро шарик,А рукою проверяем /вдох/ Он становится большой.Шарик лопнул, выдыхаем, Вдруг шар лопнул, воздух вышел –Наши мышцы расслабляем. Стал он тонкий и худой.''Солнышко и тучка''Учитель произносит слово «Тучка» - дети представляют, что солнце зашло затучку, стало свежо, прохладно – сжаться в комок, чтобы согреться /задержкадыхания/. При слове «Солнышко» - солнце вышло из-за тучки, стало жарко –расслабиться, разморило на солнце /на выдохе/.«Солдатик и тряпичная кукла»Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояниямышц тела. Учитель даёт команды то «Солдатик», то «Кукла». По команде «Солдатик» дети напрягают все мышцы – «встают по стойке смирно». Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. По команде «Кукла». Они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то влево, то вправо. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг пояса.«Морские волны»Команда «Штиль» - все замирают.При команде «Волны» - дети встают по очереди, с интервалом в 2 сек. Сначала - все сидящие за 1-ми партами, далее за 2-ми и т.д. Последние парты встав, хлопают в ладоши. Затем в таком же порядке класс садится.«Шторм» - выполняют те же действия, но быстро, без пауз, друг за другом.Завершить игру лучше командой «Штиль».Можно использовать любые игры и упражнения, способствующие развитиюсамоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление.Слайд 12.Недостатки АМОДети не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.Для некоторых участников работа в команде с использованием активныхметодов - только способ ничего не делать.Слайд 13.Эффекты АМОАктивные методы обеспечивают решение образовательных задач в разныхаспектах:
  • формирование положительной учебной мотивации,
  • повышение познавательной активности учащихся,
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс,
  • стимулирование самостоятельной деятельности,
  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления,
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации,
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления,
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося,
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития,
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда,
  • развитие универсальных навыков.
  • Слайд 14Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов являются нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.Хочу рассказать, как мы работали над проектом « Такие разные буквы»Слайд 15.Паспорт проектной работыТема проекта: Такие разные буквы Учебный год: 2022-2023 Время работы над проектом: январь 2023 – март 2023 Школа, класс: МКОУ «Островновская СОШ» , 1 класс Авторы проекта: ученики первого класса Руководитель проекта: Маркелова Инна Николаевна, учитель начальных классов Направление: гуманитарное Предметные области – уроки обучения грамоте, ИЗО, технологии По числу участников – коллективный. По доминирующей деятельности – информационно-творческий. Характер координации – непосредственный. Оборудование – альбомные листы, цветная бумага, салфетки, ножницы, клей, картинки, карандаши, природный материал и другие материалы.Слайд 16.Цель и задачи проектаЦель: изучить историю возникновения Азбуки, создать буквы из разного материала и подарить их будущим первоклассников, чтобы заинтересовать их чтением. Задачи, которые мы поставили перед собой:
  • подобрать информацию об Азбуке, найти описание, стихи, сказки, загадки о буквах;
  • приготовить выступление для представления своего макета в интересной форме;
  • развивать самостоятельность, творческие способности, речь;
  • прививать интерес к обучению в школе;
  • формировать навыки общения и сотрудничества;
  • Роль учителя:
  • координировать весь процесс учебной творческой деятельности,
  • помогать детям в поиске источников информации,
  • самому быть источником информации,
  • поддерживать и поощрять активность учеников в работе над проектом.
  • Слайд 17Ожидаемые результаты для участников проекта Для учеников: - ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; - развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; - самореализация. Для родителей. - повышение уровня личностного сознания; - укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, - самореализация. Для педагога: - повышение профессионализма; - внедрение АМО в работе с детьми и родителями; - личностный и профессиональный рост;Слайд 18Этапы проектаЭтап 1: Погружение в проект: Учитель: знакомит с замыслом, формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цели и задачи, мотивирует учащихся. Ученики: происходит вживание в ситуацию (ребятам понравилась идея) Этап 2: Организация деятельности: Учитель: организует деятельность, предлагает спланировать работу по решению задач проекта; возможные формы презентации, вовлекает родителей в творческую деятельность, раздав памятки по выполнению проекта Ученики: в классе 14 человека, букв в алфавите 33; каждый выбрал по 2 буквы, которые есть в фамилиях и именах, с которыми работали дома. Осталось 5 букв. Ребята разделились на 5 групп для работы в классе.Слайд 19Этап 3: Осуществление деятельности в классе и дома Учитель: подбирает материал к урокам, связанный с темой проекта; осуществляет с помощью ответственных контроль за подбором картинок. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. Ученики: вместе продумывают форму проекта и воплощают его; разучивают стихи, песни, рисуют и изготавливают буквы; посещают библиотеку. Внутри класса проводится конкурс на лучший проект буквы. Выбранный вариант представляется классу.О своей букве рассказывали по плану: 1.Рассказать из какого материала выполнена буква, на кого похожа буква, может на сказочного человечка, может на удивительное животное, может на какую необычную фигуру, опиши одежду своей буквы, украшения своей буквы, почему так одета буква, для чего ей служат детали, не бойся фантазировать, может она отправляется в путешествие или в гости, представь, что это живое существо (5-6 предложений) 2.Опиши характер своей буквы, добрая, сердитая, важная или робкая, смелая или скромная, застенчивая, может она любит похвастаться, может она помогает в беде, не бойся наделить свою букву человеческими качествами, оживи её, кто друзья твоей буквы, может это другие буквы, может живые или неживые предметы на эту же букву, почему они вместе, кому помогают, или где-то вместе живут, на фантастическом дереве, в волшебной реке, на лужайке среди цветов и т. д. 3.Похвали свою букву, почему она важна. (2-3 предложения). Слайд 20Этап 4: Презентация. Презентация нашего проекта прошла в ходе парада букв на празднике «Прощание с Азбукой», на который были приглашены родители. Ребята читали стихи, рассказывали скороговорки, загадывали загадки которые приготовили для представления своих букв, пели песни, составляли слова и предложения. Наш класс был украшен созданными в ходе проекта буквами, рисунками. На это мероприятие были приглашены и будущие первоклассники.Этап 5: Самооценка результатов исследования и их анализ Учитель вместе с учениками обобщает полученные результаты, подводит итоги обучения, акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать индивидуально, в парах, в группах на общий результат. После праздника-презентации было организовано коллективное обсуждение, на котором учитель и ученики отметили, чьи именно работы и выступления показались более удачными. Важной функцией учителя на данном этапе являлся контроль за обоснованностью детских оценочных суждений. Учитель и ученики отметили самые лучшие макеты (макет аккуратный, яркий, интересный); самое лучшее выступление (выучил и рассказал правильно стих – выразительно, чётко, громко), представил свои буквы в оригинальной форме.Слайд 21ЗаключениеРебята создали свои буквы из пуговиц, теста, ваты, пластилина, цветов, ткани, бумаги, ниток, фанеры. Творчество, фантазия, дети, родители, учитель, дружба- вот наши помощники.Появилась группа учеников и родителей, которые захотели и дальше принимать участие в проектной работе.Слайд 22Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многообразный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя и ученики. Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника начальной школы.Слайд 23Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны!Источники.1. «Активные методы обучения». Электронный курс. МеждународныйИнститут Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мойуниверситет», 2. Букатов В.М. «Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения»,Мн., 2002 г.3. http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках вначальной школе.4. http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения.