Публикации
Класс аккомпанемента с солистом-вокалистом, как учебная дисциплина в ДШИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Класс аккомпанемента с солистом-вокалистом, как учебная дисциплина в ДШИ
Автор: марина васильевна лентина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Класс аккомпанемента с солистом-вокалистом, как учебная дисциплина в ДШИ
Автор: марина васильевна лентина
Управление культуры администрации города ВладивостокМуниципального бюджетного учреждения дополнительного образования«Детская школа искусств №4»Методическая работа:Класс аккомпанементас солистом-вокалистом, как учебнаядисциплина в ДШИ. Выполнила:Концертмейстер-иллюстратор,преподаватель вокально-хоровых дисциплинпреподаватель специального и общего фортепианоЛентина М.В. г.Владивосток 2023г.Содержание:Введение 3Особенности класса аккомпанемента 4 Участники учебного процесса 5 Преподаватель концертмейстерского класса 5 Солист-иллюстратор 7 Ученик 9 Цели и задачи учебного процесса 10 Этапы работы над произведением 12 Заключение 16Список используемой литературы 17 2 ВведениеВ настоящее время в детских школах искусств существует очень важная и нужная дисциплина под названием «Аккомпанемент». Не каждый ученик, выходя из стен родной музыкальной школы, станет солистом филармонии и концертирующим пианистом. В то же время, обладая практическими навыками, приобретенными им процессе обучения аккомпанементу, он может свободно музицировать в кругу семьи, друзей и продолжать обучение в колледже и консерватории.Аккомпанемент предполагает совместное музицирование. В практической музыкальной деятельности навыки аккомпанирования будут востребованы везде: в учебном заведении, в концертной организации, в музыкальном обслуживании празднеств; с солистами, хором, в составе ансамбля, музыкальной группы и т.д.В связи с этим целью данной работы явилась необходимость обобщения опыта работы и расширения знаний и представлений об искусстве аккомпанемента, определения роли педагога концертмейстерского класса и солиста-иллюстратора в учебном процессе,раскрытия основных задач учебного процесса класса аккомпанемента, что в свою очередь должно способствовать развитию творческих качеств у обучающихся детей и любви к ансамблевому музицированию. 3 1. Особенности класса аккомпанементаУчебный предмет «Аккомпанемент», является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и составлен с учетом обязательного минимума содержания учебных типовых программ согласно Федеральным государственным требованиям.Детская музыкальная школа и школа искусств являются первой ступенью профессионального образования музыканта, в котором искусство аккомпанемента занимает одно из ведущих мест. Среди пианистов работа концертмейстера является самой распространённой и востребованной. Поэтому так необходимо уделять должное внимание дисциплинам, имеющим прикладное значение.Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы «Фортепиано»«Аккомпанемент» - это один из трех учебных предметов, наряду с «Ансамблем» и «Специальностью и чтением с листа», имеющими общие цели и задачи. Данные предметы в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения . 4 2.Участники учебного процессаНа уроках аккомпанемента реализовать функцию концертмейстера-аккомпаниатора помогают ученикам педагог концертмейстерского класса и солист-вокалист, с которым учащийся будет сотворчествовать в ансамбле. 2.1 Преподаватель концертмейстерского классаВедение концертмейстерского класса требует от преподавателя специфической квалификации. Не каждый музыкант, даже будучи отличным исполнителем или преподавателем других специальных дисциплин, сможет успешно работать в этом направлении. От него требуется владение навыками ансамблевого музицирования, концертно-артистический опыт и личный опыт концертмейстера, хотя бы общее знание особенностей вокальных голосов и основных характеристик музыкальных инструментов.Помимо всего преподавателю необходимо легко, бесконфликтно общаться с солистом-вокалистом, уметь находить согласие в решенииинтерпретационных разногласий, оставаясь при этом музыкантом,определяющим конечный художественный результат и отвечающим за него.