Публикации Рабочая программа по биологии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по биологии
Автор: Чернышова Надежда Константиновна


Министерство образования Ярославской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области
Переславский колледж им. А. Невского
Рабочая программа
учебного предмета ОУПБ.11 Биология
по специальности
43.02.17 Технология индустрии красоты
Базовый уровень
2023г
Организация разработчик: ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского.
Разработчик: Чернышова Н.К. – преподаватель химии, биологии
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Стр.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 28
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 36
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО 38 ПРЕДМЕТА
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУПБ.11 БИОЛОГИЯ
Федеральная рабочая программа по учебному предмету Биология (базовый уровень) (предметная область Естественно-научные предметы) (далее соответственно – программа по биологии, биология) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по биологии, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения биологии, характеристику психологических предпосылок к её изучению обучающимися, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по биологии включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения подходов к формированию содержания учебного предмета
Биология составили: концептуальные положения ФГОС СОО взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников, положения об общих целях и принципах, характеризующих современное состояние системы среднего общего образования в Российской Федерации, а также положения о специфике биологии, её значении в познании живой природы и обеспечении существования человеческого общества. Согласно названным положениям определены основные функции программы по биологии и её структура.
Программа по биологии даёт представление о целях, об общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
Биология, определяет обязательное предметное содержание, его структуру, распределение по разделам и темам, рекомендуемую последовательность изучения учебного материала с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики образовательного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
В программе по биологии также учитываются требования к планируемым личностным, метапредметным и предметным результатам обучения в формировании основных видов учебно-познавательной деятельности/учебных действий обучающихся по освоению содержания биологического образования.
В программе по биологии (базовый уровень) реализован принцип преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней
просматривается направленность на развитие знаний, связанных с формированием естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций личности, экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни и бережным отношением к окружающей природной среде. Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также знаний о строении живых систем разного ранга и сущности основных протекающих в них процессов в программе по биологии уделено внимание использованию полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе: профилактики наследственных заболеваний человека, медико-генетического консультирования, обоснования экологически целесообразного поведения в окружающей природной среде, анализа влияния хозяйственной деятельности человека на состояние природных и искусственных экосистем. Усиление внимания к прикладной направленности учебного предмета Биология продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения одной из актуальных задач школьного биологического образования, которая предполагает формирование у обучающихся способности адаптироваться к изменениям динамично развивающегося современного мира.
Программа по биологии является ориентиром для составления рабочих программ, авторы которых могут предложить свой вариант последовательности изучения и структуры учебного материала, своё видение путей формирования у обучающихся предметных знаний, умений и способов учебной деятельности, а также методических решений задач воспитания и развития средствами учебного предмета Биология.
Биология на уровне среднего общего образования занимает важное место. Он обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной картине мира, расширяет и обобщает знания о живой природе, её отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, создаёт условия для: познания законов живой природы, формирования функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и развивающих задач среднего общего образования, социализации обучающихся. Изучение биологии обеспечивает условия для формирования интеллектуальных, коммуникационных и информационных навыков, эстетической культуры, способствует интеграции биологических знаний с представлениями из других учебных предметов, в частности, физики, химии и географии. Названные положения о предназначении учебного предмета Биология составили основу для определения подходов к отбору и структурированию его содержания, представленного в программе по биологии.
Отбор содержания учебного предмета Биология на базовом уровне осуществлён с позиций культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования
общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей природной среде, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Особое место в этой системе знаний занимают элементы содержания, которые служат основой для формирования представлений о современной естественно-научной картине мира и ценностных ориентациях личности, способствующих гуманизации биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по биологии осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета Биология выделены следующие содержательные линии: Биология как наука. Методы научного познания, Клетка как биологическая система, Организм как биологическая система, Система и многообразие органического мира,
Эволюция живой природы, Экосистемы и присущие им закономерности.
Цель изучения учебного предмета Биология на базовом уровне – овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета Биология на базовом уровне обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях, законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования представлений о естественно-научной картине мира, о методах научного познания, строении, многообразии и особенностях живых систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и современных исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при изучении биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических знаний в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической культуры, для формирования научного мировоззрения;
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.
В системе среднего общего образования Биология, изучаемая на базовом уровне, является обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области Естественно-научные предметы.
Общее число часов, рекомендованных для изучения биологии – 39 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.
Биология как наука. Связь биологии с общественными, техническими и другими естественными науками, философией, этикой, эстетикой и правом. Роль биологии в формировании современной научной картины мира. Система биологических наук.
Методы познания живой природы (наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация, моделирование, статистическая обработка данных).
