Публикации Курс внеурочной деятельности "Живая природа НСО"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Курс внеурочной деятельности "Живая природа НСО"
Автор: Ангельчева Татьяна Семеновна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности«Живая природа НСО»Учитель Ангельчева Т.С.Курс внеурочной деятельности «Живая природа НСО»1.Планируемые результаты освоения курса «Живая природа Новосибирской области»1.1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:Личностные результаты освоения основной образовательной программы:У обучающихся будут сформированы:1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору с учетом устойчивых познавательных интересов.3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, представления об основах светской этики, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Ответственное отношение к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.4. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Социальные нормы, правила поведения и формы социальной жизни в группах и сообществах. Готовность к участию в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (готовность к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности).7. Ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.8. Эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; основы художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека).9. Основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы).1.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программыОсновы читательской компетенцииОбучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.Обучающийся получит возможность научиться осознанно планировать свой актуальный и перспективный круги чтения, в том числе досуговый, подготовку к трудовой и социальной деятельности.Навыки работы с информацией.Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:1. систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;2. выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц);3. заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.Обучающийся получит возможность работать с текстами, в том числе: представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);Опыт проектной деятельностиОбучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Обучающийся получит возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.1.2.1. Регулятивные УУДОбучающийся научится
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей
  • самостоятельно составлять алгоритм выполнения действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат
  • самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности
  • с помощью учителя или сверстников определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха
  • Обучающийся получит возможность самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха 1.2.2. Познавательные УУДОбучающийся научится
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • строить алгоритм действий на основе имеющихся знаний об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • Смысловое чтение:резюмировать главную идею текста;Обучающийся получит возможность научиться создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;1.2.3. Коммуникативные УУДОбучающийся научится
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • создавать письменные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • Обучающийся получит возможность научиться оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;1.3. Предметные результаты освоения курса биологииУченик научится
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных;
  • аргументировать, приводить доказательства различий, животных;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • объяснять сущность и общность происхождения и эволюции систематических групп растений, грибов и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания животных, ухода за ними.
  • Ученик получит возможность научиться:
  • использовать приемы оказания первой помощи при укусе ядовитых животных; работы с определителями животных; размножения и выращивания домашних животных НСО;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о животных НСО на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
  • находить информацию о животных, НСО в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности животных НСО, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
  • 2. Содержание учебного предмета «Живая природа Новосибирской области»Среды жизни. Среда обитания НСО. Факторы среды обитания. Места обитания НСО. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Животный мир родного края. Царство Животные. Общее знакомство с животными НСО. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека НСО. Одноклеточные животные, или Простейшие. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейши НСО. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Тип Кишечнополостные. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека НСО. Типы червей. Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями НСО. Меры профилактики заражения. Тип Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Тип Членистоногие. Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные. Их значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Их значение в природе и жизни человека НСО. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных НСО. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека НСО. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Класс Птицы. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Класс Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний НСО. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.Биология – наука о живых организмах. Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде НСО. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами НСО. Многообразие организмов. Классификация организмов НСО. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Биология как наука. Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов. Экосистемы. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы НСО.3.Тематическое планирование.Тематическое планирование.Используемые учебные пособия:1. Атлас Новосибирской Области под редакцией В. А. Николаевой.2. Атлас "Люби и знай свой край родной". Редакционная коллегия: Пивоварова Ж.Ф., Гнатишин В.Н. и др. , Хабаровск. 19983. География Новосибирской области. Кравцов В.М., Донукалова Р.П., Новосибирск, «ИНФОЛИО – пресс», 1996г.4. История Новосибирской области. Миненко Н.А. Новосибирск, 2003г5. Наш край в древности и средневековье. Троцкая Т.М., Соболев В.И., Новосибирск, «Студия Дизайн ИНФОЛИО», 1996.6. Новосибирск. Генеральный план развития города 2007 – 2030г. Сибирское книжное издательство: Новосибирск 2007Список литературы для учащихся.1. Материалы Департамента природных ресурсов и охраны окружающейсреды Новосибирской области.2. Материалы отдела "Природа НСО" Новосибирского государственного краеведческого музея.3. Красная книга Новосибирской области (животные). Новосибирск, 2000.4. Красная книга Новосибирской области (растения). Новосибирск, 1998.5. Красная книга Новосибирской области/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. - 2-е изд. - Новосибирск: Арта, 2008. - 528 с.6. Чернобай Л.П. Реки Новосибирского водохранилища. Новосибирск, 2008.7. Чернобай Л.П. Малые реки левобережья Оби. Новосибирск, 2011.