Большое значение имеет выбор репертуара преподавателем в соответствии с программой предмета, задачами учебного процесса, а также с учетом индивидуальности учащегося и его технического 5уровня. Преподавателям непросто подобрать учебный репертуар и, тем более, составить интересную, разнообразную программу для концертных выступлений, не имея по предмету ни специальных пособий, ни хрестоматий, ни репертуарных сборников. Тем самым преподаватель вынужден просматривать большое количество нот , учитывая возможности педагога-вокалиста и пианистическую подготовку учащегося, его характер, индивидуальность и предпочтения.Педагогиконцертмейстерского класса помогают юному пианисту мысленно охватить весь нотный текст, определить размер, тональный план и темп произведения, найти темповые изменения и динамическое развитие, определить характер произведения. Раскрывая содержание пьесы и заложенный в ней художественный образ, педагоги акцентируют внимание ученика на правильное понимание фразы и ее ведения в музыкальном произведении. Как правило , дети самостоятельно это делать еще не умеют. Потребуется мышление взрослого, чтобы выстроить более крупное построение из мелкихдеталей (фраз).Педагоги должны обучить учащегося необходимым навыкам, приемам звукоизвлечения , соотнося их с характером исполняемого произведения, средствами выражения (штрихи в партии солиста-вока-листа, динамика,темпо-ритм).Преподаватели должны помочь ребенку выстроить оптимальный звуковой баланс между партией солиста и своей аккомпанирующей ему партии.Подача партии аккомпанемента у ученика должна быть не просто грамотно исполнена и проинтонирована, но и содержательна. Она 6должна «разукрасить» партию солиста. Научить юного музыканта дифференцированному исполнению фактуры аккомпанемента, эта трудная задача зависит от мастерства и компетенции учителей.От педагогов потребуется весь их большой опыт работы на сцене, вокалиста и концертмейстера, а также огромное терпение, тактичность и любовь к детям и к музыке. 2.2.Солист-иллюстратор-вокалистСолист- вокалист-педагог,должен познакомить пианиста с тонкостями и особенностями звучания своего голоса. Его диапазоном,тембром,какие партии и романсы он может исполнять и как аккомпанировать определённым голосам(женские,мужские)Провести небольшую лекцию о певческих оперных и камерных голосах. В работе над произведением – помочь найти необходимый баланс звучания, нужные краски,динамику.Методическими задачами солиста-вокалиста являются: умение помочь педагогу-пианисту научить юного концертмейстера слушать и слышать, чувствовать своего солиста и при этом быть равноправным участником камерного ансамбля; а также правильно показать стиль, эпоху, характер музыкального произведения, направив ученика на нужные средства выразительности для наиболее оправданное звучание произведения.Педагог – иллюстратор(вокалист) прежде всего, должен хорошо владеть голосом, как в техническом, так и в музыкальном плане. На начальном этапе работы над произведением преподаватель обращает внимание учащегося на свою - сольную партию, на тембральнуюокраску, динамические возможности , пропевая произведение с педагогом по классу аккомпанемента. В совместной работе с обучающимся педагог-иллюстратор воспитывает у юного 7концертмейстера умение слышатьдетали своей партии. Ученикдолжен уметь соразмерить звучность аккомпанемента с особенностя--ми голоса (тембр, сила звука, технические возможности). Синхронность звучания является первым техническим требованием совместной игры. Необходимо вместе брать и снимать звук, переходить к следующему, вместе выслушивать паузы.Динамический план произведения должен быть выстроен совместно, используя умело возможности голоса , чтобы полнее раскрыть содержание музыки.Огромное внимание на уроке педагог-иллюстратор должен уделить работе над штрихами: необходимо выявить обозначения штрихов в нотном тексте и показать места,где вокалист берёт дыхание, Делает смысловые паузы,ферматы,ускорения и замедления для выра- -зительности музыкально-вокального образа задуманного композито- -ром. Он всегда должен быть в форме — знать партии, проявлять творческое отношение к исполняемому произведению, не «скучать», если у ученика не все получается сразу. И самое главное - воодушевлять своим исполнением, быть ведущим в ансамбле.