Публикации
Технологическая карта урока «Разряды имён прилагательных».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока «Разряды имён прилагательных».
Автор: Кудрявцева Татьяна Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока «Разряды имён прилагательных».
Автор: Кудрявцева Татьяна Васильевна
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 5 ( 8 человек)
Тема: Разряды имён прилагательных.
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).
Урок построен с элементами технологии диалектического способа обучения, реализации принципов технологии деятельностного метода на уроках русского языка.
Раздаточный материал:
• карточки с заданиями для работы индивидуально, в парах
Цель урока: открытие учащимися разрядов имён прилагательных по значению,формирование умения определять разряд прилагательных,развитие коммуникативных способностей,воспитание интереса к языку.
.Овладение общеучебными понятиями оперировать понятиями (УУД): определять, делить (классифицировать по определенному признаку), формулировать проблемные вопросы (вопросы – понятия, вопросы – сравнения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия.
Задачи урока:
повторить признаки изученных частей речи;
составить и отработать алгоритм распознавания разрядов прилагательных.
Планируемые результаты:Предметные:-знать определение прилагательного;- выявлять различие между морфологическими признаками;- уметь характеризовать прилагательное как часть речи;Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.Метапредметные:Познавательные: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.Регулятивные:развивать способность понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.Коммуникативные:владеть умениями произносить монолог, вести диалог, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих идей, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Заявка на оценку:
27-36 баллов-3
37-46-4
47-и более –5
Этап
Цель
Содержание учебного материала. Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
(13 мин)
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Включение в деловой ритм. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Работа с эпиграфом к уроку.
Эпиграф.
Красна птица перьем, а человек -
ученьем. (Русская пословица)
Объясните, как вы понимаете эту пословицу. 1б
А как вы думаете, для чего надо учиться? 1б
(Несколько учеников отвечают вслух.)
По данному эпиграфу составьте вопросы – понятия. 9б
Слушают учителя.
Записывают эпиграф в тетрадь.
Что называется птицей?
Что считается перьём?
Что понимается под человеком?
Что представляет собой слово красна?
Что выражает пословица?
Что является ученьем?
Что такое пословица?
Каковы свойства и виды союзов(а –это союз)?
В чем заключается сущность слова русская?
2. Выявление места и причины затруднения.
( 7 мин)
Цель:
- выявить место и причину затруднения.
ПриёмЗагадка
Учащимся предлагается отгадать загадку (О какой части речи говорится в загадке?)
Чудесницу нашуЗнает весь свет.Раскрасит художницаВсякий предмет.Ответит всегда на вопросы такие:Какой? Какое? Какая? Какие?(Имя прилагательное).
О какой части речи пойдет речь на уроке?
Сегодня вы продолжите работать над именем прилагательным и откроете новое знание. Что нужно для этого сделать? (Выяснить, что не знаем, выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение, выяснить причину затруднения и самим открыть новое знание.)
Желаю вам удачи!
Работа по технике Верно – неверно
1.Прилагатнльное самостоятельная часть речи.
2. У прилагательного есть род.
3. Прилагательное зависит от глагола?
4. У прилагательного есть число.
5. У прилагательного есть спряжение.
6. У прилагательного есть падеж.
7. У прилагательного можно определить разряд.7б
Морфологический признак разряд не знают.
Тема урока Разряды прилагательных.
Назовите какой это признак: родовой или видовой?1б
+
+
-
+
-
+
?
Морфологический признак разряд не знают.
Тему урока формулируют и записывают в тетрадь.
Видовой
3. Построение проекта - выхода из затруднения.
(5 мин.)
Цель:
- согласовать и зафиксировать
образовательную цель и тему урока;
- построить план и
определить средства достижения цели.
− Какую цель вы бы поставили перед собой сегодня на уроке? (Узнать, по каким признакам делятся прилагательные на разряды).
− Что мы должны делать, когда возникают затруднения? Что вы будете делать дальше?
(Построим проект выхода из затруднения) 4б
(Построят проект выхода из затруднения)
Определить, какие качества могут иметь признаки, или как различаются по качеству признаки предмета, или как различаются по значению имена прилагательные
Выяснить, на какие группы делятся все прилагательные в русском языке по качеству признака, по значению.
Выяснить, как связаны вопросы прилагательного со значением.
Определить, какую роль в предложении могут играть прилагательные каждой группы.
4.Реализация построенного проекта.
(10 мин.)
Цель:
Реализовать проект, зафиксировать написание на эталоне.
По ходу выполнения задания заполняется таблица.
Работа в парах: карточка со словами
( красивый, тихий, мамин, лисий, вечерний, спортивный, бежевый, ненастная, Колин, зелёный)
Определите, от каких прилагательных можно образовать хотя бы одну форму какой-либо степени сравнения. Выпишите эти прилагательные. Что они обозначают? (качество) Как вы думаете, как могут называться прилагательные, которое обозначают качество предмета? (Качественные). Записывает название первой группы имён прилагательных в таблице.
Придумайте словосочетания: ОЧЕНЬ + ДАННЫЕ прилагательные. С какими прилагательными у вас получились словосочетания?
Образуйте краткую форму от данных имён прилагательных. Запишите эти слова. От каких прилагательных Вы сумели образовать краткую форму?
Сформулируйте основные признаки качественных прилагательных и запишите их в таблицу.
Определите, к каким прилагательным можно задать вопрос ЧЕЙ? Что они обозначают? (Признак по принадлежности лицу или животному: принадлежит Коле, принадлежит зверю). Как могут называться такие прилагательные (Ваши гипотезы)? (Притяжательные). Каких признаков, которые есть у качественных имён прилагательных, нет у данных прилагательных?
Что обозначают оставшиеся прилагательные? (Признак предмета по отношению к другому предмету, т.е. ОТНОШЕНИЕ к предмету, времени, месту (пространству). (Общее лексическое значение относительных прилагательных может быть определено как относящийся к данному предмету, характерный для данного предмета).
Как вы думаете, как могут называться такие прилагательные? Ваши гипотезы? (Относительные).
На основании ваших наблюдений сформулируйте умозаключение 9б
Работают в парах;
высказывают свои предположения;
1 группа: качественные: красивый-красивее, красив, тихий-тише, тих,зеленый-зеленее, зелен
2 группа: притяжательные:мамин,лисий,Колин
3 группа: относительные:бежевый, ненастная, вечерний3б
Умозаключения
Посылка1
есть прилагательные, которые обозначают качество предмета
Посылка 2
есть прилагательные, у которых такой признак как качество, может быть у предмета в большей или меньшей степени
__________________________
Следовательно, это качественные прилагательные.
Посылка 1
есть прилагательные, которые обозначают признак предмета по отношению к другому предмету
Посылка2
такой признак не может быть у предмета в большей или меньшей степени
Следовательно, это относительные прилагательные.
Посылка 1
есть группа прилагательных, которые обозначают признак принадлежности предмета
Посылка 2
такой признак не может быть у предмета в большей или меньшей степени
Следовательно, это притяжательные прилагательные
5. Первичное закрепление во внешней речи.
(8 мин.)
Цель:
зафиксировать
во внешней речи
правило
распознавания разрядов прилагательных.
В данных словосочетаниях найдите имена прилагательные, определите их разряды.
Задайте вопросы- суждения друг другу в паре, требуя ответ
Соломенная крыша, медвежья берлога, звонкий голосок, городской парк, свежий ветер, заячьи следы, апрельский дождь, чужая сторона
14б
Работа в парах; читают словосочетания, называют имена прилагательные, называют разряд имени прилагательного, объясняют свой выбор.
Вопросы суждения:
1. Чем объяснить, что прилагательное соломенная-относительное?
2. Как доказать, что медвежья-это притяжательное прилагательное?
3.В каком случае звонкий может быть качественным прилагательным?
4. Когда свежий может иметь разное значение?
5.Каким образом доказать, что чужая-это относительное прилагательное?
6. Вследствие чего апрельский дождь будет относительным?
7. Почему городской-это относительное прилагательное?
6. Рефлексия учебной
деятельности.( 1 -2 мин.)
(итог урока)
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
Организует рефлексию.
− Что нового вы узнали на уроке?
