Публикации «Интегрированное обучение. Мои инновации в обучении и воспитании лежащие в основе собственного педагогического опыта»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Интегрированное обучение. Мои инновации в обучении и воспитании лежащие в основе собственного педагогического опыта»
Автор: Валентина Ивановна Пьянкова

«Интегрированное обучение. Мои инновации в обучении и воспитании лежащие в основе собственного педагогического опыта»Пьянкова Валентина Ивановна, учитель начальных классов высшей категорииМБОУ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»Бийского района Алтайского краяСуществующие изменения в науке и социальной сфере стимулировали потребность в разработке новых подходов к процессу обучения и воспитания в школах. Современные дети значительно отличаются от предыдущих поколений, что создает ряд проблем в области обучения и воспитания нового поколения. Одной из основных тревог является ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка, в ущерб его духовно-нравственному воспитанию и общему личностному развитию. В результате этого подхода дети теряют интерес к учению. Сегодняшние дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу, поскольку они все больше увлекаются телевидением, фильмами и интернетом. Это ведет к трудностям в учебном процессе, связанным с пониманием различных текстовых жанров, несформированностью внутреннего плана действий, проблемами в логическом мышлении и творческом воображении. Становится очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые отражены в государственных стандартах второго поколения. Система обучения, включая начальную школу, должна быть способствовать межпредметному интегрированию и быть основой для дальнейшего развития в средней школе. Считаю необходимым на уроках с современными младшими школьниками устранять предметную разобщённость так как это становится одной из причин фрагментарности мировоззрения детей, что порождает серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.  И в этом мне помогает интегрированное обучение. Почему же мною была выбрана именно такая педагогическая технология? В настоящее время в науке существует множество парадигм, концепций и подходов к преподаванию различных предметов в начальной школе. Моё же исследование было посвящено рассмотрению интегрированного подхода в обучении и дальнейшее его применение в работе, его понятию. В начале мною была изучена история становления в образовании интегрированного обучения, узнала, что интегрированное обучение – это методика образования, которая объединяет различные предметы и дисциплины в единое целое. Она основана на идеях российского ученого Алексея Николаевича Леонтьева, который внедрил этот подход в образовательный процесс. Леонтьев утверждал, что интегрированное обучение способствует более глубокому пониманию материала и формированию у учащихся комплексного мышления. Далее постепенно стала вводить такую форму работы на уроках. Заметила, что усвоение материала проходит более легко, когда интегрируемые уроки сочетаются с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), которые решают проблемы  информации, моделирования происходящих процессов и т. д.Интегрированные уроки, которые применяю я в своей педагогической деятельности, способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.  Стало ясно, что интегрированное обучение стирает чёткие границы между предметами. Опыт проведенных интегрированных уроков требует большой подготовки, но эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику. Из практики видно, что интеграция учебного материала способствует развитию творческого, логического мышления учащихся, является одним из существенных факторов воспитания внутренней культуры и личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, людям, жизни.В интегрированном подходе к обучению привлекательно то, что не нужно специально готовить детей смотреть на мир глазами художников, писателей, музыкантов, математиков, физиков и так далее. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой, с содержания одного узкого предмета на другой. Именно интегрированные уроки позволяют:объединить изучаемые в начальной школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых явлении, процессе;повысить эффективность достижения образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым учебным предметом, задействованном в интеграции;создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;развить навыки продуктивного общения и разнообразия учебного материала, приобретения жизненно-необходимого опыта, расширить социальное пространство личности;способствовать более высокому уровню усвоения материала, его повторению, повышать мотивацию обучения, формировать обстановку творческого сотрудничества, активизировать познавательную и поисковую деятельность, способствовать восприятию целостной картины мира.Из опыта очевидно, что эффективным является объединение естественно-научных и общественно-гуманитарных знаний, реализация межпредметных связей (что считается элементарным уровнем интеграции).В своей практике интегрирую такие предметы как: математику и технологию, окружающий мир, литературное чтение и русский язык, русский язык и ИЗО, математику и окружающий мир и др. Как правило дети на таких уроках более раскрепощены, не боятся выдвигать идеи, пытаются их решить, то есть являются активными участниками учебного процесса.Проводя исследование того, какие предметы интегрируются наиболее удачно и в каких классах наиболее эффективны, составила перспективный план своей дальнейшей работы. В диаграммах отметила такое сочетание предметов по результатам проведенного исследования. Из диаграммы видно, что для первоклассников наиболее интересно сочетание лёгких предметов, но со второго класса русский язык, математику и литературное чтение интегрировать на уроках возможно, но выбирая подходящие темы. Также допускаю перспективным возможное объединение по ряду тем русского языка, литературного чтения и окружающего мира с уроками изобразительного искусства.За последние 6 лет применения в своей педагогической деятельности интегрированное обучение совместно с другими педагогическими технологиями у детей наблюдалась положительная динамика в обучении. Практика моей работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. Я стараюсь разрабатывать единую альтернативную программу обучения по всем предметам в начальной школе, при внедрении которой интеграция является дидактическим принципом обучения, главной целью которого является всестороннее развитие младшего школьника и формирование научного стиля мышления учащихся. Такое обучение возможно при применении интегрированных уроков в начальной школе.Считаю, что интеграция — необходимое условие современного учебного процесса в начальных классах и её реализация способствует переходу на более качественный уровень образования.