Публикации Использование активных методов обучения на уроках окружающего мира в 4 классе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование активных методов обучения на уроках окружающего мира в 4 классе
Автор: Коваленко Софья Михайловна

1 Использование активных методов обучения на уроках окружающего мира в 4 классе Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но и ученики. Расскажу об опыте применения активных методов обучения на уроках окружающего мира в 4 классе. На уроке-обобщения по теме: «Формы земной поверхности» были использованы методы Сингапурской системы. Ученики объединились в 4 команды. После целеполагания на первом этапе была применена обучающая структура «Раунд робин» (говорить по кругу). Каждая команда выбрала форму поверхности: равнины, горы, овраги, холмы. Дана установка к действию: - подумайте; - запишите определение; - обменяйтесь ответами. После 5 минут подготовки, один ученик из команды давал ответ перед классом. Мы продолжили обобщение знаний при помощи структуры Джот Тотс (запишите мысли). Учащимся было предложено громко проговорить придуманное слово по данной теме, записать его на листочек и положить в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очерёдности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно в середине стола окажутся 16 листочков. Далее нужно связать слова в сообщение. Вот примеры ключевых слов, которые могут быть записаны по теме «Формы земной поверхности»: 1 2 3 4 Холм, гора Овраги Солнце, вода, ветер Деятельность человека склон подошва вершина высота ущелье перевал тоннель горная страна потоки воды разрушение размыв углубления дороги пашни распахивание склонов поперёк перепад температур разрушение выветривание острова наносы пещеры ущелья барханы курганы валы рвы насыпи карьеры отвалы Далее учитель снова предлагает «говорить по кругу»: - Сделайте сообщение по своей теме, используя ключевые слова. Каждый ученик составляет одно предложение. Последовали сообщения команд. Урок прошёл на эмоциональном подъёме, наблюдалась стопроцентная включённость детей в процесс. Ребята выразили пожелание - чаще проводить уроки обобщения в такой активной форме! При изучении темы «Природное сообщество – лес» использовался метод мини-проектов. Подготовка к уроку началась за неделю до проведения. Ребята под руководством педагога и родителей осуществляли информационный поиск для составления сообщений об одном растении и одном животном леса. Изображали данных представителей лесного сообщества на бумаге – яркие рисунки на формате А4. А также готовили устную презентацию своей работы. 2 Когда все презентации были представлены, учитель собрал рисунки. Теперь настало время для подготовки учителем необходимого оборудования к следующему уроку. Из части собранных рисунков были изготовлены полумаски, разлинован ватман для кроссворда, заготовлены необходимые карточки с терминами и пр. На следующем уроке ребята объединились в 3 команды. Каждая уже знала название, цели и содержание своего проекта. На этапе целеполагания задачи каждого проекта были озвучены и показаны на экране. Далее давались 15 минут на подготовку мини-проектов. 1. Мини-проект «Ролевая игра «Лесок-теремок» Цель: показать как растения и животные приспособлены к жизни в лесу. Ребята одели полумаски: Лесок-теремок, кислица, пчела, ящерица, кабан. Разыгрывался диалог: Герой: Лесок-теремок, Пусти меня на денёк!? Лесок: Я темноват, я сыроват. Жить у меня будешь ли рад? Далее горой (обитатель леса) рассказывал о том, как он приспособлен к жизни в лесу и как он «служит» другим жителям лесного сообщества. Лесок принимал жильца. После того как все желающие были приняты на жительство в Лесок-теремок, следовали реплики: Лесок: Вы друзья, живите дружно! Чтобы не было вам грузно! Хором: Мы все жители лесные – Связи наши пищевые! И ребята в полумасках выстраивались в порядке пищевой цепи: кислица – пчела – ящерица – кабан 2. Мини-проект «Схема «Круговорот веществ в природе» Цель: на примере пищевой цепи, показать как в природе происходит круговорот веществ. Ребята на ватмане в течение 15 минут урока оформили схему круговорота веществ в природе используя готовые рисунки растения, животных, грибов, бактерий, стрелки, карточки со словами: «производители», «потребители», «разрушители», «запас минеральных веществ в почве». После вывешивания плаката на доску, ученики рассказали о том, как происходит процесс круговорота (в объёме программы 4 класса) 3. Мини проект «Кроссворд «Лесок-теремок» Цель: узнать интересные факты о жизни обитателей леса. Ребята на разлинованном ватмане обводят «окошки» кроссворда, приклеивают рисунки-ответы. Защита проекта проходит в форме разгадывания кроссворда. Участники проекта сообщают интересные факты из жизни лесных животных, не называя их. Ученики других групп разгадывают кроссворд. В заключение урока прошёл этап рефлексии: у ребят на столах лежат «лайки и дизлайки» (сердечки и кулачки). Ученикам предлагается оценить свою работу и работу своих товарищей с комментированием и пожеланиями. Символы приклеиваются на плакаты-проекты. Итак, использование активных методов обучения позволяет более осознанно усваивать знания и умения. Психологами установлено, что в условиях групповой работы наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, интенсивно развивается устойчивость внимания и умение его распределять, способность анализировать действия партнёра и видеть мотивы его действий.