Публикации
Конспект урока географии в 5 классе по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока географии в 5 классе по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"
Автор: Башарова Светлана Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока географии в 5 классе по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"
Автор: Башарова Светлана Владимировна
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»Конспект урока географии в 5 классе по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера" Учитель географии, высшей категории Башарова С.В.Цели урока:Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», границ атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в жизни планеты и человечества.Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.Планируемые результатыЛичностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).Тип урока – урок усвоения новых знаний.Формы организации деятельности учащихся – групповая ( класс делится на 5 рабочих групп), индивидуальная.Оборудование для учителя:презентация к уроку; видеофильм «Атмосфера Земли»; компьютер, проектор. Оборудование для учеников: - файловые папки с заданиями на столе у каждой группы; учебник А. А. Летягина « География. Начальный курс: 5 класс» – М.: Вентана – Граф, 2018; дневник географа - следопыта.Ход урока. Организационный этап.Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.Учитель: Добрый день, ребята. Я предлагаю сегодняорганизовать урок следующим образом: создать в классе – 5 рабочих групп. Все,что потребуется каждой группе для урока ( файловая папка с бланками заданий, учебники, словари, энциклопедии), находится у вас на столах . Работу каждой группы помогают мне организовывать координаторы.Мы с вами продолжаем знакомство с геосферами Земли. Слайд 1. Геосферы Земли: литосфера - познакомилисьатмосферагидросферабиосфера.- Найдите в оглавлении учебника тему, которую мы изучали на прошлом уроке.( Человек и литосфера).- Какая тема следует дальше? ( Воздушная оболочка Земли - атмосфера.)( закладки в учебнике на нужном параграфе).Задание группам: пользуясь разнообразными источниками информации ( словари, энциклопедии ), сформулируйте понятие «атмосфера». На доску вывешивается табличка с названием темы: АТМОСФЕРА.Внимание ребят обращается на высказывание итальянского учёного Эванжелисто Торричелли « Мы живём на дне воздушного океана» , которое вывешено на доске в качестве эпиграфа к уроку.Слайд2. Воздушная оболочка Земли – атмосфера( от греч. «пар» и «шар»)Актуализация знаний. Целеполагание.Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.- Давайте вспомним, что вы уже знаете о воздухе?- Где можно встретить воздух?- Что вам известно о свойствах воздуха? - А знаете ли вы о границах атмосферы?- Можете ли вы назвать слои атмосферы?- Что бы вы ещё хотели узнать об атмосфере? ( учащиеся формулируют вопросы, на которые нужно ответить в ходе урока, определяя тем самым задачи урока).На доске под табличкой с названием темы вывешиваются поочередно таблички, формулирующие основные моменты урока.АТМОСФЕРАсвойства значение состав строение границы атмосферы Этап совместного открытия и усвоения новых знаний. Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы со свойствами воздуха, составом и строением атмосферы, значением воздуха для жизни на Земле.Постановка проблемного вопроса.Учитель: говоря о свойствах воздуха, я предлагаю вам прослушать отрывок из сказки шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». ?О каком главном свойстве воздуха говорится в сказке?Чтобы выяснить значение воздуха, ребятам предлагается набор картинок для каждой группы, анализируя которые они должны сделать соответствующие выводы.Слайд 3. Картинки, иллюстрирующие значение воздуха.Слайд 4. Значение воздуха на Земле. Дыхание живых организмов. Защита от перегревания и от переохлаждения. Защита от попадания небесных тел. Защита от ультрафиолетовых лучей, губительных для всего живого.На вопросы, связанные с границами, составом и строением атмосферы, поможет ответить видеофрагмент, который просматривается с паузами, чтобы ребята успели уловить основные моменты . В процессе просмотра ребятам предлагается поработать с индивидуальной карточкой , в тексте которой нужно заполнить пробелы, воспользовавшись словами для отбора.Видеофрагмент « Почемучка. Состав и строение атмосферы». ( 3,5 мин.) Карточка – задание.1. Атмосферный воздух представляет собой смесь _________.2. _________ в воздухе атмосферы содержится 78%.3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________.4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: __________, __________, мезосферы, термосферы.5. Благодаря___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.6. Водяные пары атмосферы образуют _________ разной формы.7. Облака могут отличаться _________, нести осадки или предвещать их.Слова для отбора: высота, озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот, облака, стратосфера.После просмотра обращается внимание учащихся на схему в учебнике – рис.43, стр. 66. (она может помочь в заполнении карточки).Слайд 5. Текст с выполненным заданием.Самопроверка.На экране появляется текст с заполненными пробелами, учащиеся проверяют свои работы и оценивают себя ( ставят себе + за каждый правильный ответ).- Ребята, есть среди вас те, кто правильно подобрал 4 ответа? Вы неплохо справились с заданием.- А есть у нас такие, кто подобрал 5-6 правильных ответов? Вы хорошо поработали!-Поднимите руки те, у кого 7-8 найденных ответов. Молодцы! Вы справились с заданием отлично!Слайд 6. Физкультминутка.Физкультминутка.Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя.«Упрямая свеча». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую свечу ( на счёт 1, 2, 3, 4, 5)Не погасла, попробуем еще раз.« Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули ( повторить 2-3 раза).« Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны,и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и наклоняясь вперёд ( повторить 2-3 раза).Закрепление материала о строении атмосферы.На доске заготовлена основа схемы « Строение атмосферы» с указаниями высот, разграничивающих разные слои атмосферы. В файловых папках каждой группы есть название одного из слоёв атмосферы. По одному представителю от каждой группы выходят к доске и прикрепляют свои таблички соответственно их расположению.Работа с основными понятиями темы.Слайд 7. Ключевые понятия.Внимание учащихся обращается на выделенные в параграфе 12 термины. Кто-то из учеников их зачитывает. В файловых папках каждой группы имеется набор данных понятий ( названий газов и слоев атмосферы). Представители каждой команды поочередно подходят к учителю и вытягивают карточки с толкованием каждого понятия, зачитывают их вслух для всех групп, после чего координаторы групп, обсудив ответ с коллегами , поднимают соответствующее название.Слайд 8Вернемся к высказыванию итальянского ученого Эванжелисто Торричелли: ««Мы живем на дне воздушного океана»? ( записаны на доске).Тест и самопроверка ( выполняется в группах на компьютерах, каждый ответ сразу же проверяется).Вернёмся к плану урока. Все пункты плана выполнены.Рефлексия.Учащимся предлагается заполнить у, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям ( карточки для каждого – в файловой папке у каждой группы).А также поставить себе оценку за работу на уроке, включая результаты теста.Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?Есть в классе такие, кто не понял материал? Слайд 9. -Домашнее задание.Параграф 12 учить и пересказывать, знать основные термины, выполнить в дневнике географа– следопыте задание 3 с.33.Желающим: выполнить в дневнике географа – следопыте задание 1, 2 с. 32 -33