Публикации
Опыт работы по теме: «Применение технологии уровневой дифференциации на уроках географии»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт работы по теме: «Применение технологии уровневой дифференциации на уроках географии»
Автор: Башарова Светлана Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт работы по теме: «Применение технологии уровневой дифференциации на уроках географии»
Автор: Башарова Светлана Владимировна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4 города Буденновска
Буденновского района
Опыт работы по теме:
Применение технологии уровневой дифференциации на уроках географии
учителя географии Башаровой Светланы Владимировны
2023 год
ВВЕДЕНИЕ
Технология уровневой дифференциации является одной из традиционных технологий в педагогике и методике обучения географии. Социальная значимость дифференцированного подхода усиливается в период гуманизации школьного образования. Это связано с тем, что дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей через вариативную организацию учебного процесса. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различны, но близки к среднему значению, характерному для любой технологии. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного уважения, дают ощущение творческой свободы и приносят радость. Для достижения лучших результатов педагог должен применять разнообразные формы, методы и средства обучения, усиливать самостоятельную работу для отдельных сильных учеников и дозировать нагрузку дня слабых.
На мой взгляд, наиболее оптимально решает эти задачи технология уровневой дифференциации. Поэтому я изучаю теоретические основы этой технологии и использую её возможности на практике. Дифференциация в переводе с латинского difference означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это: I) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная, однородная, группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Общие психологические подходы к дифференцированному обучению в конце 19 века обосновали В. Штерн и Э. Клапаред. Были разработаны различные варианты организации городской школьной сети, а также учебно-воспитательного процесса, в частности индивидуализированного обучения системы.
В современной школьной практике дифференцированное обучение в сочетании с единством базового образования, рассматривается в качестве определяющего фактора демократизации и гуманизации обучения. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.
Целевые ориентации
Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Выделяют следующие виды дифференциации:
1. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, следует различать дифференциацию:
По возрастному составу (школьные классы, разновозрастные параллели)
По половому признаку (группы, команды, классы)
По области интересов (организация кружковой работы, гуманитарные группы)
По уровню достижений (уровню умственного развития, знаний, умений, навыкам)
По личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту)
По уровню здоровья (группы здоровья)
2. По организационной форме обучения можно выделить:
-фронтальную форму организации детей
- организацию малых групп
- объединение детей в пары сменного состава - - индивидуальную работу с детьми
3. По содержанию работы с детьми:
-подбор заданий, отличающихся при общей образовательной цели разной степени сложности
- подбор разных по мотивировке, содержанию заданий
- использование гибких вариантных программ
4. По форме оказания педагогической поддержки:
совместное выполнение заданий
частичный образец выполнения задания
алгоритмическое описание
сопутствующие указания, инструкции
вспомогательные упражнения и т.д.
5. По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:
-региональную - по типу школ (гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, );
внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки)
в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения);
межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).
Описанные виды дифференциации представлены в схеме I, дающей представление о том, что все они взаимосвязаны и могут быть использованы на разных этапах обучения.
Особенности дифференциации по уровню
Дифференциация по уровню развития не получает в современной педагогике однозначной оценки: в ней имеется наряду с положительными, и некоторые отрицательные аспекты.
Уровневая дифференциация
Положительные аспекты
Отрицательные аспекты
Исключаются, неоправданные и нецелесообразные для общества, уравниловка и усреднение детей.
У учителя появляется возможность помогать слабому ученику, уделять внимание сильному.
Отсутствие в классе неуспевающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают
возможность испытывать учебный
успех, избавиться от комплекса
неполноценности.
Повышается уровень мотивации
учения в сильных группах.
В группе, где собраны одинаковые
дети, ребенку легче учиться.
Деление детей по уровню развития негуманно.
Высвечивается социально-экономическое неравенство.
Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.
Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
Понижается уровень Я - концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс: в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
Понижается уровень мотивации в слабых группах.
Перекомплектование разрушает классные коллективы.
Над применением дифференцированного подхода в обучении работало большое количество людей. Особый вклад в развитие этой технологии внесли Гузик Николай Петрович - заслуженный учитель РФ, директор школы (Украина, Крым) и Фирсов Виктор Васильевич - кандидат педагогических наук, руководитель центра Образование для всех, г. Москва.
