Публикации
"Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка"
Автор: Татьяна Васильевна Дыбчинская
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка"
Автор: Татьяна Васильевна Дыбчинская
Дыбчинская Татьяна Васильевна
МБОУ Елизовская средняя школа № 2,
г.Елизова, Камчатского края
Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега… Л.Кассиль
Я часто размышляю о связи школы и семьи. Потому что порой эта связь превращается в тоненькую ниточку, которая может порваться. Установление контактов с родителями учащихся - начало всех начал. Вхождение в семью позволит родителям увидеть в наставнике своего ребенка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое.
Нельзя успешно осуществлять работу по воспитанию детей, если не сотрудничать с семьей. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом без предварительной постоянной работы с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.
Существует также мнение, что современные родители - чаще пропитатели, а не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. (Ю.А.Конаржевский). Таких родителей надо учить воспитывать детей, ибо не хлебом единым сыт человек.
Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ я, усваиваются первые социальные нормы и правила.
Семья формирует личность ребенка в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на ребенка в определенных аспектах через семью.
К сожалению многие современные родители этого не понимают. Ослаблению воспитательной роли семьи способствуют следующие факторы:
а) чрезмерная занятость родителей;
б) довольно высокий процент неблагополучных семей;
в) уровень образованности родителей;
г) состав семьи (неполные семьи, повторные браки, отсутствие сестер либо братьев);
д) недостаточная организация досуговой деятельности;
е) компьютеризация детства;
ж) недостаточная критичность родителей к себе, как к воспитателям.
В связи с этим возникает напряженность у родителей, детей, учителей. Уровень напряженности у детей выше, т.к. они являются промежуточным звеном в общении между взрослыми.
При обобщении полученной информации выявляются следующие причины, вызывающие напряженность и у взрослых, и у детей:
Учителя считают:
Родители мало времени уделяют школьной деятельности детей, слабо контролируют домашнее задание;
дети мало читают, часто не готовы к урокам, некоторые - плохо воспитаны, пассивны ;
не приучены к труду и самообслуживанию.
Родители:
школа перегружает детей заданиями, в классах неуютно, учитель часто равнодушен к детям;
не все проблемы решаются оперативно ;
отношение детей в классе агрессивно по отношению друг к другу.
Дети:
учителя задают много заданий ;
часто обижают одноклассники, а учитель не обращает на это внимание;
в школе скучно, проводится мало общих мероприятий; в них не все участвуют.
Таким образом, развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Организатором такого сотрудничества становится педагог. Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное донесение родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием принять меры без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо. Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
Процесс этот сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей в разговор.
Поэтому стараюсь придерживаться “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы, просить помочь в сопровождении детей на какие-либо мероприятия. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамы и папы убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И можно уже с лёгкостью найти с ними общий язык и выработать единую стратегию.
Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращаюсь к ним. Понимая это, они помогают и проявляют своё творчество во всём.
Например: вместе с детьми оформляли стенгазеты, готовили проекты, помогали в организации экскурсий, праздников, участвовали в конкурсах вместе с детьми. Обе стороны должны быть благодарны за общение. “Спасибо вам, милые родители! Какие вы умницы!” – часто говорю я им. “А что бы мы без вас делали” – слышу в ответ.
Вместе с этим в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.
- Первый запрет - это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим.
- Второй запрет - это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
- Третий запрет - запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции.
Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями:
Повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
Консультирование родителей по вопросам воспитания психологом школы;
Согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
Организация социально- педагогической помощи семье;
Совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания ребенка.
В своей работе использую такие формы педагогического просвещения родителей: открытые уроки и мероприятия, индивидуальные тематические консультации (Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность).
Посещение семьи, переписка с родителями (В настоящее время широкие возможности для организации взаимодействия семьи и школы предоставляет Интернет – переписка по электронной почте, информирование родителей об успеваемости через школьный сайт . Когда нет возможности пригласить всех родителей в школу, мы записываем видео поздравление или обращение и я отправляю в группу родителям), ролевые игры (это коллективная творческая, деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: Утро в вашем доме,Ребенок пришел из школы и т.д.). Родительские вечера (Интересной формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Это совместные конкурсы и игры.), родительские собрания. В принципе, каждое мероприятие имеет воспитательный характер. Но необходимо запомнить и применять на практике следующие правила проведения родительского собрания:
Никогда не говорить на общих родительских собраниях о конкретных детях. Для этого есть индивидуальное консультирование и микрособрания, посвященные той или иной проблеме. На них-то и следует приглашать именно тех родителей, для которых данный вопрос актуален, и, следовательно, интересен;
Не забывать, что родители могут поделиться друг с другом своим опытом, и создавать условия для этого обмена.
Не затягивать собрание искусственно.
Всегда сообщать родителям что-либо новое для них, то, что они могут применить на практике;
Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.
Итак, подводя итог всему сказанному, в заключении хочется сказать, что сегодняшние дети дадут завтра жизнь новому поколению людей. Какие люди будут населять Землю: разрушители себя и планеты или созидатели? Это во многом зависит от каждого из тех, кто окажется рядом с ребенком в роли воспитателя. Надо, чтобы в этой роли выступал прочный союз родителей и учителей, их взаимопонимание и взаимоподдержка.
Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать.
1
МБОУ Елизовская средняя школа № 2,
г.Елизова, Камчатского края
Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега… Л.Кассиль
Я часто размышляю о связи школы и семьи. Потому что порой эта связь превращается в тоненькую ниточку, которая может порваться. Установление контактов с родителями учащихся - начало всех начал. Вхождение в семью позволит родителям увидеть в наставнике своего ребенка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое.
Нельзя успешно осуществлять работу по воспитанию детей, если не сотрудничать с семьей. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом без предварительной постоянной работы с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.
Существует также мнение, что современные родители - чаще пропитатели, а не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. (Ю.А.Конаржевский). Таких родителей надо учить воспитывать детей, ибо не хлебом единым сыт человек.
Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ я, усваиваются первые социальные нормы и правила.
Семья формирует личность ребенка в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на ребенка в определенных аспектах через семью.
К сожалению многие современные родители этого не понимают. Ослаблению воспитательной роли семьи способствуют следующие факторы:
а) чрезмерная занятость родителей;
б) довольно высокий процент неблагополучных семей;
в) уровень образованности родителей;
г) состав семьи (неполные семьи, повторные браки, отсутствие сестер либо братьев);
д) недостаточная организация досуговой деятельности;
е) компьютеризация детства;
ж) недостаточная критичность родителей к себе, как к воспитателям.
В связи с этим возникает напряженность у родителей, детей, учителей. Уровень напряженности у детей выше, т.к. они являются промежуточным звеном в общении между взрослыми.
При обобщении полученной информации выявляются следующие причины, вызывающие напряженность и у взрослых, и у детей:
Учителя считают:
Родители мало времени уделяют школьной деятельности детей, слабо контролируют домашнее задание;
дети мало читают, часто не готовы к урокам, некоторые - плохо воспитаны, пассивны ;
не приучены к труду и самообслуживанию.
Родители:
школа перегружает детей заданиями, в классах неуютно, учитель часто равнодушен к детям;
не все проблемы решаются оперативно ;
отношение детей в классе агрессивно по отношению друг к другу.
Дети:
учителя задают много заданий ;
часто обижают одноклассники, а учитель не обращает на это внимание;
в школе скучно, проводится мало общих мероприятий; в них не все участвуют.
Таким образом, развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Организатором такого сотрудничества становится педагог. Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное донесение родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием принять меры без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо. Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
Процесс этот сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей в разговор.
Поэтому стараюсь придерживаться “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы, просить помочь в сопровождении детей на какие-либо мероприятия. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамы и папы убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И можно уже с лёгкостью найти с ними общий язык и выработать единую стратегию.
Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращаюсь к ним. Понимая это, они помогают и проявляют своё творчество во всём.
Например: вместе с детьми оформляли стенгазеты, готовили проекты, помогали в организации экскурсий, праздников, участвовали в конкурсах вместе с детьми. Обе стороны должны быть благодарны за общение. “Спасибо вам, милые родители! Какие вы умницы!” – часто говорю я им. “А что бы мы без вас делали” – слышу в ответ.
Вместе с этим в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.
- Первый запрет - это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим.
- Второй запрет - это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
- Третий запрет - запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции.
Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями:
Повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
Консультирование родителей по вопросам воспитания психологом школы;
Согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
Организация социально- педагогической помощи семье;
Совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания ребенка.
В своей работе использую такие формы педагогического просвещения родителей: открытые уроки и мероприятия, индивидуальные тематические консультации (Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность).
Посещение семьи, переписка с родителями (В настоящее время широкие возможности для организации взаимодействия семьи и школы предоставляет Интернет – переписка по электронной почте, информирование родителей об успеваемости через школьный сайт . Когда нет возможности пригласить всех родителей в школу, мы записываем видео поздравление или обращение и я отправляю в группу родителям), ролевые игры (это коллективная творческая, деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: Утро в вашем доме,Ребенок пришел из школы и т.д.). Родительские вечера (Интересной формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Это совместные конкурсы и игры.), родительские собрания. В принципе, каждое мероприятие имеет воспитательный характер. Но необходимо запомнить и применять на практике следующие правила проведения родительского собрания:
Никогда не говорить на общих родительских собраниях о конкретных детях. Для этого есть индивидуальное консультирование и микрособрания, посвященные той или иной проблеме. На них-то и следует приглашать именно тех родителей, для которых данный вопрос актуален, и, следовательно, интересен;
Не забывать, что родители могут поделиться друг с другом своим опытом, и создавать условия для этого обмена.
Не затягивать собрание искусственно.
Всегда сообщать родителям что-либо новое для них, то, что они могут применить на практике;
Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.
Итак, подводя итог всему сказанному, в заключении хочется сказать, что сегодняшние дети дадут завтра жизнь новому поколению людей. Какие люди будут населять Землю: разрушители себя и планеты или созидатели? Это во многом зависит от каждого из тех, кто окажется рядом с ребенком в роли воспитателя. Надо, чтобы в этой роли выступал прочный союз родителей и учителей, их взаимопонимание и взаимоподдержка.
Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать.
1