Публикации
«Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников»
Автор: Кузнецова Елена Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников»
Автор: Кузнецова Елена Алексеевна
Воспитатель МБДОУ – 154: Кузнецова Е.А. Из опыта работы: «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников» Сегодня хочу рассказать о том, как мы применяем в нашей группе здоровьесберегающие технологии с детьми раннего возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: они часто болеют. В связи с этим, появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья. Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии». Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная эффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса. Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование системы мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и здоровья. Основа здоровой среды пребывания детей в группе – это создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки. Здоровьесберегающая среда, по мнению кандидата педагогических наук М.В. Меличевой, содержит две подструктуры: пространство и деятельность.Для формирования двигательной активности детей у нас в группе выделены две зоны. В одной – это мячи разного размера, кольцеброс, обручи, дорожка для профилактики плоскостопия, массажные коврики, «гусеница», кегли, дуги для подлезания, флажки и ленточки на кольцах и другие пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и закаливания. В другой - свободное пространство для самостоятельной, игровой и двигательной деятельности детей.Здоровьесберегающие технологии включают в себя несколько основных направлений:1.Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса.2. Физическое развитие и оздоровление детей.3. Работа с родителями. 1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей через разные виды деятельности позволяет воспитать у них такие качества как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков приема пищи, так как правильная организация питания дает ребенку ответы на вопросы: что есть? как есть? когда есть? как вымыть правильно руки и т.д.Формирование всех этих навыков – задача сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесса доступным, интересным, увлекательным.Для этого следует использовать следующие методические приемы:- показ и объяснение;- упражнения и контроль;- пример взрослых;- игровые приемы;- использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.Кроме того, использование потешек в работе воспитателя является своеобразным методом терапии в раннем возрасте, помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребенком, развитие общей моторики и развитие мелкой моторики рук, способствует закреплению полезных привычек.Таким образом, воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса способствует созданию условий для здорового образа жизни и укреплению здоровья ребенка. 2. Физическое развитие и оздоровление детей. С детьми систематически проводится утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, подвижные игры, закаливания. В физическом развитии и оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам, которые способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективно, если оно обеспечивается в течение всего дня. Закаливание подразумевает:- неукоснительное соблюдение режимных моментов;- грамотная организация теплового и воздушного пространства;- рационально подобранная одежда для детей (в зависимости от сезона, местонахождения ребенка, т.е. в группе или прохладном помещении);- соблюдение режимов прогулок;- сон в проветренном помещении.Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени года, в которое оно проводится. Утренняя гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Комплексы утренней гимнастики способствуют активному переходу от ночного сна к бодрствованию. Они позволяют сохранить бодрость и работоспособность в течение дня.Пальчиковая гимнастика проводится в разное время дня (индивидуально и с подгруппой детей). В утренние и вечерние часы, перед занятием, во время занятия, во время проведения гигиенических процедур (мытье рук – массажируем, поглаживаем, промывая каждый пальчик). А также рекомендуем родителям проводить ее дома. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии, оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие на организм в целом.Бодрящая гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения.Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в групповой комнате, длительность - 10 минут. Занятия проводятся в соответствии с основной программой дошкольного учреждения с соблюдением гигиенических условий.Физкультминутки проводятся во время занятий в течении 2-3 минут, по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики и др.Например: «Хомячок»Хомка-хомка, хомячок (дети сидят на ковре, потирают живот), Полосатенький бочок (потирают бока), Хомка рано встает (встают, трут щеки, вытягивают шею),Щечки моет, шейку трет (трут ее ладонями),Подметает хомка хатку (имитируют подметание пола),И выходит на зарядку (ходьба). Раз, два, три, четыре, пять –Хомка хочет сильным стать.Лапками похлопает (действия согласно тексту),Ножками потопает,Крепко свой бочок потретИ опять гулять пойдет.Подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию, формирование нравственности и познавательного развития. «Зайка беленький сидит…»Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей подпрыгивать, хлопать в ладоши, находить свое место, убегать, услышав последние слова текста. «Найди флажок» Цель: Научить детей находить определенный предмет, действовать по сигналу воспитателя, двигаться спокойно, не наталкиваясь друг на друга. Гимнастика пробуждения – сначала дети делают упражнения в кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка». Для профилактических целей используется коррегирующая дорожка. Дети с удовольствием ходят по ней после дневного сна. Дорожка массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы. Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребенка.Упражнения с элементами дыхательной гимнастики проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, включаются в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке и т.д.«Часики»Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед – назад, произносить «тик – так», 6-7 раз.«Дудочка»Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф», 4 раза.«Петушок»Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох), 4 раза.«Паровозик»Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20 секунд.Гимнастика для глаз:Игра «темно-светло»: ребёнок крепко зажмуривает глаза на несколько секунд и снова открывает их. Упражнение «Бабочка». Пусть ребёнок несколько секунд подряд быстро открывает и закрывает глазки, делая движения ресничками, будто бабочка машет крыльями. Наблюдение за движущимся предметом. Отойдите от малыша на некоторое расстояние и медленно перемещайте какой-нибудь интересный предмет в разные стороны. Можно «обманывать» кроху, неожиданно передвигая предмет в противоположную сторону. Ребёнок должен уследить за каждым неожиданным движением. Маленькие детки любят пускать солнечные зайчики. Возьмите зеркало, и в солнечную погоду направляйте солнечных зайчиков на стены и потолок комнаты, малыш будет с интересом наблюдать за этим. Игра «бегающий зайчик» Задачи: укрепление мышечной системы глаз. Ход: предложить ребенку , сидя на стульчике следить взглядом за черно- белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте. При этом с ребенком разговаривайте.3. Работа с родителями Работа с родителями является важной составляющей педагогического процесса от которого многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Для этого мы проводим с родителями беседы на темы «Ваш ребенок идет в детский сад», «Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей раннего возраста» и многие другие, даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые) по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы. Мы стараемся привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада, родители посещают родительские собрания, принимают активное участие в жизни группы. Одним словом, коллектив группы работает в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Это приводит к положительным результатам.Таким образом, комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводится в раннем детстве, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребенка.Мои воспитанники гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они учатся действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, они способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Учатся выполнять задания, действовать в общем для всех темпе, с большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми.Закончить свое выступление хочу словами Сухомлинского В.А.: «Я не устаю еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».