Публикации
Ситуационные задачи на уроках химии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ситуационные задачи на уроках химии
Автор: Окуловская Ольга Евгеньевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ситуационные задачи на уроках химии
Автор: Окуловская Ольга Евгеньевна
Автор: Окуловская Ольга Евгеньевна, учитель химии и биологии, МБОУ Гимназия № 3, г. СамараТема: Ситуационные задачи по химии ( на примере темы «Соли»)В соответствии с требованиями ФГОС для создания познавательного интереса к химии, предлагаю варианты ситуационных задач по химии, которые будут полезны для учащихся как 8 –х так и 9-х классов. Такие необычные задания найдены в художественной литературе. Эти задачи можно использовать на уроках химии и во внеклассных мероприятиях. В настоящее время большинство учащихся мало читают художественной литературы, этими заданиями можно привлечь внимание детей к художественным текстам. Возможно, даже давать детям такие задания на дом, найти произведения и выписать из них отрывки, где используются химические тексты. Можно попросить проанализировать текст, найти описание химических реакций и записать их в виде уравнений.Ученик должен уметь оценивать жизненные ситуации, связанные с веществами, иметь практические навыки безопасного обращения с веществами, которые встречаются в жизни, уметь планировать безопасное поведение в целях сохранения своего здоровья и окружающей среды. В настоящее время выпускник, сталкиваясь с химическими веществами в повседневной жизни, испытывает затруднения. Часто не может даже прочитать этикетку на каком-либо флаконе со средством бытовой химии. Научить учеников обращению с химическими веществами– задача современного учителя химии. Для достижения результата в данном направлении важно включать в процесс обучения ситуационные задачи - это задания, включающие в себя описание определенной ситуации (реальной или сказочной). На первый план выходит овладение универсальными учебными действиями: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.Задача 1. «Обжиг ».Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на неё попало известное количество воды. Так и случилось. … Скалы, деревья, клад, мумии – всё исчезло в мгновение ока вместе с презренными похитителями.Вопросы к тексту:Прочитайте отрывок из произведения Л. Буссенара «Похитители бриллиантов». Найдите описание химических реакций? Составьте уравнения реакций, описанные в отрывке. Какие классы химических реакций здесь представлены? Составьте названия веществ. Задача №2:Ознакомление:К какому классу неорганических веществ относится поваренная соль? Дайте определение данного класса веществ. Дайте «химическое» название поваренной соли.Найдите пословицы, и поговорки о соли.Понимание: Выясните влияние поваренной соли на различные органы и системы органов нашего организма.Объясните, почему, человек находящийся в море и лишенный пресной воды погибает.Используя знания биологии, проанализируйте влияние избытка и недостатка соли на различные системы органов и заполните таблицу:Задача №3Многим известен способ лечения насморка с помощью поваренной соли. Её нагревают на сковороде или в духовке, насыпают в мешочек из плотной ткани, а мешочек прикладывают к больному месту на несколько часов. Какие свойства поваренной соли используют при лечении насморка? Кстати, вместо соли можно использовать и чистый песок, который, как известно, состоит преимущественно из оксида кремния.Работа в группах Раздаем по три пробирки с веществами: песком, землей и солью. Спиртовку, держатель, спички, штатив, термометр, секундомер. Задания учащимся: нагревать пробирки в течение 30 сек. Вопросы:Как вы думаете, какое вещество быстрее нагревается? Как вы думаете, какое вещество быстрее охлаждается? Как вы думаете, можно ли это свойство использовать при лечении насморка?Задание:1.Объясните причины механизма разной теплопроводности твердых тел на молекулярном уровне, используя выданные схемы теплопроводности.2.Изложите в форме небольшого сообщения своё мнение по теплоемкости соли и песка, и применение этих веществ в лечебных целях. Запишите в тетрадь.Задача №4Кальций играет важную роль в жизнедеятельности организма. Ионы кальция необходимы для осуществления процесса передачи нервных импульсов, для сокращения скелетных мышц и мышцы сердца, для формирования костной ткани, для свертывания крови. Препараты кальция широко используют, в частности, при лечении переломов, при усиленном выделении кальция из организма, что имеет место у долго лежащих больных. В арсенале медиков есть несколько препаратов кальция. Чаще всего применяют глюконат, лактат и глицерофосфат кальция, которые выпускаются в таблетках. По своему действию на организм эти препараты похожи, поэтому врачи нередко рекомендуют приобрести любой из них, оставив право выбора за пациентом. Какой препарат рациональнее выбрать из вышеперечисленных, если цена примерно одинаковая?Задача №5Всем известно ощущение оскомины после обильного потребления кислых фруктов, при этом зубы становятся очень чувствительными к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксилапатиту Ca5OH(PO4)3?Задача № 6Вы выбираете зубную пасту. На упаковке пасты №1 указано, что в ней содержится 0,454% фторида олова (II), а зубная паста №2 содержит 0,8% монофторфосфата натрия Na2PO3F. Какая из этих паст более сильнодействующее средство для профилактики кариеса?Задача №7На белую салфетку пролили йод. Попытались вывести пятно с помощью отбеливателя «Персоль», затем хлорной извести, но неудачно – ни одно из этих средств не обесцветило пятно. Однако через несколько дней пятно исчезло. Можно ли написать уравнение реакции, благодаря которой исчезло пятно? Почему оно не исчезло под действием отбеливателей?