Публикации "Путешествие по русским народным сказкам"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Путешествие по русским народным сказкам"
Автор: Александрова Галина Владимировна

Занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам»Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.Оборудование:Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты с заданиями, письма.Методы и приемы:Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; педагогическая оценка, поощрения;Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстрацийПрактические: здоровьесберегающие технологии ( зрительная гимнастика, физминутка).Предварительная работа:Чтение русских народных сказок «Крошечка-Хаврошечка», «Сивка-Бурка», «Царевна лягушка», « У страха глаза велики», «По щучьему велению» и т.д, рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».Предполагаемый результат:- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.1. Организационный момент:Дети заходят, становятся в круг.Воспитатель: Ребята! Какой сегодня замечательный день. Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. А теперь, мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.Для начала встанем в круг, слева друг и справа друг.Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.2. Основная часть:Воспитатель:- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)- Почему вы их любите? (Ответы детей)- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.Воспитатель:- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).- вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»Воспитатель:Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).Воспитатель:- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).- Верно, потому, что вы знаете много сказок!А как можно сказать о сказке, какая она?Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.Воспитатель. Молодцы, ребята. Все что создано умомВсе к чему душа стремитсяКак янтарь на дне морском,В книгах бережно хранится. Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»-Ребята, а в сундучке для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.Сказка «Катя и три волка»Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)Воспитатель: Правильно выполнили задание и в нашу книгу нашлась одна потерянная страница! Посмотрите, какого цвета? (красная)Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Задание «Бюро находок».На столе лежат предметы, которые принадлежат сказочным героям. Вам нужно будет сказать, что это за герои и из какой они сказки. (Воспитатель показывает предметы поочередно) 1.Кувшин 2. Скалочка 3. Пропеллер 4. Зеркало 5. Скорлупа грецкого ореха 6. Стрела 7. Шарик 8. ЯйцоВоспитатель:- И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого).- Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю задание).Игра «Помогите!».«Путаница» —Ребята, помогите, расставьте всех на свои места.1.Коли есть печка, не нужен и диван,Щукой командует в сказке Иван (не Иван,а Емеля).2.—Дёрнуть за верёвочку такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный, серый кот (не кот,а волк).3.—Женат на лягушке уже он неделю,Старшие братья жалеют Емелю (не Емелю, а Ивана).4.—Найти жену помог клубок,Был счастлив очень Колобок (не Колобок, а Иван-царевич).5.—Волка не пускают, Волка братья злят. Крепкий дом построенУ троих козлят (не козлят, а поросят).6.—А орешки не простые, все скорлупки золотые, Те орешки - щёлк да щёлк — Разгрызает ловко волк (не волк, а белка).7.—На лесной опушке Ведьмы злой избушка, знает ту старушку всякЕё имя Шапокляк (не Шапокляк, а Баба Яга).8.—Лягушка со стрелою — Печальная картина. Женой квакушка станет теперь для Буратино (не для Буратино, а для Ивана- царевича).Воспитатель:- Какие вы молодцы! все отгадали и героев всех назвалиА вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (Желтого)- Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!Физкультминутка "Сказки"Вот ее мы посадили (наклониться)И водой ее полили (имитация движения)Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)А теперь ее потянем (имитация движения)И из репы кашу сварим (имитация еды)И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")Воспитатель:- Отдохнул наш клубок и готов дальше нам помогать! Давайте посмотрим, что за задание нас ждет (Показ иллюстрации к сказкам).– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят"- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Крошечка-Хаврошечка» -  В ней рассказывается история о сироте Хаврошечке. Её заставляют работать, обижают в доме, где приютили. В её жизни есть одна отрада: с работой ей помогает справиться волшебным образом коровушка. Как поступят хозяева Хаврошечки, когда узнают её секрет? Сказка учит добру, терпению, трудолюбию, смирению и напоминает юным читателям, что однажды справедливость восторжествует. - Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и голубого).- А клубок помогает нам дальше, следующее заданиеГерои сказок хотят вам дать полезный совет, который вы запомните, он пригодится вам для вашей безопасности и здоровья. Вы внимательно послушайте, угадайте героя сказки. «Кто дал полезный совет?»1. Не открывай двери незнакомым людям. (Семеро козлят)2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ. (Мойдодыр)3. Покушал, вымой за собой посуду. (Федора)4. Не ходи по лесу один. (Красная Шапочка)5. Помогай друзьям в трудных ситуациях. (Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди»)8. Пей только чистую воду. (Братец Иванушка)10. Хорошо учись. (Буратино)Я думаю, что воспользуетесь этими советамиВоспитатель:- Молодцы, ребята! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего)- Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.- Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.Игра: «Ты мне – я тебе». У некоторых сказочных героев двойные имена.(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.Елена. (Прекрасная)Сестрица. (Аленущка)Василиса. (Премудрая)Крошечка. (Хаврошечка)Марья. (Искусница)Кощей. (Бессмертный)Мальчик. (с пальчик)Братец. (Иванушка)Иван. (Царевич)Змей. (Горыныч)Воспитатель.  Молодцы, правильно назвали имена сказочных героев,- Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)- У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый.- Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей).- Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Сноп, снап, снуп!».Рефлексия:3. Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука медальки). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам.Воспитатель:- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки. Хочу пожелать вам всегда верить в сказку и быть добрыми к друг другу.Список литературы1. Гербова В.В. Развитие речи в подготовительной к школе группе детского сада. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 20152. Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая – СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 20003. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 2006. - №54. ПРОГРАММА дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г.5. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» - М.: «Новая школа», 2007.6. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» - М.: «Планета детства», 2003.