Публикации Развитие самооценки ребенка дошкольного возраста через творчество

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие самооценки ребенка дошкольного возраста через творчество
Автор: Наумова Вероника Юрьевна

Наумова Вероника Юрьевна

Педагог-психолог структурного подразделения «Детский сад №18 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад Радуга» комбинированного вида» Рузаевскогомуниципального района

Развитие самооценки ребенка дошкольного возраста через творчество

Современное общество предъявляет все более повышенные требования к человеку как к личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность, как к себе,так и к окружающим.                    

 В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать себя, как личность, на ребенку необходимо помочь сформировать базу для развития самосознания и правильной самооценки.  Именно от самооценки будет зависеть гармоничен ли индивид в социуме и насколько успешно он может строить отношения с окружающими людьми. Следовательно, самооценка не только влияет на эффективность и успех деятельности индивида в настоящее время, но и предопределяет последующее формирование самого человека как личности.  

В дошкольном возрасте самооценка имеют скорее эмоциональный характер, которая проявляется в оценке предметных и внешних данных («А мне купили куклу», «А зато у меня есть вот что», «У меня новые туфли, а у тебя таких нет» и т.п.). Практика показывает, что для формирования самооценки на ребенка воздействует оценка окружающих его людей: друзья, родители, педагоги. У ребенка постепенно накапливаются представления о своих возможностях путем получаемого опыта, например, в творческой деятельности, в общении со взрослыми и друзьями; учится оценивать своих друзей, окружающих, их поступки.

 Именно творческая деятельность может оказать влияние на формирование положительной самооценки дошкольника, она может быть любая , например рисование по образцуи представлению, конструирование, театрализованная деятельность, лепка какого либо предмета, изготовление украшений, героев, картин из любого материала. Эта творческая деятельность насыщенно эмоциональная, что привлекает детей. Она приносит детям истоки творчества, принимая руководство взрослого, не замечая его, позволит преодолеть «эгоцентризм»: учатся соотносить собственную позицию с другими возможными позициями,  координировать в творчестве различные творческие способности детей, сравнивать свой результат деятельности с другими, при этом адекватно оценивая свои возможности и возможности других детей. Также замечено, что в творческом процессе наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечаетспецифике его развития психических процессов. В творческой деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с новыми материалами, при этом оценивают свои возможности работы с ними. Велико значение творческой деятельности и для речевого развития (развитие мелкой моторики рук, расширение словарногозапаса). Наконец, любая творческая деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка, формирования положительной самооценки.

В творческой деятельности, не важно, чем на данный момент занимается ребенок (рисует, придумывает что- либо,конструирует и т.д.) дошкольник может выбрать сам вид творчества, при этом ему предоставляется возможность самому подобрать цвет, размер, материал изделия проявив свою индивидуальность. Что так же благоприятно сказывается на развитии самооценки.

         Таким образом, при систематической работе, направленной на развитие положительной самооценки, в 5 лет ребенок может определить поступки других, а к 6-7 годам дошкольник может мотивировать самооценку, объяснить, что получилось или не получилось, почему…Но к7 годам уже имеет представления о своих способностях и возможностях, не только с позиции творчества, но и с позиции умственных возможностей и нравственных качеств, адекватно их оценивает. Кроме понимания своих качеств, старшие дошкольники могут понимать мотивы своих и чужих действий.

В оценивании своих результатов творческой деятельности и других детей ребенок, порой отталкивается от своих интересов и ценностей, то есть от имеющейся своей собственной позиции. Постепенно дошкольник осознает не только своиморальные качества, но и переживания, эмоции. Дошкольника старшего возраста начинают интересовать и определенные психические процессы, характерные для него самого.

В творческой, как и в игровой деятельности у детей удовлетворяется потребность в признании иформируется самопознание. Игра – это модель социальных отношений, в которой проецируются формы поведения дошкольника.

Очень важно акцентировать внимание педагога на результат деятельности каждого ребенка, выделять положительные стороны, оценивать его желание, и сам результат деятельности. Не забывать хвалить. При это разбирая, что не вышло, над чем нужно по работать.

Использование творческих заданий на занятиях способствуют выявлению способностей и развитию личностно-творческого потенциала, формированию адекватной самооценки у ребенка, развитию умения принимать самостоятельные решения, формирует навыки само регуляции и коррекции эмоциональной сферы.Творческая деятельность учит детей уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивает рефлексию, формирует у них чувство собственного достоинства.

Адекватная самооценка детей дошкольного возраста залог гармонично развитой и психически здоровой личности в бедующей его жизни.