Демонстрации:
Портреты: Ч. Дарвин, Г. Мендель, Н.К. Кольцов, Дж. Уотсон и Ф. Крик.
Таблицы и схемы: Методы познания живой природы.
Живые системы (биосистемы) как предмет изучения биологии. Отличие живых систем от неорганической природы.
Свойства биосистем и их разнообразие. Уровни организации биосистем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный.
Демонстрации:
Таблицы и схемы: Основные признаки жизни, Уровни организации живой природы.
Оборудование: модель молекулы ДНК.
Раздел 2. Учение о клетке.
Химический состав клетки. Химические элементы: макроэлементы, микроэлементы. Вода и минеральные вещества.
Функции воды и минеральных веществ в клетке. Поддержание осмотического баланса.
Белки. Состав и строение белков. Аминокислоты – мономеры белков. Незаменимые и заменимые аминокислоты. Аминокислотный состав. Уровни структуры белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура). Химические свойства белков. Биологические функции белков.
Ферменты – биологические катализаторы. Строение фермента: активный центр, субстратная специфичность. Коферменты. Витамины. Отличия ферментов от неорганических катализаторов.
Углеводы: моносахариды (глюкоза, рибоза и дезоксирибоза), дисахариды (сахароза, лактоза) и полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза). Биологические функции углеводов.
Липиды: триглицериды, фосфолипиды, стероиды. Гидрофильно-гидрофобные свойства. Биологические функции липидов. Сравнение углеводов, белков и липидов как источников энергии.
Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Нуклеотиды – мономеры нуклеиновых кислот. Строение и функции ДНК. Строение и функции РНК. Виды РНК. АТФ: строение и функции.
Цитология – наука о клетке. Клеточная теория – пример взаимодействия идей и фактов в научном познании. Методы изучения клетки.
Клетка как целостная живая система. Общие признаки клеток: замкнутая наружная мембрана, молекулы ДНК как генетический аппарат, система синтеза белка.
Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Особенности строения прокариотической клетки. Клеточная стенка бактерий. Строение эукариотической клетки. Основные отличия растительной, животной и грибной клетки.
Поверхностные структуры клеток – клеточная стенка, гликокаликс, их функции. Плазматическая мембрана, её свойства и функции. Цитоплазма и её органоиды. Одномембранные органоиды клетки: ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы. Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды. Происхождение митохондрий и пластид. Виды пластид. Немембранные органоиды клетки: рибосомы, клеточный центр, центриоли, реснички, жгутики. Функции органоидов клетки. Включения.
Ядро – регуляторный центр клетки. Строение ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко. Хромосомы.
Транспорт веществ в клетке.
Демонстрации:
Портреты: А. Левенгук, Р. Гук, Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов, Дж. Уотсон, Ф. Крик, М. Уилкинс, Р. Франклин, К.М. Бэр.
Диаграммы: Распределение химических элементов в неживой природе,
Распределение химических элементов в живой природе.
Таблицыисхемы:Периодическаятаблицахимическихэлементов,
Строение молекулы воды, Биосинтез белка, Строение молекулы белка,
Строение фермента, Нуклеиновые кислоты. ДНК, Строение молекулы АТФ,
Строение эукариотической клетки, Строение животной клетки, Строение растительной клетки, Строение прокариотической клетки, Строение ядра клетки, Углеводы, Липиды.
Оборудование: световой микроскоп, оборудование для проведения наблюдений, измерений, экспериментов, микропрепараты растительных, животных и бактериальных клеток.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа № 1. Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом.
Раздел 3 Организм.
Обмен веществ, или метаболизм. Ассимиляция (пластический обмен) и диссимиляция (энергетический обмен) – две стороны единого процесса метаболизма. Роль законов сохранения веществ и энергии в понимании метаболизма.
Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный. Роль ферментов в обмене веществ и превращении энергии в клетке.
Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Реакции фотосинтеза. Эффективность фотосинтеза. Значение фотосинтеза для жизни на Земле. Влияние условий среды на фотосинтез и способы повышения его продуктивности у культурных растений.
Хемосинтез. Хемосинтезирующие бактерии. Значение хемосинтеза для жизни на Земле.
Энергетический обмен в клетке. Расщепление веществ, выделение и аккумулирование энергии в клетке. Этапы энергетического обмена. Гликолиз. Брожение и его виды. Кислородное окисление, или клеточное дыхание. Окислительное фосфорилирование. Эффективность энергетического обмена.
Реакции матричного синтеза. Генетическая информация и ДНК. Реализация генетической информации в клетке. Генетический код и его свойства. Транскрипция – матричный синтез РНК. Трансляция – биосинтез белка. Этапы трансляции. Кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка.
