Публикации Урок -тренинг Конфликты в межличностных отношениях обществознание 6 класс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок -тренинг Конфликты в межличностных отношениях обществознание 6 класс
Автор: Губина Тамара Николаевна

Урок ренинг Конфликты в межличностных отношениях обществознание 6 классУрок №22Тема: Конфликты в межличностных отношения.Цель: - познакомить учащихся с основными способами разрешения конфликта- способствовать формированию умения на практике применять полученные знания, уметь высказывать свое мнение и аргументировать его, обобщать полученные знания и делать выводы, формировать навыки работы в группе- формировать понимание необходимости мирного решения конфликтаТип урока: урок с элементами тренинга.Ход урока
  • Оргмомент
  • Контроль знаний учащихся
  • Вопросы «Проверим себя», проверка письменного задания - зад.2. Обсуждение итогов.
  • Деятельность учителя и учащихся.
  • Учитель: Представьте, что в ваш ботинок попал камушек. А теперь представьте, что с вами происходит. Можете представить? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может даже случиться и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становиться больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы.Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка. Казалось бы, маленькая проблема, но становится большой проблемой.- Какие ассоциации у Вас вызвал мой сюжет?Мы продолжаем с вами изучение темы: Конфликты в межличностных отношения.Давайте составим «Шкалу мнений» Конфликт - это (запишите в тетради мнение, которое ближе вам)
  • Очень плохо
  • Плохо
  • Ни хорошо ни плохо
  • Хорошо
  • Очень хорошо.
  • Встаньте, пожалуйста - и по каждому мнению встают, один из учеников объясняет.? Почему возникают конфликты.Притча «Коробочка»Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так? ы просто смотрел с другой стороны, - был ответ.-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?-Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?Вывод: наиболее частая причина конфликтов - разность мнений. То что одну и ту же ситуацию мы видим по разному.Притча.Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба неправы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон, как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею». Нет, на веревку!» «Змея!» «Стена!» «Вы ошибаетесь!» «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.- Как вы думаете, что лежит в основе этого конфликта?Какой бы не была причина конфликта самое главное найти выход, который устраивал бы всех.«Способы выхода из конфликтной ситуации»1. «Черепаха» (уклонение). «Черепахи» убегают и прячутся в свой панцирь, чтобы избежать конфликта. Они отказываются от собственных целей и держатся в стороне как от спорных вопросов, из-за которых возникает конфликт, так и от людей, причастных к спору. Они считают, что решать конфликт - дело безнадежное. Им легче убежать (физически или психологически) от конфликта, чем встретиться с ним.2. «Акула» (принуждение). «Акулы» пытаются убедить оппонентов, силой заставить их решать конфликт. Для «акул» главное-собственные цели, а отношения с человеком для них второстепенны. Они любой ценой готовы добиваться своего. Их мало волнует, что они кому-то нравятся. «Акулы» убеждены, что конфликты решаются тогда, когда кто-то побеждает. Они пытаются одержать победу, поражая соперников, нападая внезапно, а также запугивая или угрожая им с позиции силы.3. «Плюшевый мишка» (сглаживание). Для «мишек» главное - хорошие отношения, а собственные цели не имеют для них большое значение. Они стремятся всем нравиться, чтобы все их любили и ценили.4. «Лиса» (компромисс). «Лисы» неприхотливы как в своих целях, так и в отношениях с людьми. «Лисы» ищут компромисс. Они жертвуют частью своих притязаний во время конфликта и убеждают другого уступить тоже какой-то частью своих целей. Они ищут такого решения, чтобы обе стороны получили «золотую середину». Они готовы пожертвовать ради достижения согласия для общего блага как часть своих притязаний, так и отношениями.5. «Сова» (переговоры). «Совы» очень высоко ценят собственные цели и отношения. Они рассматривают конфликт как проблему, которую надо решить, и ищут такое решение, которое удовлетворило и их собственные цели, и цели своей стороны. «Совы» воспринимают конфликты как средство улучшения отношений путем ослабления напряженности между двумя людьми. «Совы» не успокоятся, пока не будет найдено решение, которое бы удовлетворило и их самих, и другого.Обсуждение:- Как вы думаете, какая стратегия самая лучшая?ТЕСТ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.Если подобным образом вы ведете себяЧАСТО - поставьте 3 балла;ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;РЕДКО - 1 балл.ВОПРОС:«Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»ОТВЕТЫ:1. Угрожаю или дерусь.2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.3. Ищу компромиссы.4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.5. Избегаю противника.6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.8. Иду на компромисс.9. Сдаюсь.10. Меняю тему...11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.14. Предлагаю мир.15. Пытаюсь обратить все в шутку.Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11.Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12.Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13.Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14.Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15.Если вы набрали больше всего баллов под буквами:«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым. Тип 1 "Акула" - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.Преимущества: не копятся отрицательные эмоции; подходит для экстремальных ситуаций.Недостатки: конфликт не решается справедливо; постоянный конфликт со всеми«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны. Тип 2 "Сова" - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)".Преимущества: справедливое, окончательное разрешение конфликта.Недостатки: «Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других.«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.Тип 3 "Лиса" - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).Преимущества: быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое.Недостатки: может накапливаться неудовлетворённость у людей«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей. Тип 4 "Медвежонок" - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).Преимущества: Сохраняются взаимоотношения между людьми.Недостатки: конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращают«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения» Тип5"Черепаха" - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).Преимущества: это «безопасный стиль в опасности»; человек сам конфликты не создаёт.Недостатки: конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время.Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте.А теперь давайте поработаем в мини-группах ( по 4 человека) Сейчас каждая группа получит определенную ситуацию. Обсудив её в группе в течении 5 минут вы должны будете ответить на вопросы:
  • Есть в данной ситуации конфликт?
  • В чем причина конфликта?
  • Назовите пути разрешения данного конфликта.
  • Ситуации.
  • В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками - мальчишками .Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек
  • Миша попросил у Виктора сотовый телефон, для того чтобы позвонить. Вышел с телефоном на улицу и не вернулся. На следующий день Виктор потребовал вернуть телефон, на что Михаил ответил, что телефон он потерял, и деньги за телефон вернуть не может
  • Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».
  • Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».
  • Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ».
  • Маша очень любила перед сном рассматривать любимые журналы. Однако родители считали, что режим дня важнее всего и ровно в 21.00 выключали в комнате дочери свет.
  • Игорь очень любит громко слушать музыку. Но его соседи считают это чуть ли не преступлением и постоянно жалуются родителям Игоря, за что ему не редко перепадает от отца
  • Идет обсуждение в группах, после чего один из представителей группы предоставляет итог обсуждения.
  • Рефлексия
  • «Карикатура на врага».
  • Нарисуйте своего «врага» в виде сказочного животного. Да пострашнее! С рогами, клыками, копытами.И дальше с ним можно поиграть. К примеру, у вас конфликты с одноклассницей (-ком). Вот и нарисуйте ее (его) в виде огнедышащего дракона. А потом «посадите» в клетку с огромными замками. Или отправьте ее (его) на другую планету в большущей ракете. Все, конфликт исчерпан!А теперь прислушайтесь к своим эмоциям. Как вы думаете, почему, нарисовав карикатуру на своего врага, да еще и отправив его в клетку или на далекую планету, вам стало легче?5.Д\З повторить п.6-9 к уроку обобщенияПриложение к уроку карточки-задания для работы в группах
  • В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками - мальчишками .Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек
  • Вопросы1.Есть в данной ситуации конфликт?2.В чем причина конфликта?3.Назовите пути разрешения данного конфликта.
  • Миша попросил у Виктора сотовый телефон, для того чтобы позвонить. Вышел с телефоном на улицу и не вернулся. На следующий день Виктор потребовал вернуть телефон, на что Михаил ответил, что телефон он потерял, и деньги за телефон вернуть не может
  • Вопросы1.Есть в данной ситуации конфликт?2.В чем причина конфликта?3.Назовите пути разрешения данного конфликта.
  • Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».
  • Вопросы1.Есть в данной ситуации конфликт?2.В чем причина конфликта?3.Назовите пути разрешения данного конфликта.4……Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».Вопросы1.Есть в данной ситуации конфликт?2.В чем причина конфликта?3.Назовите пути разрешения данного конфликта.
  • Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ».
  • Вопросы1.Есть в данной ситуации конфликт?2.В чем причина конфликта?3.Назовите пути разрешения данного конфликта.