Публикации
Урок развития речи в 6 классе. Описание предмета.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок развития речи в 6 классе. Описание предмета.
Автор: Лариса Александровна Кузьменко
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок развития речи в 6 классе. Описание предмета.
Автор: Лариса Александровна Кузьменко
Урок развития речи в 6 классе. Описание предмета.
Моя книга. Знакомая незнакомка.
Цель: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся через освоение знаний об истории книги, её создании и элементах; развития умения пользоваться специальной терминологией; формирования читательских навыков, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной деятельности.
Задачи: 1) Закрепить знания учащихся о признаках и строении описания. 2) Развивать умения написания связного текста – описания книги на основе личных впечатлений;научиться собирать материал к сочинению, строить ответ в определенной композиционной форме, исправлять, дополнять, совершенствовать написанное; работать с выразительными средствами языка, употреблять в работе специальную терминологию
3) Воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Книга – это духовное завещание одного поколения
другим…
(А.Герцен)
Оборудование: 1) книжная выставка; книги на столах;
2) стенд От папируса до наших дней;
3) термины на доске.
Ход урока.
Оргмомент. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок развития речи. А начнем мы его с речевой разминки, которая поможет нам определить тему сегодняшнего урока. Отгадайте загадку: Говорить не говорит, слышать не слышит, а всё знает и нам объясняет. ( ответы учащихся)
2. Работа по теме урока.
Совершенно верно, сегодня мы поговорим о книге, её структуре, истории. Попробуем научиться описывать книгу. Запишите тему урока в тетрадь.
Прочтите слова А.Герцена, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку. Как вы их понимаете? (ответы учащихся). У нас имеется небольшая выставка книг, ваши любимые книги лежат на столах. Все они разные. Их отличают и авторы, и формат, и оформление, и год издания. Как вы думаете, всегда ли книги имели такой вид? Ребята получили задание подготовить сообщение об истории книги (выступление учащихся около стенда От папируса к современной книге).
Нет ни одной семьи, в которой бы не было хоть небольшой библиотеки. У вас на столах лежат книги, которые вам дороги. Давайте же посмотрим, как они устроены. Мы сегодня узнаем много новых терминов, которые нужно запомнить и употреблять, рассказывая о книге. (По мере знакомства с элементами книги, учащиеся записывают новые понятия в тетрадь).
Первое, что мы видим – это обложка, переплёт. Что это такое и в чем их отличие? Обратимся за разъяснениями к учебнику Русская речь. Прочитаем текст упр.285. Каково назначение обложки и переплета? Какая между ними разница? Какие сведения они нам сообщают? ( ответы учащихся).
У современных книг иногда поверх переплета надевается еще одна бумажная обложка, Кто знает, как она называется и зачем она нужна? (суперобложка) ( ответы учащихся, демонстрация книг с суперобложкой).
Откройте книгу. Что вы видите? ( Сложенный пополам лист, который соединяет переплет с книгой). Основная часть книги, то есть тетради, скрепленные между собой, называются книжным блоком, а сложенный пополам лист, соединяющий переплет с блоком – форзацем.
(форзац – слово немецкого происхождения, перед набором). Он может быть разного цвета, с рисунками или орнаментами.
Переверните страницу книги. Что вы видите? (Титульный лист). Что сообщает титульный лист о книге? ( ответы учащихся). Как правильно назвать всю эту информацию о книге? В этом нам поможет упражнение 292. Итак, эти сведения называются выходными данными. Назовите выходные данные своей книги.
Что вы видите на левой стороне разворота титульного листа? ( портрет писателя или иллюстрация). Этот элемент называется фронтисписом. Впервые они появились в итальянских изданиях 16 века.
3. Физминутка.
4. Работа по теме урока.
А теперь перейдем непосредственно к оформлению книги. Посмотрите на свои книги, на нашу книжную выставку. Чем книги отличаются? (оформлением). Как называются рисунки к тому или иному эпизоду? (иллюстрации). Почему книги с иллюстрациями интереснее читать? (ответы учащихся). Обычно имя художника-иллюстратора указывается в выходных данных. Наши книголюбы подготовили небольшой рассказ об элементах оформления. Не забывайте параллельно делать записи в свои тетради (учащиеся рассказывают о назначении заставки, концовки, буквицы, сопровождая демонстрацией примеров из своих книг).
В древности всякий рассказ, историю называли словом, например, древний литературный памятник Слово о полку Игореве, с которым нам предстоит знакомство в старших классах. И в книгах мы можем встретить элементы с корнем –слов-. Встречаются ли они в ваших книгах? Как они называются и что обозначают? (предисловие, послесловие) ( ответы учащихся).
И предисловие, и послесловие входят в аппарат книги. Аппарат помогает читателю, если им умело пользоваться. Что же еще входит в аппарат книги? Многие книги состоят из отдельных произведений. Чтобы быстро найти нужное произведение, к чему в книге нужно обратиться? (к содержанию). Где может быть помещено оглавление или содержание? Когда вы обращаетесь к содержанию? ( ответы учащихся).
Важной частью аппарата книги является аннотация. Посмотрите, где она помещена в вашей книге? Прочтите, пожалуйста, аннотации (зачитывают 2-3 человека). Каково её назначение? ( ответы учащихся). Запишите определение этого термина в тетрадь.
Аннотация – краткая характеристика книги или ее части, раскрывающая ее содержание и идейную направленность.
Представьте, что необходима аннотация к книге Н.В.Гоголя Тарас Бульба. Какую бы вы написали аннотацию? ( Работа выполняется учащимися в тетради. Зачитываются примеры ).
5. Подведение итога урока.
Наш урок подходит к концу. Понравился ли он вам? О чем сегодня мы говорили? Что нового узнали?
Ну а для того, чтобы проверить, как вы поняли значение специальной терминологии, необходимой при рассказе о книге и ее описании, проведем небольшое тестирование.
(тесты на столах).
Задание: установите соответствие.
1 вариант.
1.Мягкая крышка книги из бумаги. А) заставка
2. Небольшой рисунок в начале главы. Б) буквица
3. Крупная рисованная буква В) обложка
4. Основная часть книги; тетради, скрепленные Г) книжный блок
между собой.
2 вариант.
1. Лист бумаги, соединяющий переплет с блоком книги. А) выходные данные
2. Сведения на титульном листе. Б) иллюстрация.
3. Рисунок к эпизоду произведения. В) форзац
4. Краткая характеристика книги, раскрывающая Г) аннотация
ее содержание.
6.Домашнее задание.
Дома вам надо будет написать черновой вариант работы, в которой необходимо дать описание книги. Какова будет цель вашей работы? Что вы будете использовать в своей работе? Какую тему сочинения вы бы придумали? Как бы раскрыли ее? Какие термины использовали?