Публикации
Проект "Весеннее настроение"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Весеннее настроение"
Автор: Маргарита Ивановна Лавранюк
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Весеннее настроение"
Автор: Маргарита Ивановна Лавранюк
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Солнышко» поселка КраснобродскийПроект «Весеннее настроение» Составитель:Лавранюк Маргарита Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №16 «Солнышко»Краснобродский2022СодержаниеПаспорт педагогического проекта…………………………………….….3Приложение 1……………………………………………………………...9Приложение 2..............................................................................................17Приложение 3..............................................................................................19Приложение 4..............................................................................................24Приложение 5..............................................................................................28Паспорт педагогического проекта Проблема: Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Продолжать развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Формирование элементарных представлений о весне. У детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающийся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, состоянием растительности. Подготовительный этап: На подготовительном этапе мы изучили методическую литературу, с целью повышения собственного уровня знаний по данному направлению. Определили тему, цель и задачи проекта. Усовершенствовали развивающую среду, создали лепбук «Весна пришла», картотеку дидактических игр, читали художественную литературу на весеннюю тематику, наблюдали на улице за изменениями в природе. Разработали план мероприятий.Основной этапНа основном этапе работа строилась согласно плану мероприятий через организацию совместной и самостоятельной деятельности воспитанников и их родителей.Заключительный этапНа заключительном этапе проекта совместно с воспитанниками и их родителями был оформлен фотоальбом «Весеннее настроение».Приложение 1.Конспект занятия во второй младшей группе«Весна, весна красная»Цели: Закрепление представлений детей о весне, ее признаках. Задачи: Развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику. Понимать смысл загадок и находить отгадку. Расширять и активизировать словарь по теме. Закрепить знания о цветах, птицах, об их жизни в весенний период. Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру. Оборудование: части цветка, карточки с изображениями весенних цветов, перелётных птиц, сюжетные картинки на тему «Весна», разрезные картинки с цветами, конверт с загадками.Предварительная работа:- наблюдения в природе;- чтение стихотворений о весне;- рассматривание картин и иллюстраций о весне, весенних цветах, перелётных птицах;- отгадывание загадок.Ход занятия:I. Организационный момент.Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте порадуемся солнцу и птицам (тянутся на носочках), а так же порадуемся приветливым лицам (улыбаются друг другу) и всем, кто живет на этой планете (разводят руки в стороны). «Доброе утро» скажем все вместе!II. Основная часть.Воспитатель: Ребята, я вчера ходила гулять в парк, я его не узнала. Как же изменился парк? Почему я его не узнала? Кто догадался? Что стало со снегом? (Дети отвечают). Воспитатель: А с деревьями что произошло? Какие цветы появились?(Первоцветы).Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.Вот и небо просветлело,Землю солнышко согрело,Ручейки в лесу поют и подснежники цветут.Пробудилось все ото сна,Это к нам пришла – Весна.(Дети хором).Воспитатель: Правильно ребята наступила весна.(Под музыку входит Весна)Весна: Я пришла, Весна- красна, Солнце радость принесла. С тёплыми лучами, С быстрыми ручьями, С зелёными листочками, С первыми цветочками.Воспитатель: Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, прекрасное, …).Можно сказать - весеннее настроение? А солнце весной какое? А лужи весной какие? А небо весной какое?(Дети отвечают)Воспитатель: Весна, мы тебя так долго ждали, мы очень тебе рады. И ребята приготовили для тебя стихотворение.(Дети рассказывают хором стихотворение И. Токмаковой «Весна»)К нам весна шагает быстрыми шагами,И сугробы тают под её ногами.Чёрные проталины на полях видны.Верно, очень тёплые ноги у весны.Весна: Какие вы молодцы! А я вам предлагаю немного поиграть.