Применение технологии уровневой дифференциации на уроках географии
Наиболее эффективна и удобна, на мой взгляд, внутриклассовая дифференциация, состоящая из различных индивидуальностей, т.е. гетерогенной группы. В гетерогенной группе создаются наиболее благоприятные условия для взаимообогащения опыта, необходимого для развития каждого ребенка. В условиях такой группы возникаем вопрос о внутреннем дифференцированном подходе.
Прежде всего, необходимо выяснить уровень развития ученика. Уровень развития ученика - исходный пункт. Следовательно, его надо определить до начала обучения. Без знания уровня развития ученика невозможно его правильное обучение. Иначе ведь, неизвестно, что следует предписать, с чем нужно установить связь.
Для правильного педагогического диагностирования можно использовать теорию дифференцированного подхода. Необходимо подготовить задания 3-х уровнего контроля знаний по географии
1. Подготовка трех вопросов на репродуктивном уровне, когда от учащихся требуется дать определение понятий, законов, применить полученные знания в простейших учебных действиях. Ответы оцениваются в один балл, и тогда, ответив на все вопросы, учащийся получает отметку 3.
Например: вопросы по экономической географии России 9 класс
А) Что такое специализация и кооперирование?
Б) Назвать центры размещения черной металлургии в России
В) Перечислить крупнейшие бассейны каменного угля в России
2. Второй блок вопросов конструктивно-описательного и конструктивно - аналитического уровня характеризуется самостоятельным применением имеющейся информации на основе ранее усвоенного алгоритма. Требуется описать изучаемое явление, выявить его особенности, провести анализ, обобщить, систематизировать.
Формулировка вопроса начинается со слов: Почему?, Сравните..., Как объяснить...?. Например: Экономическая география 9 класс.
- В чем вы видите различия между понятиями трудоемкое иметаллоемкое машиностроение? Привести подтверждающие примеры
За правильный ответ хотя бы на один из трёх вопросов ученик получает еще один балл. В итоге 4.
3. Вопросы на проблемном, творческом уровне предназначены для учащихся, проявляющих склонности к географии. Это вопросы для тех, кто углубленно изучает предмет. Требуется умение ученика оценивать, доказывать, моделировать, прогнозировать.
Например: Экономическая и социальная география мира 10 класс.
-Каковы первопричины возникновения одной из глобальных проблемчеловечества - продовольственной?
С той же целью можно использовать и тестирование на уроке.
На практике получается, что ученики второго уровня могут выполнить задания более глубокого содержания. А некоторые отличники вытягивают только репродуктивный уровень. Это прилежные ученики, обладающие прекрасной памятью, способные дать точные определения, пересказать выученное и получать на данном этапе 5. Однако они не способны в дальнейшем к творческой, поисковой работе.
Проведя такое исследование можно увидеть количество детей работающих на репродуктивном, конструктивно-описательном, конструктивно-аналитическом и творческом уровнях.
Соответственно этому нужно готовить методическое обеспечение так, чтобы способные ученики получали соответствующие по уровню задания, и слабым они были по плечу, иначе снижается мотивация, обучения, теряется интерес к предмету.
Мне понравилась система разноуровневых практических работ по географии в 10 классе, разработанная Григорьевой ТВ., учителем географии школы № 10 Великого Новгорода. Практические работы составлены на трех уровнях сложности - базовом, общем и продвинутом.
На базовом уровне практические работы определяются программой и могут выполняться с использованием инструктивных карточек.
На общем уровне ученики больше анализируют, сравнивают, обобщают. Практические работы становятся более сложными по характеру выполнения.
На продвинутом уровне самостоятельность учащихся выше, практическая работа становится творческой по содержанию.
Например, при изучении темы Африка на базовом уровне составляется экономико-географическая характеристика ЮАР, на общем - проводится сравнительная ЭГХ ЮАР и страны Азии (по выбору).
При введении понятия ресурсообеспеченность, учащиеся выполняют практическую работу и самостоятельно решают проблему: влияет ли ресурсообеспеченность страны на степень ее развития?