Неклеточные формы жизни – вирусы. История открытия вирусов (Д.И. Ивановский). Особенности строения и жизненного цикла вирусов. Бактериофаги. Болезни растений, животных и человека, вызываемые вирусами. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) – возбудитель СПИДа. Обратная транскрипция, ревертаза и интеграза. Профилактика распространения вирусных заболеваний.
Демонстрации:
Портреты: Н.К. Кольцов, Д.И. Ивановский, К.А. Тимирязев.
Таблицыисхемы:Типыпитания,Метаболизм,Митохондрия,
Энергетическийобмен,Хлоропласт,Фотосинтез,СтроениеДНК,
Строение и функционирование гена, Синтез белка, Генетический код,
Вирусы,Бактериофаги,СтроениеижизненныйциклвирусаСПИДа, бактериофага, Репликация ДНК.
Оборудование:модели-аппликацииУдвоениеДНКитранскрипция,
Биосинтез белка, Строение клетки, модель структуры ДНК.
Клеточный цикл, или жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз. Процессы, протекающие в интерфазе. Репликация – реакция матричного синтеза ДНК. Строение хромосом. Хромосомный набор – кариотип. Диплоидный и гаплоидный хромосомные наборы. Хроматиды. Цитологические основы размножения и индивидуального развития организмов.
Деление клетки – митоз. Стадии митоза. Процессы, происходящие на разных стадиях митоза. Биологический смысл митоза.
Программируемая гибель клетки – апоптоз.
Формы размножения организмов: бесполое и половое. Виды бесполого размножения: деление надвое, почкование одно- и многоклеточных, спорообразование, вегетативное размножение. Искусственное клонирование организмов, его значение для селекции.
Половое размножение, его отличия от бесполого.
Мейоз. Стадии мейоза. Процессы, происходящие на стадиях мейоза. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл и значение мейоза.
Гаметогенез – процесс образования половых клеток у животных. Половые железы: семенники и яичники. Образование и развитие половых клеток – гамет (сперматозоид, яйцеклетка) – сперматогенез и оогенез. Особенности строения яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение. Партеногенез.
Индивидуальное развитие (онтогенез). Эмбриональное развитие (эмбриогенез). Этапы эмбрионального развития у позвоночных животных: дробление, гаструляция, органогенез. Постэмбриональное развитие. Типы постэмбрионального развития: прямое, непрямое (личиночное). Влияние среды на развитие организмов, факторы, способные вызывать врождённые уродства.
Рост и развитие растений. Онтогенез цветкового растения: строение семени, стадии развития.
Демонстрации:
Таблицы и схемы: Формы размножения организмов, Двойное оплодотворение у цветковых растений, Вегетативное размножение растений,
Деление клетки бактерий, Строение половых клеток, Строение хромосомы,
Клеточный цикл, Репликация ДНК, Митоз, Мейоз, Прямое и непрямое развитие, Гаметогенез у млекопитающих и человека, Основные стадии онтогенеза.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты Сперматозоиды млекопитающего, Яйцеклетка млекопитающего, Кариокинез в клетках корешка лука, магнитная модель-аппликация Деление клетки, модель ДНК, модель метафазной хромосомы
Предмет и задачи генетики. История развития генетики. Роль цитологии и эмбриологии в становлении генетики. Вклад российских и зарубежных учёных в развитие генетики. Методы генетики (гибридологический, цитогенетический, молекулярно-генетический). Основные генетические понятия. Генетическая символика, используемая в схемах скрещиваний.
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон единообразия гибридов первого поколения. Правило доминирования. Закон расщепления признаков. Гипотеза чистоты гамет. Полное и неполное доминирование.
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Цитогенетические основы дигибридного скрещивания. Анализирующее скрещивание. Использование анализирующего скрещивания для определения генотипа особи.
Сцепленное наследование признаков. Работа Т. Моргана по сцепленному наследованию генов. Нарушение сцепления генов в результате кроссинговера.
Хромосомная теория наследственности. Генетические карты.
Генетика пола. Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметные и гетерогаметные организмы. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Изменчивость. Виды изменчивости: ненаследственная и наследственная. Роль среды в ненаследственной изменчивости. Характеристика модификационной изменчивости. Вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции признака. Количественные и качественные признаки и их норма реакции. Свойства модификационной изменчивости.
Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мейоз и половой процесс – основа комбинативной изменчивости. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций: генные, хромосомные, геномные. Частота и причины мутаций. Мутагенные факторы. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова.
Внеядерная наследственность и изменчивость.
