Публикации мастер-класс "Фронтовые концертные бригады"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: мастер-класс "Фронтовые концертные бригады"
Автор: Мельникова Тамара Вячеславовна Панова Галина Юрьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы
с углублённым изучением отдельных предметов
Методическая разработка
мастер – класса
Разработчики:
Панова Галина Юрьевна - учитель русского языка и литературы
Мельникова Тамара Вячеславовна – учитель математики
Мастер-класс ФРОНТОВЫЕ КОНЦЕРТНЫЕ БРИГАДЫ
Цель:
создать синквейн по песням военных лет; способствовать формированию уважительного отношения к историческому прошлому своего народа
Задачи:
повышение общей речевой культуры школьника,
расширение словарного запаса учащихся,
умение использовать выразительные средства языка, отбор стилистических средств сообразно ситуации,
развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения ВОВ.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, фонограммы песен.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I.Слово учителя. Обращение к команде.
Уважаемые ребята! Вы прибыли на станцию ФРОНТОВЫЕ КОНЦЕРТНЫЕ БРИГАДЫ
Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на наш народ в годы Великой Отечественной войны, не ослабевал интерес к настоящему искусству. Настоящим событием для наших бойцов были выступления фронтовых концертных бригад. Песня встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным дорогам до Победы. Песня помогала народу выстоять в то суровое время.
Прошли десятилетия с той поры, страна залечила раны, но песни военных лет звучат и сегодня, тревожа сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Сколько их... прекрасных и незабываемых, со своей историей, со своей судьбой.
Для советских воинов артисты провели 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч . Не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые бригады.
Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Артисты, рискуя жизнью, своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Концерты давали в лесах и полях, на военных кораблях и аэродромах, в городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакуационных пунктах.
Наравне с фронтовиками и тружениками тыла фронтовые концертные бригады приближали победу, поддерживая моральный дух и стойкость всех тех, от кого исход войны зависел напрямую. Представители творческих профессий постоянно собирали деньги на закупку военной техники для действующей армии. Только на средства артистов Малого театра было построено 12 истребителей-бомбардировщиков Як-9Б , которые поступили на вооружение одной из эскадрилий 909-го истребительного авиаполка.
II. Постановка задач.
Сегодня у нас есть возможность почувствовать себя частью того творческого процесса, который осуществляли фронтовые артисты. Концертные бригады на войне исполняли и сочиняли песни и стихи о том, что происходило вокруг, что было действительно, реально, понятно для их публики.
А понятно было то, что кругом война, пуля может настичь в любую минуту, что родные далеко, но надо держаться, надо стараться выжить, несмотря ни на что, и обязательно вернуться к тем, кто любит и ждет.
В наши дни, когда над головой уже мирное небо, от того сурового времени остался только след воспоминаний людей, побывавших на войне. След, который и вылился в песни, стихи и книги. Сейчас мы попробуем прочувствовать то, что испытывали люди тогда, в дни войны, слушая песни. А затем выразим свои эмоции в форме синквейна.
Синквейн (от фр.cinquains, англ.cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн– это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Чтобы было проще справиться с задачей написания синквейна, наша работа будет разделена на три этапа:
Сруны войны. Он состоит в прослушивании песни, на основе которой будет строиться идея вашего будущего синквейна.
Мастерская пера. Это время, когда ваша команда, вдохновившись песней и иллюстрациями, составляет синквейн.
Сильные слова. Последний этап, в котором результатом вашей работы становится синквейн, рассказывающий о том, какие эмоции вызвали у вас песни о войне.
III. Постановка задачи для первой команды
1 этап. Струны войны
Как вы думаете, может ли снег гореть, может ли он быть просто горячим?
По законам физики, наверное, нет. Но когда перед человеком мчится жесточайшая война, когда все время рядом горе, кровь, боль, уже невозможно вспомнить, существуют ли, вообще, эти законы. И снег становится невыносимо горяч. Обжигает глаза, разум, душу. И больше не остывает, остаётся таким горячим навсегда…
Звучит песня Горячий снег
Автор музыки Александра Пахмутова
Автор слов Михаил Львов
2 этап. Мастерская пера.