Присутствие иллюстратора на каждом уроке стимулирует ребенка в подготовке своей партии для игры в ансамбле.Преподаватель игры на фортепиано должен принять к сведению все указания преподавателя-вокалиста, но в то же время последнему не следует вмешиваться в вопросы пианистической подготовки. На концертных выступлениях начинающий концертмейстер будет чувствовать себя спокойнее и увереннее рядом с опытным, надежным солистом. В большой степени артистический образ и сама его личность 8 оказывают влияние на юного музыканта. По значимости рольиллюстратора-вокалиста мало уступает роли преподавателя по концертмейстерскому классу. Солист-иллюстратор – лучший помощник в воспитании концертмейстера. 2.3УченикВ класс аккомпанемента приходят дети после шести лет обучения, с различным уровнем подготовки. На первых уроках необходимо выявить степень общего развития ученика, степень заинтересованности музыкой, индивидуальные особенности психики - медлительность или торопливость, смелость или застенчивость, уровень технического развития, грамотность.Ученик, начиная с первых уроков, должен быть вовлечен в творческую атмосферу нового предмета, познавая его особенности, например, о том, что аккомпанемент является профессиональной деятельностью музыканта, что сольная партия и аккомпанемент должны составлять единое целое, что нужна обоюдная чуткость, творческое содружество, без которого невозможно создание художественного образа музыкального произведения.Практика аккомпанемента - одно из средств приобщения учащихся к живому музицированию. Настоящее приобщение ученика к музыке происходит не путем пассивного участия в творческом процессе (напр., посещение концертов), а вовлечением его в активную музыкальную деятельность, в данном случае – в роли аккомпанирующего. В этом случае формируются наиболее благоприятные условия для роста художественной фантазии, воображения, то есть того, что определяет судьбу будущего артиста. Игра в ансамбле с вокалистом -профессионалами безусловно обогатит 9его музыкальный опыт и вызовет большой интерес. Правильный выбор репертуара придаст ученику уверенность в своих возможностях. Все это влияет на развитие музыкальных способностей юных пианистов, хорошего вкуса, собственных взглядов и понимания музыки, а главное – порождает любовь к ансамблевому музицированию.Практика аккомпанемента позволяет любому, даже технически мало продвинутому ученику, ощутить себя за инструментом уверенно, почувствовать вкус публичного выступления. 3.Цели и задачи учебного процессаПодготовка ученика для самостоятельнойработы с нотной литературой, для аккомпанирования по слуху или по нотам любому возможному солисту является основной целью учебного процесса на уроке «Аккомпанемент». - Развитие музыкальных способностей, мышления , воображения.- Развитие концертмейстерских навыков, необходимых в практической музыкальной деятельности: игры в ансамбле, чтении с листа, подбору по слуху, транспонирования.- Формирование практических умений и навыков аккомпанирования, воспитания художественного вкуса, чувства стиля. - Ознакомление ученика с огромным количеством разно-жанрового учебного материала.- Расширение возможности концертных выступлений в школе, дома, в кругу друзей. В задачи учебного процесса в классе «Аккомпанемент» входит также развитие чувства партнерства, прививания любви к концертмейстерскому исполнительству, умение подчиняться творческой воле солиста, знание специфики инструментального и вокального исполнительства, законов звукоизвлечения, дыхания, 10 техники: штрихи, дыхание, агогика , тесситура , культура поведения во время исполнения, умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать технические комплексы (арпеджио, гаммы), особенно при чтении с листа, а также развитие общей музыкальной эрудиции.Основным условием совместного музицирования в классе «аккомпанемент» должно быть умение слиться с намерениями солиста и органично войти в концепцию произведения.Умение адаптироваться, быть гибким, перестраивать свою технику игры в зависимости от солиста-вокалиста–еще одна задача для юного концертмейстера.