Публикации Древние мифологические знания о мире в народных сказках (5-6 класс)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Древние мифологические знания о мире в народных сказках (5-6 класс)
Автор: Лариса Александровна Кузьменко


Древние мифологические знания о мире в народных сказках (5-6 класс)
Содержание
Тема
Основополагающий вопрос
Актуальность
Цель
Задачи
Что такое сказка
Анализ сказки Курочка Ряба
Вывод
Список ресурсов
Основополагающий вопрос
Содержит ли сказка Курочка Ряба древние мифологические знания?
Актуальность
Считается, что сказки – это простые выдуманные истории.
Я же утверждаю, что в сказке спрятаны древние мифологические знания (на примере сказки Курочка Ряба).
ЦЕЛЬ:
Через мифопоэтический анализ показать смысловую глубину столь примитивного жанра устного народного творчества как сказка.
ЗАДАЧИ:
Понять скрытый смысл сказки.
Найти общее в русской народной сказке Курочка Ряба и мифах народов мира.
Использовать в работе приемы мифопоэтического анализа.
Сказка — жанр литературного творчества.
Народные сказки — это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировоззрения нашего народа.За много веков наши предки придумали тысячи сказок. Ведь в простых выдуманных историях, как кажется на первый взгляд, скрыт острый социальный смысл и вся мудрость жизненных наблюдений русского народа
Характерной чертой сказок является вымысел. Но он не простой, а сознательный. В нем заложен многовековой опыт нашего народа, его мудрость и послание новому поколению.
Народные сказки — это фантастика, созданная творческими усилиями многих поколений нашего народа. В них, как в зеркале, отразился весь характер наших предков и образ их жизни. Через народную сказку мы открываем для себя тысячелетнюю историю нашего народа и его миропонимание.
КУРОЧКА РЯБА
Сказка Курочка Ряба известна всем: и детям, и взрослым. Со времен наших предков она почти и не изменилась. Сюжет сказки содержит мотив, который восходит к мифологическим представлениям многих народов, в том числе иславян. Речь идёт о мотивеМирового Яйца, которое раскалываетмифологический герой. Из Мирового Яйца, судя по представлениям, имеющим место у прибалтийских финнов,древних греков, жителейКитая,Индии,Индонезии, Океании, Австралии,Африкии. т. д., возникмирв целом или отдельные его части (небо,земля, ит.п.).
СЛАВЯНСКИЙ МИФ До рождения света белого тьмой крошенною был окутан мир. Был во тьме лишь Род-Прародитель наш. Род-Родник вселенной, Отец богов. Был вначале Род заключен в яйце, был Он семенем не пророщенным, был Он почкою нераскрывшейся. Но конец пришел заточению, Род родил Любовь – Ладу – матушку.
ИНДИЙСКИЙ МИФ Вначале не было ничего. Только воды простирались беспредельно. Воды прородили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Через год из Золотого Зародыша возник прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя его половинка стала Небом, нижняя Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство.
КАЛЕВАЛА
Покатились яйца в воду,
Но чудесно изменились
И подверглись превращенью:
Из яйца, из нижний части,
Вышла мать – земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пёстрой части,
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из тёмной части,
Тучи в воздухе явились.
Теперь познакомимся с изначальным текстом сказки Курочка Ряба.
1. Жили-были дед да баба,2. У них была курочка ряба.3. Снесла курочка яичко:4. Пестр, востр, костян, мудрен, -5. Посадила яичко в осиновое дупёлко,6. В кут под лавку.7. Мышка бежала, хвостом вернула,8. Яичко приломала.9. Об этом яичке дед стал плакать,10. Бабка рыдать, вереи хохотать,11. Курицы летать, ворота скрипеть,12. Сор под порогом закрился,13. Двери побутусились, тын рассыпался,14. Верх на избе зашатался...15. А курочка ряба им говорит:16. - Дед не плачь, бабка не рыдай,17. Куры не летайте,18. Ворота не скрипите, сор под порогом19. Не закуривайся,20. Тын не рассыпайся,21. Верх на избе не шатайся -
22. Снесу вам еще яичко:23. Пестр, востр, костян, мудрен,24. Яичко не простое - золотое.
Курочка Ряба– пожалуй, самая парадоксальная сказка из всех русских сказок.