Подвижная игра «Весна, весна красная»Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)Приди, весна, с радостью,С радостью, с радостью, (идут в другую сторону)С великой милостью:Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх встают на носочки, вдох)С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу).Воспитатель: Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова «весной»...Весной… ярко светит солнце.Весной тает снег.Весной появляются проталинки.Весной появляются лужи.Весной набухают почкиВесной прилетают птицы.Весной бегут ручьи.Весной просыпаются насекомые.Весной дикие животные меняют цвет шубки.Весной у зверей появляются детеныши.Весной появляется трава.Весной появляются первые цветы: подснежники, мать–и-мачеха.Физкультминутка.С помощью зеркала Весна превращает всех детей в солнечных зайчиков.Воспитатель читает стихотворение А. БродскогоВоспитатель: Скачут побегайчики- солнечные зайчики (дети прыгают на двух ногах на месте)Мы зовём их- не идут (Стоят, манят руками, качают головой)Были тут- и нет их тут (Пожимают плечами, удивляясь)Прыг, прыг по углам (Прыгают по всему полу)Были там и нет их там (Показывают руками)Где же зайчики? Ушли. (Руки в стороны, удивление, пожатие плечами)Вы нигде их не нашли?Воспитатель: Молодцы, справились. Ребята, весной хорошо, светит солнышко, но нашей Весне пора идти дальше в дорогу.Весна: До свидания, дети. Спасибо вам за игры. Вот вам конверт с цветочками.Дети: До свидания, весна!Воспитатель: Ребята, я вижу, что конверт не простой. Давайте посмотрим, что в нем? Ребята, это загадки о первых весенних цветах.Он растет красивый, нежный,Голубой иль белоснежный.Даже раньше расцветает,Чем на речке лед растает.Распустился точно в срокПервый мартовский цветок. (Подснежник)Золотым лучом согретВырос солнышка портрет!Но у желтого цветочкаВременно листочков нет (Мать-и-мачеха)Белые горошкиНа зелёной ножке. ( Ландыш )Жёлтый, белый, голубой;На земле растут пустой.У весны есть фокусы:Распустились...(крокусы).Он спешит весне навстречу,Я везде его замечу:Жёлтенький кафтанчикНосит...(одуванчик).Есть у весеннего цветкаПриметы, чтоб не ошибиться:Листик — как у чеснока,А корона — как у принца! (Нарцисс)Воспитатель: Ребята, мы разгадали все загадки!Физкультминутка:На лугу растут цветыНебывалой красоты (руки в стороны)К солнцу тянутся цветы.С ними потянись и ты (потягивание, руки вверх)Ветер дует иногда,Только это не беда. (покачивание поднятыми вверх руками)Наклоняются цветочки,Опускают лепесточки. (наклоны вперед)А потом опять встаютИ по-прежнему цветут. (выпрямление)Дидактическая игра «Собери цветок»(Воспитатель раздает каждому ребенку конверт, в нем разрезная картинка. Дети выкладывают свой цветок. Затем воспитатель у каждого ребенка спрашивает, какой цветок у него получился).Воспитатель: Ребята, вы рассказали весенние приметы, показали как цветок растет, вспомнили названия весенних цветов, картинки собрали. Вы молодцы!Воспитатель: Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит… Ребята, посмотрите, у нас тут висит солнышко (показывает солнце), но оно почему- то грустное. Наверное, потому что у него нет лучиков. А давайте, мы эти лучики прикрепим и скажем, какое же солнышко бывает весной. Ну вот, теперь солнышко улыбается.ФизкультминуткаВесна идёт, весна поёт,Весна согревает, весна убирает,Листья распускает, птичек созывает,С солнышком танцует, и цветы рисует.Воспитатель: Ребята, с чем вы любите играть на прогулке? (С песком) Давайте поздороваемся с песочком, погрузите свои пальчики в песочек. (Дети сжимают кулачки с песком, затем медленно высыпают его в коробочку, дотрагиваясь до песка всей ладошкой- внутренней, затем тыльной стороной, перетирают песок между пальцами.)Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что можно делать на песке?(Дети отвечают) Воспитатель: Правильно, на песке мы можем рисовать. Давайте каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда на всей Земле будет тепло и солнечно.Воспитатель: Какие замечательные солнышки у нас получились!