Сложность выдвигаемой проблемы увеличивается от базового уровня к продвинутому. На базовом уровне работа предлагается по инструктивным карточкам. На общем уровне определяются регионы с разной степенью обеспеченности ресурсами, и делается вывод о соответствии степени ресурсообеспеченности и уровня развитости страны. На продвинутом уровне предлагается составить анализ и привести доказательства, используя различные источники информации и контурные карты.
Применение системы разноуровневых практических работ возможно в обычном классе. Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности. Ученики, претендующие на оценки 4 и 5, заинтересованы в выполнении более сложного задания. Им хочется попробовать свои силы, хочется повысить уровень своих знаний и умений. То есть применение дифференцированных заданий, практических работ, стимулирует мотивацию обучения.
При проведении тематического контроля можно использовать систему зачета по методике Фирсова. Это дает, возможность каждому ученику выполнить обязательный минимум географических знаний, при оптимальном расходовании сил и средств учителя.
Основные условия эффективного осуществления дифференцированного обучения.
1.Требования к учащимся при дифференцированном обучении не должны быть занижены. Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабоуспевающих учащихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных учащихся углубляли бы программные знания. Основной принцип дифференциации - дифференциация помощи учащимся со стороны учителей без существенного снижения сложности содержания.
2.Обязательное условие организации дифференцированного обучения - знание учителем уровня обученности и развития познавательных умений учащихся, их индивидуально-типологическим особенностей. Методика разделения учащихся на разноуровневые группы предполагает подвижность этих групп и смену их состава.
3.Эфективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся в зависимости от конкретных учебно-воспитательных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня их обучения.
4.Условия реализации дифференцированного обучения:достаточный набор дидактических материалов(задания, инструкции и т.п.) - систематический контроль учителя и оценка им учебного труда учащихся; - сознательное обучение учащихся приём познавательной деятельности
В практике обучения наиболее распространены различные способы дифференциации самостоятельной работы учащихся.
Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи:1)обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения географических знаний и умений; 2)симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников; 3)содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.
Дифференцированные задания целесообразно использовать при изучении нового материала, при проверке знаний учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания.Самостоятельная учебная работа в школе и дома - это два взаимосвязанных этапа, которые дополняют друг друга. При составлении домашних заданий так же необходимо осуществлять дифференцированный подход, планировать задания различной степени трудности и различного объема с учетом реальных возможностей и интересов учащихся.
Для облегчения работы учителя и учащихся, можно составить сборник дифференцированных заданий, в котором вопросы и задания должны быть сгруппированы по отдельным разделам, в каждом из которых представлены задания базового и продвинутого уровня. В базовый уровень входят задания для учащихся со средним и низким уровнем обученности, в продвинутый, соответственно, - задания для сильных учеников.
Список используемой литературы.
Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам естественного цикла Л., 1991
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М, 1995
Гроот Р. Дифференциация в образовании Директор, 1994, №5
ГузшсН-ТХ Учись учиться М., 1991
Диасрвсг Л. Избранные ранние педагогические произведения М., 1956
Кушнир Л.М. Методический плюрализм и научная педагогика Москва, 11ародное образование, 2004
Кукушин B.C. Современные педагогические технологии Ростов-на-Дону, 2004
Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения М., 1994
ЛиЙметс Х.Й. Групповая работа на уроке М., 1975
Полат Б.С. Ноные педагогические технологии: Пособия для учителей М., 1997
Подласый И.П. Педагогика М., 1999
Рожина Л.Н Актуальные проблемы дифференцированного обучения Минск. 1992
Российская социологическая энциклопедия. под ред. Осинова Г.В. М., 1998
14.Сслевко Г.К. Дифференциация обучения Ярославль, 199515.Селевко Г.К. Технологии дифференциации и индивидуализации
обучения М., 2002
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии 1988
Фирсов ВВ. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов"
ТЕСТЫ ПО ГЕОГРАФИИ
ТЕМА: ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
Создатель первого в мире глобуса:
1) Геродот 3)Валь Дземюллер
2)Птолемей 4)Бехайм
2. Установите соответствие между датой и событием:
1492 г. А) открытие морского пути в Индию
1497-1499гг. Б) открытие Америки
1519-1522гг. В) первое кругосветное плавание
1492 г. Г) создание первого глобуса
3. В первой экспедиции Христофора Колумба участвовало
5 кораблей 3) 8 кораблей
3 корабля 4) 4 корабля
4.Впервые измерил и наиболее точно указал размеры Земли
Пифагор Самосский
Птолемей Клавдий
Эратосфен Киренский
Бехайм Мартин
5. В первом кругосветном путешествии был открыт:
1) мыс Доброй Надежды 3) архипелаг Огненная Земля
2) Берингов пролив 4) остров Гренландия
6. Морской путь в Индию был открыт экспедицией:
1) Фернандо Магеллана 3) Васко да Гама
2) Христофора Колумба 4) Марко Поло
7.Какой географический объект назван в честь Христофора Колумба:
1) остров 3) залив
2) государство 4) пролив
8 Путешественник, совершивший хождение за три моря:
1)Марко Поло 3) Афанасий Никитин
2) Христофор Колумб 4) Клавдий Птолемей
9. Установите соответствие между исследователем и регионом, который он изучал.
