Публикации
Демонстрационный экзамен как элемент независимой оценки качества образования в системе среднего профессионального образования
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Демонстрационный экзамен как элемент независимой оценки качества образования в системе среднего профессионального образования
Автор: Татьяна Владимировна Ичетовкина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Демонстрационный экзамен как элемент независимой оценки качества образования в системе среднего профессионального образования
Автор: Татьяна Владимировна Ичетовкина
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ЭЛЕМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯИчетовкина Т.В., преподаватель ГБПОУ «Кунгурский колледж агротехнологий и управления»t.courowa@yandex.ruКлючевые слова: образовательный процесс, демонстрационный экзамен, государственная итоговая аттестация, паспорт компетенции.Современная система среднего профессионального образования развивается в областях, повышающих допустимость и качество обучения, в том числе с учётом потребностей экономической и социальной сферы.В последнее время структурные изменения в системе среднего профессионального образования были вызваны пониманием того, что социально-экономическая модернизация страны невозможна без качественной подготовки кадров. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации». Качество образования – это характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, которая отражает степень соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам и степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2]. Сегодня одной из важных задач профессионального образования является объективно и самостоятельно оценивать качество знаний полученных знаний выпускниками.Переходя на требования мирового стандарта, выпускники не должны забывать о ориентирах и стандартах, которые являются конкурентноспособными в мире и принятыми на международном уровне результатами системы профессионального образования, а также о важности сохранения уникальности среднего профессионального образования в России. Это заключается в том, что, помимо своих основных функций, она связана с производством кадров, с подготовкой кадров для современной экономической и социальной сферы [3].Демонстрационный экзамен – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает: моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков; независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий; определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.Таким образом, демонстрационный экзамен является обязательной частью ГИА при проведении программы в соответствии с образовательным стандартом ФГОС СПО, которые включают инструкции по выполнению ДЭ в процедуры ГИА: ФГОС по профессиям: «п. 2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена»; ФГОС по специальности: «п. 2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы). (Ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 №796).После сдачи демонстрационного экзамена выпускники получают паспорт компетенции. Паспорт отражает уровень владение различными способностями, которые высоко ценятся среди потенциальных работодателей и соответственно повышают конкурентоспособность выпускников.Анализируя структуру и содержание демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации в сфере среднего профессионального образования, можно отметить плюсы и минусы процедуры проведения экзамена.Преимущества включают в себя:разработку унифицированных управленческих и измерительных материалов с учетом требований работодателя (производственных задач); разработку образовательных и методических элементов; обеспечить доступ работодателя к данным о профессионализме выпускников образовательного учреждения; обеспечить единую оценку, при которой на основе результатов ГИА формируется дополнительный квалификационный документ – паспорт компетенции. Одним из недостатков является создание специализированных центров проведения демонстрационных экзаменов, учитывающих оснащение современным техническим оборудованием, способным выполнять задачи, предусмотренные паспортом компетенции.Большинство образовательных организаций не смогли бы провести демонстрационные экзамены, а участие и использование чужих баз, чужих площадок, конечно же, влечет за собой определенные финансовые затраты, которые ложатся на плечи образовательных организаций. При проведении ДЭ, исключительно используются контрольно-измерительные материалы.Следовательно, при проведении ГИА контрольно-измерительные материалы должны быть адаптированы или приведены в соответствии с требованиями программ среднего профессионального образования. Кроме того, нужно отметить, что не по всем программам среднего профессионального образования существуют конкурсные задания движения «Профессионалы».По ряду профессий и специальностей эти оценочные материалы должны специально разрабатываться для проведения демонстрационного экзамена. А поскольку нет единой методики разработки этих оценочных материалов образовательные организации сталкивались с определенными проблемами. Т.к., разработчиком оценочных материалов для проведения ДЭ является образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» (далее – Институт). Разработчик формирует рабочие группы по разработке оценочных материалов с участием организаций-партнеров, отраслевых и профессиональных сообществ, организует проведение экспертизы разработанных оценочных материалов специалистами федеральных учебно-методических объединений, представителей кластеров. Список источниковМетодические рекомендации о проведении государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по образовательным программам среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет» [Электронный ресурс] // ИРПО демонстрационный экзамен [сайт]. URL: / Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база Техэксперт: [сайт]. URL: Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: 4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года: одобрена Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18.07.2013 №ПК-5вн) [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база Техэксперт: [сайт]. URL: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // ИРПО демонстрационный экзамен [сайт]. URL: