Публикации Понятие и особенности развития лексико-семантических представлений о слове у младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Понятие и особенности развития лексико-семантических представлений о слове у младших школьников
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Гребенюк Ирина Ивановна

И.И. Гребенюк, И.Е. КорольковаПонятие и особенности развития лексико-семантических представлений о слове у младших школьниковЛексическая семантика - пункт семантики, в котором рассматривается значение слова. Этот раздел изучает слово, как часть речевой структуры языка (называемой словарем, лексиконом, лексикой) и как части речи. По мнению Л.С. Выготского роль значения слова имеет «предметная отнесенность слова». Иным предназначением слова является общее и объективное определение указываемого предмета или «собственно значение слова». Так же, самостоятельное значение слова, раскрывает собой многофункциональное «полиморфное» проявление.Вопросами изучения лексико-семантической стороны речи в современной науке, занимались многие ученые. Особенности формирования лексики детей описаны и достаточно изучены. Л.С. Выготский считает, что развитие значения слова - это развитие понятий. Еще в раннем детстве с первого знакомства со словом начинается процесс формирования понятийности. В трудах еще одного исследователя М.И. Лисиной мы находим следующее высказывание «развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности». С развитием ребенка его словарь обогащается, он знакомится с предметами, признаками, явлениями и действиями. Л.А. Новиков отмечает «на ранних этапах развития речи на предметную отнесенность слова оказывают влияния ситуация, жест, интонация, мимика, слово имеет диффузное, расширенное значение». Деятельность является основным фактором, с помощью которого выделяется потребностно-коммуникативный, игровой, учебный, личностный этап развития. Каждый этап развития ребенка характеризуется качественным изменением, которое обусловлено разнообразием деятельности. Основная деятельность, в младенческом возрасте – это эмоционально-личностное общение, что обусловлено потребностью в уходе. На данном этапе очень важно поведение самого взрослого. Реакции ребенка на устный (словестный) раздражитель на начальном этапе развития, является ориентировочный рефлекс (фиксация взгляда, улыбка, поворот головы и т.д.). Позднее, на базе ориентировочного рефлекса формируются рефлексы второго порядка (повторение нового слова, подражательность), происходит усиление слова, как части в общем комплексе раздражителей. Ребенок, реагируя на эмоциональность речи, осваивает первые формы коммуникации. В период первого года жизни, ребенок активно усваивает не только предметную соотнесенность слов, но и их значения.Итогом первого года жизни, можно считать способность ребенка, узнавать предметы, находить их, а так же связывать названия предмета с его воплощением. Общение с взрослым и приобретенные лексико-семантические навыки, позволяют активно усваивать слова, пытаться вступать в диалог, отвечая на вопросы или обращаться с требованием. Анализируя речевые средства общения ребенка, М.И. Лисина выделила два основных: экспрессивно-мимический и локомоторно-двигательный.Т.Н. Рогожникова считает, что развитие системной организации детского словаря, проходит четыре этапа: - Первым этапом развития словаря ребенка Т.Н. Рогожникова считает набор отдельных слов от 20 до 50. Набор слов является неосознанным. Этот этап протекает на основе условных рефлексов, ребенок, воспринимая условный раздражитель (новое слово) ассоциирует его с предметом и пытается воспроизводить его звуковой эквивалент. - Ребенок (от 1 до 2 лет) проходит второй этап формирования речевого словаря. В этот период быстро увеличивается словарный запас, причем от пассивного приобретения слов, ребенок переходит к активному использованию и расширению речевых конструкций (вопросы типа «что это?», «как называется?», «что делает?»). В сознании ребенка складывается определенная лексическая система, о чем свидетельствуют вопросы, о названии предметов, явлений, действий. Эта логическая система относится к одной ситуации и образует группы слов. По названию слова из образованной группы, ребенок способен назвать и другие элементы, то есть переносит названия одного предмета на ряд других, связанных с исходным словом (предметом). Дети в возрасте до двух лет учатся выделять признаки знакомого им предмета, а так же переносить его названия на предметы, обладающие такими же признаками. Чаще всего объединяются одним словом признаки, являющиеся более значимыми для ребенка (более психологически близкие). Используя одно слово для названия ряда предметов, имеющих несколько общих признаков (размер, вкус, форма, движение и т.д.), ребенок объединяет их по функциональному назначению. Многие ученые-исследователи (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебряков), так как и Т.Н. Рогожникова, определяют этот этап, как ситуационный, а группы слов формируемые в этот период ситуационными полями. С.Н. Цейтлин отмечает, что: «…на ранних стадиях овладения речью дети отрицательно относятся к самому факту наличия у слова не одного, а нескольких значений. Этот период характеризуется ситуацией, которую иногда определяют как своего рода «конфликт между известным и новым значением слова». Затем наступает «стадия примирения» с этим обстоятельством, вслед за которой происходит постепенное образование новых значений».