Генетика человека. Кариотип человека. Основные методы генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, молекулярно- генетический. Современное определение генотипа: полногеномное секвенирование, генотипирование, в том числе с помощью ПЦР-анализа. Наследственные заболевания человека: генные болезни, болезни с наследственной
предрасположенностью, хромосомные болезни. Соматические и генеративные мутации. Стволовые клетки. Принципы здорового образа жизни, диагностики, профилактики и лечения генетических болезней. Медико-генетическое консультирование. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека.
Демонстрации:
Портреты: Г. Мендель, Т. Морган, Г. де Фриз, С.С. Четвериков, Н.В. Тимофеев-Ресовский, Н.И. Вавилов.
Таблицы и схемы: Моногибридное скрещивание и его цитогенетическая основа, Закон расщепления и его цитогенетическая основа, Закон чистоты гамет, Дигибридное скрещивание, Цитологические основы дигибридного скрещивания, Мейоз, Взаимодействие аллельных генов, Генетические карты растений, животных и человека, Генетика пола, Закономерности наследования, сцепленного с полом, Кариотипы человека и животных, Виды изменчивости, Модификационная изменчивость, Наследование резус- фактора, Генетика групп крови, Мутационная изменчивость.
Оборудование: модели-аппликации Моногибридное скрещивание,
Неполное доминирование, Дигибридное скрещивание, Перекрёст хромосом, микроскоп и микропрепарат Дрозофила (норма, мутации формы крыльев и окраски тела), гербарий Горох посевной.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторнаяработа №2 . Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Практическое занятие № 1. Решение элементарных генетических задач, генетические карты.
Практическое занятие №2 Сравнение процессов Митоза и Мейоза.
Селекция как наука и процесс. Зарождение селекции и доместикация. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений. Центры происхождения домашних животных. Сорт, порода, штамм.
Современные методы селекции. Массовый и индивидуальный отборы в селекции растений и животных. Оценка экстерьера. Близкородственное скрещивание – инбридинг. Чистая линия. Скрещивание чистых линий. Гетерозис, или гибридная сила. Неродственное скрещивание – аутбридинг. Отдалённая гибридизация и её успехи. Искусственный мутагенез и получение полиплоидов. Достижения селекции растений, животных и микроорганизмов.
Биотехнология как отрасль производства. Генная инженерия. Этапы создания рекомбинантной ДНК и трансгенных организмов. Клеточная инженерия.
Клеточные культуры. Микроклональное размножение растений. Клонирование высокопродуктивных сельскохозяйственных организмов. Экологические и этические проблемы. ГМО – генетически модифицированные организмы.
Демонстрации:
Портреты: Н.И. Вавилов, И.В. Мичурин, Г.Д. Карпеченко, М.Ф. Иванов.
Таблицы и схемы: карта Центры происхождения и многообразия культурных растений,Породыдомашнихживотных,Сортакультурныхрастений,
Отдалённая гибридизация, Работы академика М.Ф. Иванова, Полиплоидия,
Объектыбиотехнологии,Клеточныекультурыиклонирование,
Конструирование и перенос генов, хромосом.
Оборудование: муляжи плодов и корнеплодов диких форм и культурных сортов растений, гербарий Сельскохозяйственные растени
Раздел 4.Вид.
Предпосылки возникновения эволюционной теории. Эволюционная теория и её место в биологии. Влияние эволюционной теории на развитие биологии и других наук.
Свидетельства эволюции. Палеонтологические: последовательность появления видов в палеонтологической летописи, переходные формы. Биогеографические: сходство и различие фаун и флор материков и островов.
Эмбриологические: сходства и различия эмбрионов разных видов позвоночных. Сравнительно-анатомические: гомологичные, аналогичные, рудиментарные органы, атавизмы. Молекулярно-биохимические: сходство механизмов наследственности и основных метаболических путей у всех организмов.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения дарвинизма. Движущие силы эволюции видов по Дарвину (избыточное размножение при ограниченности ресурсов, неопределённая изменчивость, борьба за существование, естественный отбор).
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и её основные положения. Микроэволюция. Популяция как единица вида и эволюции.
Движущие силы (факторы) эволюции видов в природе. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф генов. Изоляция и миграция.
Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора.
Приспособленностьорганизмовкакрезультатэволюции.Примеры приспособлений у организмов. Ароморфозы и идиоадаптации.
Вид и видообразование. Критерии вида. Основные формы видообразования: географическое, экологическое.
Макроэволюция.Формыэволюции:филетическая,дивергентная, конвергентная, параллельная. Необратимость эволюции.
Происхождениеотнеспециализированныхпредков.Прогрессирующая специализация. Адаптивная радиация.
