Публикации Исследовательская и проектная деятельность обучающихся на уроках математики (математическая фильм-сказка как проект)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская и проектная деятельность обучающихся на уроках математики (математическая фильм-сказка как проект)
Автор: Елена Сергеевна Орехова

Орехова Елена Сергеевнаучитель математикиГБОУ школа-интернат №3 г. АрмавираИсследовательская и проектная деятельность обучающихся на уроках математики (математическая фильм-сказка как проект)Современный учитель – это тот, кто учит самому учению. Учит не столько действовать, сколько планировать будущее действие, ставить цель и искать способы ее достижения. Поэтому, учитель сегодня должен не только хорошо владеть учебным материалом, но и творчески подходить к каждому уроку, постоянно находиться в поисках новых методов и приемов, хорошо знать психологию ученика.Главная цель деятельности учителя, преподавателя – создание условий для раскрытия индивидуальных способностей обучающихся, формирование у них умений самостоятельно учиться; планировать, организовывать, корректировать, контролировать и оценивать свою учебно-познавательную деятельность.Математика – область знаний, осваивая которую, ученик учится думать. Большинству выпускников средних общеобразовательных и специальных профессиональных учебных заведений она никогда не понадобится в чистом виде, но практика мышления, которую обучающиеся приобрели, изучая математику, является прочным фундаментом любой сферы деятельности. Не зря еще древние греки видели в геометрии необходимую пропедевтику для философии, об этом свидетельствует известная надпись на дверях Академии Платона, запрещавшая переступать порог всякому, кто чужд геометрии.Задачи обучения в том, чтобы занятия математикой помогали:
  • Воспитывать гражданина, способного к активной жизненной позиции;
  • Осознавать необходимость математических знаний для становления личности;
  • Творческие способности обучающихся;
  • Сформировать навыки самостоятельной деятельности и объективного оценивания каждым обучающимся своих знаний и умений;
  • Эффективность обучения математике во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. Методы активного обучения – это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:
  • вынужденная активность обучения;
  • самостоятельной выработкой решений обучаемым;
  • высокой степенью вовлеченности обучаемых в учебный процесс;
  • преимущественной направленностью на развитие или приобретение математических умений и навыков;
  • постоянной связью обучающихся и учителя и контролем над самостоятельной работой обучения [1, с. 1,2].
  • Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов обучающихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр, облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы:1 этап
  • мотивационный: учитель заявляет общий замысел, создает положительный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи.
  • Планово-подготовительный: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план.
  • 2этап
  • Информационно-оперативный: ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет, и сам является информационным источником.
  • 3 этапРефлексивно-оценочный: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности [2, с.1].Урок – основная форма работы в учебном учреждении, необычайно сложный педагогический элемент. Единой модели всех, без исключения, уроков нет и быть не может. Учитывая многообразие подходов к теоретическому осмыслению сущности и классификации активных методов обучения, предлагаемых различными авторами, представляется целесообразным использовать наиболее очевидный способ их классификации – адресный, т.е. определяющий направление использования того или иного способа на уроке. Таким образом, оказывается возможным разделить многочисленный арсенал педагогических воздействий, причисляемый к активным и интерактивным методам обучения. Всего на три группы:
  • Индивидуальные (учебник, тетрадь, учебные средства, компьютер).
  • Групповые (работа в группах, проект, мозговой штурм)
  • Фронтальные:
  • а) аудиовизуальные(опорные сигналы, музыка, ТВ, видеосъемки) б) деловые игры, тренинг (ролевые, имитационные, учебные, ситуационные, организованно-деятельностные).Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работы, командные соревнования, такие как: разработка групповых проектов, математический бой, урок взаимообучения учащихся, урок-КВН и другие.Вашему вниманию представлена методическая разработка «Математика в сказках», может быть проведено как на занятиях по математике, так и на занятиях по методике преподавания математики. Оно может быть использовано как элемент обобщающего занятия, так и на уроке изучения новой темы. Это занятие можно классифицировать:по типу деятельности участниковпроектная, демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности.по численности участвующих методы, предполагающие работу участников в группах не более 4 человек.по принципу использования вычислительной техники: компьютерные.«Математика в сказках»Цель занятия: Изучить математическое понятие, его свойства и представить его в нетрадиционной форме.Участники: группа обучающихся, разделенная на подгруппы, численностью не более 4 человек.Задача занятия: Создать фильм-сказку о математическом понятии и его свойствах.Сценарий занятия.
  • Разминка: дается математическое понятие, например – функция, какая подгруппа назовет и даст определения математических терминов, связанных с понятием «функция». (10 мин.)
  • Уточнение требований к математической сказке, к фильму: его содержанию, оформлению и продолжительности (5 мин.)
  • Требования к сказке:- содержит само математическое понятие, как главного героя сказки;- в ходе сказки должны быть использованы свойства данного математического понятия в роли его характеристических свойств или других героев сказки;- сказка может не иметь конкретного окончания и может дать возможность другим обучающимся завершить составленную сказку.Требования к фильму:- фильм может быть мультипликационным или игровым (с участием актеров);- фильм должен быть цветным;- продолжительность фильма не более 7 минут;- в конце фильма обязательно должны быть вопросы по содержанию фильма. Например, какое математическое понятие является главным героем фильма, какие свойства этого понятия выступают героями фильма или чертами характера главного героя и т. п. 3. Работа в подгруппах составление математической сказки и сценария фильма (не менее 25 мин.)4. Создание фильма с помощью ПК. Внеаудиторная часть занятия: самостоятельная работа обучающихся, с привлечением учителя информатики для консультаций.5. Презентация проектов и ответы на вопросы, сформулированные по составленной сказке.6. Обсуждение в сформированных подгруппах итогов презентаций фильмов других подгрупп и возможных дополнений, корректировок к фильму. Оценивание работ.Для создания сказки и фильма по сказке обучающимся необходимо самостоятельно изучить данное математическое понятие, его свойства, доказательства этих свойств, систематизировать полученные знания и использовать их в нестандартной ситуации с использованием творческих элементов.Таким образом, применение активных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника школы, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте [3, с. 3,4]СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  • Бердникова Е.Л. Активные формы обучения. – Режим доступа: http//festival.1september.ru
  • Придача С.И. Активные методы обучения. – Режим доступа: http//festival.1september.ru
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.