1) С.П.Крашенинников А) Уссурийский край
2) Н.П. Пржевальский Б) полуостров Камчатка
3) Х.П. Лаптев В) полуостров Таймыр
Г) Северный Кавказ
10.Установите соответствие между российским ученым и его вкладом в географическую науку.
1) В.В. Докучаев А) создал учение о биосфере
2)В.Н.Татищев Б) исследовал климаты Земли
3)В.В.Вернадский В) создал учение о зональности почв
Г) впервые дал географическое описание природы России
11. Доказательства шарообразности Земли принадлежат:
1) Птолемею 3) Страбону
2) Аристотелю 4) Эратосфену
12. Первым европейцем, посетившим Китай, был:
1)Афанасий Никитин 3)Марко Поло
2) Васко да Гама 4) Семен Дежнев
13. Имя великого путешественника, в честь которого назвали море, пролив, архипелаг, остров:
1) В.А.Обручев 3) В.Беринг
2) И.В.Черский 4) С.Дежнев
14.Кому принадлежат слова Могущество Российское прирастать будет Сибирью
1)Петру Первому 3)М.В.Ломоносову
2) Л.С.Бергу 4)В.Н.Татищеву
Ответы:
4
1-Б, 2-А, 3-В, 4-Г.
2
3
2
3
2
3
1-Б, 2-А, 3-В
1-В, 2-Г, 3-А
2
3
3
3
Тема: Литосфера (6 класс )
1 уровень
а) Назовите три внутренние оболочки земли. Дайте им краткую характеристику.
б) Приведите примеры магматических горных пород. Как они образуются? Как используются человеком?
в) Приведите примеры осадочных пород. На какие группы их подразделяют? Как они образуются?
2 уровень
а) Какие способы изучения недр Земли существуют? Почему необходимо изучать земные глубины?
б) Каково происхождение горных пород, слагающих вашу местность?
в) Какие факты доказывают существование медленных вертикальных колебаний земной коры?
3 уровень
а) Какие породы образовались первично, а какие – вторично: магматические, осадочные или метаморфические? Объясните свою точку зрения.
б) Какая горная порода лишняя:
известняк, песок, гранит, глина.
Объясните почему.
в) Где больше действующих вулканов – на суше или на дне океана? Попытайтесь обосновать свою точку зрения.