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чем у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
Д/З:
составить 5-7 предложений на тему Приход весны и указать разряды над именами прилагательными.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Записывают домашнее задание.
Предмет: Русский язык
Класс: 5 ( 8 человек)
Тема: Разряды имён прилагательных.
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).
Урок построен с элементами технологии диалектического способа обучения, реализации принципов технологии деятельностного метода на уроках русского языка.
Раздаточный материал:
• карточки с заданиями для работы индивидуально, в парах
Цель урока: открытие учащимися разрядов имён прилагательных по значению,формирование умения определять разряд прилагательных,развитие коммуникативных способностей,воспитание интереса к языку.
.Овладение общеучебными понятиями оперировать понятиями (УУД): определять, делить (классифицировать по определенному признаку), формулировать проблемные вопросы (вопросы – понятия, вопросы – сравнения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия.
Задачи урока:
повторить признаки изученных частей речи;
составить и отработать алгоритм распознавания разрядов прилагательных.
Планируемые результаты:Предметные:-знать определение прилагательного;- выявлять различие между морфологическими признаками;- уметь характеризовать прилагательное как часть речи;Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.Метапредметные:Познавательные: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.Регулятивные:развивать способность понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.Коммуникативные:владеть умениями произносить монолог, вести диалог, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих идей, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Заявка на оценку:
27-36 баллов-3
37-46-4
47-и более –5
Этап
Цель
Содержание учебного материала. Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
(13 мин)
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Включение в деловой ритм. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Работа с эпиграфом к уроку.
Эпиграф.
Красна птица перьем, а человек -
ученьем. (Русская пословица)
Объясните, как вы понимаете эту пословицу. 1б
А как вы думаете, для чего надо учиться? 1б
(Несколько учеников отвечают вслух.)
По данному эпиграфу составьте вопросы – понятия. 9б
Слушают учителя.
Записывают эпиграф в тетрадь.
Что называется птицей?
Что считается перьём?
Что понимается под человеком?
Что представляет собой слово красна?
Что выражает пословица?
Что является ученьем?
Что такое пословица?
Каковы свойства и виды союзов(а –это союз)?
В чем заключается сущность слова русская?
2. Выявление места и причины затруднения.
( 7 мин)
Цель:
- выявить место и причину затруднения.
ПриёмЗагадка
Учащимся предлагается отгадать загадку (О какой части речи говорится в загадке?)
Чудесницу нашуЗнает весь свет.Раскрасит художницаВсякий предмет.Ответит всегда на вопросы такие:Какой? Какое? Какая? Какие?(Имя прилагательное).
О какой части речи пойдет речь на уроке?
Сегодня вы продолжите работать над именем прилагательным и откроете новое знание. Что нужно для этого сделать? (Выяснить, что не знаем, выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение, выяснить причину затруднения и самим открыть новое знание.)
Желаю вам удачи!
Работа по технике Верно – неверно
1.Прилагатнльное самостоятельная часть речи.
2. У прилагательного есть род.
3. Прилагательное зависит от глагола?
4. У прилагательного есть число.
5. У прилагательного есть спряжение.
6. У прилагательного есть падеж.
7. У прилагательного можно определить разряд.7б
Морфологический признак разряд не знают.
Тема урока Разряды прилагательных.
Назовите какой это признак: родовой или видовой?1б
+
+
-
+
-
+
?
Морфологический признак разряд не знают.
Тему урока формулируют и записывают в тетрадь.
Видовой
3. Построение проекта - выхода из затруднения.
(5 мин.)
Цель:
- согласовать и зафиксировать
образовательную цель и тему урока;
- построить план и
определить средства достижения цели.
− Какую цель вы бы поставили перед собой сегодня на уроке? (Узнать, по каким признакам делятся прилагательные на разряды).
− Что мы должны делать, когда возникают затруднения? Что вы будете делать дальше?
(Построим проект выхода из затруднения) 4б
(Построят проект выхода из затруднения)
Определить, какие качества могут иметь признаки, или как различаются по качеству признаки предмета, или как различаются по значению имена прилагательные
Выяснить, на какие группы делятся все прилагательные в русском языке по качеству признака, по значению.
Выяснить, как связаны вопросы прилагательного со значением.