В ходе занятий по аккомпанементу получает значительное развитие необходимый для настоящего пианиста тембровой слух.Общаясь с певцом-иллюстратором-педагогом,должны сливаться в единую колористическую гамму звучание голоса с инструментом- роялем: при этом требуется определенная тембровая гибкость аккомпанирующего.Ученик должен правильно понять роль аккомпаниатора, представлять художественное значение своей фортепианной партии в романсе или другой вокальной пьесе. Знать, что солист и аккомпаниа-тор исполняют одно и то же произведение, фактура которого лишь разделена на две составные части. В партии одного исполнителя находится мелодическая линия, а у другого — ритмогармонический план, а часто и философский подтекст. Вместе воссоздать образный строй произведения – главная задача для солиста-иллюстратора и юного аккомпаниатора.Ученик должен уметь:- читать с листа; 11- хорошо ориентироваться в нотном тексте;- держать темп, играть ровно, чутко реагируя на отклонения от темпа;- синхронно играть с педагогом–солистом;- выстраивать звуковой баланс между звучание аккомпанемента с партией солирующего голоса;- раскрывать содержание произведения;- разбираться в структуре произведения;- делать гармонический анализ;- разбираться в видах фактуры- умело выстраивать линию баса, как основы гармонии по вертикали;- выбирать аппликатурные стереотипы;- владеть навыками исполнения различными видами штрихов;- соотносить приемы звукоизвлечения на рояле с приемами исполнения солиста-вокалиста.- верно фразировать партию аккомпанемента;- по-возможности, дифференцированно исполнять партию аккомпанемента, выявляя главное, будь то линия баса или мелодия в правой руке;-раскрыть содержание исполняемого произведения. 4. Этапы работы над произведением Учебный процесс в классе «Аккомпанемент» должен быть выстроен поэтапно, в зависимости от трудностей аккомпанирующей партии и индивидуальных особенностей ученика. На начальном этапе происходит знакомство с произведением в виде его исполнения педагогом и солистом-иллюстратором. 12Определить тот художественный образ, который заложен в произведении, и к раскрытию которого нужно стремиться. Подумать о характере, темпе исполняемого произведения. Следующим особенно важным шагом обучения является изучение партии солиста-иллюстратора (вокалиста), что включает в себя анализ строения мелодии, определение характера музыки, нахождение кульминации, учет динамического плана, знакомство с текстом при его наличии. Точное знание сольной партии - необходимое условие для совместного - ансамблевого исполнения 50% успеха. Партию солиста нужно не только знать, но суметь сыграть её,выразительно передать все точности настроения. Очень важно научить ученика умению следить одновременно за строчкой солиста и басовым сопровождением, чтобы в нужный моментуметь «поймать» солиста в любом такте произведения. Это – трудная задача, т.к. необходимо здесь быстро ориентироваться в тексте, охватывая весь музыкальный материал, суметь скоординировать мелодию солиста со всей фактурой аккомпанемента. На уроках аккомпанемента умение работать над трёхстрочной партитурой (исполнение солирущей партии и партии баса фортепиано) является еще одним особым навыкомв классе «Аккомпанемент», который расширяет привычный угол зрения на произведение. В изучение и анализ фортепианного сопровождения входит определение вида фактуры, её насыщенности, возможных аппликатурных и технических трудностей.Необходимо помочь ученику правильно определить фразировку в партии аккомпанемента. Верно выбрать аппликатуру. Вместе разобрать технически трудные места,при необходимости упростить , не нарушая гармонический строй произведения. Находим штрихи в тексте, определяем приемы звукоизвлечения. Обращаем внимание на 13динамические оттенки .Определяем строение и форму произведения.Исполнение с солистом начинается с постепенного выстраивания звукового баланса, нахождения нужного темпа, штриховс учетом специфики инструмента солиста, динамических оттенков, пауз и цезур. Как бы не перегружена была бы партия аккомпанемента, перекрыватьпартию солиста недопустимо. Работа над звуковым балансом ведется с первых проигрываний с иллюстратором.