Публикации
«Самое ценное в мире - семья». Сценарий игрового занятия по апробации авторской технологии в речевом развитии детей фразовый конструктор «Моя семья».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Самое ценное в мире - семья». Сценарий игрового занятия по апробации авторской технологии в речевом развитии детей фразовый конструктор «Моя семья».
Автор: Шпиякина Наталья Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Самое ценное в мире - семья». Сценарий игрового занятия по апробации авторской технологии в речевом развитии детей фразовый конструктор «Моя семья».
Автор: Шпиякина Наталья Викторовна
«Самое ценное в мире - семья».Сценарий игрового занятия по апробации авторской технологии в речевом развитии детей фразовый конструктор «Моя семья». Автор работы:Шпиякина Наталья Викторовна,Воспитатель МБДОУ д/с № 473 «Мир»Г. Новосибирск. Цель: Создать условия для речевого развития детей среднего дошкольного возраста. В игровой, занимательной форме обогатить представления детей о своей семье. Задачи:Формировать знания детей о семье и членах семьи, их взаимоотношения, о роли взрослых и детей в семье, о том, что в семье все любят и заботятся друг о друге; Активизировать словарь детей, упражнять в согласовании существительных с прилагательными, подборе глаголов; Апробация авторской технологии в речевом развитии детей фразовый конструктор «Моя семья». Развивать коммуникативные навыки детей, связную речь, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение употреблять в речи простые распространенные предложения; Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание заботиться о близких. Аннотация игрового занятия:В группу к детям приходит Солнышко с просьбой о помощи. Семью Паши Даши заколдовал злой волшебник. Для того, чтобы расколдовать их семью. Необходимо отправится в волшебную страну и добыть волшебный цветок ромашку – символ семьи. Дети, воспитатель и солнышко отправляются в путешествие за цветком, чтобы помочь беде Паши и Даши. На пути они встречают препятствия и выполняют задания. После произнесения волшебного заклинания, злой волшебник отдает ромашку. Дети, воспитатель и солнышко по волшебству отправляются в детский сад, где отдают Паше и Даше ромашку, которую они должны передать своей семье. Оборудование: Игрушка Солнышко, куклы мальчик и девочка 30-40 см, аудиозапись приветствия «Здравствуйте ладошки» (по М. Картушиной), иллюстрация цветка ромашки формата А4, Ткань для ковра-самолета 3x3 метра, игрушка зайца, мольберт (или магнитная доска и магниты), иллюстрации «Моя семья», «Замок злого волшебника», аудиозапись с голосом злого волшебника, фразовый конструктор «Моя семья», наклейки с изображением ромашки, портативная колонка (или ноутбук для воспроизведения аудио записей), USB карта памяти (или флэш-накопитель). Предварительная работа: Беседы на темы «Моя семья», «Кто чем занимается дома, обязанности членов семьи», рассматривание картинок с изображением членов семьи и их занятий, речевая игра «Назови ласково», игра «Назови и покажи» - по карточкам действиям из игры «Фразовый конструктор», чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине». 1. Организационный момент(Воспитатель подзывает детей к себе, говорит, что все ребята нашей группы уже пришли в детский сад, и предлагает детям поздороваться друг с другом в виде игры. Приветствие проводится под музыкальное сопровождение «Здравствуйте ладошки»).Приветствие «Здравствуйте ладошки» (по М. Картушиной). Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачиваютладонями вверх-вниз)Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)Здравствуйте, ножки! (топают ногами)Топ, топ, топ!Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопываютпальчиками по щечкам)Пухленькие щечки!Плюх-плюх-плюх!Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на носуказательным пальцем)Здравствуйте, Малышки,Всем привет! (машут друг другу руками)(Раздается стук в дверь, появляется Солнышко).Воспитатель: Здравствуй, Солнышко! Почему ты грустное?