Публикации Семейное чтение. За или против.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семейное чтение. За или против.
Автор: Трушина Елена Александровна

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ. ЗА ИЛИ ПРОТИВ
Духовность - это то, чем и ради чего человек живет и действует.
Нравственность - это то, как он живет и действует.
Духовно-нравственное воспитание в образовательной деятельности - это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и детей,
направленный на формирование гармоничной личности.
Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья и детский сад.
Перед воспитателями стоит большая задача – развивать и воспитывать в маленьком ребенке - дошкольнике духовное начало, развивать чувства сострадания, милосердия, чтобы малыш не вырос равнодушным, жестокосердечным человеком.
Произведения художественной литературы служат могучим средством нравственного воспитания подрастающего поколения. Дети эмоционально воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, ведь литературные произведения всегда содержат в себе какую - то оценку событий. Необходимо, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. Книга должна стать авторитетом для ребенка, ведь только тогда у малыша будет вырабатываться правильная (верная) оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому и применять их на практике. Главное, чтобы эти примеры были положительными.
Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений. Поэтому после чтения педагог или родитель обязательно должен проводить беседу о том, что прочитали, обсуждать с детьми описываемые в литературном произведении ситуации, поступки героев, в которых заключается моральный смысл. Только тогда у детей сформируются умения оценивать поступок литературного героя, только тогда они смогут отличить плохое от хорошего и сделать для себя вывод: я так никогда поступать не буду или я буду всегда совершать только хорошие, добрые поступки.
Использование художественной литературы в различных видах детской деятельности, позволяет не только сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, но и раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и другими людьми.
Дети очень любят читать сказки, ведь сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка. Именно через сказки малыш узнаёт о добре и зле, у него происходит формирование гуманных чувств и эмоций. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи.
В. А. Сухомлинский писал: Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…
Я считаю, что сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
И сейчас хотелось бы задать такой вопрос:
Во многих ли семьях практикуется семейное чтение? Очень сомневаюсь. Родители настолько заняты своими делами, своими интересами, что такое понятие как семейное чтение становится уже чуть ли не архаизмом. Конечно, всегда можно найти этому объяснения: раньше телевизоров и компьютеров не было, по вечерам людям делать было нечего, вот они и читали всей семьей одну книгу. А сейчас у нас все настолько заняты телевизором, компьютером, телефоном, что на совместное чтение не хватает времени, да и желания.
Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, детей своим собственным примером. А если родители не читают, то и ребёнок никогда и ни за что не сядет за книгу. Зачем? Ведь можно поиграть в компьютерные игры, посмотреть ужастики.
А, может, и не нужно это совместное чтение? Пусть каждый читает и делает то, что ему по душе. Помните, как в известном всем стихотворении: Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти: прочти, пожалуйста, прочти……А можно взять и почитать!
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, любви, взаимовыручке, но и сближает всех членов семьи. Ведь как приятно тихим вечером посидеть маме, папе, бабушке, ребёнку на мягком диванчике и всем вместе почитать и поговорить по душам.
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сближает родителей и детей, пробуждает желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить ребенку необходимость просить прощения после совершенного необдуманного поступка или сказанного им обидного слова в адрес бабушки, которая о нем заботится? Беседа, выговор, увещевание? А не лучше ли прочитать сказку духовно-нравственного содержания, например эту: Как так: нет сердца?. А вот сказка Петушок и бобовое зёрнышко способствует развитию такого нравственного качества, как забота о ближнем. Сказки Репка и Теремок учат детей трудолюбию и взаимопомощи.
Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения.
Задача педагогов – помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению русской культуры.
В чем конкретно проявляется педагогическая организация по проблеме семейного чтения?
1) Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.
2) В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками:
– Сказка в жизни ребенка;
– Как и когда рассказывать сказки;
– О чем и как беседовать с детьми после чтения книги;
– Личная библиотека вашего ребенка и др.
3) Целесообразно проводить подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы.
5) Полезными бывают также разного рода советы, памятки по поддержанию в детях интереса к чтению.
Подводя итог вышесказанному хочется отметить, что художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития детей. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников.
Читайте сами, учите читать своих детей, читайте вместе с детьми!