Игра «Дай нам, солнышко, тепла»Мы ладони протянули и на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладони вперед)Дай нам солнышко тепла, чтобы силушка была. (Поворачивают ладони вверх, вниз)Наши пальчики- малютки, не хотят ждать ни минутки. (Сгибают и разгибают пальцы)Тук- тук молоточками (Наклоняются и стучат по коленям)Хлоп- хлоп лапоточками (Хлопают по коленям)Прыг- прыг, словно зайки, скачут на лужайке. (Прыгают)Воспитатель: Ой, ребята, что это за звук? (Звук капели) А почему сосульки плачут, их кто- то обидел? (Дети отвечают, что припекает солнце, и они тают) Посмотрите, сколько капелек от сосулек много. Давайте на них подуем, чтобы стряхнуть с сосулек капли. (Проводится дыхательное упражнение «Подуй на капельки»)Включается звук «Журчание ручья»Воспитатель: Ребята, что же это такое? Давайте мы с вами превратимся в ручеек. (Дети встают друг за другом, изображая ручеек)Воспитатель: А ручеек принес нас на полянку. Что вы слышите? (Звук птиц) Кто же к нам прилетает весной? А мы сейчас узнаем, отгадав загадки о птицах:(После каждой загадки демонстрируется изображение птицы)Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица … (Грач)Путь проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины.(Ласточка)Не ворона, не синица, как зовётся эта птица? Примостилась на суку, раздалось вокруг «Ку- ку» (Кукушка)На шесте дворец, во дворце певец, как зовут его? (Скворец)Воспитатель: Сейчас птички поиграют с вами в прятки. Когда вы отвернетесь, одна из птичек спрячется. Повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.Воспитатель: Скажите ребята, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек? Давайте посчитаем:Лапка, раз! (Выдвигают вперед одну ногу).Лапка, два! (Выдвигают другую ногу).Скок, скок, скок! (Скачут на обеих ногах).Крылышко, раз! (Одну руку в сторону).Крылышко, два! (Другую руку в сторону).Хлоп, хлоп, хлоп! (Хлопают ладошками).Глазик, раз! (Закрывают один глаз).Глазик, два! (Закрывают другой глаз).(Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат).Прилетели птички, птички- невелички. Весело скакали, зернышки клевали. И быстро улетали.Воспитатель: Ребята, а вы знаете что нужно охранять и беречь природу, мир, землю. К природе нужно относиться бережно и оберегать ее.Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите! Что же это такое? Может это весна оставила вам подарок? (Смотрят и находят сюрприз с конфетами)III. Итог занятия:-Чем мы сегодня занимались?-Что вам больше всего понравилось?(Дети отвечают).Конспект занятия во второй младшей группе«Перелётные птицы весной»Цель: Закрепление характерных признаков об образе жизни диких птиц весной и их внешнем виде.Задачи: Развивать связанную речь, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, .Расширять и уточнять, и активизировать словарь по теме (птица, гнездо, крыло, голова ; скворец, сорока, грач, ласточка, дятел ; прилетать, строить, выводить, кормить.Формировать навыки сотрудничества, , доброжелательности. Воспитывать бережное отношение к природе.Оборудование : Картинки с изображением диких птиц ; обручи – гнезда ; магнитная доска; презентация.Ход занятия: I. Орг. момент(Входит весна)Весна: Здравствуйте ребята, послушайте загадку, и подумайте кто я:Я раскрываю почкиВ зеленые листочки,Деревья одеваю.Посевы поливаю,Движения полна,А зовут меня …? (Дети отвечают).II. Основная частьВесна: Ребята вы знаете, что весной все оживает, все вокруг просыпается. Но главное чудо, которое происходит в природе – это то, что именно весной к нам из теплых стран прилетают пернатые друзья птички.Послушайте загадку и угадайте, какая птичка самая первая приносит весточку о приходе весны.Всех прилетных птиц черней,Чистит пашню от червей.Взад - вперед по пашне вскачь.А зовется птица.(Грач)(Дети отвечают).Весна: Ребята, а давайте мы с вами посмотрим на картинку и обсудим что есть у птички. (Два крыла, она черная, две длинные лапки, два глаза, длинный хвост, тело покрыто перьями)Эта птица ходит важно высоко поднимая свои лапки, ковыряя ими землю, и ищет червяков. Ребята, а как кричит грач? (кар-кар),А теперь ребята садитесь на коврик и внимательно послушайте звуки весны, давайте проверим что вы услышите. Когда я хлопну в ладоши закройте глазки, и слушайте, а потом расскажите какие звуки вы услыхали.( После прослушивания, дети говорят что они слышали.)Весна: Ребята, а у меня есть еще один сюрприз для вас. У меня есть волшебный сундучок, если вы правильно отгадаете загадки, то из сундучка появится птичка, хотите проверить? Тогда слушайте внимательно.Вот вещунья белобока,А зовут ее (Сорока)Прилетает к нам с теплом,Путь проделов долгий.Лепит домик под окномИз травы и глины…..(Ласточка)Чик –чирикК зернышкам прыг,Клюй не робей!Кто же это …(Воробей)На шесте дворецВо дворце певец,Как зовут его ….(Скворец)Кто присел на толстый сук,И стучит, Тук –тук…..(Дятел) (Дети отгадывают)Весна: Все загадки отгадали правильно. Посмотрите какой красивой получилась весенняя картина. Давайте назовем еще раз птиц, которых вы видите. Какие это птицы, как называют их одним словом?