Публикации Занятие по ТРИЗ для детей старшего возраста "Твердые и жидкие человечки"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по ТРИЗ для детей старшего возраста "Твердые и жидкие человечки"
Автор: Лущай Любовь Геннадиевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Оболенская средняя общеобразовательная школа» Занятие по ТРИЗ для детей старшего возраста (5-6 лет):Тема: «Твердые и жидкие человечки»Составила: воспитательЛущай Л.Г2023 г.Тема: Твердые и жидкие человечкиЦель:- закрепить представления детей о свойствах воды;-активизировать мышление детей;- обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.Оборудование: бумажная коробка, стакан с водой, кубики льда, картинки жидких и твердых человечков.Ход занятия1.Решение проблемной ситуацииПриходит Игрушка (у меня клоун Клепа) и рассказывает: «В воскресенье я был на дне рождения у Снежной Королевы. На севере все кругом такое красивое, сверкает, переливается… Особенно мне понравилась посуда: тонкая, прозрачная, искристая…Снежная Королева мне даже одну чашечку подарила на память. Я ее положил в коробочку, чтобы не разбить и привез вам; сейчас покажу…»Игрушка открывает коробочку, но там ничего нет, только дно – мокрое.-Ой, а где-же она делась? Как она могла исчезнуть? В процессе обсуждения выясняется, что чашка у Снежной Королевы была сделана изо льда, а лед – растаял.2.Сравнение твердых и жидких веществ.Клепа: - Лед превратился в воду? Но почему? (ответы детей)Я не верю, ведь чашка была такая твердая!Воспитатель: Клепа, посмотри, что у нас есть! (показывает кубики льда)Клепа: - Кубики.Воспитатель: Это не простые кубики (дает детям на ладошку), скажите какие они? (рассуждения детей)Клепа: - Да, как моя чашка.Воспитатель: Смотрите, что происходит? (ответы детей)Клепа: Лед превращается в воду. Почему? (ответы детей) Вода «убегает», утекает из вашей теплой ладошки.Воспитатель: Да, это свойства всех жидких веществ, они перетекают, льются (показывает переливая воду из разных емкостей)занимают все пространство в емкости.Клепа: А лед может занять все пространство?Воспитатель: Ребята, давайте проверим. (дети кладут кубики льда в разные емкости) делают выводы)Воспитатель: Молекулы замерзшей воды плотно стоят к друг другу и лед имеет свою форму, кто же эти волшебники, которые ему помогают крепко держатся за руки? (маленькие человечки) А какие именно? (твердые)Воспитатель: Смогут ли кубики льда занять всю емкость, без пустот? (да)Когда это произойдет? (когда лед растает) Какие человечки появятся? (жидкие). Почему жидкие? (они не держатся за руки) Клепа: - Как же это интересно! Теперь я понял, что произошло с моим подарком!Клепа: - Ребята, маленькие человечки хотят с вами поиграть. Я буду называть предмет, а вы поднимаете того человечка, который в них живет.Например: камень, молоко, дерево, яблоко, сок, хлеб, вода.3. Моделирование ситуации.Клепа предлагает поиграть в игру, проинсценировать ситуацию «Сосулька» - Сосулька зимой? (дети держатся крепко за руки)- «Сосулька весной» (руки на пояс)- Что происходит, когда солнце пригревает? (дети отпускают руки) - Что образуется под сосулькой? - Что происходит ночью?Подведение итогов (рефлексия)К кому Клепа ходил на День Рожденья? (Снежной королеве)Что королева подарила на память Клепе? (Чашку)Что с ней произошло? (Она растаяла) Почему она растаяла? Какие человечки находятся в воде, а во льду?Какие человечки оказались в коробке? (Жидкие)Какой фокус ты покажешь маме?Можно предложить ответить на вопрос: «Бывает ли так, чтобы люди по воде ходили?»Игрушка прощается с ребятами.