Публикации «Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ»
Автор: Бобряшова Жанна Николаевна

«Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ»«Охранять природу – значит охранять Родину!»Нас в любое время года учит мудрая природаПтицы учат пению, паучок – терпению.Пчёлы в поле и саду обучают нас труду.И к тому же в их труде всё – по справедливости.Отражение в воде учат нас правдивости,Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте,И при всей огромности обучает скромности.У природы круглый год обучаться можноНас деревья всех пород весь большой лесной народ,Учат крепкой дружбе.М.Пришвин.Экология – это биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи понятия экологии.Таким образом, цель экологического воспитания - этоформирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.Задачи:• формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;• развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно- экспериментальной деятельности. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому стараюсь не упустить очень важный вид деятельности детей экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой,снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое. Через опыты дети лучше воспринимают информацию, получают новые умения и навыки. Очень нравиться делиться своим навыками, и умениями с другими детьми и взрослыми. С экологией знакомим детей, как в группе, так и на улице. Это работа в уголке природы:полив цветов, рыхление, протирание листочков,сбор гербария.Рассматривание различных иллюстраций по экологии, беседы. Знакомить детей с домашними и дикими животными, птицами, рыбами и т.д. На прогулке через наблюдения знакомим детей с живой и не живой природой, насекомыми, птицами. Также ведется работа на огороде и на клумбе: посадка овощей цветов, растений.Можно выделить основные задачи экологического образования дошкольников:• Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни человека.• Формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы.• Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.• Непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.• Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду является главной задачей. Экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года во всех образовательных областях, через различные формы работы. На протяжении года мы с детьми подготовительной группы, активно работали в экологическом направлении. Летом, мы сажаем огород, ухаживаем и наблюдаем за нашим урожаем. Осенью подготавливаем кормушки для птиц, очень важно всем и взрослым и детям заботиться о птицах, природе, благодаря всему живому на земле наша экология процветает.Конечно, вместе с нами ухаживать за природой нам помогают родители. Совместная работа с детьми и родителями помогает сплотить группу. Помогают капать огород, сажать цветы на клумбе, окапывать кустарники. Зимой вместе с детьми и их родителями делаем снежные постройки. Важную роль занимает совместная деятельность дошкольников ивоспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся: различные тематические игры, викторины, рисование и конструирование, наблюдение, ответы на вопросы детей, обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов, работа в живом уголке, подготовка экологических праздников, экскурсии, беседы с воспитателем о природе, животных, растениях, чтение художественной литературы, рассказы об особенностях ухода за животными.Не малое значение имеет самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции. В процессе работы дети закрепляют полученные ранее умения и навыки. Получают эмоциональный настрой.В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В процессе проводимых опытов « Очищение воды через фильтры», « опыты с мылом» дети получили новые знания и умения. Они были непосредственно задействованы в работе с мылом и водой. В дальнейшем в своей работе чаще будем проводить различные опыты, в процессе которых дети осваивают новые знания.Таким образом, в дальнейшем будем продолжать работать в экологическом направлении, сотрудничать с родителями. Прививать детям новые умения и навыки, воспитывать бережное отношение ко всему живому.Список литературы:1. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технологияэкологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольнаяпедагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.2. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С.Н.// Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.3. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологическойтропе/ авт.-сост. С.В. Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 174 с.