(Дети отвечают: Дикие птицы).Весна: А теперь давайте мы с вами поиграем в игру « Назови какой птички не стало» .Когда вы отвернитесь, я спрячу одну птичку, а вы должны назвать ту птичку, которой не стало.(Дети играют).Весна: Ребята, а теперь давайте встанем в круг. Вы хотели бы стать птичками? Для этого нам с вам нужно одеть ободочки, и сказать волшебные слова:Раз, два, три (хлопаем в ладоши)На одной ножке повернись,И быстро в птичку превратись.Весна: Ребята, давайте посчитаем сколько у птички лапок (две), а крылышек (два),а глазок(два).Лапка раз!Лапка два!Скок-скок –скок!Крылышко раз!Крылышко два!Хлоп –хлоп –хлоп!Глазки раз!Глазки два!(Дети открывают глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат). Прилетели птичкиПтички-невеличкиВесело скакали.Зернышки клевали И быстро улетали.Весна: Ребята, а как вы думаете, куда могли полететь птички?Дети: ( в домик)Весна: Правильно. А как называется домик птичек?(Дети отвечают)Весна: Ребята, а у всех ли птиц одинаковые гнезда?(Дети отвечают)Весна: Вот посмотрите, гнездо дятла находится в дупле.Скворец живет в скворечнике.Ласточка вьет свое гнездо под окнами домов.Молодцы, а теперь мы с вами поиграем в игру «Найди свое гнездо» .Встаем в обручи – это будут ваши гнезда, теперь давайте все птички полетят клевать зернышки, чирикают, после слов:Раз, два, три.Птичка в гнездышко лети.Все летим обратно в свои гнездышки.Весна: Ребята, а вы знаете у птичек в гнездышках весной появляются птенцы, они маленькие, им бывает холодно, когда их мама улетает искать им корм. Давайте мы представим, что у нас в ручках находятся птенчики, мы их пожалеем и дыханием согреем.Весна: Ребята, вы такие молодцы, мне с вами очень понравилось. Но мне пора в весенний лес, а на память я вам дарю красивых птичек. (Весна дарит детям бумажных птичек).Ш. ИтогВесна: О ком мы говорили сегодня на занятии? Каких птичек вы запомнили?Что интересного было на нашем занятии?(Дети отвечают).Приложение 2Подвижные игры.«Солнечные зайчики»Задачи: учить бегать легко, догоняя солнечный блик, меняя направление и темп движения в соответствии с характером перемещения солнечного зайчика, развивать быстроту движений; воспитывать интерес к совместному со сверстниками участию в подвижных играх; способствовать совершенствованию деятельности дыхательной и опорно-двигательной систем организма ребенка; поддерживать положительный эмоциональный настрой у играющих.Описание игры: игра проводится в ясный солнечный день. Взрослый выносит на улицу небольшое зеркальце и привлекает детей к наблюдению за появлением солнечного зайчика.Зайчик солнечный, прыг-скок, Прыг да скок, прыг да скок,Прогуляться вышел, Прыгнул на окошко.Прыгнул ловко за окно, Прыг да скок, прыг да скок,Побежал по крыше. И на нос Антошке. - Эй, ребята, не зевайтеИ зайчонка догоняйте!Взрослый предлагает детям «поймать» солнечного зайчика, скачущего по стене веранды или дорожке. Его задача: быстро перемещать луч солнца так, чтобы ребята были вынуждены активно бегать по участку со сменой направления движения. Выигрывает тот, кому удастся первому «поймать» солнечного зайчика.«Лохматый пёс»Задачи: учить внимательно слушать текст, бегать по сигналу в разных направлениях.Описание игры: в центре зала ставится стул, на него сажают игрушку-собаку. Дети ходят вокруг собаки со словами:Вот лежит лохматый пёсВ лапы свой уткнувши нос.Тихо, смирно он лежит,Не то дремлет, не то спит.Подойдём к нему, разбудим.И посмотрим, что же будет?! Под этот текст дети, приближаются к псу. На последние слова текста они протягивают руки и дотрагиваются до лохматого пса. Воспитатель берёт игрушку и догоняет детей. Дети бегают по залу в разных направлениях. Затем пёс «устаёт», опять ложится спать.«Моё любимое дерево»Задачи. Развивать ориентировку в пространстве. Закреплять навыки ходьбы и бега. Вызывать чувство удовольствия от движений. Воспитывать внимание. Учить различать деревья, их листья, называть их.Содержание игры. Взрослый во время прогулки подводит детей к деревьям, которые растут на участке, например к клену. Рассматривают дерево, его листочки, он называет дерево. Затем дети подходят к березе и также рассматривают ее, называют. Малыши повторяют названия деревьев. По сигналу воспитателя дети бегают по участку, внимательно следя за ним. Когда взрослый поднимает листочек клена, они бегут к клену, березы — к березе. Воспитатель поощряет детей, следит, чтобы они бегали по всему участку. Игра повторяется 4—5 раз.