Демонстрации:
Портреты: К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин, В.О. Ковалевский, К.М. Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, А.Н. Северцов.
Таблицы и схемы: Развитие органического мира на Земле, Зародыши позвоночных животных, Археоптерикс, Формы борьбы за существование,
Естественный отбор, Многообразие сортов растений, Многообразие пород животных,Популяции,Мутационнаяизменчивость,Ароморфозы,
Идиоадаптации, Общая дегенерация, Движущие силы эволюции, Карта- схемамаршрутапутешествияЧ.Дарвина,Борьбазасуществование,
Приспособленностьорганизмов,Географическоевидообразование,
Экологическое видообразование.
Оборудование: коллекция насекомых с различными типами окраски, набор плодов и семян, коллекция Примеры защитных приспособлений у животных, модель Основные направления эволюции, объёмная модель Строение головного мозга позвоночных.
Биогеографическая карта мира, коллекция Формы сохранности ископаемых животных и растений, модель аппликация Перекрёст хромосом, влажные препараты Развитие насекомого, Развитие лягушки, микропрепарат
Дрозофила (норма, мутации формы крыльев и окраски тела).
Донаучные представления о зарождении жизни. Научные гипотезы возникновения жизни на Земле: абиогенез и панспермия. Химическая эволюция. Абиогенный синтез органических веществ из неорганических. Экспериментальное подтверждение химической эволюции. Начальные этапы биологической эволюции. Гипотеза РНК-мира. Формирование мембранных структур и возникновение протоклетки. Первые клетки и их эволюция. Формирование основных групп живых организмов.Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Катархей. Архейская и протерозойская эры. Палеозойская эра и её периоды: кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский.
Мезозойская эра и её периоды: триасовый, юрский, меловой.
Кайнозойская эра и её периоды: палеогеновый, неогеновый, антропогеновый. Характеристикаклиматаигеологическихпроцессов.Основныеэтапы эволюции растительного и животного мира. Ароморфозы у растений и животных.
Появление, расцвет и вымирание групп живых организмов.
Система органического мира как отражение эволюции. Основные систематические группы организмов.
Эволюция человека. Антропология как наука. Развитие представлений о происхождении человека. Методы изучения антропогенеза. Сходства и различия человека и животных. Систематическое положение человека.
Движущие силы (факторы) антропогенеза. Наследственная изменчивость и естественный отбор. Общественный образ жизни, изготовление орудий труда, мышление, речь.
Основные стадии и ветви эволюции человека: австралопитеки, Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек неандертальский, Человек разумный. Находки ископаемых остатков, время существования, область распространения, объём головного мозга, образ жизни, орудия.
Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негро-австралоидная (экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Черты приспособленности представителей человеческих рас к условиям существования. Единство человеческих рас. Критика расизма.
Демонстрации:
Портреты: Ф. Реди, Л. Пастер, А.И. Опарин, С. Миллер, Г. Юри, Ч. Дарвин.
Таблицыисхемы:ВозникновениеСолнечнойсистемы,Развитие органическогомира,Растительнаяклетка,Животнаяклетка,
Прокариотическаяклетка,Современнаясистемаорганическогомира,
Сравнение анатомических черт строения человека и человекообразных обезьян,
Основные места палеонтологических находок предков современного человека,
Древнейшиелюди,Древниелюди,Первыесовременныелюди,
Человеческие расы.
Оборудование: муляжи Происхождение человека (бюсты австралопитека, питекантропа, неандертальца, кроманьонца), слепки или изображения каменных орудий первобытного человека (камни-чопперы, рубила, скребла), геохронологическая таблица, коллекция Формы сохранности ископаемых животных и растений.
Раздел 5 Экосистемы
Экология как наука. Задачи и разделы экологии. Методы экологических исследований. Экологическое мировоззрение современного человека.
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная.
Экологические факторы. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные. Действие экологических факторов на организмы.
Абиотические факторы: свет, температура, влажность. Фотопериодизм. Приспособления организмов к действию абиотических факторов. Биологические ритмы.
Биотические факторы. Виды биотических взаимодействий: конкуренция, хищничество, симбиоз и его формы. Паразитизм, кооперация, мутуализм, комменсализм (квартиранство, нахлебничество). Аменсализм, нейтрализм. Значение биотических взаимодействий для существования организмов в природных сообществах.
Экологические характеристики популяции. Основные показатели популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост, миграция. Динамика численности популяции и её регуляция.
Демонстрации:
Портреты: А. Гумбольдт, К.Ф. Рулье, Э. Геккель.