Определить, какую роль в предложении могут играть прилагательные каждой группы.
4.Реализация построенного проекта.
(10 мин.)
Цель:
Реализовать проект, зафиксировать написание на эталоне.
По ходу выполнения задания заполняется таблица.
Работа в парах: карточка со словами
( красивый, тихий, мамин, лисий, вечерний, спортивный, бежевый, ненастная, Колин, зелёный)
Определите, от каких прилагательных можно образовать хотя бы одну форму какой-либо степени сравнения. Выпишите эти прилагательные. Что они обозначают? (качество) Как вы думаете, как могут называться прилагательные, которое обозначают качество предмета? (Качественные). Записывает название первой группы имён прилагательных в таблице.
Придумайте словосочетания: ОЧЕНЬ + ДАННЫЕ прилагательные. С какими прилагательными у вас получились словосочетания?
Образуйте краткую форму от данных имён прилагательных. Запишите эти слова. От каких прилагательных Вы сумели образовать краткую форму?
Сформулируйте основные признаки качественных прилагательных и запишите их в таблицу.
Определите, к каким прилагательным можно задать вопрос ЧЕЙ? Что они обозначают? (Признак по принадлежности лицу или животному: принадлежит Коле, принадлежит зверю). Как могут называться такие прилагательные (Ваши гипотезы)? (Притяжательные). Каких признаков, которые есть у качественных имён прилагательных, нет у данных прилагательных?
Что обозначают оставшиеся прилагательные? (Признак предмета по отношению к другому предмету, т.е. ОТНОШЕНИЕ к предмету, времени, месту (пространству). (Общее лексическое значение относительных прилагательных может быть определено как относящийся к данному предмету, характерный для данного предмета).
Как вы думаете, как могут называться такие прилагательные? Ваши гипотезы? (Относительные).
На основании ваших наблюдений сформулируйте умозаключение 9б
Работают в парах;
высказывают свои предположения;
1 группа: качественные: красивый-красивее, красив, тихий-тише, тих,зеленый-зеленее, зелен
2 группа: притяжательные:мамин,лисий,Колин
3 группа: относительные:бежевый, ненастная, вечерний3б
Умозаключения
Посылка1
есть прилагательные, которые обозначают качество предмета
Посылка 2
есть прилагательные, у которых такой признак как качество, может быть у предмета в большей или меньшей степени
__________________________
Следовательно, это качественные прилагательные.
Посылка 1
есть прилагательные, которые обозначают признак предмета по отношению к другому предмету
Посылка2
такой признак не может быть у предмета в большей или меньшей степени
Следовательно, это относительные прилагательные.
Посылка 1
есть группа прилагательных, которые обозначают признак принадлежности предмета
Посылка 2
такой признак не может быть у предмета в большей или меньшей степени
Следовательно, это притяжательные прилагательные
5. Первичное закрепление во внешней речи.
(8 мин.)
Цель:
зафиксировать
во внешней речи
правило
распознавания разрядов прилагательных.
В данных словосочетаниях найдите имена прилагательные, определите их разряды.
Задайте вопросы- суждения друг другу в паре, требуя ответ
Соломенная крыша, медвежья берлога, звонкий голосок, городской парк, свежий ветер, заячьи следы, апрельский дождь, чужая сторона
14б
Работа в парах; читают словосочетания, называют имена прилагательные, называют разряд имени прилагательного, объясняют свой выбор.
Вопросы суждения:
1. Чем объяснить, что прилагательное соломенная-относительное?
2. Как доказать, что медвежья-это притяжательное прилагательное?
3.В каком случае звонкий может быть качественным прилагательным?
4. Когда свежий может иметь разное значение?
5.Каким образом доказать, что чужая-это относительное прилагательное?
6. Вследствие чего апрельский дождь будет относительным?
7. Почему городской-это относительное прилагательное?
6. Рефлексия учебной
деятельности.( 1 -2 мин.)
(итог урока)
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
Организует рефлексию.
− Что нового вы узнали на уроке?
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чем у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
Д/З:
составить 5-7 предложений на тему Приход весны и указать разряды над именами прилагательными.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Записывают домашнее задание.