Варианты игры: Если воспитатель хочет успокоить детей, то бег можно заменить ходьбой. Показ листочка можно заменить словесным сигналом: береза, клен. Малыши должны по сигналу подбежать или подойти к дереву. Воспитатель показывает лист от какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Дети находят листья и приносят воспитателю. Букет из этих листьев можно поставить в группе. Воспитатель раздает детям разные листочки и предлагает отнести их к соответствующему дереву. Наседка и цыплятаЗадачи: развивать внимание ловкость ,быстроту.Материалы: Веревка или скамейка.Ход игры: Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен "курятник", где помещаются "цыплята" (дети) с "наседкой". Сбоку в стороне находится "большая птица" (один из малышей). "Наседка" покидает "курятник", подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет "цыплят": "Ко-ко-ко", "цыплята" на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке ("клюют зернышки": наклоняются, приседают и т. д.). При словах взрослого: "Летит большая птица!", "цыплята" убегают домой.Из игры выбывают "цыплята", пойманные "большой птицей".Приложение 3.Беседа на тему : «Весна».Задачи:Формировать представления о временах года; познакомить со временем года – весна.Развивать внимательность, наблюдательность.Воспитывать любовь к природе.Ход беседы.I. Орг. момент . Воспитатель: Ну вот и наступила долгожданная весна! И сегодня мы поговорим с вами о каждом месяце весны! О том, что происходит в природе весной. II. Основная часть.Воспитатель: Наступила весна! Пробуждается природа после зимы, солнце светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернуться в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением. Вот-вот запоют птицы, зацветут цветы, а лес оденется в зеленую листву. Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют озера водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки. первый месяц весны- МАРТ.Март - Протальник, потому что начинает таять снег, и образуются первые проталины. Посмотри, какое яркое солнце делится с нами первыми теплыми лучами! Вот и снег начинает искриться в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи, побежит по дорогам шумная вода. В марте, погода еще мокрая, то дождь, то снег. Несмотря на то, что солнышко пригревает все сильней, воздух еще холодный.Рыхлый снег темнеет в марте. (С. Маршак)Тают льдинки на окне.Зайчик бегает по парте,И по карте на стене.Воспитатель: Второй месяц - АПРЕЛЬ.Апрель - Снегогон, потому что быстро тает снег. Если подойти к деревьям поближе и приглядеться к веточкам, то можно найти на них маленькие пушистые комочки. Это почки - из них скоро появятся первые листочки. Снег почти растаял и появилась зелёная травка. В апреле становится теплее и вот тогда снег начинает обильно таять. От тепла он превращается в воду, вот поэтому в апреле так много ручейков. Можно сделать из бумаги кораблик и запустить его по веселому ручейку во дворе.Апрель, апрель! (С. Маршак)На дворе звенит капель.По полям бегут ручьи,На дорогах лужиСкоро выйдут муравьи.После зимней стужи.Пробирается медведь,Сквозь лесной валежник.Стали птицы песни петь,И расцвёл подснежник.Воспитатель: Последний месяц весны - МАЙ.Май - Травень, потому что всюду появляется трава и тянутся к солнцу молодые листья. От снега ничего не осталось, а вокруг зеленеет трава и на деревьях появляются первые зеленые листочки. Поют, заливаются птицы в весеннем лесу, радуются солнцу. Уже становится тепло и можно пойти гулять в легком пальто. Совсем скоро деревья оденутся в зелёные наряды.Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки. Распустился ландыш в мае.В самый праздник - в первый день.Май, цветами провожая,Распускается сирень.Весенние загадкиОн растет красивый, нежный,Голубой иль белоснежный.Даже раньше расцветает,Чем на речке лед растает.Распустился точно в срокПервый мартовский цветок. (Подснежник)За окном звенит онаИ поет: "Пришла весна!И холодные сосулькиПревратила в эти струйки!"Слышно с крыши:"Шлеп-шлеп-шлеп!"Это маленький потоп. (Капель)В мае стали очень яркиВсе луга, поляны, парки.Посреди стеблей зеленыхРазноцветные бутоны.Синие и красные,Нежные, прекрасные.Соберем из них букеты,Что же это, что же это? (Цветы)Я сегодня не проказник,Потому что мамин праздник.Рисовал я ей букет.Мне уже почти пять лет!И прибраться мне не лень.Угадайте, что за день?Он приходит каждый год,За собой весну ведет. (8 марта, Международный женский день)Пробиваюсь я в апреле -Все поля позеленели!Покрываю, как ковер,Поле, луг и школьный двор (Трава)Осенью летели к югу,Чтоб не встретить злую вьюгу.А весной снежок растаял,И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)Парк как будто весь покрытОблаком зеленым.Тополь в зелени стоит,И дубы, и клены.Что на веточках раскрылось.И в апреле распустилось? (Листва, почки)В небе праздничный салют,Фейерверки там и тут.Поздравляет вся странаСлавных ветеранов.А цветущая веснаДарит им тюльпаны,Дарит белую сирень.Ш .Итог Воспитатель: Дети, что нового вы узнали о весне?Сколько месяцев длится весна? Как называется месяц март? Апрель? май?Беседа по теме «В гости к нам весна пришла»Цель: Создание условий по закреплению элементарных представлений о весне (сезонных изменениях в природе, одежде людей).Задачи: Развивать диалогическую речь – отвечать на вопросы, давать объяснения. Развивать связную речь – уметь строить простые предложения. Развивать восприятие художественной литературы . Закреплять знания детей о весне и весенних явлениях - прилетели птицы, ярко светит солнце, появляются весенние цветы. Расширять представления детей о растениях. Совершенствовать умение выполнять речевые упражнения с имитацией движений.Материалы и оборудование: иллюстрации «В гости к нам пришла весна», альбом «Весна», иллюстрация с изображением грача.Ход. беседы:Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.Подходи ко мне дружок.Становись скорей в кружок.Справа друг и слева друг,Каждый каждому тут друг.Дружно за руки возьмемся,И друг другу улыбнемся.Дети садятся на стульчики. Воспитатель: Сегодня издалека к нам прилетел Грач-Кеша, и принес какую-то весть: чтобы узнать, что это за весть, надо отгадать загадку.Тает снежок.Ожил лужок.День прибывает.Когда это бывает?Дети отвечают.Воспитатель: Грач-Кеша еще предлагает послушать стихотворение о весне:Снег растаял!Снег растаял!Эта новость непростая!Это значит, наступаетНастоящая весна. Воспитатель: Вы рады весне? Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?Дети отвечают.Воспитатель: Покажите, как вы рады весне .Дети показывают при помощи мимики.Воспитатель: Хотите вместе назовем признаки весны?Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «В гости к нам пришла весна», предлагает детям и Грачу-Кеше ее рассмотреть. Беседа по картинке: Воспитатель: Какое время года изображено на ней? Почему вы так решили? Обратите внимание на небо и солнце.Какое весной небо, солнце?Что происходит со снегом и льдом весной? Почему? Снег растаял, и появились первые цветы.Как они называются? Что происходит с деревьями весной?Дети отвечают.Воспитатель: Ребята, что еще изображено на картинке? Предлагаю вам поиграть в одну игру и немножко отдохнуть.Физкультминутка «Весенняя капель»Солнце стало пригревать,Стали капельки стучать.Капля-раз, капля - два,Капли медленно сперва,А потом быстрей, быстрей,Побежал ручей! Воспитатель: Ребята, вы так много знаете о весне.Вы зиму с весной не перепутаете?Ответы детей.Воспитатель: Хотите, проверим и поиграем в игру «Подскажи словечко»Играют в игру.Зима ушла, а весна - пришла.Зима холодная, а весна – теплая.Зимой солнце морозит, а весной – греет.Зимой сугробы высокие, а весной – низкие.Зимой надевают шубы, а весной - куртки.Итог:Воспитатель: Ребята, понравилась вам наша беседа? Что вам больше всего понравилось?Вы молодцы! Я благодарю вас за работу!Беседа «Как растёт сосулька»Цель: формирование знаний о том, как образуются сосульки и чем они опасны для человека. Задачи:Формировать знания детей о сосульках; учить рассматривать сосульки, сравнивать по внешнему виду, учить описывать свои тактильные ощущения, наблюдения;Помочь детям понять, почему при изменении температуры сосульки тают;Познакомить с признаками льда (холодный, хрупкий, гладкий, скользкий, прозрачный, опасный);Рассказать детям об опасностях, связанных с падением с крыш сосулек (просмотр обучающего мультфильма «Лукоморье» на тему: «Опасные сосульки», а также предостеречь от облизывания и поедания сосулек в целях сохранения здоровья. Воспитывать любовь к окружающему миру, интерес к сезонным изменениям в природе.Ход беседы:Воспитатель: Наступили холода.Превратилась в лед вода.Длинноухий зайка серыйОбернулся зайкой белым.Перестал медведь реветь:В спячку впал, в берлогу влез.- Кто скажет, кто знает, когда это бывает?Ответы детей.Воспитатель: Правильно, это бывает зимой. Ребята, а за что вы любите зиму?В какие игры вы любите играть зимой? Какой праздник мы отмечали зимой? Кто приходил к нам в гости?