Публикации Школьная система непрерывного профессионального развития педагогов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Школьная система непрерывного профессионального развития педагогов
Автор: Канина Людмила Сергеевна

Школьная система непрерывного профессионального развития педагогов
(Из опыта работы учителя МБОУ Туимской СШ №3, Республики Хакасия)
Канина Людмила Сергеевна
Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!
К. Д. Ушинский Происходящие в настоящее время изменения на всех ступенях системы образования подняли планку профессиональных требований к педагогическим работникам. Повышение профессионального уровня педагога должно соответствовать запросам современной жизни и способствовать повышению качества отечественного образования. Кроме этого повышение квалификации позволяет педагогам быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни и быть конкурентоспособными на рынке труда. Педагог в современном мире это профессионал с высоким уровнем культуры, чувством личного и профессионального достоинства, готовый и способный к творческому самосовершенствованию. Обеспечить педагогу создание образовательной среды, согласно его индивидуальному запросу, позволяет система непрерывного образования. Основной идеей непрерывного образования является расширение творческого потенциала личности, происходящее в течениевсейегожизни. Непрерывное образование - это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческих способностей и всестороннее обогащение духовного мира личности. Он состоит из последовательных этапов специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса. В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание [1-3]. Непрерывное профессиональное образованиемы понимаем какнепрерывный целенаправленный процесс развития личности, связанный с профессиональным совершенствованием специалиста, предоставляющий ему возможность успешно и эффективно выполнять своюпрофессиональнуюдеятельность[4]. В настоящее время в динамично меняющихся обстоятельствах жизни и деятельности у педагогических работников возрастает интерес к творческой самореализации. В нашей школе создана и работает система непрерывного профессионального развития педагогов. Методическая работа внутри образовательного учреждения способствует профессиональному развитию педагога и соответствует современным требованиям непрерывности образования. В рамках этой работы функционирует школьный методический совет(ШМС).Школьный методический совет является координатором работы с педагогическими работниками. Целью работы ШМС является создание условий для развития творческого потенциала учителей, направленного на формирование и развитие личности обучающихся.Одна из основных задач методической работы это обучение и развитие, т.е.повышение квалификациипедагогическихкадров. Этой работе способствует взаимодействие педагогов нашей школы с ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК, где они регулярно проходят курсы повышения квалификации. Инновационное направление в деятельности ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК позволяетсистеме повышения квалификации предлагать новые подходы к работе с педагогическими кадрами. В связи с развитием информационного общества, непрерывная профессиональная подготовка педагога проходит в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Педагоги нашей школы с удовольствием проходят курсы повышения квалификации при ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК в системе дистанционного обучения. Полученные знания в ходе курсовой подготовки позволяют педагогам школыэффективновыполнятьсвоюпрофессиональнуюдеятельность,а
также последовательноицеленаправленноразвиватьеголичность. Кроме того деятельность ШМС направлена на выявление, обобщение и распространение опыта педагогов. В этом направлении организована работа как внутри школы, так и на муниципальном уровне, что также соответствует модели непрерывного повышения квалификации учителей. В рамках данной деятельности организована работа авторских педагогических мастерских, проводятся мастер-классы, открытые уроки, а так же занятия внеклассной и внеурочной деятельности. Обмен опытом и информацией происходит не только внутри образовательного учреждения, но и на муниципальном уровне. Профессиональному развитию педагогов служит такой фактор в системе непрерывного образования школы как самообразование. Основной формой самообразования является изучение современной научно-методической и учебной литературы. Источниками самообразования служат доклады, консультации специалистов, различные виды практической деятельности. Каждый педагог школы разрабатывает план по самообразованию, активно работает над своей темой: изучает различные информационные ресурсы, выступает на заседаниях методического объединения, на педсоветах, проводит открытые занятия, внеклассные мероприятия, посещает уроки коллег. Большие возможности для самообразования появились с развитием сети Интернет и других видов электронных информационных ресурсов. Особое значение для самообразования имеет общение с коллегами, как внутри своего коллектива, так и в сети Интернет. Сетевое взаимодействие в настоящее время рассматривается как форма организации методической работы. Система повышения квалификации на основе сетевого взаимодействия позволяет развивать профессионально-личностную культуру педагогов, содействует их творческому росту, самореализации, самообразованию, а это значит улучшать качество образованиявцелом. Таким образом, в системе непрерывного образования постепенно формируются и развиваются важнейшие современные компетенции работника системы образования, и происходит профессиональное развитие педагога. Всё это в целом позволит педагогическим работникам значительно повысить качество современного образования.
Литература1. Акулова, О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена,2005.-290с.2.Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: Учебник. – 8-е изд. - СПб.: Питер,2004.–832с.3.Артищева, Л.М. Организация внутришкольного повышения квалификации учителей / Л.М.Артищева //Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. – Новокузнецк:МАОУДПОИПК,2012.–С.128-129.4. Воропаева Е. Э. Статья Профессиональное развитие учителя в системе непрерывного профессионального образования.