В очень коротком тексте видятся сплошные противоречия: дед и баба пытаются разбить яичко, но безуспешно. Когда же мышка хвостиком махнула и яичко упало и разбилось, дед и баба вместо того, чтобы радоваться, что цель достигнута, яичко разбито, почему-то плачут. Самое загадочное – утешение курочки, что она снесет другое яичко, не простое - золотое .
АНАЛИЗ СКАЗКИ
Сказка "Курочка Ряба" является интереснейшим текстом, в котором можно увидеть несколько мифов
Строки 2-3, 5-8. Курочка Ряба откладывает яйцо. Мышь задевает его хвостом и разбивает В древнегреческом мифе о сотворении мира Эвринома - богиня всего сущего - восстала из Хаоса и, превратившись в утку, отложила Мировое яйцо на волны.
Образ птицы, которая сносит Мировое яйцо, довольно распространен в мировой мифологии. В "Калевале", в мифологии Коми, в индуизме божественная птица сносит Космическое яйцо. В Ветхом Завете тоже присутствуют отголоски этого мифа: "Дух Божий носился над водою". На это указывается и в "Толковой Библии" под редакцией профессора богословия Лопухина А.П.: "Самое действие Св. Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей их своею теплотой для пробуждения в них жизни"
В сказке "Курочка Ряба" яйцо разбивается мышью. Мышь – крайне символичный образ в мифологии. В странах Средиземноморья - Египте, Палестине, Греции - считалось, что мышь родилась из земли. Она -представитель темных, злобных сил. Это позволяет сделать нам вывод, что образ курочки Рябы, сносящей яйцо, разбиваемое затем мышью, является ни чем иным, как упрощенным описанием мифа о сотворении Мира.
После того, как яйцо разбилось, начался хаос: человеческий плач (строки 9-10), горящая земля и дым (строка 12), землетрясение (строки 11, 13-14). Несмотря на царящий хаос, сопровождающий умирание мира, мы сталкиваемся с тем, что "вереи хохочут"."Вереями" в старину называли столбы, на которые вешали ворота. Столбам поклонялись."Хохот верей" имеет не только значение смеха зла, но и указание на обновление мира.
В строках 16-24 курочка успокаивает людей, животных и неодушевленные объекты и говорит, что снесет другое яйцо - золотое. Таким образом, в конце сказки дается намек на повторение мифа, только мир, на этот раз обещанный курочкой Рябой, совсем иной.
Вновь обратившись к древнегреческой мифологии, мы увидим, что греки делили время существования человечества на несколько эпох: золотую, серебряную, медную и железную. Под этим делением древние греки имели в виду деградацию человечества - от Золотого века, когда люди жили в согласии с Богами долго и счастливо, не задумываясь о невзгодах и смерти, до Железного века, где люди проживают короткую жизнь, наполненную злобой, жадностью и несправедливостью. Подобного же деления придерживались и древние индусы. Движение осуществляется от позитивного существования до негативного. И тогда возникает особая ситуация конца времен, апокалипсис. За этой "особой ситуацией" следует новый цикл, мир вновь переходит в Золотую эпоху.
Золотое яйцо, обещанное курочкой Рябой людям, животным и остальному миру, и является этой эпохой, когда люди вновь будут жить в согласии с Богами и природой. Теперь, когда мы полностью проанализировали текст сказки, мы можем восстановить ее довольно простой символический смысл:Курочка Ряба сносит яйцо, обозначающее мир в четвертую Железную эпоху. Мышь разбивает это яйцо. В результате наступает конец времен, уничтожение мира. Однако хаос, который также можно назвать вселенским , не существует вечно; он завершается началом Золотой эпохи.
Таким образом, мы можем увидеть в этом сказочном сюжете отражение древнего знания славянских народов, который совпадает с мифологическим представлениям многих народов. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца. Из Мирового Яйца возник мир в целом.
Я пришла к выводу, что моя гипотеза оказалась верна, т.к. в сказке Курочка Ряба спрятаны древние мифологические знания о мире.
Используемая литература:
Сборник русских народных сказок.- М., Русское слово,1986
Мифы народов мира.- М., Дрофа, 2005
Энциклопедия необходимых знаний (Книга эрудита).- Белгород, Книжный клуб, 2008
Мифологический словарь.- М., Советская энциклопедия, 1991

1http://www.volterra.ru/2010-01-09-20-29-54/141-2011-01-26-20-48-50.html