Давайте вспомним, как веселились мы возле елочки?Ответы детей.Воспитатель: Сегодня утром я нашла волшебный короб Деда Мороза. Тот самый, в котором он привозил нам новогодние подарки. Что же случилось? Может быть он его забыл или потерял? Давайте откроем короб и посмотрим, может там для нас подсказка!( Находим письмо: «Скоро растаю. Помогите, пожалуйста!»)Воспитатель: Ой, ребята, с Дедушкой беда! Как помочь Деду Морозу не растаять? Посмотрим, посмотрим, что еще лежит в конверте? А я вам загадаю загадку:Белая морковка зимой растет, а как солнышко пригреет, горько слезы льет.(Показываю детям картинку-отгадку.)Воспитатель: Сосать сосульку – вот беда – нам строго воспрещается.Но почему она тогда сосулькой называется?Сосулька похожа на леденец, которой раньше так и называли СОСУЛЬКА. Сосулька – это лед, поэтому ее можно назвать ЛЕДЫШКА.Мы на прогулке наблюдали за сосульками. Давайте расскажем, что мы о них знаем. Давайте подойдем к столам и встанем удобно.Где растут сосульки? Возьмите сосульку в руки. Какая сосулька на ощупь?А если посмотреть в сосульку, можно что-то увидеть? Значит, она какая?Положите сосульки на поднос, и возьмите салфетку. Вытираем руки и кладем салфетки в корзинку.Какие сосульки по длине? Какая сосулька вверху, а внизу?Что происходит с сосулькой в руках? Почему?От чего тают сосульки на улице?Дети выполняют и отвечают. Давайте поиграем в игру «Сосулька».Вниз головой висит сосулька,(Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком.)От солнца насморк у нее.(Трогают себя за нос.)То от тепла она заплачет,(Собирают «слезы» в ладонь.)То платьице ушьет свое.(Проводят руками по телу сверху вниз, горизонтальным движением «обрезают» длину.)Придет мороз - заледенеет,(Обнимают себя руками, дрожат.)Немного за ночь подрастет,(Руки вытягивают вверх, встают на носочки.)Окрепнет телом, потолстеет,(Руки округляют по бокам.)Тяжелой станет - упадет.(Приседают.)Ставлю маленький столик. Бросаю сосульку в таз.Воспитатель: Что произошло с сосулькой? Сосулька – хрупкая. Она разбилась.Повторите, пожалуйста, какая сосулька? А посмотрите, что стало с сосулькой, которую я принесла рано утром в группу с улицы? Почему она растаяла? Вот сколько интересного мы узнали о сосульке. Она и скользкая, и прозрачная, и хрупкая!Я вас приглашаю пройти за мной. Как появляются сосульки, сейчас я вам расскажу.Белый снег кружится, в воздухе летает,И на крышу дома падает, ложится.Рано утром солнце встало, стало солнце припекать!И веселые капели звонко капают опять! Кап-кап-кап!Наступает вечер, и мороз приходит.Замерзают капли, превращаясь в лед. И висят сосульки, на солнышке сверкая,А деткам их так хочется язычком лизнуть! Воспитатель: Мне кажется, я придумала, как помочь Дедушке Морозу. Надо его охладить нашими сосульками, которые мы начали делать на занятии по лепке. Предлагаю их доделать, и украсить ими наш домик-беседку для Дедушки. А отправим мы его в волшебном коробе. Итак, начнем.Практическая работа – скручивание сосулек и украшение ими домика-беседки (под песню «Сосульки-плаксы») Воспитатель: Все готово! Я думаю, Дедушке понравится! Отнесем и поставим в короб! Воспитатель: Ох, и Дед Мороз, волшебник! Ребята, да здесь гостинцы – сладкие леденцы да диск с мультфильмом! Все это для вас, ведь мы ему помогли не растаять! Просмотр мультфильма «Эти опасные сосульки».Приложение 4.Конспект занятия по лепке во 2 младшей группе на тему: «Первые цветы – первоцветы». Цель: освоение приёмов скатывания, сплющивания, раскатывания, раскрашивания.Задачи:1.Формировать умение создавать красивую композицию; закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.2.Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать изображение цветов; развивать творческие способности.3.Воспитывать у детей трудолюбие, умение доводить начатое до конца; воспитывать любовь к природе.Материалы: пластилин зеленого и белого цвета; доска для лепки; картон с изображение подснежника, цветок заранее вылепленный, иллюстрация подснежника.Предварительная работа: чтение стихов о цветах, рассматривание альбома с изображением цветов, беседа о первоцветах.Ход занятия:1.Вводная часть.Воспитатель читает стих:Я и маленький, и нежный,И немножко озорной.Первым встретил вас подснежникНа полянке под сосной.Воспитатель: Ребята, наступила весна, солнышко стало светить ярче, снег растаял и на полянках появились первые цветы – подснежники.Посмотрите, какой он красивый, нежный, похож на колокольчик.Какого цвета цветок, листья, стебель?Дети отвечают.2.