СХЕМА № 1
Диффиренциация по индивидуально-психологическим особенностям
Диффиренциация по организационной форме обучения
Диффиренциация по содержанию работы с детьми
Диффиренциация по форме оказания педагогической помощи
Диффиренциация по организационному уровню
По возрастному составу
По половым признакам
По области
интересов
По уровню достижений
По личностно-психологическим типам
По уровню
здоровья
Организация малых групп
Фронтальная форма
Пары смешанного состава
Индивидуальная работа
Задания разной степени трудности
Разные по содержанию задания
Гибкие вариативные программы
Совместно выполненные задания
Частичный образец выполнения задания
Вспомогательные вопросы
Алгаритмические предписания
Указания
Инструкции
Вспомогатель ные упражнения
По типу школ
Внутришкольная
В параллели
Межклассная
Внутриклассная
Средняя общеобразовательная школа №4 города Буденновска
Буденновского района
Опыт работы по теме:
Применение технологии уровневой дифференциации на уроках географии
учителя географии Башаровой Светланы Владимировны
2023 год
ВВЕДЕНИЕ
Технология уровневой дифференциации является одной из традиционных технологий в педагогике и методике обучения географии. Социальная значимость дифференцированного подхода усиливается в период гуманизации школьного образования. Это связано с тем, что дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей через вариативную организацию учебного процесса. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различны, но близки к среднему значению, характерному для любой технологии. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного уважения, дают ощущение творческой свободы и приносят радость. Для достижения лучших результатов педагог должен применять разнообразные формы, методы и средства обучения, усиливать самостоятельную работу для отдельных сильных учеников и дозировать нагрузку дня слабых.
На мой взгляд, наиболее оптимально решает эти задачи технология уровневой дифференциации. Поэтому я изучаю теоретические основы этой технологии и использую её возможности на практике. Дифференциация в переводе с латинского difference означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это: I) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная, однородная, группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Общие психологические подходы к дифференцированному обучению в конце 19 века обосновали В. Штерн и Э. Клапаред. Были разработаны различные варианты организации городской школьной сети, а также учебно-воспитательного процесса, в частности индивидуализированного обучения системы.
В современной школьной практике дифференцированное обучение в сочетании с единством базового образования, рассматривается в качестве определяющего фактора демократизации и гуманизации обучения. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.
Целевые ориентации
Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Выделяют следующие виды дифференциации:
1. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, следует различать дифференциацию:
По возрастному составу (школьные классы, разновозрастные параллели)
По половому признаку (группы, команды, классы)
По области интересов (организация кружковой работы, гуманитарные группы)
По уровню достижений (уровню умственного развития, знаний, умений, навыкам)
По личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту)
По уровню здоровья (группы здоровья)
2. По организационной форме обучения можно выделить:
-фронтальную форму организации детей
- организацию малых групп
- объединение детей в пары сменного состава - - индивидуальную работу с детьми
3. По содержанию работы с детьми:
-подбор заданий, отличающихся при общей образовательной цели разной степени сложности
- подбор разных по мотивировке, содержанию заданий
- использование гибких вариантных программ
4. По форме оказания педагогической поддержки:
совместное выполнение заданий
частичный образец выполнения задания
алгоритмическое описание
сопутствующие указания, инструкции
вспомогательные упражнения и т.д.
5. По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:
-региональную - по типу школ (гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, );
внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки)
в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения);
межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).
Описанные виды дифференциации представлены в схеме I, дающей представление о том, что все они взаимосвязаны и могут быть использованы на разных этапах обучения.
Особенности дифференциации по уровню
Дифференциация по уровню развития не получает в современной педагогике однозначной оценки: в ней имеется наряду с положительными, и некоторые отрицательные аспекты.
Уровневая дифференциация
Положительные аспекты
Отрицательные аспекты
Исключаются, неоправданные и нецелесообразные для общества, уравниловка и усреднение детей.
У учителя появляется возможность помогать слабому ученику, уделять внимание сильному.
Отсутствие в классе неуспевающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают
возможность испытывать учебный
успех, избавиться от комплекса
неполноценности.
Повышается уровень мотивации
учения в сильных группах.
В группе, где собраны одинаковые
дети, ребенку легче учиться.
Деление детей по уровню развития негуманно.
Высвечивается социально-экономическое неравенство.
Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.
Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
Понижается уровень Я - концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс: в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
Понижается уровень мотивации в слабых группах.
Перекомплектование разрушает классные коллективы.
Над применением дифференцированного подхода в обучении работало большое количество людей. Особый вклад в развитие этой технологии внесли Гузик Николай Петрович - заслуженный учитель РФ, директор школы (Украина, Крым) и Фирсов Виктор Васильевич - кандидат педагогических наук, руководитель центра Образование для всех, г. Москва.
