Публикации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Автор: Надежда Николаевна Швецова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Автор: Надежда Николаевна Швецова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Швецова Надежда Николаевна, педагог-библиотекарь1-4 классыПояснительная запискаСовременная система образования призвана формировать у школьников умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной грамотности и культуры учащихся. В одном ряду с умением писать, читать и считать стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, умения ориентироваться в библиотечном пространстве. Библиотека – это именно та среда, где ребенок может получить информацию, научиться самостоятельно, находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом. Составной частью читательской культуры являются библиотечно-библиографические и информационные знания. Такие знания дают возможность учащимся овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации, создают возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства. Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию библиотечно-библиографических и информационных знаний. Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» составлена на основе программ: Программа библиотечно-библиографических уроков «Основы информационной культуры» / В. Антипова // Библиотека в школе. – 2001. – № 6, «Библиотечно-библиографические и информационные знания для учащихся 4-х классов » // Библиотека в школе.- 2004 г.-№13 Курс «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» предназначен для учащихся 1-11 классов. Цель программы - подготовить учащихся к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, научить рациональным приемам работы с книгой; поиску, анализу и синтезу информации; привить умения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности. Задачи: 1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях. 2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.) как внутри школьной библиотеки, так и в окружающей информационной среде. 3. Приобщить учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней. 4. Показать возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности. 5. Дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации.Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.Личностные результаты:1) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения произведений художественной литературы;3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;7) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.Метапредметные результаты:1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.Предметные результаты:1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. К концу освоения данного курса учащиеся научатся:- основным этапам развития книжного дела, исторический процесс изменения внешнего вида книги и её структуры. - понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов, определённых программой. - самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги и библиотеки. К концу освоения данного курса учащиеся получат возможность:- вести информационный диалог через умение читать. - уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска. - свободно ориентироваться в книжной и информационной среде. Формирование информационной грамотности предусматривает развитие у учащегося: - личной потребности в овладении основами информационной грамотности; - способности самостоятельно осуществлять поиск информации; - уметь взаимодействовать с информационной средой, моделировать своё информационное поведение, двигаясь от неизвестного к известному; - способности создавать и применять на практике персональные поисковые системы; - способность воспринимать и оценивать информацию, умение оценивать полноту, достоверность, солидность источника информации; - стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения для обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты. Содержание программыРабота с разными видами текстаОбщее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.Библиографическая культураКнига как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.Умение самостоятельно составить аннотацию.Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведенияОпределение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.Умение говорить (культура речевого общения)Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.БЛОК I. 1 класс. Тема 1 «Дом, где живут книги» Цель: Знакомство со школьной библиотекой. Содержание темы: Путешествие по библиотеке. Знакомство с библиотекой. Раскрытие понятий «читатель», «библиотекарь», «библиотека», «книжная выставка». Форма проведения: обзорная экскурсия по школьной библиотеке. Тема 2 «Абонемент» Цель: Знакомство с абонементом школьной библиотеки.Содержание темы: Путешествие по абонементу школьной библиотеки. Знакомство с фондом книг и журналов. Изучение правил пользования библиотекой. Форма проведения: экскурсия Тема 3 «Приглашение в читатели» Цель: Первое посещение школьной библиотеки Содержание темы: Знакомство с библиотекой. Понятия «читатель», «библиотекарь». Знакомство с тематическими полками, книжными выставками, картотеками. Тема 4: «Я - читатель» Цель: Посвящение в читатели Содержание темы: Запись в библиотеку, знакомство с правилами пользования библиотекой, выбор книг и журналов. Тема 5: «Бережное обращение с книгой» Цель: Познакомить с правилами аккуратного обращения с книгами и журналами. Содержание темы: Беседа о бережном обращении с книгами и журналами. Мастер-класс по ремонту книг и журналов. Тема 6: «Лучшая закладка» Цель: Изготовление закладки Содержание темы: Практическая работа по изготовлению книжной закладки. Тема 7: «Иллюстрирование сказок»Цель: Знакомство с иллюстрациейСодержание темы: Просмотр книжных иллюстраций. Значение слова – иллюстрация. Рассказ о художниках-иллюстраторах детской книги. Составление рассказа по книжной иллюстрации.Тема 8: «Бережное отношение к книге»Цель: Познакомить с правилами аккуратного обращения с книгами и журналами.Содержание темы: Беседа о бережном обращении с книгами и журналами. 2 класс Тема 1: «Знакомство с библиотекой»Цель: Познакомить с библиотекойСодержание темы: Знакомство с правилами пользования библиотекой, выбор книг и журналов.Тема 2: «Сказочная страна» Цель: Познакомить со стеллажом сказок. Содержание темы: Игровое путешествие по сказкам. Рассказ о разнообразных по тематике детских изданиях. Просмотр мультипликационного фильма. Тема 3: «От глиняной таблички к печатной книге» Цель: Познакомить с историей возникновения книги и библиотеки. Содержание темы: Первые книги в виде глиняных табличек, папирусных и пергаментных свитков. Рассказ о первых рукописных книгах. Возникновение библиотек. Первые знаменитые библиотеки. Изобретение книгопечатания.Тема 4: «Структура книги» Цель: Знакомство со структурой книги. Содержание темы: Внешнее и внутреннее оформление книги. Элементы книги: обложка, титульный лист, страницы, оглавление, аннотация. Тема 5: «С книгой по жизни» Цель: Выбор книг в библиотеке Содержание темы: Открытый доступ к фонду библиотеки: порядок расстановки книг на полках, полочные разделители. Просмотр книг у полок. Самостоятельный выбор детских изданий для чтения. Тема 6: «Детские журналы» Цель: Знакомство с журнальным фондом для малышей. Содержание темы: Понятия «газета», «журнал». Детские газеты и журналы, которые выписывает школьная библиотека. Подписка на газету и журнал, доставка издания в библиотеку? Самостоятельный выбор газет и журналов. Тема 7: «Одёжка для книги» Цель: Научить самостоятельно изготовить книжную обложку. Содержание темы: Книжная выставка с обложками разного вида. Понятие «суперобложка». Творческий конкурс на изготовление лучшей обложки. Тема 8: «Выбор книги»Цель: Как правильно нужно выбрать нужную книгуСодержание темы: Знакомство с понятием «абонемент», «читальный зал», «книгохранилище», «библиотечный каталог», «рекомендательный список литературы»7 научить обращать внимание на полочные разделители и название тематических полок, на выставки.Тема 9: «Бережное отношение к книге»Цель: Познакомить с правилами аккуратного обращения с книгами и журналами.Содержание темы: Беседа о бережном обращении с книгами и журналами. 3 класс Тема 1: «Библиотечные каталоги»Цель: Познакомить с каталогамиСодержание темы: Беседа о библиотечных каталогахТема 2: «Наши умные друзья - книги!» Цель: Научить детей выбирать книги в библиотеке Содержание темы: Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг на полках, полочные разделители. Просмотр книг у полок. Самостоятельный выбор книг для чтения. Тема 3: «Структура книги» Цель: Углубление знаний о структуре книги. Научить детей определять содержание и читательский адрес книги. Содержание темы: Углубление и расширение знаний об элементах книги, полученных ранее: титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, послесловие. Определение содержания и читательского адреса книги. Тема 4: «Книжная иллюстрация» Цель: Познакомить детей с важнейшим элементом детской книги - иллюстрацией. Содержание темы: Просмотр книжных иллюстраций. Значение слова – иллюстрация. Рассказ о художниках-иллюстраторах детской книги. Чем отличаются иллюстрации в художественной книге от иллюстраций книги на научно-познавательную тему? Составление рассказа по книжной иллюстрации. Тема 5: «Словари»Цель: Научить правильно пользоваться словарями. Изучить их структуру и принцип работы с ними.Содержание темы: Выставка словарей В.И. Даля. Структура толкового словаря, его детальное сравнение с современными словарями. Тема 6: «Советую прочитать» Цель: формирование навыков по написанию отзыва на книгу.Содержание темы: Итоговое занятие. Мастер-класс по написанию отзыва на книгу. Знакомство с отзывами читателей «Прочитай и расскажи», с сочинениями детей о любимых произведениях. Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги. Тема 7: «Безопасный интернет»Цель: Научить детей способам безопасного поиска информации в сети интернет. Содержание темы: Что такое интернет? Возможности сети Интернет. Правила безопасного поиска информации в сети.Тема 8: «Самостоятельная работа с книгой»Цель: Познакомить с методами работы с книгойСодержание темы: научить самостоятельно работать с книгой. 4 класс Тема 1: «Книжная страна». Цель: Формирование навыков выбора книг в библиотеке. Содержание темы: Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Первое знакомство с каталогом. Понятие каталога и его место в библиотеке. Тема 2: «Твои первые энциклопедии» Цель: Знакомство со справочной литературой. Содержание темы: Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках. Выставка справочной литературы. Структура справочных изданий: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели. Использование справочных изданий для подготовки учебных заданий. Тема 3: «По страницам журналов и газет» Цель: Углубление ранее полученных знаний о периодике для младшего школьного возраста Содержание темы: Различие между периодическими изданиями и книгами. Способ чтения периодических изданий. История издания популярных газет и журналов («Мурзилка», «Веселые картинки», «Детская газета», «Читайка», «Юный натуралист»). Выставка журналов. Самостоятельный выбор детьми периодики для чтения. Тема 4: «Твоя библиотека» Цель: Закрепление знаний о библиотеке. Содержание темы: Итоговое занятие. Закрепление знаний о таких понятиях как каталог, полочный разделитель, периодические издания. Роль книги в жизни человека. Умение определить содержание и читательский адрес книги. Обсуждение уже прочитанных и выбор новых книг. Тема 5: «Основные правила пользования библиотекой и книгой» Цель: Закрепление навыков пользования библиотекой и книгой с учётом возрастных особенностей. Содержание темы: Обсуждение гигиенических требований: правильная поза во время чтения, освещение, продолжительность работы с книгой. График работы библиотеки, сроки выдачи книг. Привычка пользования общественной библиотекой, навыки аккуратного обращения с книгой. Тема 6. «Аптека для души» Цель: Знакомство с историей возникновения библиотек. Содержание темы: Значение слова Библиотека. Возникновение письменности. Формы существования древних книг: пергамент, папирус. Изобретение книгопечатания: Иоганн Гуттенберг, Иван Фёдоров. Древние библиотеки: Библиотека Ватикана, Александрийская библиотека. Императорская публичная библиотека.Тема 7: «Ориентация в мире книг»Цель: Научить ориентироваться в книжном фонде библиотеки, правильно выбирать необходимую литературу и информацию.Содержание темы: Знакомство с фондом изданий, адресованных школьникам среднего возраста. Навыки выбора книг с помощью указателей, полочных разделителей, каталогов и картотек.Содержание темы: Знакомство с фондом изданий адресованных школьникам среднего возраста. Навыки выбора книг с помощью указателей, полочных разделителей, каталогов и картотек. Тема 8: «История книги и библиотеки» Цель: Повысить уровень книжной культуры учащихся. Заинтересовать историей книги и историей библиотек. Содержание темы: Просмотр презентации об истории книги и книгопечатания. Практическое занятие по группам. Формы работы -индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой; - экскурсии; - презентации; - беседы; - мастер-классы; - часы-общения; - игры-путешествия; - проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет; - библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями; - игровые мероприятия (викторины, конкурсы, информины) Средства контроля - поисковая работа; - самостоятельная работа; Календарно-тематическое планированиеПроведение библиотечно-библиографических уроков по курсу «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам»УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.1. Агапова И.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 123с. 2.Антипова В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие / В.Б. Антипова. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 143 с. 3. Библиографическое описание документов. Методическое пособие для школьных библиотек /Л.А.Толстых. – Краснодар, 2004, – 120с. 4.Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 95с. 5. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт.- сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 123с. 6.Гендина Н.И. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – М.: РШБА,2012. –200с. 7.Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы / авт.-сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 88с. 8. Илдаркина Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс / сост. Е.В. Илдаркина. – 3-е изд., стер.- М.: Глобус, 2008. – 265с 9. Илдаркина Е.В. Мастер – классы для школьных библиотекарей / Е.В. Илдаркина. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Глобус, 2008. – 221с. 10.Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки / авт.-сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 97с. 11. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга / Т.М. Кашурникова. – Москва: Школьная библотека,2006. –104с. 10. Крук Н.В. Библиотечные уроки по чтению 1-9 классы: сценарии в 2-х ч. Ч.1 / Н.В.Крук, И.В.Катомцева. – Москва: Русская библиотечная ассоциация, 2010. –504 с. 11. Крук Н.В. Библиотечные уроки по чтению 1-9 классы: сценарии 2-х ч.Ч.1 / Н.В.Крук, И.В.Катомцева.– Москва: Русская библиотечная ассоциация,2010.– 304с. 12. Кузнецова Н.И. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей / Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, М.И.Арзамасцева.– М.: «Баллас», 1995.– 334с. 13. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома /Л.Е.Лавренёва. – М.: «Паритет», 2002. – 323 с. 14. Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / авт.-сост. Е.В. Илдаркина. – М.: Издательство «Глобус», 2009.– 225с. 15. Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады / авт.-сост. Е.В. Илдаркина, В.Б. Антипова. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 146с. 16. Методика организации справочно-библиографического аппарата библиотеки общеобразовательного учреждения. Рекомендации для библиотечных работников ОУ/ сост. Н.В.Борисова.- Краснодар: ККИДППО, 2004. –145с. 17. Немировский Е.Л. Рождение книги / Е.Л. Немировский. – Москва, Советская Россия,1956. –225с. 18. Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 56 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 20 с. 19. Открывая книгу, открываем мир!: сборник материалов.– М.: Русская школьная библиотечная ассоциация,2008. – 264с. 25. Путешествие по книжной Вселенной: методическое пособие в помощь организаторам детского чтения / сост.Н.В. Борисова.- Краснодар,2006. – 120с. 27. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова.– М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2006. 29. Гендина Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Г.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В.Уленко.– М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 362с.