Участники вступают в диалог, рассматривают иллюстрации для более полного восприятия, предлагают идеи для создания синквейна.
3 этап. Сильные слова.
Результат работы первой команды:
Снег
Горячий, кровавый
Падает, навевает, тает
Напоминает о войне
Память
IV. Постановка задачи для второй команды
1 этап. Струны войны
Очень часто звучит вопрос: За что воевали наши деды и прадеды? И ответов на него тысячи…. Каждый за своё. Кто-то за всю Родину, кто-то за жизнь, кто-то за свой дом, а кто-то скажет, что за синий платочек. Почему? Да потому что война отрезала человека от прошлого его мира. И вся жизнь его теперь была в этом синем платочке, который остаётся единственной ниточкой, связывающей с другой, мирной жизнью. Это была нить, привязывающая человека к прошлому, нить, которая позволяла ему тянуться к будущему и верить…верить в то, что придет победа…
Звучит песня Синий платочек
Автор музыки— польский музыкант Ежи Петерсбурский.
Автор слов первой версии и названия песни— Яков Гольденберг (Галицкий).
Самый известный текст песни (Галицкого в редакции Максимова) в исполнении Клавдии Ивановны Шульженко.
2 этап. Мастерская пера.
Участники вступают в диалог, рассматривают иллюстрации для более полного восприятия, предлагают идеи для создания синквейна.
3 этап. Сильные слова.
Результат работы второй команды:
Платочек
Синий, родной
Провожает, обещает, верит
С любящим взглядом ты постоянно со мной
Вера
V. Постановка задачи для третьей команды
1 этап. Струны войны
Этот весенний день мы празднуем всей страной каждый год. Сотни выжженных оружейным огнём суток обернулись торжественной победой. Столько жизней положено, чтобы сегодня мы встречали майское солнечное утро словом ура! и не могли определиться, почему хочется плакать: от счастья или от незатянувшейся до сих пор раны от потери близких людей. В День победы улыбаются и рыдают, ликуют… И молчат, молчат по погибшим, по тем, кто так и не увидел тот яркий май… А самое главное – память о них живет в наших сердцах!
Звучит песня День победы
Автор музыки Давид Тухманов
Автор слов Владимир Харитонов
2 этап. Мастерская пера.
Участники вступают в диалог, рассматривают иллюстрации для более полного восприятия, предлагают идеи для создания синквейна.
3 этап. Сильные слова.
Результат работы третьей команды:
День победы!
Долгожданный, торжественный
Приближали , прошли, вернулись
Это праздник со слезами на глазах
Память!
Каждая команда не просто составила свой синквейн, но и оформила его в виде транспаранта на вагон в составе эшелона Победы
VI. Подведение итогов.
Нужны ли сегодняшнему поколению песни, написанные о Великой Отечественной войне? Война давно закончилась…стоит ли бередить душу воспоминаниями?
Нужны , обязательно нужны…чтобы помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю своей страны, Великой Отечественной войны.
Песни необходимы человеку всегда, а в то суровое время они были необходимы особенно. Песня поднимала настроение, сближала расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут дома, что бы с ними не случилось, и это придавало воинам силу.
Песни – как люди. У каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхивают ярко и скоро угасают. И лишь немногие живут долго и не стареют. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далёкие песни.
И чем больше времени отделяет нас от последних военных залпов, тем дороже становится все, даже малейшие детали, рассказывающие о том, как ковалось это грозное оружие – ФРОНТОВАЯ ПЕСНЯ.
VII. Вывод.
(Выступление команды на закрытии мероприятия)
Як-9Б взмывает в небо.
Выходит Малый театр на поклон.
Актёры собирают батальон,
Играют им далёкую победу.
Солдат надеется на сцену.
Артисты веют грустью и теплом.
Стотысячная песня напролом
Летит кровавым дням в замену.
Об этом можно говорить часами.
Синквейн наш познакомит с теми днями.