Применение технологии уровневой дифференциации на уроках географии
Наиболее эффективна и удобна, на мой взгляд, внутриклассовая дифференциация, состоящая из различных индивидуальностей, т.е. гетерогенной группы. В гетерогенной группе создаются наиболее благоприятные условия для взаимообогащения опыта, необходимого для развития каждого ребенка. В условиях такой группы возникаем вопрос о внутреннем дифференцированном подходе.
Прежде всего, необходимо выяснить уровень развития ученика. Уровень развития ученика - исходный пункт. Следовательно, его надо определить до начала обучения. Без знания уровня развития ученика невозможно его правильное обучение. Иначе ведь, неизвестно, что следует предписать, с чем нужно установить связь.
Для правильного педагогического диагностирования можно использовать теорию дифференцированного подхода. Необходимо подготовить задания 3-х уровнего контроля знаний по географии
1. Подготовка трех вопросов на репродуктивном уровне, когда от учащихся требуется дать определение понятий, законов, применить полученные знания в простейших учебных действиях. Ответы оцениваются в один балл, и тогда, ответив на все вопросы, учащийся получает отметку 3.
Например: вопросы по экономической географии России 9 класс
А) Что такое специализация и кооперирование?
Б) Назвать центры размещения черной металлургии в России
В) Перечислить крупнейшие бассейны каменного угля в России
2. Второй блок вопросов конструктивно-описательного и конструктивно - аналитического уровня характеризуется самостоятельным применением имеющейся информации на основе ранее усвоенного алгоритма. Требуется описать изучаемое явление, выявить его особенности, провести анализ, обобщить, систематизировать.
Формулировка вопроса начинается со слов: Почему?, Сравните..., Как объяснить...?. Например: Экономическая география 9 класс.
- В чем вы видите различия между понятиями трудоемкое иметаллоемкое машиностроение? Привести подтверждающие примеры
За правильный ответ хотя бы на один из трёх вопросов ученик получает еще один балл. В итоге 4.
3. Вопросы на проблемном, творческом уровне предназначены для учащихся, проявляющих склонности к географии. Это вопросы для тех, кто углубленно изучает предмет. Требуется умение ученика оценивать, доказывать, моделировать, прогнозировать.
Например: Экономическая и социальная география мира 10 класс.
-Каковы первопричины возникновения одной из глобальных проблемчеловечества - продовольственной?
С той же целью можно использовать и тестирование на уроке.
На практике получается, что ученики второго уровня могут выполнить задания более глубокого содержания. А некоторые отличники вытягивают только репродуктивный уровень. Это прилежные ученики, обладающие прекрасной памятью, способные дать точные определения, пересказать выученное и получать на данном этапе 5. Однако они не способны в дальнейшем к творческой, поисковой работе.
Проведя такое исследование можно увидеть количество детей работающих на репродуктивном, конструктивно-описательном, конструктивно-аналитическом и творческом уровнях.
Соответственно этому нужно готовить методическое обеспечение так, чтобы способные ученики получали соответствующие по уровню задания, и слабым они были по плечу, иначе снижается мотивация, обучения, теряется интерес к предмету.
Мне понравилась система разноуровневых практических работ по географии в 10 классе, разработанная Григорьевой ТВ., учителем географии школы № 10 Великого Новгорода. Практические работы составлены на трех уровнях сложности - базовом, общем и продвинутом.
На базовом уровне практические работы определяются программой и могут выполняться с использованием инструктивных карточек.
На общем уровне ученики больше анализируют, сравнивают, обобщают. Практические работы становятся более сложными по характеру выполнения.
На продвинутом уровне самостоятельность учащихся выше, практическая работа становится творческой по содержанию.
Например, при изучении темы Африка на базовом уровне составляется экономико-географическая характеристика ЮАР, на общем - проводится сравнительная ЭГХ ЮАР и страны Азии (по выбору).
При введении понятия ресурсообеспеченность, учащиеся выполняют практическую работу и самостоятельно решают проблему: влияет ли ресурсообеспеченность страны на степень ее развития?
