Публикации
Обучение младших школьников написанию писем экологического содержания.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение младших школьников написанию писем экологического содержания.
Автор: Валерия Александровна Аренштам
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение младших школьников написанию писем экологического содержания.
Автор: Валерия Александровна Аренштам
Обучение младших школьников написанию писем экологического содержания. Аренштам Валерия Александровна, Учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», г. Новокузнецк arenshtam.valeria@yandex.ru Аннотация: в данной статье освещается проблема связанная с экологической обстановкой в городе Новокузнецке. Автором обусловлена необходимость: в формировании экологической культуры младших школьников и формировании умения написания обучающимися в начальной школе писем. В статье представлен способ, методический прием, направленный на комплексное формирование этих умений. Выводом к работе служат предметные и межпредметные результаты, которые получит учитель включая в свою работу данный прием. Ключевые слова: младший школьник, экологические проблемы, методика написания писем, город Новокузнецк. Прошлый век принес населению нашей планеты немало благ, связанных с активным научно-технической революции. С другой стороны тем самым поставил человечество на горизонт экологической катастрофы. Редукция добычи и употребления природных , урбанизация и большие объемы вредоносных выбросов, воздействие и изменение природы – все это приводит к разрушению естественной оболочки земли. Вследствие чего возникают на данный момент уже глобальные , а ведь только открылось новое тысячелетие. Экологическая проблема – это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природных систем (ландшафтов) и приводящее к негативным социальным, экономическим и иным последствиям. Экологическая обстановка в Новокузнецке тяжелая. Новокузнецк занимает седьмое место в России по образованию отходов и входит в пятерку городов страны по химическому загрязнению атмосферы. На слуху у наших жителей удерживаются проблемные вопросы экологии, но имеют ли они конкретное представление о них? О их причинах возникновения? О воздействии этих проблем на новокузнечан и их детей? А знают ли их дети о проблемах экологии своего города? В соответствии с нововведениями ФГОС экологическую культуру необходимо прививать уже в начальной школе. Причем реализовать экологический принцип в обучении должны как учитель (классный руководитель), так и учителя-предметники во взаимосвязи с учебным материалом. В данной статье мы предлагаем рассмотреть методику реализации экологического принципа на уроке русского языка в третьем классе. В последнее время многие учителя-практики отмечают, что детям младшего школьного возраста трудно дается написание писем, а ведь во многих учебных программах специально выделяются на данную тему урочное время. Младшим школьникам тяжело передать свою мысль в устной форме, а задания, которые необходимо выполнить в письменном виде, вводят их в ступор. Мы выделили возможные причины этих трудностей: Не богатый, не сформированный словарный запас; Неумение составлять взаимосвязь между словами в предложениях и самих предложений в тексте; Неумение выдерживать структуру, последовательность письма. Мы считаем, что работать над данными трудностями нужно комплексно, при непосредственном написании писем, с учетом необходимости формирования экологической культуры обучающихся. Методика выполнения такой работы будет осуществляться в три этапа: мотивационный, составление письма, демонстрация. На мотивационном этапе перед детьми ставится проблема ситуация – экологическое состояние города Новокузнецка. Вначале учителю необходимо заинтересовать детей данным вопросом, осветить его составляющие и дать о них представления: с какими проблемами сталкиваются новокузнечане? возможные причины возникновения этих проблем? как и кто, осуществляет их решение? можем ли мы помочь в решении экологических проблем? После проведенной беседы детям предлагается более тщательно изучить причин и следствий экологических проблем в дополнительной литературе как домашнего задания. На этапе выполнения работы перед детьми ставится задача – написать письмо-обращение, где дети обратятся к жителям города с просьбами и предложениями, направленными на улучшение и поддержание благоприятной экологической обстановки. Как мы уже обозначили раньше, написание писем младшими школьниками довольно трудная работа. Здесь учителю необходимо научить детей излагать свои мысли по шаблону, плану письма. Ведь план будет служить опорой, наглядным представлением для детей, где они пронаблюдают, как им необходимо излагать свои мысли, то, что они хотят донести в письме. План проговаривается учителем и обучающимися непосредственно перед написанием, и раздаются шаблонные варианты на парты, которые включают: План письма-обращения: Приветствие: Уважаемые жители города Новокузнецка! Уважаемые новокузнечане! Представление: Я, ученик … класса … фамилия и имя. Причина обращения и ее обоснование: Я обращаюсь к Вам, так как обеспокоен проблемой … . В городе Новокузнецке она имеет значение, потому что … . Предложение, просьба или призыв к ее решению: Если бы Вы … , то состояние окружающей среды в городе улучшились. Прошу Вас … . Буду признателен, если … . Буду благодарен, если … . Отношение к чтецу: Благодарю Вас за внимание … . Прощание: С уважением к жителям города Новокузнецк, … (фамилия и имя автора). На данном этапе детям необходимо повторить общие правила в написании текста: каждый пункт пишется с нового абзаца, правила переноса слов, необходимость устной проверки написания слов. После чего выполняется непосредственно сама работа, написание письма-обращения. На завершающем этапе, после проверки учителем писем, в классе зачитываются самые удачно изложенные письма. Младшие школьники еще раз обратят внимание на экологические проблемы и способы решения их, которые предлагают сами дети. Учитель же может поместить на электронный сайт школы лучшие письма-обращения, и вложить в личные портфолио ребенка. Таким образом, учителю начальных классов необходимо формировать всесторонне развитую личность в каждом обучающемся, включая освоение общеобразовательной программы и экологическую культуру. Мы предложили методику формирования умения написания писем младшими школьниками по средствам мотивации и применении эталонного шаблона – плана, во взаимодействии с экологическим принципом обучения. Ребенок младшего школьного возраста отличается своим неравнодушием к окружающему его миру. Такая комплексная работа будет: формировать у детей умение искать и отбирать информацию; развивать умения грамотно излагать свою мысль в письменной форме, орфографическую грамотность; воспитывать любовь к природе и родному краю, неравнодушное отношение к общей проблеме.