-На третьем этапе происходит усвоение обобщений и антонимии. Этот этап охватывает детей в возрасте трех-четырех лет. В три года дети усваивают обобщение, связанные с родовыми понятиями, обобщенными названиями предметов, признаков и действий в форме имен существительных. К четырем годам предметная отнесенность приобретает устойчивый характер, но, не смотря на это, процесс развития предметной отнесенности слова, продолжается (происходит уточнение значения слов). Изменение значения слов, связанно с когнитивным развитием и отражает развитие знаний ребенка об окружающем мире. В пять-шесть лет у детей, среди имен существительных, преобладают слова, обозначающие людей (сестра, брат, тетя, дядя и т.д.). среди прилагательных, выделяются слова с широким спектром значений и яркой сочетаемостью (мамин, детский, плохой и т.д.). В группе антонимов преобладают: обозначение размера (большой-маленький), оценки (добрый-злой), слова с ослабленной конкретностью (общий, разный, настоящий), слова-словосочетания (Новый год, мамин праздник, детский сад). Чаще всего используется местоименные прилагательные: этот, такой, который, наш, свои и т.д.Следующим этапом является развитие лексической системы и возникновение синонимии. В возрасте шести-семи лет (начало обучения в школе) дети часто используют прилагательные, обозначающие размер (огромный, средний, маленький, крохотный и т.д.). На данном этапе асимметричность, является особенностью структуры речевого поля прилагательных обозначающих размер (прилагательные со значением маленький употребляются реже, чем со значением большой). В лексике детей от шести до семи лет существует более прилагательных, связанных с цветовым определением (черный, синий, красный, белый). Овладение прилагательными и включение их в активный словарь, происходит позже, чем овладение значением имен существительных и глаголов. По мере обогащения представлений ребенка о качествах и признаках предметов, а так же определением действий, число прилагательных в лексическом словаре ребенка возрастает. Это связанно с развитием наблюдательности. Активное использование сравнительных прилагательных и преобладание отрицательной оценки, является особенностью словаря детей данного возраста. Формирование нового смыслового содержания происходит на основе уже сложившегося понятия о слове. К началу школьного возраста ребенок начинает приобретать умения, использовать конкретное слово в общении и применять его в различных смысловых значениях. В этот период единственное значение слова обогащается еще многими аспектами. Главную роль в этом процессе имеет увеличение объема познавательной деятельности и переход на новый уровень «системного образования». Все новые значения слова усваиваются по схеме (установление предметной принадлежности к формированию его «понятивного» значения), но время усвоения сокращается. Одновременно с речевой практикой большую роль играет осознание системы противопоставлений, каждого нового значения слова. Выявление «фоносемантического» (наглядного) компонента служит началом понимания значения слова. Дети с нормальным речевым развитием к моменту поступления в школу, владеют достаточно разнообразным словарным запасом, владеют грамматическим строем языка, что соответствует возрастной норме развития лексико-семантической стороны речи. Н.В. Серебрякова отмечает, что у детей в возрасте 7 лет происходит качественный скачек в развитии речевой системности и в организации семантических полей.Это проявляется в изменяющемся количестве парадигматических и синтагматических процессов в ассоциативном поле. При формировании психических процессов (памяти, восприятия, мышления), происходит обогащение восприятия детьми окружающего мира. Качественно меняется деятельность ребенка, формируется лексический словарь в количественном и качественном аспекте.Опираясь на проведенный анализ методической литературы, мы выделили этапы овладения лексическими единицами языка:1) усвоение слова при отсутствии реакции на речь взрослого, эхолалия; 2) закрепление слова за конкретной ситуацией и его применение, применение слова или словосочетания. 3) применение слова в разных аспектах и формах, трансформация.4) выработка своего речевого поведения: применение слова в другом речевом окружении. Применение речевой единицы в своем лексиконе, что не говорит о полном освоении значения слова, хотя такое применение слова бывает верным. Однако несоответствие между словом и применением может показывать не полное понимание ребенком смысловой нагрузки слова. Итак, для осмысления ребенком лексической природы слова, необходимо, освоение предметной среды через общение с взрослым (предметно-практическая деятельность). Основной предметно-практической деятельностью в младшем школьном возрасте, является учебная деятельность. В.В. Давыдов считает, что «развивающая способность учебной деятельности связана с содержанием образования, с теоретическими знаниями, которые представляют собой единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий».Основные виды деятельности в школе, это практическая и учебная. Учебная деятельность изучает отношения к реальности в различных проявлениях. Деятельность практическая обобщает конкретный опыт. Поэтому можно сказать, что в начальной школе происходит не только развитие и объединение систем и признаков, но и изменяется схема образования понятийных связей. Анализируя, теоретические источники, мы пришли к пониманию того, что слова в языковой системе связаны между собой различными смысловыми связями и образуют сложную систему семантических полей. Развитие словарного запаса и развитие понимания значения слов у ребенка в онтогенезе протекают параллельно. По мере взросления происходит ознакомление ребенка с окружающим его миром. Обогащение сенсорного опыта, изменение деятельности ребенка способствует формированию количественного и качественного аспекта лексико-семантического представления о слове.