Сложность выдвигаемой проблемы увеличивается от базового уровня к продвинутому. На базовом уровне работа предлагается по инструктивным карточкам. На общем уровне определяются регионы с разной степенью обеспеченности ресурсами, и делается вывод о соответствии степени ресурсообеспеченности и уровня развитости страны. На продвинутом уровне предлагается составить анализ и привести доказательства, используя различные источники информации и контурные карты.
Применение системы разноуровневых практических работ возможно в обычном классе. Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности. Ученики, претендующие на оценки 4 и 5, заинтересованы в выполнении более сложного задания. Им хочется попробовать свои силы, хочется повысить уровень своих знаний и умений. То есть применение дифференцированных заданий, практических работ, стимулирует мотивацию обучения.
При проведении тематического контроля можно использовать систему зачета по методике Фирсова. Это дает, возможность каждому ученику выполнить обязательный минимум географических знаний, при оптимальном расходовании сил и средств учителя.
Основные условия эффективного осуществления дифференцированного обучения.
1.Требования к учащимся при дифференцированном обучении не должны быть занижены. Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабоуспевающих учащихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных учащихся углубляли бы программные знания. Основной принцип дифференциации - дифференциация помощи учащимся со стороны учителей без существенного снижения сложности содержания.
2.Обязательное условие организации дифференцированного обучения - знание учителем уровня обученности и развития познавательных умений учащихся, их индивидуально-типологическим особенностей. Методика разделения учащихся на разноуровневые группы предполагает подвижность этих групп и смену их состава.
3.Эфективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся в зависимости от конкретных учебно-воспитательных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня их обучения.
4.Условия реализации дифференцированного обучения:достаточный набор дидактических материалов(задания, инструкции и т.п.) - систематический контроль учителя и оценка им учебного труда учащихся; - сознательное обучение учащихся приём познавательной деятельности
В практике обучения наиболее распространены различные способы дифференциации самостоятельной работы учащихся.
Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи:1)обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения географических знаний и умений; 2)симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников; 3)содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.
Дифференцированные задания целесообразно использовать при изучении нового материала, при проверке знаний учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания.Самостоятельная учебная работа в школе и дома - это два взаимосвязанных этапа, которые дополняют друг друга. При составлении домашних заданий так же необходимо осуществлять дифференцированный подход, планировать задания различной степени трудности и различного объема с учетом реальных возможностей и интересов учащихся.
Для облегчения работы учителя и учащихся, можно составить сборник дифференцированных заданий, в котором вопросы и задания должны быть сгруппированы по отдельным разделам, в каждом из которых представлены задания базового и продвинутого уровня. В базовый уровень входят задания для учащихся со средним и низким уровнем обученности, в продвинутый, соответственно, - задания для сильных учеников.
Список используемой литературы.
Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам естественного цикла Л., 1991
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М, 1995
Гроот Р. Дифференциация в образовании Директор, 1994, №5
ГузшсН-ТХ Учись учиться М., 1991
Диасрвсг Л. Избранные ранние педагогические произведения М., 1956
Кушнир Л.М. Методический плюрализм и научная педагогика Москва, 11ародное образование, 2004
Кукушин B.C. Современные педагогические технологии Ростов-на-Дону, 2004
Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения М., 1994
ЛиЙметс Х.Й. Групповая работа на уроке М., 1975
Полат Б.С. Ноные педагогические технологии: Пособия для учителей М., 1997
Подласый И.П. Педагогика М., 1999
Рожина Л.Н Актуальные проблемы дифференцированного обучения Минск. 1992
Российская социологическая энциклопедия. под ред. Осинова Г.В. М., 1998
14.Сслевко Г.К. Дифференциация обучения Ярославль, 199515.Селевко Г.К. Технологии дифференциации и индивидуализации
обучения М., 2002
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии 1988
Фирсов ВВ. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов"
ТЕСТЫ ПО ГЕОГРАФИИ
ТЕМА: ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
Создатель первого в мире глобуса:
1) Геродот 3)Валь Дземюллер
2)Птолемей 4)Бехайм
2. Установите соответствие между датой и событием:
1492 г. А) открытие морского пути в Индию
1497-1499гг. Б) открытие Америки
1519-1522гг. В) первое кругосветное плавание
1492 г. Г) создание первого глобуса
3. В первой экспедиции Христофора Колумба участвовало
5 кораблей 3) 8 кораблей
3 корабля 4) 4 корабля
4.Впервые измерил и наиболее точно указал размеры Земли
Пифагор Самосский
Птолемей Клавдий
Эратосфен Киренский
Бехайм Мартин
5. В первом кругосветном путешествии был открыт:
1) мыс Доброй Надежды 3) архипелаг Огненная Земля
2) Берингов пролив 4) остров Гренландия
6. Морской путь в Индию был открыт экспедицией:
1) Фернандо Магеллана 3) Васко да Гама
2) Христофора Колумба 4) Марко Поло
7.Какой географический объект назван в честь Христофора Колумба:
1) остров 3) залив
2) государство 4) пролив
8 Путешественник, совершивший хождение за три моря:
1)Марко Поло 3) Афанасий Никитин
2) Христофор Колумб 4) Клавдий Птолемей
9. Установите соответствие между исследователем и регионом, который он изучал.
1) С.П.Крашенинников А) Уссурийский край
2) Н.П. Пржевальский Б) полуостров Камчатка
3) Х.П. Лаптев В) полуостров Таймыр
Г) Северный Кавказ
10.Установите соответствие между российским ученым и его вкладом в географическую науку.
1) В.В. Докучаев А) создал учение о биосфере
2)В.Н.Татищев Б) исследовал климаты Земли
3)В.В.Вернадский В) создал учение о зональности почв
Г) впервые дал географическое описание природы России
11. Доказательства шарообразности Земли принадлежат:
1) Птолемею 3) Страбону
2) Аристотелю 4) Эратосфену
12. Первым европейцем, посетившим Китай, был:
1)Афанасий Никитин 3)Марко Поло
2) Васко да Гама 4) Семен Дежнев
13. Имя великого путешественника, в честь которого назвали море, пролив, архипелаг, остров:
1) В.А.Обручев 3) В.Беринг
2) И.В.Черский 4) С.Дежнев
14.Кому принадлежат слова Могущество Российское прирастать будет Сибирью
1)Петру Первому 3)М.В.Ломоносову
2) Л.С.Бергу 4)В.Н.Татищеву
Ответы:
4
1-Б, 2-А, 3-В, 4-Г.
2
3
2
3
2
3
1-Б, 2-А, 3-В
1-В, 2-Г, 3-А
2
3
3
3
Тема: Литосфера (6 класс )
1 уровень
а) Назовите три внутренние оболочки земли. Дайте им краткую характеристику.
б) Приведите примеры магматических горных пород. Как они образуются? Как используются человеком?
в) Приведите примеры осадочных пород. На какие группы их подразделяют? Как они образуются?
2 уровень
а) Какие способы изучения недр Земли существуют? Почему необходимо изучать земные глубины?
б) Каково происхождение горных пород, слагающих вашу местность?
в) Какие факты доказывают существование медленных вертикальных колебаний земной коры?
3 уровень
а) Какие породы образовались первично, а какие – вторично: магматические, осадочные или метаморфические? Объясните свою точку зрения.
б) Какая горная порода лишняя:
известняк, песок, гранит, глина.
Объясните почему.
в) Где больше действующих вулканов – на суше или на дне океана? Попытайтесь обосновать свою точку зрения.
СХЕМА № 1
Диффиренциация по индивидуально-психологическим особенностям
Диффиренциация по организационной форме обучения
Диффиренциация по содержанию работы с детьми
Диффиренциация по форме оказания педагогической помощи
Диффиренциация по организационному уровню
По возрастному составу
По половым признакам
По области
интересов
По уровню достижений
По личностно-психологическим типам
По уровню
здоровья
Организация малых групп
Фронтальная форма
Пары смешанного состава
Индивидуальная работа
Задания разной степени трудности
Разные по содержанию задания
Гибкие вариативные программы
Совместно выполненные задания
Частичный образец выполнения задания
Вспомогательные вопросы
Алгаритмические предписания
Указания
Инструкции
Вспомогатель ные упражнения
По типу школ
Внутришкольная
В параллели
Межклассная
Внутриклассная