Публикации
Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.
Автор: Ирина Николаевна Шевнина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.
Автор: Ирина Николаевна Шевнина
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеЗаларинская средняя общеобразовательная школа № 1ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯРоль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания..(Из опыта работы)Рп Залари,2023Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника.Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.Функциональная грамотность – результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптаци.Основное общее образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, контролировать и оценивать результат.Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные УУД, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода УУД в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.Сегодня перед современной школой стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели.В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выходят инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.В указе президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов по 12 основным направлениям, одним из которых является создание условий для развития наставничества.Главная задача учителя-наставника состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение.Наставничество – процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. При реализации образовательной программы взаимодействие наставника и наставляемого ведётся не только в рамках урочной, но и во внеурочной деятельности: консультации по предметам, кружковая работа отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определённым темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к школьным и муниципальным мероприятиям, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия.В качестве наставника как классный руководитель, работаю в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе. В классе, в котором являюсь классным руководителем, обучаются различные категории детей: В целом в классе обучаются дети со средними образовательными результатами.В своей педагогической деятельности реализую стандартную позиционную модель наставничества «учитель-ученик». Для повышения творческого потенциала учащихся в урочной и внеурочной деятельности как учитель-наставник использую различные формы взаимодействия: Одним из этапов своей работы как учителя-наставника является управление и постоянная консультативная помощь в процессе обучения.Свои уроки я выстраиваю таким образом, чтобы в каждом уроке присутствовали новые подходы в обучении: обучение критическому мышлению, оценивание обучения, использование ИКТ. Акцент делается на составление и использование «Тонких и толстых вопросов», работы в группах (сменного состава), развитие критического мышления, кластер, схемы, проект, умение анализировать текст учебника, чтение с пометками. Сегодня мои методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.При интерактивном обучении диалог в классе строится на линиях. “ученик—ученик (работа в парах), “ученик— группа” (работа в группах), “ученик-класс” или “группа учеников — класс (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.Своей задачей ставлю: Учить детей самостоятельному поиску, анализу, формулировать собственное мнение, учиться строить отношения в группе, моделировать различные ситуации. Основными формами интерактивной работы является взаимодействие учащихся в парах и микрогруппах .Как я это делаю??? В своей практике использую разнообразные образовательные технологииА так же использую интерактивные формы с работы. Обучающие быстрее запоминают любую информацию с помощью зрительных образов. Поэтому на уроках использую такие инструменты как : Схемы- опоры, интеллект карты, кластеры. Они вызывают чувства удивления, новизны, развивают сообразительность, зажигают огонёк пытливости.Работаем по карточкам, использую метод синквейна.С 8 класса начинаем написание проектных работ, деловые игры и т.дЗнакомимся с методикой и используем СВОТ-Анализ. Варианты включения интерактивных методов обучения в структуре моих уроков разнообразны:На уроке необходимо вооружить учащегося не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун».Что такое метод фишбоун (от англ. fishbone method) ?Переводится как «рыбий скелет» или «рыбья кость». Метод фишбоун создан японским учёным Каору Исикава, который представляет собой выявление и глубокое рассмотрение проблемы с помощью причинно-следственных связей. «Скелет рыбы» позволяет не только упорядочивать данные и качественно обрабатывать информацию для запоминания, но и поможет найти решение для любой проблемы. Этот прием часто используется для «мозгового штурма».Формы работы: индивидуальная, групповая.хочу отразить результаты эффективности применения ещё одного интерактивного приёма.ПОПС формула — интерактивный методический приемИнтерактивный приём, ПОПС _формула, активно использую на стадии рефлексии учащихся, .Он создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. Перевёл и дополнил формулу Аркадий Гутников. В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС, гдеП – позицияО – объяснение (или обоснование)П – примерС – следствие (или суждение)Секрет формулы ПОПССтруктура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения высказывания. П -позиция.Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».О - обоснование, объяснение своей позиции. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос - почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов«Потому что…» или «Так как…».П - примеры.Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести примеры, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, -«Например…», «Я могу доказать это на примере…».С - следствие(суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко выразить собственную позицию по изученной теме. Критериями оценки качества и результативности моей деятельности являются высокие показатели достижений моих обучающихся.УЧЕНИКИ ЭТО НАШИ ВЫРОЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ, МЫ НАСТАВНИКИ УЧИТЕЛЯ – САДОВНИКИ, как мы будем за ними ухаживать такие получим и результаты!Хочется завершить словами И.Канта: “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”Так буду же ею наслаждайтесь и старайтес обладать великой силой учителя – владеть сердцами учеников.Ведь каждый из них ждет от нас веры в свои способности, поддержки и понимания. И мы должны помочь им! Вместе у нас все получится!!! Это и есть моя дорога — дорога поиска, открытий, труда и вдохновения… Дорога моего счастья.