Солнышко: Здравствуйте, ребята. Мои друзья Паша и Даша прислали мне письмо, в котором говорится, что их семья попала в беду. Их дружную семью заколдовал злой волшебник, и они перестали разговаривать друг с другом, играть и помогать друг другу. Что же делать? (Дети рассуждают над сложившейся ситуацией, предлагают способы ее решения). Воспитатель: Солнышко, не расстраивайся, мы с ребятами твоим друзьям поможем. Ребята, вы готовы помочь Паше и Даше? (Ответы детей).Солнышко: Ребята, Паша и Даша рассказали мне, что заклинание злого волшебника может снять волшебный цветок – ромашка, который находится у злого волшебника. Волшебная страна злого волшебника находится далеко за горами и лесами. Вы готовы отправиться на поиски волшебного цветка? Но как нам попасть в сказочную страну? (Предложения и ответы детей)Воспитатель: Я предлагаю отправиться в наше путешествие на волшебном ковре самолете, а вот и сам корабль, ждёт своих пассажиров. (На полу в группе располагается ткань, на которую садятся дети, чтобы отправится в путешествие). Солнышко: Ребята, занимайте свои места на ковре самолёте, и полетели. (Дети с воспитателем и солнышком отправляются в волшебную страну под волшебную музыку). 2. Основная частьСолнышко: Вот и добрались мы до сказочной страны. Посмотрите, не видно ли где волшебного цветка? Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полянке скачет зайчик, давайте у него спросим, может быть он видел где растет волшебный цветок? (Дети с воспитателем и солнышком подходят к зайчику, здороваются с ним и просят у него помощи).Здравствуй зайчик, помоги нам пожалуйста, у наших друзей Паши и Даши случилась беда, злой волшебник заколдовал их семью, чтобы их расколдовать нам нужен волшебный цветок. Как нам его найти, подскажи пожалуйста дорогу к нему. Зайчик: Здравствуйте отважные путешественники. Волшебный цветок находится у злого волшебника, я вам подскажу дорогу, если вы немного по играете со мной и отгадаете мои загадки. (На мольберте располагается иллюстрация «Моя семья». Дети отгадывают загадки зайчика и показывают на иллюстрации того, кого отгадали). Игра «Отгадай и покажи». 1. Излучает она свет,От улыбки ямочка…Никого дороже нет,Чем родная… (мамочка) 2. Кто не в шутку а в серьезНас забить научит гвоздьКто сильнее всех на свете?Скажите дети….(папа) 3. Всё хозяйство: лебеда,Да хохлатка Рябушка,Но ватрушками всегдаНас накормит… (бабушка) 4. Мочит в тёплом молокеОн кусочек хлебушка,Ходит с палочкой в рукеНаш любимый…(дедушка)5. Кто веселый карапузик —Шустро ползает на пузе?Удивительный мальчишка —Это младший мой. (братишка) 6. Кто любит и меня, и братца,Но больше любит наряжаться? —Очень модная девчонка —Моя старшая (сестренка) 7. Без чего на белом светеВзрослым не прожить и детям?Кто поддержит вас, друзья?Ваша дружная. (Семья.)Зайчик: Молодцы ребята, спасибо вам за игру, как вы быстро отгадали мои загадки. Так уж и быть, помогу я вам. Идите все время прямо, за горой увидите замок злого волшебника, там и растет волшебный цветок. (Дети благодарят зайчика за помощь и отправляются в путь). Воспитатель: Ребята отправляемся в путь. Физминутка.По узенькой дорожке (идти шагом),По ровненькой дорожкеШагают наши ножки.Раз-два, раз-два,С кочки на кочку (прыгать на двух ногах).А потом по камешкам,По камешкам, по камешкам...В яму – бух (присесть на корточки)!Воспитатель: Ребята, вижу вдалеке я замок злого волшебника. Мы уже совсем близко. (Игра проводится 3 раза. Дети, воспитатель и солнышко проходят на волшебную поляну, где видят замок злого волшебника – на мольберте располагается соответствующая иллюстрация замка). Воспитатель: Ребята, вот мы и приплыли. (Неожиданно раздается гром и грозный голос злого волшебника). Злой волшебник: (аудиозапись голоса). Кто по смел меня по тревожить. Я вас сейчас заколдую. Воспитатель: Здравствуй злой волшебник. Мы дети из группы «Солнышко», пришли за волшебным цветком, который расколдует семью наших друзей Паши и Даши. Злой волшебник: (аудиозапись голоса). Помню, помню колдовство. Цветок волшебный вам готов отдать, если вы произнесете заклинание. Но его нужно отгадать и прочитать. И каждый из вас это должен сделать. Иначе заклинание не сработает и цветок волшебный у меня станется. Воспитатель: Дети, давайте попробуем заклинание отгадать. Игра фразовый конструктор «Моя семья» (приложение №1). Описание игры и методические рекомендации по ее проведению.Фразовый конструктор «Моя семья» применяется для составления простых распространенных предложений и содержит комплект карт и карточки. На карточках с желтым цветом границы квадрата изображены члены семьи, с зеленым – действие, с красным – предмет/объект. Поочередно помещая карточки с изображением, соответственно цвету, границы квадрата, на карту, у ребенка получается предложение, которое он может расшифровать и назвать по картинкам. (Например, «Дочка/сестра - играет - с куклой»). Для индивидуальной работы с детьми, картинки рекомендуется переворачивать, скрывая изображение. Ход игры:1.Детям раздаются карты, на которых изображены квадраты с границей желтого, зеленого и красного цвета. 2.Детям предлагается выбрать карточку с изображением члена семьи с желтым цветом границы квадрата и поместить на карту в квадрат соответствующего цвету границе квадрата. 3.Детям предлагается выбрать карточку с изображением действия с зеленым цветом границы квадрата и поместить на карту в квадрат соответствующего цвету границе квадрата. 4.Детям предлагается выбрать карточку с изображением объекта/предмета с красным цветом границы квадрата и поместить на карту в квадрат соответствующего цвету границе квадрата. 5.Расшифровать полученное предложение, произнеся его – это и будет волшебное заклинание. Каждый ребенок произносит свое предложение, по получившейся схеме. (После того как каждый ребенок «читает» получившуюся у него схему, звучит голос злого волшебника). Злой волшебник: (аудиозапись голоса). Молодцы ребята. За вашу смелость, доброту и отзывчивость я отдаю вам волшебный цветок – ромашку. Отнесите его Паше и Даше, что бы они передали его своей семье, и тогда заклинание перестанет действовать. Воспитатель: Ромашка поможет семьям Паши и Даши снова стать крепкой, дружной, потому что ромашка – символ семьи. Возьмем цветок скорей и в путь.Злой волшебник: (аудиозапись голоса). А теперь произнесите волшебные слова, которые в миг перенесут вас обратно в детский сад.«Во круг себя мы покружились,И в детском саду мы очутились».(Дети волшебным образом попадают в детский сад, где их ждут Паша и Даша).3.Заключительная часть.Солнышко: Ребята, посмотрите, а вот и наши Паша с Дашей. (Дети здороваются с Пашей и Дашей). Паша и Даша, мы принесли вам волшебный цветок – ромашку, передайте его своей семье, и тогда заклинание перестанет действовать. И ваша семья снова станет дружной, крепкой и веселой. Берегите своих родных, цените их, любите, помогайте, не огорчайте.Паша и Даша: Спасибо ребята вам за помощь и отзывчивость. Вы не испугались трудностей и помогли нашей семье. Воспитатель: Что бы ваши семьи никогда не ссорились по играем в игру «Помири друзей». Тактильная игра «Помири друзей» «Давайте будем их мирить,Семью свою нужно любить.Друг другу улыбнёмсяИ за руки возьмёмся (взяться за руки и улыбнуться друг другу)Дружно все обнимемся и тогда помиримся! (обнять друг друга)Паша и Даша: За вашу доброту мы вам дарим частичку дружбы, что бы и ваши семьи были крепкими. (Паша и Даша дарят детям наклейки с изображением ромашки). Вы заберете их домой и ромашки будут охранять в вашей семье мир. Солнышко: Спасибо вам, мои друзья, за помощь. Мне и Паше с Дашей пора возвращаться домой, где нас ждут родные. До свидания! До новых встреч!Рефлексия:Воспитатель: Кто приходил к нам в гости?Почему грустило Солнышко?Кто заколдовал семью Паши и Даши?Какие задания приготовил нам злой волшебник?Какой волшебный цветок помог Паше и Даше расколдовать их семью? (Ответы детей)Список используемой литературы:Утробина К. К. Подвижные игры для детей 3-5 лет. Сценарии физкультурных занятий и развлечений в ДОО. Изд – во Гном, 2023 г. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Изд-во «Сфера», 2004. Красильников Н. Н. 500 считалок, загадок, скороговорок для детей. Изд-во «Сфера», 2018 г. Приложение №1.