Публикации Демонстрационный экзамен как элемент независимой оценки качества образования в системе среднего профессионального образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Демонстрационный экзамен как элемент независимой оценки качества образования в системе среднего профессионального образования
Автор: Татьяна Владимировна Ичетовкина

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ЭЛЕМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯИчетовкина Т.В., преподаватель ГБПОУ «Кунгурский колледж агротехнологий и управления»t.courowa@yandex.ruКлючевые слова: образовательный процесс, демонстрационный экзамен, государственная итоговая аттестация, паспорт компетенции.Современная система среднего профессионального образования развивается в областях, повышающих допустимость и качество обучения, в том числе с учётом потребностей экономической и социальной сферы.В последнее время структурные изменения в системе среднего профессионального образования были вызваны пониманием того, что социально-экономическая модернизация страны невозможна без качественной подготовки кадров. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации». Качество образования – это характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, которая отражает степень соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам и степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2]. Сегодня одной из важных задач профессионального образования является объективно и самостоятельно оценивать качество знаний полученных знаний выпускниками.Переходя на требования мирового стандарта, выпускники не должны забывать о ориентирах и стандартах, которые являются конкурентноспособными в мире и принятыми на международном уровне результатами системы профессионального образования, а также о важности сохранения уникальности среднего профессионального образования в России. Это заключается в том, что, помимо своих основных функций, она связана с производством кадров, с подготовкой кадров для современной экономической и социальной сферы [3].Демонстрационный экзамен – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает: моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков; независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий; определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.Таким образом, демонстрационный экзамен является обязательной частью ГИА при проведении программы в соответствии с образовательным стандартом ФГОС СПО, которые включают инструкции по выполнению ДЭ в процедуры ГИА: ФГОС по профессиям: «п. 2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена»; ФГОС по специальности: «п. 2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы). (Ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 №796).После сдачи демонстрационного экзамена выпускники получают паспорт компетенции. Паспорт отражает уровень владение различными способностями, которые высоко ценятся среди потенциальных работодателей и соответственно повышают конкурентоспособность выпускников.Анализируя структуру и содержание демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации в сфере среднего профессионального образования, можно отметить плюсы и минусы процедуры проведения экзамена.Преимущества включают в себя:
  • разработку унифицированных управленческих и измерительных материалов с учетом требований работодателя (производственных задач);
  • разработку образовательных и методических элементов;
  • обеспечить доступ работодателя к данным о профессионализме выпускников образовательного учреждения;
  • обеспечить единую оценку, при которой на основе результатов ГИА формируется дополнительный квалификационный документ паспорт компетенции.
  • Одним из недостатков является создание специализированных центров проведения демонстрационных экзаменов, учитывающих оснащение современным техническим оборудованием, способным выполнять задачи, предусмотренные паспортом компетенции.Большинство образовательных организаций не смогли бы провести демонстрационные экзамены, а участие и использование чужих баз, чужих площадок, конечно же, влечет за собой определенные финансовые затраты, которые ложатся на плечи образовательных организаций. При проведении ДЭ, исключительно используются контрольно-измерительные материалы.Следовательно, при проведении ГИА контрольно-измерительные материалы должны быть адаптированы или приведены в соответствии с требованиями программ среднего профессионального образования. Кроме того, нужно отметить, что не по всем программам среднего профессионального образования существуют конкурсные задания движения «Профессионалы».По ряду профессий и специальностей эти оценочные материалы должны специально разрабатываться для проведения демонстрационного экзамена. А поскольку нет единой методики разработки этих оценочных материалов образовательные организации сталкивались с определенными проблемами. Т.к., разработчиком оценочных материалов для проведения ДЭ является образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» (далее – Институт). Разработчик формирует рабочие группы по разработке оценочных материалов с участием организаций-партнеров, отраслевых и профессиональных сообществ, организует проведение экспертизы разработанных оценочных материалов специалистами федеральных учебно-методических объединений, представителей кластеров. Список источников
  • Методические рекомендации о проведении государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по образовательным программам среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет» [Электронный ресурс] // ИРПО демонстрационный экзамен [сайт]. URL: /
  • Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база Техэксперт: [сайт]. URL:
  • Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: 4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/
  • Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года: одобрена Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18.07.2013 №ПК-5вн) [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база Техэксперт: [сайт]. URL:
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // ИРПО демонстрационный экзамен [сайт]. URL: