Публикации Обмен опытом «Работа над экопроектом»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обмен опытом «Работа над экопроектом»
Автор: Муравицкая Елена Сергеевна

Обмен опытом «Работа над экопроектом»Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора, а как её понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней всего живого и прекрасного. А.С. Арсеньев Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. В соответствии с ФГОС на смену традиционному приходит продуктивное обучение. Назрела необходимость продумать содержание всей работы, в том числе по экологическому воспитанию. В современных условиях педагогу необходимо выбирать более новые универсальные и эффективные средства, направленные на освоение основ экологической культуры. Одним из таких средств является проектная деятельность. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития детей и одновременно формирование определённых личностных качеств. Меня как учителя биологии и химии всегда интересовала эта деятельность, так как она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить её до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проектной деятельности дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика). Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из потребностей и интересов, развивают его как личность. Последнее десятилетие работы в школе связано с моим непосредственным участием в экологическом воспитании школьников, именно с проектно - исследовательской деятельностью. В течение последних лет я работаю над методической темой «Как подготовить и провести проектно – исследовательскую работу». Опишу  кратко свой  опыт организации проектно-исследовательской деятельности.   Прежде всего,   я стараюсь  заинтересованность детей в работе над проектом,  мотивировать  их . Систематическое и последовательное включение учеников в решение экологических задач с использованием краеведческого материала, обуславливает готовность учащихся к решению различных проблемных ситуаций, которые могут возникать в будущей профессиональной и личной жизни. В основе каждого проекта лежит какая-то проблема. Для того чтобы её решить, предстоит приобрести опыт исследовательской, поисковой, проблемной деятельности, научиться собирать данные, обрабатывать их, т.е. систематизировать и анализировать, уметь интегрировать знания. Мы с детьми выясняем, зачем и почему им следует выполнять проект, каково его значение для общества, какова основная задача.  Так на протяжении нескольких лет наша школа постоянный участник в муниципальном конкурсе школьников «Лучший ЭКО проект».Принимаем участи во Всероссийских конкурсах для детей и молодежи, научно - практических конференциях школьников. Учащиеся школы работали над проектами «Благоустройство школьного двора», «Тропа здоровья», «Здоровое питание школьников», в рамках которого старшеклассники проводили анкетирование всех учащихся школы по разработанным анкетам с целью выявления нарушений в организации ежедневного питания детей, разрабатывали рекомендации. Итоги были подведены на общешкольной конференции. В этом учебном году приняли участие на платформе Сириус в Региональном конкурсе опытно-исследовательских работ научное направление: «Юный агроном» "Яблонная плодожорка: как защитить сад от ненасытного вредителя?". В дальнейшем времени с моей наставляемой Махровой Яной планируем продлиить исследовательскую работу в этом направлении.  Конечно же не исключаю работу с родителями. Родители получали Памятки "Ваш ребенок выполняет экологический проект". Она разработана специально для родителей, где указана их роль в помощи ребёнку. Не все проекты можно выполнить в школе. Большую помощь детям могут оказать родители по сбору информации, в описательной части работы и её оформлении.  Однако при этом очень важно, чтобы они не брали на себя выполнении  большей части работы. А вот проявить заинтересованность к работе, помощь советом, информацией – это важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении работы. Дети не однократно  готовили работы и участвовали в семейных экологических  проектах. Хочется привести пример семью Кочетковых.Также совместно с родителями дети выполняли такие проекты:
  • «Школьный двор»
  • «Путешествие в страну здоровья»
  • «Моя малая родина»
  • «Проект «Мусор от А до Я»
  • Семейные экологические проекты
  • Количество ребят, желающих изучать свой край, участвовать в исследовательских проектах, с каждым годом увеличивается.Актуальность моего педагогического опыта в текущем учебном году выражается в реализации проекта по экологическому воспитанию обучающихся 5 классов «Живая планета».
  • Практическая значимость проекта
  • Мероприятия по реализации проекта ориентирует учащихся включаться в практико-ориентированную деятельность по изучению региональной экологической ситуации своего района, выявлению источников загрязнения и улучшения среды обитания.
  • Ребята на практике учатся давать эколого-экономическую оценку ресурсов района, края, находить пути решения проблем рационального природопользования. Учатся выявлять источники загрязнения и пути борьбы с ними.
  • Сроки реализации – 2года (период с 2023 по 2025 год).
  • Ожидаемые конечные результаты
  • Реализация проекта по экологическому воспитанию учащихся школы позволит:
  • - нести ответственность за судьбу природы своей Родины, понимать необходимость беречь свой дом, свою Землю;
  • - осознавать учащимися важность роли экологии в решении глобальных проблем современности;
  • - повысить общую экологическую культуру учащихся, учителей и родителей;
  • - улучшить экологическую ситуацию вокруг школы и городе;
  • - превратить школу в центр экологического просвещения и воспитания.
  • Изучение окружающего мира через исследовательскую и проектную деятельность. Моя наставническая деятельность будет продолжаться в рамках этой программы, а именно в выборе и разработке актуальных экологических тем и воплощении в научно - исследовательких проектных работах.