Публикации Дидактические требования к современному уроку в условиях ориентации на новые образовательные результаты в процессе преподавания математики в школах для слепых и слабовидящих детей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактические требования к современному уроку в условиях ориентации на новые образовательные результаты в процессе преподавания математики в школах для слепых и слабовидящих детей
Автор: Елена Сергеевна Орехова

Орехова Елена Сергеевнаучитель математикиГБОУ школа-интернат №3 г. АрмавираДидактические требования к современному уроку в условиях ориентации на новые образовательные результаты в процессе преподавания математики в школах для слепых и слабовидящих детейУрок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.В.А. СухомлинскийВ настоящее время школа переориентирована на новые образовательные результаты, принципиально изменяются характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, содержание образования, формы работы учителя и ученика.Но, как сотни лет назад, современная школа немыслима без урока, где встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик.По образному выражению Н.М. Верзилина, «Урок- это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий».Урок- динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которых в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твёрдому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для расширения поставленных задач образования, развития и воспитания.Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, содержания и способов проведения урока. В соответствии с этим подходом выделяются следующие типы уроков: уроки изучения нового учебного материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Данные уроки в чистом виде нечасто приходится видеть, за исключением комбинированного, но классификация помогает все же осознать важные характеристики урока, в частности, его структуру.Типичная структура комбинированного урока такова: организационный момент, проверка домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепление его и задание на дом. Это традиционное, достаточно эффективное построение урока, однако, превращаясь в шаблон, снижает уровень обучения.Существуют и не традиционные формы урока, имеющие не традиционную структуру. Нетрадиционные формы урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счёт активизации деятельности учеников на уроке. Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: уроки-деловые или ролевые игры, уроки-пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки-игры, уроки-праздники, уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д.Несмотря на большое количество разнообразных форм урока, многие учителя по-прежнему тяготеют к традиционным. Но использование традиционных форм урока привело к тому, что современным школьникам, окруженным с детства новыми технологиями, стало скучно учиться. Детям нужен современный урок! Сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в образовательный процесс новые методы подачи информации. Ведь компьютерные технологии оказывают большое внимание на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются его любимые герои и увлечения. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ, гораздо легче воспринимает предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств или же цифровых лабораторий.Учителю необходимо в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы удивить, привлечь внимание, вызвать изумление, восторг учеников, активизировать их, заставить мыслить, искать, действовать. Это может быть нестандартный подход к уже известному, интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, представленные с помощью новых технологий.Гораздо интереснее работать в мини-лабораториях, в которых можно проводить эксперименты, находить доказательства, вероятности физических теорий, воспринимать самые сложные проявления законов природы не просто наглядно, а как самое настоящее чудо или забавный фокус. Вполне возможно создавать искусственное облако или торнадо, генерировать электроэнергию, сочинять электронную музыку, собирать и программировать роботов и совсем необязательно проводить уроки в учебных кабинетах! Настоящим зрелищем для детей может стать парк оживших галографических динозавров, феерично предстанет лазерное шоу эволюции человека, животных, растений и многое другое, если использовать «живое», трёхмерное пространство в конференц-зале школы. Пока это кажется фантастическим, но ведь совсем недавно казалось нереальным всё то, чем возможно воспользоваться сейчас для реализации образовательного процесса: и сетевое взаимодействие, и использование цифровых образовательных ресурсов, и интерактивные доски, работающие практически в каждом учебном кабинете, и робототехника, и цифровые лаборатории «Архимед», и мобильное обучение «один ученик: один компьютер».Будущее за информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ)!Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, должен составлять план урока, исходя из его целей, при отборе учебного материала должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.Констатируя и осуществляя урок, необходимо учитывать требования к современному уроку.Система требований к уроку включает:
  • Целеполагание. Перед обучающимся должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности целеполагание осуществляется с обучающимся, исходя из сформулированной (желательно обучающимся) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке, они должны знать и план достижения поставленных задач.
  • Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются также решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания.
  • Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
  • Отбор содержания. На уроке должны быть качественно отработаны знания, которые обеспечивают достижение результатов урока, определенных программой. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не должна создавать перегрузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:
  • а) находится в зоне актуальности (то есть согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);б) подаётся в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией и известной информацией;в) затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);г) активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающегося);д) является базовой для принятия решения, то есть требует разработки заданий по практическому использованию информации;е) транслируется другому человеку в процессе вербального общения.5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.7. Использование разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – посредством учебных знаний создать условия, инициирующие деятельность обучающихся.8. Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Э то значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающихся в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.10. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развить коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи. Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока.11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.14. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определённых образовательной программой; иметь возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию с учётом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающей предпосылкой для реализации целевых установок современной системы образования.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  • Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах / М.: Аспект-пресс, 2016. – 390 с.
  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. []