Таблицы и схемы: карта Природные зоны Земли, Среды обитания организмов, Фотопериодизм, Популяции, Закономерности роста численности популяции инфузории-туфельки, Пищевые цепи.
Сообщество организмов – биоценоз. Структуры биоценоза: видовая, пространственная, трофическая (пищевая). Виды-доминанты. Связи в биоценозе.
Экологические системы (экосистемы). Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Функциональные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические (пищевые) уровни экосистемы. Пищевые цепи и сети. Основные показатели экосистемы: биомасса,
продукция. Экологические пирамиды: продукции, численности, биомассы. Свойства экосистем: устойчивость, саморегуляция, развитие. Сукцессия.
Природные экосистемы. Экосистемы озёр и рек. Экосистема хвойного или широколиственного леса.
Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы.
Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем.
Биоразнообразие как фактор устойчивости экосистем. Сохранение биологического разнообразия на Земле.
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы, состав и структура биосферы. Живое вещество и его функции. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие и обратная связь в биосфере.
Круговороты веществ и биогеохимические циклы элементов (углерода, азота).
Зональность биосферы. Основные биомы суши.
Человечество в биосфере Земли. Антропогенные изменения в биосфере.
Глобальные экологические проблемы.
Сосуществование природы и человечества. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости биосферы. Основа рационального управления природными ресурсами и их использование. Достижения биологии и охрана природы.
Практическое занятие №5 Описание антропогенныхизменений в естественных природных ланшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем(например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы ( например, пшеничного леса).
Демонстрации:
Портреты: А.Дж. Тенсли, В.Н. Сукачёв, В.И. Вернадский.
Таблицыисхемы:Пищевыецепи,Биоценоз:составиструктура,
Природные сообщества, Цепи питания, Экологическая пирамида,
Биосфера и человек, Экосистема широколиственного леса, Экосистема хвойного леса, Биоценоз водоёма, Агроценоз, Примерные антропогенные воздействия на природу, Важнейшие источники загрязнения воздуха и грунтовых вод, Почва – важнейшая составляющая биосферы, Факторы деградации почв, Парниковый эффект, Факторы радиоактивного загрязнения биосферы, Общая структура биосферы, Распространение жизни в биосфере,
Озоновый экран биосферы, Круговорот углерода в биосфере, Круговорот азота в природе.
Оборудование: модель-аппликация Типичные биоценозы, гербарий
Растительные сообщества, коллекции Биоценоз, Вредители важнейших сельскохозяйственных культур, гербарии и коллекции растений и животных, принадлежащие к разным экологическим группам одного вида, Красная книга Российской Федерации, изображения охраняемых видов растений и животных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Согласно ФГОС СОО устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися программ среднего общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре личностных результатов освоения предмета Биология выделены следующие составляющие: осознание обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению, наличие мотивации к обучению биологии, целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических традиций развития биологического знания, готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности ценностно- смысловыми установками, присущими системе биологического образования, наличие экологического правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета Биология достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения учебного предмета Биология должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении биологических экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её;
умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимания значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения);
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдение правил поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов, экосистем, биосферы);
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, готовности к участию в практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;
убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечения нового уровня развития медицины, создание перспективных биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития человечества, поиска путей выхода из глобальных экологических проблем и обеспечения перехода к устойчивому развитию, рациональному использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов жизни;
заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности, как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;
понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений, умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
способность самостоятельно использовать биологические знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения учебного предмета Биология включают: значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира и специфику методов познания, используемых в естественных науках (вещество, энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория, исследование,
наблюдение, измерение, эксперимент и других), универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и социальной компетенции обучающихся, способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;
применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в различных информационных источниках;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия
в профессиональную среду;
уметьпереноситьзнаниявпознавательнуюипрактическуюобласти жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий, совершенствовать культуру активного использования различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другое);
использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической информацией: применять химические, физические и математические знаки и символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи,
учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, предпосылок возникновения конфликтных ситуаций, уметь смягчать конфликты и вести переговоры;
владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы СОО по биологии на базовом уровне включают специфические для учебного предмета Биология научные знания, умения и способы действий по освоению, интерпретации и преобразованию знаний, виды деятельности по получению нового знания и применению знаний в различных учебных ситуациях, а также в реальных жизненных ситуациях, связанных с биологией. В программе предметные результаты представлены по годам обучения.