Основная часть.Воспитатель: Сегодня мы с вами будем лепить подснежник, но не обычным способом. Мы его будем закрашивать, но не карандашами, а пластилином.Посмотрите внимательно, как я его раскрасила.Берем зеленый пластилин, делаем шарик, придавливаем и расплющиваем его на листочке. Из второго куска зеленого пластилина делаем колбаску – стебель.Белый пластилин размазываем по цветкам.Пальчиковая гимнастика:К нам Весна лишь заглянула (протягивают руки вперед)В снег ладошку окунула (руки внизу, перпендикулярно корпусу)И расцвел там нежный (руки соединяют в бутон на уровне глаз)Маленький подснежник (медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)).Самостоятельная работа детей.(Дети садятся и закрашивают подснежник).3. Заключительная часть.Воспитатель: Ребята, какой цветок мы сегодня с вами делали?Дети отвечают.Воспитатель: А как мы с вами его делали?Дети отвечают.Воспитатель: Посмотрите, какие красивые подснежники у вас получились. Молодцы ребятки!Приложение 5. Тема: «Экскурсия вокруг детского сада. Деревья весной»Цели: закрепление обобщённых представлений о сезонных изменениях; Задачи: закрепить знания о деревьях, об их особенностях в весенние время года;знакомить с новым явлением - почками; воспитывать наблюдательность, любознательность, внимание, любовь к природе.Материалы: лопатки, ведерки, формочки, игрушки детей для самостоятельной деятельности.Ход экскурсии:Наблюдение за деревьями.Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами понаблюдаем за деревьями в разных местах на участке детского сада. У нас с вами сегодня маленькая экскурсия вокруг детского сада. Мы с вами будем путешествовать в разные места, где растут деревья, о которых я вам расскажу.Я раскрываю почкиВ зелёные листочки,Деревья одеваю,Посевы поливаю.Движение полна,Зовут меня...(весна)Воспитатель. О каком времени года говорится в загадке?Перечислите признаки весны. Ответы детей.Воспитатель. Ласковое весеннее солнышко пригрело всю землю, стволы деревьев. Облетели с почек коричневые колпачки, и начали расти серёжки, а за ними появятся зелёные листочки.Воспитатель. Ребята, давайте начнём наше путешествие, а отправимся мы к тому дереву, о котором я загадаю вам загадку.Она весну встречает —Сережки надевает.Накинута на спинкуЗеленая косынка.А платьице — в полоску.Ты узнаёшь… (березку)? Ответы детей.Воспитатель. Что это за дерево? Что произошло с почками? Ответы детей.Воспитатель. Малы и неказистыИ скромно зеленеют,Но осенью их листьяИ ягоды краснеют.(Рябина)Воспитатель. Что это за дерево? Что произошло с почками? Есть ли у этого дерева серёжки? Ответы детей.Воспитатель. Почки - липучие,Листья - пахучие,Плоды - летучие.(Тополь)Воспитатель. Что это за дерево? Что произошло с почками? Есть ли у этого дерева серёжки? Ответы детей.Воспитатель. Каждый год на нем с охотойВырастают вертолеты.Жаль, что каждый вертолетНа всего один полет.(Клён)Воспитатель. Что это за дерево? Что произошло с почками? Есть ли у этого дерева серёжки? Ответы детей.Воспитатель. Куста чудесней нет,Он славит день весенний,Пахуч и нежен цветКрасавицы ...(Сирень)Воспитатель. Что это за дерево? Что произошло с почками? Есть ли у этого дерева серёжки? Ответы детей.Воспитатель. Молодцы, ребята, вы внимательные, действительно сирень это кустарник. Скажите, в каком состояние находятся деревья весной? (пробуждения). Что весной до появления листочков вырастет на дереве? Ответы детей.Воспитатель. Правильно, молодцы. А теперь мы поиграем. Проводится дидактическая игра «Такой листок, лети ко мне»Цель. Закрепление знаний внешнего вида листьев, умение их отличать, рассказывать о признаках.Материал: силуэты листьев, вырезанные из цветной бумаги.Игровое действие. Подбежать к водящему.Игровое правило. Правильно определить лист, рассказать о его признаках.Ход игры.Детям раздаются силуэты листьев (по одному). Воспитатель становится в противоположном углу комнаты или площадки, показывает детям лист и командует: "Кленовый (осиновый, берёзовый и т.д.) листок, лети ко мне". Подбежавшие дети должны убедиться, что у них в руках лист с названного дерева, затем рассказать о его признаках.Усложнение - команда: "Такой листок лети ко мне". Признак принадлежности к какому - то растению не называется. Если среди подбежавших окажется ребёнок с листом другого дерева, он должен найти общий признак между своим и показанным листочком.Воспитатель. Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что интересного вы узнали? Что бы еще вы хотели узнать?Ответы детей.