Работа над вступлением очень важна. Вступать нужно в соответствии с характером произведения и в заранее обговоренном с педагогом-солистом темпе. Ученику предлагается мысленно пропеть первую фразу солиста. Вступление играть выразительно, образно. Если нет вступления , то нужно посмотреть на солиста и уловить заранее обговоренный жест и вступить вместе с ним. Ауфтакты у солистов могут быть достаточно быстрыми, поэтому готовность рук должна быть мгновенной.На следующем этапе работы над произведением доводим до высокого уровня исполнение своей аккомпанирующей партии. Выявляем неудобные, трудные для исполнения места, работаем над ними , применяя рациональные пианистические приемы.Выразительно интонируем весь музыкальный материал с ярко выраженными динамическими оттенками. Отдельно выстраиваем четко линию баса, выстраивая звуковой баланс по вертикали включая партию солиста. Конечно , работа над педалью, определяется, где берется и какая : прямая, запаздывающая,полупедаль, акустическая .Уверенное исполнение учащимся будет полноценным только после тщательно отработанной и откорректированной своей партии. 14Третий этап – работа с солистом предполагает уверенное владение фортепианной партией, уверенное совместное музицирование в едином темпо-ритме, совпадая тембрально с солистом –вокалистом, все время выстраивая звуковой баланс,когда ученик пианист чутко и гибко реагирует на звучание голоса , не перекрывая егоаккомпане-ментом, ярко и выразительно расцвечивая пианистическую фактуру в нужных местах. Если случаются отходы от темпа в трудных местах или ученик все время водном и том же месте ошибается,останавливается-необходимо не пускать это на самотек , а постараться устранить проблему, проработать это место . Важно ,чтобы на заключительном этапе работы над произведением не было срывов, страхов у ученика иначе на сцене это может повториться. Вырабатываем выносливость.Исполнение партии аккомпанемента теперь должно быть продуманно ,содержательно и в единстве с солистом наиболее полно раскрывать суть произведения, его художественный образ.Во время подготовки к концертному исполнению ученик должен приспособиться к звучанию рояля, найти звуковой баланс, определить местонахождение солиста на сцене. Завершающим этапом учебного процесса в классе «Аккомпанемент» является выступление на сцене как результат совместной работы ансамбля.Успешное исполнение - это правильно выбранная программа, соблюдение всего репетиционного процесса, тщательно продуманны и отработаны все этапы работы. В момент концертного или конкурсного исполнения учащемуся необходим эмоциональный подъем, воля и артистизм. 15 ЗаключениеСовместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей учащегося. С самых первых шагов, ученику необходимо играть в ансамбле. Игра с вокалистом(инструменталистом) развивает с самого начала «чувство локтя».Всё это является мощным стимулом для развития детского музицирования. Умное и профессиональное руководство педагогов (солиста – иллюстратора и преподавателя по специальности), умениеточно объяснить нужные приемы для создания художественного образа, важны для роста учащегося в освоении нового предмета. Предмет среди учащихся фортепианного отделения становиться самым любимым. Учащиеся активно принимают участие в концертных мероприятиях школы и города. 16 Список использованной литературы:Брянская Ф. Формирование и развитие навыков чтения с листа. М. 2007.Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. Л. 1989. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - Классика-XXI, 2002. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. - № 4. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. - № 5. Михайлов И. Вопросы восприятия и рационализации фактуры в фортепианных аккомпанементах // О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т. Воронина. - Л.: Изд-во ЛОЛГК, 2002.Смирнов М.А. О работе концертмейстера. Вступительная статья / М. Смирнов // О работе концертмейстера: Сб. статей / Ред. М. Смирнов. — М.: Музыка, 1974.Урываева С. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ // О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т. Воронина. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996. 17