Предметные результаты освоения учебного предмета Биология
должны отражать:
сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения, о вкладе российских и зарубежных учёных- биологов в развитие биологии, функциональной грамотности человека для решения жизненных задач;
умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, организм, метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), уровневая организация живых систем, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, рост и развитие, вид, популяция, генофонд, эволюция, движущие силы (факторы) эволюции, приспособленность организмов, видообразование, экологические факторы, экосистема, продуценты, консументы, редуценты, цепи питания, экологическая пирамида, биогеоценоз, биосфера;
умение излагать биологические теории (клеточная, хромосомная, мутационная, центральная догма молекулярной биологии), законы (Г. Менделя,
Т. Моргана, Н.И. Вавилова) и учения (о центрах многообразия и происхождения культурных растений Н.И. Вавилова), определять границы их применимости к живым системам;
умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание живых систем, процессов и явлений, организация и проведение биологического эксперимента, выдвижение гипотезы, выявление зависимости между исследуемыми величинами, объяснение полученных результатов, использованных научных понятий, теорий и законов, умение делать выводы на основании полученных результатов;
умение выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот, одноклеточных и многоклеточных организмов, особенности процессов: обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, размножения, индивидуального развития организма (онтогенез);
умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения норм грамотного поведения в окружающей природной среде, понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования;
умение решать элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, составлять схемы моногибридного скрещивания для предсказания наследования признаков у организмов;
умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы), этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии.
умение излагать биологические теории (эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции), законы и закономерности (зародышевого сходства К.М. Бэра, чередования главных направлений и путей эволюции А.Н. Северцова, учения о биосфере В.И. Вернадского), определять границы их применимости к живым системам;
умение выделять существенные признаки строения биологических объектов: видов, популяций, продуцентов, консументов, редуцентов, биогеоценозов и экосистем, особенности процессов: наследственной изменчивости, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов, действия экологических факторов на организмы, переноса веществ и потока энергии в экосистемах, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и биогеохимических циклов в биосфере;
умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
умение критически оценивать и интерпретировать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы), рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУПУ.11 БИОЛОГИЯ
Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
39
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
39
в том числе:
лабораторные работы и
практические занятия
6
в форме практических занятий
10
Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета.
2
Тематический план и содержание учебного предмета ОУПУ.11 Биология
Название тем
Содержание учебного материала, самостоятельных работ обучающегося
Количество часов
Уровни усвоения
Раздел 1.
Биология как наука. Методы научного познания
2
Краткая история развития биологии. Система биологических наук.
Сущность жизни и свойства живого
Уровни организации живой материи. Методы биологии.
2
2
Раздел 2.
Учение о клетке.
4ч+ 2чЛПЗ
История изучения клетки. Клеточная теория.
Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки Работы Р. Гука, А Ван Левенгука, К. Э. Бера, Р. Броуна, Р. Вихрова. Развитие знаний о клетке. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в становлении и формировании современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.
Химический состав клетки. Единство элементарного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки организма.
2
2
Органические вещества. Общая характеристика. Углеводы. Липиды. Белки.
Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Строение, свойства и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
Органические вещества. Нуклеиновые кислоты
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Строение, свойства и роль нуклеиновых кислот в клетке человека.
2
2
Эукариотическая клетка. Строение и функции клетки.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Строение клетки. Строение эукариотической клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро.
Клеточное ядро. Хромосомы.
Прокариотическая клетка. Особенности клеток прокариот.
Прокариотическая клетка: форма, размеры, строение. Распространение и значение бактерий в природе.
2
2
Лабораторно-практические занятияе №1
Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом
2
2
Раздел 3.
Орга Организм.
7ч+4ч З ЛПЗ
+4ПЗ
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.
Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.
Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов. Метаболизм. Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Биологическое окисление без и при участии кислорода. Особенности энергетического обмена
Пластический обмен. Фотосинтез.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
1
2
Деление клетки. Митоз.
Размножение организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Фазы митоза. Биологическое значение митоза.
Образование половых клеток. Мейоз.
Мейоз. Образование половых клеток. Гаметы. Диплоидный, гаплоидный наборы хромосом. Фазы мейоза. Биологическое значение мейоза
2
2
Основы генетики.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
История развития генетики. Наследственность и изменчивость. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Гибридологический метод. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.
Изменчивость. Наследственная и ненаследственная. Виды изменчивости. Изменения под внешней средой. Мутации.
Генетика и здоровье человека.
Значение генетики для медицины и здравоохранения
1
2
Селекция: основные методы и достижения.
Основы селекции. Задачи селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология: достижения и перспективы развития.
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Клеточная инженерия. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Перспективы биотехнологии.
Проведение биологических исследований: анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
1
2
Лабораторно - практические занятие №2, №3
Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой .
Практическое занятие №1
Решение элементарных генетических задач, генетические карты.
Практическое занятие №2
Сравнение процессов Митоза и Мейоза
8
2
Раздел 4.
Вид.
6ч+4ч
ПЗ
Развитие биологии в додарвинский период. Работы К. Линнея.
История эволюционных идей. Значение работ К Линнею.
Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. учения Ж. Б, Ламарка.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Развитие биологии в додарвинский период. Эволюционной теории Ч. Дарвина.
Вид: критерии и структура.
Вид, его критерии, популяционная структура вида.
Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию.
Популяция как структурная единица вида, как единица эволюции.
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Взаимоотношения организмов в популяциях
2
2
Факторы эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Факторы эволюции: борьба за существование, естественный отбор, мутационный процесс, популяционные волны, изоляция; их влияние на генофонд популяции.
Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора.
Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Творческая роль ЕО.
Видообразование как результат эволюции.
Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов Современные представления о видообразовании. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития
2
2
Доказательства эволюции органического мира.
Доказательства эволюции органического мира. Макроэволюция. Переходные форм
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.
Происхождение жизни на Земле. Развитие представлений о возникновении жизни, опыты Ф.Реди, Л.Пастера.Гипотезы происхождения жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Синтетическая теория эволюции.
Современные представления о возникновении жизни .Развитие жизни на земле.
Гипотезы происхождения человека.
Происхождение человека. Положение человека в системе животного мира. Гипотезы происхождения человека. Антропология.
Эволюция человека.
Эволюция человека, основные этапы антропогенеза. Движущие силы антропогенеза.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Человеческие расы.
Расы человек
а и их происхождение. Расогенез. Видовое единство человека. Критика расизма.
2
2
Практические занятия №3, №4
Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания(водной, наземно-воздушной, почвенной).
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
4
2
Раздел 5.
Экосистемы
2ч + 2чПЗ
Организм и среда. Экологические факторы. Их значение в жизни организма.
Предмет и задачи экологии. Организм и среда. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Биологический оптимум.
Структура экосистем.
Структура экосистем. Видовая и пространственная структура экосистем. Примеры экосистем.
Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.
Поток энергии. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.
Влияние человека на экосистемы. Биосфера - глобальная экосистема .
2
2
Роль живых организмов в биосфере. Биосфера и человек.
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Влияние человека на природу.
Практические занятия № 5.
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
2
2
Дифференцированный зачет.
2
Всего
39
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебного предмета требует наличия учебного кабинета _____Биологии________; лаборатории_________.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- магниты;
Методическое обеспечение
- плакаты;
- таблицы;
- карточки – задания;
- вопросы к зачётам.
Технические средства обучения: ________________________________
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: лабораторные столы, - стулья;
- сушильные шкафы;
- весы;
- хим. реактивы;
-микроскоп
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Биология, 10 класс/ Каменский А.А., Касперская Е.К., Сивоглазов В.И., Акционерное общество Издательство Просвещение,2021г.
2. Биология, 101класс/ Каменский А.А., Касперская Е.К., Сивоглазов,2021г.
Дополнительные источники
1. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2017
2. Беляев Д.К., Дымщиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2017.
3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 2017.
4. Общая биология. 10-11класс. Каменский А.А., Крикунов Е.А., Пасечник В.В.М: просвещение 2017.
5. Биология. Общая биология. Рабочая тетрадь. 10-11 классы. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Дымшиц Г.М., Саблина О.В. Москва: просвещение 2017год
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Биология. 10—11 кл. Программы : учебно-методическое
пособие / И. Б. Агафонова, Н. В. Бабичев, В. И. Сивоглазов. — М. : Дрофа, 2019.
Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / Сивоглазов В.И. – М. : Просвещение, 2017. – 82 с. : ил. - ISBN 978- 5-09-049814-2.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Библиотека ЦОК . КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения:
Аудиторных занятий
Самостоятельных работ обучающихся
Контрольных работ
Практических занятий
Результат обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
Устный опрос, самооценка, взаимооценка
Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
Устный опрос.
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Устный опрос, тестовые задания
Сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы. Зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполовое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
Устный опрос, взаимообщение
Анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Устный опрос, лабораторно-практические занятия.
Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
Устный опрос, самостоятельная работа.
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках) учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
Устный опрос.
Для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
Устный опрос, показ видеофильма.
Оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
Устный опрос, показ видеофильма.
Знать:
Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
Устный опрос, самостоятельная работа.
Строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
Устный опрос, тестовые задания, самостоятельная работа, рефераты.
Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
Устный опрос, рефераты
Вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
Устный опрос, самостоятельная работа
Биологическую терминологию и символику;
Устный опрос, тестовые задания, сообщение.
4
40